№
П. п.
| Тема занятия
| Целевые ориентиры
|
Январь
|
|
Сказка
«Златовласка», пер. К. Паустовского
| Прививать детям интерес к произведениям литературы, написанным в жанре сказки; учить воспринимать сказку целостно, понимать характеры героев. Развивать внимание.
|
|
Проза
А. Гайдар «Чук и Гек»
| Формировать у детей умение внимательно слушать, высказывать своё мнение о характере и поступках героев; учить детей рассказывать об эмоции, вызванных повестью.
|
|
Поэзия
А. С. Пушкин. «Зимний вечер»
| Помочь детям понять содержание стихотворения, его настроение; учить подбирать средства выразительности речи в соответствии с содержанием и передаваемым в стихотворении настроением.
|
|
Песенка
«Ты, мороз, мороз, мороз», обр. И. Карнауховой.
| Продолжать знакомить с малыми фольклорными формами, помочь запомнить песенку, формировать умение декламировать, используя соответствующие содержанию средства выразительности. Развивать память, речь.
|
|
Литературная сказка
А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»
| Учить детей видеть особенности построения произведения, предугадывать повторяющиеся события. Формировать художественный вкус, развивать воображение.
|
|
Литературная сказка
А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»
Чтение с продолжением.
| Учить детей давать оценку характера и поступков героев, предложить спрогнозировать их действия в той или иной ситуации, учить сопоставлять придуманный вариант с событиями сказки. Развивать творческое воображение, учить видеть художественные достоинства произведения.
|
|
Поэзия
М. Яснов. «Мирная считалка»
| Учить детей выразительно декламировать считалку, чётко выговаривать каждое слово. Рассказать о значении считалок в устном народном творчестве.
|
|
Поэзия
Д. Хармс.
«Уж я бегал, бегал, бегал…»
| Закреплять знания детей о жанровых особенностях стихотворения; учить видеть его структуру, предугадывать появление повторяющихся фрагментов, подбирать интонацию, тембр и мимику для его декламации.
|
|
Литературная сказка
Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»
| Развивать эмоционально – образное восприятие сказки, побуждать пересказывать запомнившиеся отрывки.
|
| Поэзия Заучивание наизусть
И. Суриков. «Детство»
| Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении).
|
|
Проза
Л. Пантелеев. «Трус»
| Учить детей понимать характеры героев произведения, комментировать и оценивать их поступки, воспитывать отрицательное отношение к трусости.
|
|
Пословицы
Чтение пословиц о поведении.
| Развивать и поддерживать у детей интерес к образным выражениям, афоризмам. Углублять представления о пословицах как жанре; учить понимать их смысл.
|
| Поэзия Чтение в лицах
С. Городецкий. «Котёнок»
| Поддерживать интерес детей к чтению; учить выражать своё отношение к содержанию произведения; рассказать отдельные эпизоды от имени персонажей, передавать их эмоции.
|
|
Сказка
Татарская сказка «Три дочери» и рассказ
В. Осеева «Три сына»
| Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построение сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа; учить передавать своё отношение к персонажам.
|
|
Литературная викторина
| Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм.
|
Февраль
|
|
Проза
Л. Пантелеев. «Буква «ты».
| Учить детей понимать содержание произведения, отвечать на вопросы о действиях и характерах персонажей, выражать своё эмоциональное отношение к прочитанному.
|
|
Литературная сказка
Дж. Родари. «Волшебный барабан», (из книги «Сказки, у которых три конца»),
пер. с итал. Л. Брауде.
| Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев. Развивать связную речь, учить использовать образные выражения.
|
|
Сказка
«Царевна-лягушка», обр. М. Булатова.
| Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить видеть жанровые особенности сказки, пересказывать понравившиеся отрывки с опорой на иллюстрации.
|
|
Поэзия
С. Чёрный. «Волк»
| Учить детей внимательно слушать, понимать выразительные средства языка, образные выражения; обогащать словарный запас детей.
|
|
Сказка
«Жёлтый аист», китайская, пер. и обр.
