Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тяжелый танк Pz-V Пантера



Тяжелый танк Pz-V " Пантера"

ТТХ:
Боевая масса 44, 8 т.
Длина 8, 66 м
Ширина 3, 27 м
Высота 2, 95 м

Вооружение

пушка KwK 42 75-мм
пулемет 2 х 7, 92-мм

Боекомплект

снаряды 79/82
патроны
Броня лоб. к. 80 мм
Броня лоб. б. 110 мм
Двигатель карбюр. " Майбах"
Скорость 55 км/ч
Запас хода 250 км

Безусловно, " Пантера" - один из наиболее известных тяжелых танков, принимавших участие во Второй мировой войне. Катализатором создания этой, не предусмотренной в системе танкового вооружения вермахта боевой машины стал советский средний танк Т-34. Его появление на Восточном фронте заставило Министерство вооружений Германии приостановить работы, которые с 1937 года вела фирма Henschel над перспективным танком 30-тонного класса. Фирма Rheinmetall 18 июля 1941 года получила заказ на разработку длинноствольной 75-мм пушки, способной пробивать 140-мм броню на дистанции 1000 м. фирмам Daimler-Benz и MAN 25 ноября были, в свою очередь, выданы заказы на 35-тонный танк. Тактико-технические требования к новой боевой машине выдвинули следующие: ширина до 3150 мм, высота 2990 мм, двигатель мощностью 650- 700 л. с., броневая защита 40 мм, максимальная скорость 55 км/ч. Задание получило условное название " Пантера".

Танк, спроектированный фирмой Daimler-Benz, внешне сильно напоминал Т-34, но, тем не менее, понравился Гитлеру. С советской машины была полностью скопирована компоновка с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колес. Восемь опорных катков большого диаметра блокировались по два и имели листовые рессоры в качестве упругого элемента подвески. Вскоре, впрочем, был разработан вариант ходовой части с шахматным расположением опорных катков и торсионной подвеской. Предполагалось использовать на танке дизельный двигатель Daimler-Benz MB 507. В начале февраля 1942 года началась постройка прототипа-VK 3002(DB), а четыре недели спустя Гитлер приказал министру вооружения Шпееру выдать фирме заказ на первые 200 машин. Впрочем, точка зрения фюрера не нашла понимания и поддержки в Министерстве вооружений, эксперты которого считали, что во фронтовых условиях внешнее сходство с Т-34 могло послужить причиной обстрела танка своей же артиллерией. Проект фирмы MAN, имевший традиционную немецкую компоновку с передним расположением трансмиссии и ведущих колес, казался им более предпочтительным, хотя и был значительно сложнее. Справедливости ради следует отметить, что в ходе Второй-мировой войны все воюющие стороны многократно обстреливали собственные танки вне зависимости от схожести их с танками противника. Так что аргумент против машины фирмы Daimler-Benz можно считать в значительной степени надуманным.

Тем не менее, 13 мая 1942 года Гитлеру доложили заключение экспертов по обоим проектам: предпочтение однозначно отдавалось танку фирмы MAN.

Конструкторами Pz. Kpfw. V (название " Пантера" без упоминания армейского индекса ввели по приказу фюрера только с 27 февраля 1944 года) были главный инженер танкового отдела фирмы MAN П. Вибикке и инженер Г. Книпкамп из управления усовершенствования и испытания вооружения.

Первая серийная " Пантера" покинула заводской цех фирмы MAN 11 января 1943 года. Танки " нулевой" серии (20 единиц) получили обозначение Ausf. A, при этом они не имели ничего общего с одноименными машинами, выпускавшимися позже- с сентября 1943 года.

Характерной особенностью первых серийных " пантер" была командирская башенка с выступом-приливом на левом борту башни и однокамерный " грушевидный" дульный тормоз пушки. Танки оснащались двигателями Maybach HL 210P45 и имели лобовую броню толщиной 60 мм. Их использовали только в тылу для подготовки экипажей. С февраля 1943 года обозначение машин этой серии изменилось на Ausf. DI. До сих пор нельзя сказать точно, почему первая крупносерийная модификация " Пантеры" получила обозначение D. Возможно, буквы В и С зарезервировали для других вариантов.

