Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Планирование по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе



 

Планирование по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе

П. п.

Тема занятия Целевые ориентиры

Январь

Сказка

«Златовласка», пер. К. Паустовского

Прививать детям интерес к произведениям литературы, написанным в жанре сказки; учить воспринимать сказку целостно, понимать характеры героев. Развивать внимание.

Проза

А. Гайдар «Чук и Гек»

Формировать у детей умение внимательно слушать, высказывать своё мнение о характере и поступках героев; учить детей рассказывать об эмоции, вызванных повестью.

Поэзия

А. С. Пушкин. «Зимний вечер»

Помочь детям понять содержание стихотворения, его настроение; учить подбирать средства выразительности речи в соответствии с содержанием и передаваемым в стихотворении настроением.

Песенка

«Ты, мороз, мороз, мороз», обр. И. Карнауховой.

Продолжать знакомить с малыми фольклорными формами, помочь запомнить песенку, формировать умение декламировать, используя соответствующие содержанию средства выразительности. Развивать память, речь.  

Литературная сказка

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»

Учить детей видеть особенности построения произведения, предугадывать повторяющиеся события. Формировать художественный вкус, развивать воображение.

Литературная сказка

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»

Чтение с продолжением.

Учить детей давать оценку характера и поступков героев, предложить спрогнозировать их действия в той или иной ситуации, учить сопоставлять придуманный вариант с событиями сказки. Развивать творческое воображение, учить видеть художественные достоинства произведения.

Поэзия

М. Яснов. «Мирная считалка»

Учить детей выразительно декламировать считалку, чётко выговаривать каждое слово. Рассказать о значении считалок в устном народном творчестве.

Поэзия

Д. Хармс.

«Уж я бегал, бегал, бегал…»

Закреплять знания детей о жанровых особенностях стихотворения; учить видеть его структуру, предугадывать появление повторяющихся фрагментов, подбирать интонацию, тембр и мимику для его декламации.

Литературная сказка

Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»

Развивать эмоционально – образное восприятие сказки, побуждать пересказывать запомнившиеся отрывки.

Поэзия Заучивание наизусть

И. Суриков. «Детство»

Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении).

Проза

Л. Пантелеев. «Трус»

Учить детей понимать характеры героев произведения, комментировать и оценивать их поступки, воспитывать отрицательное отношение к трусости.

Пословицы

Чтение пословиц о поведении.

Развивать и поддерживать у детей интерес к образным выражениям, афоризмам. Углублять представления о пословицах как жанре; учить понимать их смысл.

Поэзия Чтение в лицах

С. Городецкий. «Котёнок»

Поддерживать интерес детей к чтению; учить выражать своё отношение к содержанию произведения; рассказать отдельные эпизоды от имени персонажей, передавать их эмоции.

Сказка

Татарская сказка «Три дочери» и рассказ

В. Осеева «Три сына»

Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построение сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа; учить передавать своё отношение к персонажам.  

Литературная викторина

Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм.  

Февраль

Проза

Л. Пантелеев. «Буква «ты».

Учить детей понимать содержание произведения, отвечать на вопросы о действиях и характерах персонажей, выражать своё эмоциональное отношение к прочитанному.

Литературная сказка

Дж. Родари. «Волшебный барабан», (из книги «Сказки, у которых три конца»),  

пер. с итал. Л. Брауде.  

Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев. Развивать связную речь, учить использовать образные выражения.

Сказка

«Царевна-лягушка», обр. М. Булатова.

Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить видеть жанровые особенности сказки, пересказывать понравившиеся отрывки с опорой на иллюстрации.

Поэзия

С. Чёрный. «Волк»

Учить детей внимательно слушать, понимать выразительные средства языка, образные выражения; обогащать словарный запас детей.

Сказка

«Жёлтый аист», китайская, пер. и обр.

Ф. Ярилина, Л. Позднеева              

Продолжать знакомить детей со сказками народов мира: дать представление о той стране, где создавалась и бытовала сказка; учить детей вдумываться в нравственный смысл произведения.

Поэзия

В. Левин. «Сундук»

Познакомить детей со стихотворением, учить слушать внимательно, осмысливать содержание, отвечать на вопросы по тексту.

Поэзия

В. Левин. «Лошадь»

Продолжать знакомить детей с произведениями поэта В. Левина. Учить слушать внимательно, осмысливать содержание, отвечать на вопросы по тексту.

Проза

Б. Алмазов. «Горбушка»

Учить различать жанровые особенности произведения, видеть связь между его названием и содержанием, отвечать на вопросы по тексту.

Поэзия Чтение в лицах.

Ю. Владимирова. «Чудаки»

Совершенствовать умение детей выразительно читать стихотворение по ролям.

Сказка

А. Н. Толстой. «Ёж»

Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

Проза

М. Москвина. «Кроха»

Повышать интерес к художественной литературе; учить детей понимать смысл, главную идею произведения; оценивать поступки героев, выражать своё отношение к содержанию произведения.

