|
|||
Советские годы ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 ВАЗ-2101 — символ советского автопрома, лицензионная копия итальянского Фиат-124, «автомобиля года» Европы 1966 г., выпускавшегося также в нескольких других странах Первый полностью советский автомобиль АМО-Ф-15 был произведён заводом АМО в 1924. С этого момента начинается развитие советского автомобилестроения. В 1931—1933 гг. предприятие АМО было реконструировано и, переименованное в ЗИС, выпускало грузовики по лицензии американской фирмы Autocar, а в Нижнем Новгороде (позже Горький) в 1930—1932 было построено предприятие НАЗ (ГАЗ), выпускавшее легковые и грузовые автомобили по лицензии фирмы Ford Motor. Оба предприятия, построенные в ходе индустриализации, стали основой национального автомобилестроения и вместе с менее крупными предприятиями обеспечили к 1938 году выход СССР на первое место в Европе и второе в мире по выпуску грузовиков. До Великой Отечественной войны автомобильная промышленность СССР произвела свыше 1 млн автомобилей, значительная часть которых поступила в РККА. Во время Великой Отечественной войны автозавод ЗИС был эвакуирован в тыл, где на базе его оборудования были созданы новые автомобилестроительные предприятия УльЗИС и УралЗИС (ныне УАЗ и АЗ Урал). В годы войны получила распространение сборка автомобилей из машино-комплектов, поставлявшихся по ленд-лизу. В 1950-70-х развитие советского автомобилестроения продолжалось экстенсивными методами, причём до начала 70-х основной приоритет отдавался грузовым автомобилям, в частности, армейским многоосным тягачам и полноприводным грузовикам двойного назначения. Массовая автомобилизация СССР началась со строительством Италией под ключ в 1966—1970 гг. Волжского автомобильного завода (ВАЗ) в Тольятти и развёртыванием массового выпуска на его мощностях (660—730 тыс. ) легковых автомобилей марок Жигули и Нива (первых массовых комфортабельных полноприводных джипов, что стало достаточно передовым и для Европы). Также с нуля появилось достаточно крупное производство легковых автомобилей ИжАвто преимущественно с новым типом кузова хэтчбек. В 1976 году в строй вошёл крупнейший в Европе завод грузовых автомобилей КамАЗ, строительство которого было начато в 1969 году. С его вводом доля дизельных автомобилей в грузовом парке СССР возросла с 7-8 % до 25 %. Было положено начало дизелизации ряда других советских автомарок. К 1980-м гг. советское автомобилестроение добилось очевидных успехов в массовом производстве: по общему автопроизводству (по 2, 2 млн в 1985 и1986 годах) СССР занял пятое место в мире (уступая только Японии, США, ФРГ, Франции), по производству грузовиков — третье место, по производству автобусов — первое место. В это десятилетие были освоены принципиально новые переднеприводные легковые модели с кузовами хэтчбек и подготовлено массовое производство дизельных среднетоннажных грузовиков и автобусов. Однако, одновременно стали проявляться кризисные явления, типичные для эпохи застоя: фактически прекратился рост производства легковых автомобилей (стабилизировался на 1, 3 млн в год), при этом их доля составила немного более половины от всего автопроизводства (что намного меньше чем в развитых странах), чрезмерно затягивались НИОКР, оставалось низким качество комплектующих и сборки, сохранялся устойчивый дефицит запчастей. С распадом СССР в 1991 году советское автомобилестроение, сконцентрированное преимущественно в России, Белоруссии и Украине, распалось на национальные автомобильные промышленности, судьба которых сложилась по-разному. Постсоветская Россия:
Производство автомобилей в России в 2000—2008 годах С началом рыночных реформ в 1992 году, автомобилестроение России попало в полосу затяжного кризиса. К середине 90-х выпуск грузовых автомобилей сократился в 5, 5 раз, автобусов большого класса в 10 раз, легковых автомобилей на треть. Кардинальное обновление производственных программ российских автозаводов оказалось практически невозможным из-за слабой финансовой системы (дороговизна кредитов) и чрезмерного давления на производство расходов по социальной сфере, доставшейся автопрому со времен СССР, а также морального старения и физического износа оказавшихся избыточными производственных мощностей. В результате остановились даже заводы АЗЛКи ИЖ, выпускавшие по более чем 150 тысяч более менее востребованных рынком недорогих легковых автомобилей. В то же время, лидеры отрасли АВТОВАЗ, ГАЗ и АМО ЗИЛ смогли выпустить в 90-х новые модели, позволившие им пережить наиболее тяжёлую фазу кризиса. После дефолта и девальвации рубля 1998 года российский автопром, как и все отечественные произодители, получил кратковременную передышку, были освоены новые модели, но негативная тенденция сокращения доли рынка у отечественных производителей сохранилась. Большая часть российских автомобильных и моторных заводов была объединена в первой половине 2000-х в холдинги «Руспромавто» (ныне «Группа ГАЗ») и «Северсталь-авто» (ныне «Соллерс»). Начиная с 2002 в России нарастает сборка иномарок (в 2008 — 618, 2 тыс. ). Доля производства иностранных моделей