Ф. Ярилина, Л. Позднеева
| Продолжать знакомить детей со сказками народов мира: дать представление о той стране, где создавалась и бытовала сказка; учить детей вдумываться в нравственный смысл произведения.
|
|
Поэзия
В. Левин. «Сундук»
| Познакомить детей со стихотворением, учить слушать внимательно, осмысливать содержание, отвечать на вопросы по тексту.
|
|
Поэзия
В. Левин. «Лошадь»
| Продолжать знакомить детей с произведениями поэта В. Левина. Учить слушать внимательно, осмысливать содержание, отвечать на вопросы по тексту.
|
|
Проза
Б. Алмазов. «Горбушка»
| Учить различать жанровые особенности произведения, видеть связь между его названием и содержанием, отвечать на вопросы по тексту.
|
| Поэзия Чтение в лицах.
Ю. Владимирова. «Чудаки»
| Совершенствовать умение детей выразительно читать стихотворение по ролям.
|
|
Сказка
А. Н. Толстой. «Ёж»
| Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.
|
|
Проза
М. Москвина. «Кроха»
| Повышать интерес к художественной литературе; учить детей понимать смысл, главную идею произведения; оценивать поступки героев, выражать своё отношение к содержанию произведения.
|
|
Литературная сказка
А. Митяев. «Сказка про трёх пиратов»
| Формировать у детей эмоциональное отношение к сказке, учить осмысливать содержание, понимать характеры персонажей.
|
|
Сказка
«Докучные сказки»
| Учить детей внимательно слушать произведение, пересказывать понравившиеся фрагменты. Развивать эмоциональную отзывчивость
|
|
Сказка
Норвежская сказка «Пирог»
| Познакомить детей с норвежской сказкой; учить находить сходство и различие в сюжетах, идее, характерах героев сказок «Пирог» и «Колобок»; учить детей замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.
|
| Поэзия Заучивание наизусть
И. Суриков «Зима»
| Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор; упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы.
|
|
Литературная сказка
Д. Родари. «Большая морковка».
Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка»
| Учить детей чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, в идеях двух сказок; замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте; придумывать разные варианты окончания сказки.
|
|
Малые фольклорные формы
Составление рассказов по пословицам
| Уточнить представления детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, чистоговорки, пословицы); учить пониманию переносного значения образных выражений; учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений; формировать выразительность, точность речи.
|
|
Литературная сказка
Т. Янссон. «Шляпа волшебника»,
пер. В. Смирнова.
| Познакомить детей с новым произведением детской зарубежной классики, вызвать желание узнать о дальнейших приключениях героев и прочитать всю сказку.
|
|
Литературная сказка
Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе»,
пер. со швед. Л. Брауде.
| Продолжать знакомить детей с творчеством писателя Т. Янссона. Познакомить детей с новым произведением, вызвать желание узнать о дальнейших приключениях героев и прочитать всю сказку.
|
|
Проза
Н. Носов. «На горке».
| Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно – изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений.
|
|
Литературная викторина
| Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм.
|
Март
|
|
Песенка
«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака.
| Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, отрабатывать звукопроизношение, развивать память, выразительность речи.
|
|
Поэзия
С. Маршак. «Стихи о весне»
| Учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать своё отношение к содержанию.
|
| Поэзия Заучивание стихотворения
Е. Благинина. «Посидим в тишине»
| Помочь детям запомнить стихотворение, отрабатывать речевое дыхание, развивать поэтический слух детей; понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому4 указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.
|
|
Проза
Л Толстой. «Лев и собачка»
| Вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание произведения, сопереживание героям, воспитывать понимание, бережное отношение к животным.
|
|
Поэзия
Дж. Ривз. «Шумный Ба – бах»,
пер. с англ. М. Боровицкой
| Познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба – бах», учить отвечать на вопросы по содержанию.
|
|
Проза
В. Драгунский. «Друг детства»
| Познакомить детей с рассказом, вызвать у детей эмоциональный отклик на произведение, воспитывать бережное отношение к игрушкам, учить детей давать оценку поступкам героев литературных произведений.
