|
|||
Регулятивные универсальные учебные действия
Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения: конспект урока и его обоснование Приложение № 15
Регулятивные универсальные учебные действия как планируемый результат обучения в основной школе
Развитие способности к регуляции своей деятельности применительно к подростковому возрасту должно быть рассмотрено в трех аспектах: - формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе; - развитие регуляции учебной деятельности; - саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний, В подростковом возрасте в связи со становлением субъектности учебной деятельности регулятивные универсальные учебные действия приобретают качество саморегуляции. У подростков формируется произвольная саморегуляция — осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; способность преодолевать трудности и препятствия.
Функциональными компонентами саморегуляции являются: 1. Целеполагание — возникновение, выделение, определение и осознавание целей. Первый тип целеполагания — постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести). Второй тип — принятие и затем самостоятельная постановка новых учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно(анализ условий, адекватная оценка трудности учебных заданий, выбор соответствующего способа действий). 2. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана действий. 3. Прогнозирование – предвосхищение результата учебной деятельности. 4. Контроль — действия, обеспечивающие эффективность учебных действий путем обнаружения отклонений от эталонного образца и внесение соответствующих корректив в действие. 5. Коррекция действий — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; изменение содержания и последовательности операций в ответ на изменившиеся словия действия и на регуляцию действия во времени (темпа его выполнения). 6. Оценка — определение правильности системы учебных действий. Итоговая оценка санкционирует факт завершения действий (положительная) или побуждает к их продолжению (отрицательная). Предвосхищающая оценка задачи позволяет ученику адекватно оценить свои возможности в отношении решения поставленной задачи. 7. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. 8. Саморегуляция эмоциональных состояний — возможности учащегося совладания со стрессами.
Использованная литература: 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – С. 28-31. 2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - С. 131-140.
|
|||
|