составила в сегменте легковых автомобилей 41, 3 %, в сегменте грузовиков 7, 9 % и в сегменте автобусов 9, 8 %. С массовым открытием сборочных предприятий иностранных компаний, начиная с 2009 года их доля в национальном производстве должна ещё больше увеличиться несмотря на разразившийся кризис сбыта. После 2010 в России предполагается сборка свыше 1 млн автомобилей иностранных брендов в год. В июне 2011 г. соглашение о расширении локализации производства в России и других принципах сотрудничества с иностранными компаниями[2] было подписано Правительством РФ и компаниями Sollers-Ford, Volkswagen, General Motors и консорциум компаний АвтоВАЗ, Renault-Nissan, «ИжАвто», КамАЗ и ОАГ[3]. В целях стимулирования российского автопрома в 2010 году в России была запущена программа по обмену старых автомобилей на новые: при сдаче в утиль автомобиля старше 10 лет потребитель получит сертификат номиналом 50 тысяч рублей, который засчитывается при приобретении нового отечественного автомобиля, включая машины, производимые в режиме «промышленной сборки»[4]. В результате осуществления программы утилизации в 2010 году только за неё счёт было реализовано дополнительно 376 тыс. автомобилей, а рынок в целом вырос до 1, 91 млн легковых и лёгких развозных коммерческих автомобилей, что на 30 % превысило показатель 2009 года. [5] Россия входит в число 15-ти крупнейших автопроизводителей. В 2008 году российский автопром (по данным ОАО АСМ-Холдинг и OICA) произвёл 1, 79 млн автомобилей (+7, 4 % к 2007 году). [6], в том числе произведено 1, 471 млн легковых автомобилей и 256 тыс. грузовых автомобилей[7]. В том же году из России было экспортировано 132 тыс. легковых и 45 тыс. грузовых автомобилей на общую сумму 1, 7 млрд долларов[8]. В связи с экономическим кризисом 2008—2010 производство резко снизилось до 0, 72 млн в 2009 г. и восстановилось до 1, 403 млн в 2010 г. по данным OICA[9]. За первое полугодие 2011 года производство выросло ещё на 76 %. Доля на российском рынке автомобилей, собранных в России, увеличилась с 50 % в 2009 г. до 70 % в 2011 г. Согласно заявлению премьер-министра Путина в сентябре 2011 года, планируется, что к 2016 году Россия станет крупнейшим в Европе центром по производству автомобилей[3], что должно подразумевать годовой выпуск, больший чем в последние годы не только в Испании и Франции (2, 3-3, 5 млн), но и в Германии (5, 5-5, 9 млн). Мировое производство автотранспорта В первом десятилетии XXI века наиболее бурными темпами развивается автомобилестроение именно континентального Китая, за счёт лидирующего положения по объёмам привлечения иностранного капитала и активной антикризисной налоговой и кредитной поддержки государства. В 2010 годупроизводство в КНР выросло на 32, 4 % по сравнению с 2009 годом и достигло 18, 26 млн автомобилей, включая 11, 6 млн легковых автомобилей, что позволило сохранить второй год подряд и упрочить первое место в мире (в том числе и по продажам легковых автомобилей), очень значительно опередив лидеров (США и Японию), сменявших друг друга в прошлые десятилетия, а также опередив все страны Евросоюза вместе взятые. Предполагается, что в 2011 году автопром Китая вырастет ещё на 10-15 % и впервые в мировой истории автопроизводства для какой-либо страны сможет превысить планку производства в 20 млн автомобилей[10]. ] · «Автомобильные войны» — История автомобильной промышленности // auto-hist. ru · www. oica. net (англ. ) · «Лидеры автомобильной промышленности» Исследования 2014 г. Примечания[править | править вики-текст] ↑ Показывать компактно 1. ↑ Фабрика П. Д. Яковлева | Аренда автомобилей с водителем в Санкт-Петербурге. www. cars-arenda. com. Проверено 27 сентября 2015. 2. ↑ Правительство РФ на текущей неделе рассмотрит стратегию развития российского автопрома // PосБизнесКонсалтинг 3. ↑ Перейти к: 12 Путин: Россия станет крупнейшим в Европе центром по производству автомобилей 4. ↑ За старый автомобиль можно будет получить 50 тысяч рублей 5. ↑ http: //auto. lenta. ru/articles/2011/01/14/sale/ Не ждали 6. ↑ Автопром и авторынок России: итоги 2008 года 7. ↑ Производство транспортных средств и оборудования // Росстат 8. ↑ Экспорт по товарам и товарным группам в разрезе ТН ВЭД России // Росстат 9. ↑ OICA 2010 statistic 10. ↑ Китайский авторынок снова стал крупнейшим в мире (ссылка проверена 14. 01. 2011) 11. ↑ http: //www. rb. ru/inform/102177. html PricewaterhouseCoopers: 2009 год станет неспокойным для мировой автомобильной промышленности 12. ↑ http: //www. autonews. ru/autobusiness/news. shtml? /2009/03/12/1455316 Государственные деньги не спасут автопроизводителей 13. ↑ http: //www. autonews. ru/autobusiness/news. shtml? /2009/03/17/1456361 Спад на авторынке разрушит экономику Европы 14. ↑ http: //www. autonews. ru/automarket_news/index. shtml? /2009/03/20/1457218 В 2009 году российский автопром получит 70 млрд рублей из бюджета 15. ↑ Производственная статистика за 2009 год 16. ↑ Автопром вырулил из ямы // autostat. ru 17. ↑ Live updates: Japan quake and tsunami // //tvnz. co. nz - WORLD News 18. ↑ 10 автозаводов в Европе на грани закрытия
|
|||
|