|
|
Проза
В. Драгунский. «Сверху вниз, наискосок»
| Уточнить, что такое рассказ познакомить детей с новым юмористическим рассказом В. Драгунского, помочь понять характеры и поведение героев, вызвать эмоциональный отклик. Активизировать словарь детей.
|
| Поэзия Заучивание наизусть
Г. Виеру. «Мамин день»
| Учить детей понимать образную речь, слышать мелодику поэтического ритма, декламировать стихотворение, самостоятельно выбирая средства выразительности.
|
| Песенка Заучивание наизусть
«Ранним – рано поутру»
| Продолжать знакомить детей с фольклором, развивать память, внимание.
|
|
Поэзия
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»
| Учить воспринимать содержание стихотворения эмоционально. Побеседовать о том, какие чувства и переживания оно вызывает.
|
|
Сказка
«Сивка – Бурка», обр. М. Булатова.
| Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка – Бурка». Учить осмысливать характеры персонажей, формировать чуткость к образному строю языка.
|
|
Поэзия
Д. Чиадри. «О том, у кого три глаза»,
Пер. с англ. Р. Сефа.
| Формировать у детей умение воспринимать образность стихотворной формы, отвечать на вопросы по содержанию.
|
|
Сказка
Калмыцкая сказка «Плюх пришёл! ».
Сопоставление с русской народной сказкой
«У страха глаза велики»
| Познакомить детей с калмыцкой сказкой; учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, чувствовать сходство и различие в построении сюжетов, идеях, языке двух сказок.
|
|
Поэзия
Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова.
| Расширять и уточнять представления детей об оказываемых почтой услугах. Учить выражать свои мысли и чувства в письменном обращении к близким людям, чётко и ясно формулировать пожелания.
|
|
Сказка
«Три золотых волоска Деда – Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой.
| Формировать у детей умение эмоционально воспринимать содержание сказки, передавать последовательность событий. Учить рисовать героев сказки, передавать их характер, своё отношение к ним; выполнять сюжетные рисунки.
|
|
Поэзия
Ю. Мориц. «Домик с трубой»
| Учить внимательно слушать стихотворение, эмоционально воспринимать их, отвечать на вопросы по содержанию.
|
|
Сказка
Нанайская сказка «Айога».
Анализ пословиц.
| Учить детей понимать и оценивать характер главной героини; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; учить понимать переносное значение пословиц, поговорок; воспитывать отрицательное отношение к лени.
|
|
Поэзия
С. Михалкова. «Дядя Стёпа»
| Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов.
|
|
Литературная сказка
Д. Родари. «Дудочник и автомобили»
| Учить детей понимать характеры сказочных героев, ситуации; развивать умение придумывать разные варианты окончаний сказки; формировать умение активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях.
|
|
Малые фольклорные формы
Составление рассказов по пословицам и поговоркам
| Учить детей воспринимать идею, образное содержание произведений разных жанров; закреплять знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм (загадки, скороговорки, пословицы, поговорки); учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений.
|
| Поэзия Заучивание наизусть
И. Белоусов. «Весенняя гостья»
| Помочь детям запомнить стихотворение, тренировать память, добиваться интонационной выразительности.
|
|
Литературная викторина
«Поэты детям»
| Систематизировать знания детей о литературном творчестве А. Барто, С. Михалкова; добиваться выразительного чтения детьми стихотворений; умения придумывать началу сказки и загадки по предложенному началу, на заданную тему.
|
Апрель
|
|
Поэзия
С. Маршак. «Почта»
| Продолжать знакомить детей с трудом работников почты, учить отвечать на вопросы по тексту, систематизировать полученную информацию.
|
|
Проза
К. Паустовский. «Кот-ворюга»
| Познакомить детей с рассказом. Учить детей находить в тексте ответы на поставленные воспитателем вопросы (например, «Почему рассказ называется «Кот-ворюга? »), рассказывать о характере и повадках персонажа, передавать своё эмоциональное отношение к содержанию рассказа.
|
|
Сказка
«Лесная дева», пер. с чешск. В. Петровой
| Учить детей целостно воспринимать произведение, понимать характеры и поведение героев, пересказывать отдельные события от имени различных персонажей.
|
|
Литературная сказка
В. Катаев. «Цветик – семицветик»
| Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик – семицветик».
