Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пушкин.. Проблема народности.. «Цыганы».



Пушкин.

Проблема народности.

Требование народности литературы было выдвинуто декабристами и входило в их понимание романтизма. Они истолковывали народность как обращение к народному языку и темам из родной истории. Пушкин подошел к этому вопросу иначе: слабость дворянских революционеров он видел в их отрыве от народа. Поэтому задачу народности литературы он понимал как изучение народной психологии, национального склада души, особенностей народного менталитета. Эти черты сильнее всего, по его мнению, отражаются в фольклоре. Преодоление разрыва с народом мыслилось им как задача культурно-психологическая. Именно эти размышления определили главные произведения Пушкина этих месяцев: поэму «Цыганы», центральные главы «Евгения Онегина» и трагедию «Борис Годунов». Они же толкнули Пушкина на изучение и собирание русского фольклора: Пушкин записывает сказки Арины Родионовны, ходит по ярмаркам и записывает народные песни. Одновременно он изучает фольклор других народов: читает немецкие сказки, Коран и другие источники народной поэзии.

«Цыганы».

Поэма была задумана и начата на юге. Сюжет ее в исходных моментах напоминает «Кавказского пленника»: герой поэмы Алеко бежит из «неволи душных городов» к свободному и простому народу – вольному племени кочевых цыган. Правда, различие в характеристиках героев выступает в самом начале: в характере Алеко больше определенности, он свободен от романтической недоговоренности, яснее подчеркнут конфликт с властью как причина бегства. Первоначально кажется, что, в отличие от Пленника, судьба Алеко сложится счастливо: уйдя из мира цивилизации и неволи, он не попадает в рабство, не делается пленником, а встречает свободу, счастье и любовь. Он находит в таборе Земфиру и делается ее счастливым супругом. Однако этот, казалось бы, счастливый поворот сюжета нужен Пушкину для того, чтобы свершить суд над романтическим героем, показать, что под свободой он понимает свободу для себя. Романтический эгоист не уважает права других людей на свободу. Соединяя жажду воли с демонической гордостью, он отделяет себя от народа.

«Вольнее птицы младость», и Земфира недолго любила Алеко: она встретила и полюбила Молодого цыгана. Но герой-индивидуалист не мог признать за ней право на такую же свободу, какой он требовал себе: Алеко убивает соперника и неверную жену. Индивидуализму романтического героя Пушкин противопоставляет простую мудрость народа: Старик, отец Земфиры, изгоняет Алеко из табора. Кровь Алеко народу не нужна, но жизнь с убийцей для него невозможна.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.