Литературная сказка

А. Митяев. «Сказка про трёх пиратов»

Формировать у детей эмоциональное отношение к сказке, учить осмысливать содержание, понимать характеры персонажей.

Сказка

«Докучные сказки»

Учить детей внимательно слушать произведение, пересказывать понравившиеся фрагменты. Развивать эмоциональную отзывчивость

Сказка

Норвежская сказка «Пирог»

Познакомить детей с норвежской сказкой; учить находить сходство и различие в сюжетах, идее, характерах героев сказок «Пирог» и «Колобок»; учить детей замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.

Поэзия Заучивание наизусть

И. Суриков «Зима»

 

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор; упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы.

Литературная сказка

Д. Родари. «Большая морковка».

Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка»

Учить детей чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, в идеях двух сказок; замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте; придумывать разные варианты окончания сказки.

Малые фольклорные формы

Составление рассказов по пословицам

Уточнить представления детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, чистоговорки, пословицы); учить пониманию переносного значения образных выражений; учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений; формировать выразительность, точность речи.

Литературная сказка

Т. Янссон. «Шляпа волшебника»,

пер. В. Смирнова.

Познакомить детей с новым произведением детской зарубежной классики, вызвать желание узнать о дальнейших приключениях героев и прочитать всю сказку.

Литературная сказка

Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе»,

пер. со швед. Л. Брауде.

 Продолжать знакомить детей с творчеством писателя Т. Янссона. Познакомить детей с новым произведением, вызвать желание узнать о дальнейших приключениях героев и прочитать всю сказку.

Проза

Н. Носов. «На горке».

Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно – изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений.

Литературная викторина

Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм.

Март

Песенка

«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака.

Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, отрабатывать звукопроизношение, развивать память, выразительность речи.

Поэзия

С. Маршак. «Стихи о весне»

Учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать своё отношение к содержанию.

Поэзия Заучивание стихотворения

Е. Благинина. «Посидим в тишине»

Помочь детям запомнить стихотворение, отрабатывать речевое дыхание, развивать поэтический слух детей; понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому4 указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Проза

Л Толстой. «Лев и собачка»

Вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание произведения, сопереживание героям, воспитывать понимание, бережное отношение к животным.

Поэзия

Дж. Ривз. «Шумный Ба – бах»,  

пер. с англ. М. Боровицкой

Познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба – бах», учить отвечать на вопросы по содержанию.

Проза

В. Драгунский. «Друг детства»

Познакомить детей с рассказом, вызвать у детей эмоциональный отклик на произведение, воспитывать бережное отношение к игрушкам, учить детей давать оценку поступкам героев литературных произведений.

Проза

В. Драгунский. «Сверху вниз, наискосок»

Уточнить, что такое рассказ познакомить детей с новым юмористическим рассказом В. Драгунского, помочь понять характеры и поведение героев, вызвать эмоциональный отклик. Активизировать словарь детей.

Поэзия Заучивание наизусть

Г. Виеру. «Мамин день»

Учить детей понимать образную речь, слышать мелодику поэтического ритма, декламировать стихотворение, самостоятельно выбирая средства выразительности.

Песенка Заучивание наизусть

«Ранним – рано поутру»

Продолжать знакомить детей с фольклором, развивать память, внимание.

Поэзия

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»

Учить воспринимать содержание стихотворения эмоционально. Побеседовать о том, какие чувства и переживания оно вызывает.

Сказка

«Сивка – Бурка», обр. М. Булатова.

Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка – Бурка». Учить осмысливать характеры персонажей, формировать чуткость к образному строю языка.

Поэзия

Д. Чиадри. «О том, у кого три глаза»,

Пер. с англ. Р. Сефа.

Формировать у детей умение воспринимать образность стихотворной формы, отвечать на вопросы по содержанию.

Сказка

Калмыцкая сказка «Плюх пришёл! ».

Сопоставление с русской народной сказкой

 «У страха глаза велики»

Познакомить детей с калмыцкой сказкой; учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, чувствовать сходство и различие в построении сюжетов, идеях, языке двух сказок.  

Поэзия

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова.

Расширять и уточнять представления детей об оказываемых почтой услугах. Учить выражать свои мысли и чувства в письменном обращении к близким людям, чётко и ясно формулировать пожелания.

Сказка

«Три золотых волоска Деда – Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой.

Формировать у детей умение эмоционально воспринимать содержание сказки, передавать последовательность событий. Учить рисовать героев сказки, передавать их характер, своё отношение к ним; выполнять сюжетные рисунки.

Поэзия

Ю. Мориц. «Домик с трубой»

Учить внимательно слушать стихотворение, эмоционально воспринимать их, отвечать на вопросы по содержанию.

Сказка

Нанайская сказка «Айога».

Анализ пословиц.

Учить детей понимать и оценивать характер главной героини; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; учить понимать переносное значение пословиц, поговорок; воспитывать отрицательное отношение к лени.

Поэзия

С. Михалкова. «Дядя Стёпа»

Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов.