Учить детей оценивать поступки героев, сопереживать, отвечать на вопросы по содержанию произведения.
|
|
Песенка
«Грачи – киричи…»
| Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.
Помочь запомнить потешку, учить рассказывать её, используя соответствующие содержанию средства выразительности.
|
|
Сказка
«Финист – ясный сокол», обр. А. Платонова.
| Познакомить со сказкой «Финист – ясный сокол». Формировать умение запоминать последовательность событий. Прививать интерес и любовь к книге. Помочь детям раскрыть образы героев, понять их сущность.
|
|
Сказка
«Финист – ясный сокол», обр. А. Платонова.
| Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Учить детей пересказывать сказку по вопросам, с опорой на иллюстрации, вести рассказ от имени одного из персонажей.
|
|
Поэзия
Чтение стихотворений о весне
| Продолжать приобщать детей к поэзии; учить чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать своё отношение к содержанию; формировать навыки выразительного исполнения стихотворения.
|
|
Литературная сказка
Ш. Перро «Фея»
| Учить детей чувствовать и понимать характер образов сказки, соотносить идею с содержанием, сравнивать сказку с другими похожими произведениями; учить воспринимать яркие выразительные средства сказочного повествования (Фантастические превращения, афористичность языка, противопоставления); развивать умение придумывать различные варианты сказочных приключений.
|
|
Песенка
«Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнёва (в сокр. )
| Поддерживать интерес детей к устному народному творчеству, формировать интонационную выразительность речи при декламации отдельных отрывков.
|
| Поэзия Чтение в лицах
В. Орлов. «Ты скажи мне реченька лесная…»
| Помочь детям вспомнить программные стихотворения; познакомить со стихотворением В. Орлова «Ты скажи мне реченька лесная…»
|
|
Закличка
«Уж ты, пташечка, ты залётная …»
| Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества.
|
|
Поэзия
С. Есенин «Черёмуха»
| Учить детей внимательно слушать произведение, подбирать эпитеты, сравнения для образного описания весенней природы.
|
|
Литературная сказка
Н. Телешов. «Крупеничка»
| Учить детей воспринимать содержание произведения; выделять в тексте образные выражения, сравнения, слова, используемые в переносном смысле.
|
|
Поэзия
Р. Сеф. «Совет»
| Поддерживать и развивать у детей интерес к художественному слову, развивать поэтический слух, учить осмысливать содержание стихотворения.
|
|
Сказка
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
| Учить замечать и использовать выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова, образные выражения); уточнить понимание значения слов и выражений: ведомо, мочи нет, хоромы; с помощью специальных упражнений способствовать усвоению образного строя языка сказки.
|
|
Малые фольклорные формы
Составление рассказов по пословице
| Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении пословиц, поговорок; учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним небольшие рассказы и сказки.
|
| Поэзия Заучивание стихотворения
Я. Акима. «Апрель»
| Учить детей наизусть читать стихотворение, передавая интонацией задушевность, нежное отношение к ещё робкой весне; воспроизводить в своей речи образные выражения из текста.
|
|
Литературная сказка
Д. Родари. «Хитрый Буратино»
| Вызвать у детей радость от общения со сказкой, от возможности поиграть в неё; продолжать учить детей осмысливать содержание, характеры персонажей; развивать речетворческие способности детей: умение придумывать разные варианты концовок.
|
|
Закличка
«Ласточка, ласточка…»
| Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, вызвать эмоциональный отклик. Развивать выразительность речи, память.
|
|
Литературная викторина
Разгадывание загадок на тему «Любимые сказки»
| Учить детей использовать их значения о героях сказок, узнавать по описанию, аргументировать свой выбор.
|
| | | |