Литературная сказка

Д. Родари. «Дудочник и автомобили»

Учить детей понимать характеры сказочных героев, ситуации; развивать умение придумывать разные варианты окончаний сказки; формировать умение активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях.

Малые фольклорные формы

Составление рассказов по пословицам и поговоркам

Учить детей воспринимать идею, образное содержание произведений разных жанров; закреплять знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм (загадки, скороговорки, пословицы, поговорки); учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений.

Поэзия Заучивание наизусть

И. Белоусов. «Весенняя гостья»

Помочь детям запомнить стихотворение, тренировать память, добиваться интонационной выразительности.

Литературная викторина

«Поэты детям»

Систематизировать знания детей о литературном творчестве А. Барто, С. Михалкова; добиваться выразительного чтения детьми стихотворений; умения придумывать началу сказки и загадки по предложенному началу, на заданную тему.

Апрель

Поэзия

С. Маршак. «Почта»

Продолжать знакомить детей с трудом работников почты, учить отвечать на вопросы по тексту, систематизировать полученную информацию.

Проза

К. Паустовский. «Кот-ворюга»

Познакомить детей с рассказом. Учить детей находить в тексте ответы на поставленные воспитателем вопросы (например, «Почему рассказ называется «Кот-ворюга? »), рассказывать о характере и повадках персонажа, передавать своё эмоциональное отношение к содержанию рассказа.

Сказка

«Лесная дева», пер. с чешск. В. Петровой

Учить детей целостно воспринимать произведение, понимать характеры и поведение героев, пересказывать отдельные события от имени различных персонажей.

Литературная сказка

В. Катаев. «Цветик – семицветик»

Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик – семицветик». Учить детей оценивать поступки героев, сопереживать, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Песенка

«Грачи – киричи…»

Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Помочь запомнить потешку, учить рассказывать её, используя соответствующие содержанию средства выразительности.

Сказка

«Финист – ясный сокол», обр. А. Платонова.

Познакомить со сказкой «Финист – ясный сокол». Формировать умение запоминать последовательность событий. Прививать интерес и любовь к книге. Помочь детям раскрыть образы героев, понять их сущность.

Сказка

«Финист – ясный сокол», обр. А. Платонова.

Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Учить детей пересказывать сказку по вопросам, с опорой на иллюстрации, вести рассказ от имени одного из персонажей.

Поэзия

Чтение стихотворений о весне

Продолжать приобщать детей к поэзии; учить чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать своё отношение к содержанию; формировать навыки выразительного исполнения стихотворения.

Литературная сказка

Ш. Перро «Фея»

Учить детей чувствовать и понимать характер образов сказки, соотносить идею с содержанием, сравнивать сказку с другими похожими произведениями; учить воспринимать яркие выразительные средства сказочного повествования (Фантастические превращения, афористичность языка, противопоставления); развивать умение придумывать различные варианты сказочных приключений.

Песенка

«Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнёва (в сокр. )

Поддерживать интерес детей к устному народному творчеству, формировать интонационную выразительность речи при декламации отдельных отрывков.

Поэзия  Чтение в лицах

В. Орлов. «Ты скажи мне реченька лесная…»

Помочь детям вспомнить программные стихотворения; познакомить со стихотворением В. Орлова «Ты скажи мне реченька лесная…»

Закличка

«Уж ты, пташечка, ты залётная …»

Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества.

Поэзия

С. Есенин «Черёмуха»

Учить детей внимательно слушать произведение, подбирать эпитеты, сравнения для образного описания весенней природы.

Литературная сказка

Н. Телешов. «Крупеничка»

Учить детей воспринимать содержание произведения; выделять в тексте образные выражения, сравнения, слова, используемые в переносном смысле.

Поэзия

Р. Сеф. «Совет»

Поддерживать и развивать у детей интерес к художественному слову, развивать поэтический слух, учить осмысливать содержание стихотворения.

Сказка

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Учить замечать и использовать выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова, образные выражения); уточнить понимание значения слов и выражений: ведомо, мочи нет, хоромы; с помощью специальных упражнений способствовать усвоению образного строя языка сказки.

Малые фольклорные формы

Составление рассказов по пословице

Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении пословиц, поговорок; учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним небольшие рассказы и сказки.

Поэзия Заучивание стихотворения

Я. Акима. «Апрель»

Учить детей наизусть читать стихотворение, передавая интонацией задушевность, нежное отношение к ещё робкой весне; воспроизводить в своей речи образные выражения из текста.

Литературная сказка

Д. Родари. «Хитрый Буратино»

Вызвать у детей радость от общения со сказкой, от возможности поиграть в неё; продолжать учить детей осмысливать содержание, характеры персонажей; развивать речетворческие способности детей: умение придумывать разные варианты концовок.

Закличка

«Ласточка, ласточка…»

Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, вызвать эмоциональный отклик. Развивать выразительность речи, память.

Литературная викторина

Разгадывание загадок на тему «Любимые сказки»

Учить детей использовать их значения о героях сказок, узнавать по описанию, аргументировать свой выбор.
       

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.