Танки Pz. Kpfw. V Ausf. D (у этой и последующих модификаций индекс по сквозной системе обозначений боевых машин Вермахта был одинаковым - Sd. Kfz. 171) незначительно отличались от прототипов и машин " нулевой" серии. Изменения затронули в основном командирскую башенку и дульный тормоз пушки - они приобрели более привычный " пантеровский" вид. Толщина лобовой брони возросла до 80 мм. На танках установили двигатель HL 230P30 и коробку передач АК-7-200.

Следует отметить, что на машинах выпуска первой половины 1943 года командирская башенка была аналогична башенке " Тигра", позже ее заменили на новую, с семью перископическими приборами наблюдения по периметру и специальным кольцом для установки зенитного пулемета MG 34.

По бортам башни крепились мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм.

Броня танков, выпущенных во втором полугодии, покрывалась " циммеритом", кроме того, они оснащались фальшбортами, изготовленными из 5-мм броневых листов.

К характерным особенностям машин серии D (официально D2) относятся отсутствие шаровой установки курсового пулемета (он размещался внутри танка, для стрельбы вставлялся в узкую вертикальную щель, закрывавшуюся откидной крышкой), а также наличие в левом борту башни круглого лючка для выброса стреляных гильз и бойниц для стрельбы из личного оружия в бортах и корме башни.

Для восполнения потерь, понесенных в боях под Курском, был установлен, начиная с августа 1943 года, ежемесячный производственный план - 250 " пантер"! Однако в августе изготовили только 120 танков - в результате бомбежек союзной авиацией оказались сильно разрушенными заводы фирмы MAN в Нюрнберге и Daimler-Benz в Берлине. Не удалось выполнить план и в сентябре (197 машин), и лишь в октябре заводские цехи покинули 257 танков!

С сентября 1943 года начался выпуск следующей модификации " Пантеры" - Ausf. A. Изменений внесли немного: вместо довольно бесполезной в боевых условиях бугельной появилась шаровая установка курсового пулемета в лобовом листе корпуса, разработанная фирмой Daimler-Benz еще для своего прототипа VK 3002(DB); ликвидировали лючок для выброса стреляных гильз и бойницы для стрельбы из личного оружия в бортах башни; вместо двух фар на верхнем лобовом листе корпуса установили только одну. Бинокулярный прицел заменили монокулярным TZF 12а. Угол возвышения танковой пушки уменьшили с 20° (как у Ausf. D) до 18°.

Модификацию Ausf. G - самую массовую из трех (изготовлено 3740 танков) - запустили в серийное производство в марте 1944 года. Бортовые листы корпуса получили угол наклона в 61° (у вариантов D и А- 50°), толщина бортовой брони возросла до 50 мм, а лобовой брони башни - до 110 мм, из лобового листа корпуса был удален люк-пробка механика-водителя. Посадочные люки пулеметчика и механика-водителя стали откидываться на петлях в стороны, а не сдвигаться, как у предыдущих модификаций. Часть танков получила маску пушки со своеобразной " юбкой" внизу, делавшей невозможной заклинивание башни при попадании снаряда. На три выстрела увеличился боекомплект пушки. Были внесены изменения в конструкцию вентиляторов, жалюзи двигателя, выхлопных патрубков и т. д.

Танки серии G планировалось оснастить опорными катками без резиновых бандажей, но полное отсутствие фотографий боевых машин с такой ходовой частью дает основания предположить, что этот проект остался на бумаге. Машину с необрезинен-ными катками в опытном порядке построила фирма MAN в сентябре 1944 года. Некоторые серийные " пантеры" имели одиночные необрезиненные катки на последней оси.

Применение союзниками по антигитлеровской коалиции во все возрастающих объемах авиации для борьбы с немецкими танками (особенно после открытия второго фронта в Европе) свело возможность передвижения танковых частей днем практически к нулю. Остро встал вопрос об оснащении танков приборами ночного видения, работа над которыми велась фирмой AEG с 1936 года. В результате на командирской башенке " Пантеры" были смонтированы инфракрасный прожектор-осветитель мощностью 200 Вт и прибор наблюдения, который позволял осматривать местность с дистанции 200 м. При этом водитель такого прибора не имел и вел машину, руководствуясь указаниями командира. Чтобы вести огонь ночью, требовался более мощный осветитель.

Для этой цели на полугусеничном бронетранспортере Sd. Kfz. 250/20 был установлен инфракрасный прожектор Uhu мощностью 6 кВт, обеспечивающий работу прибора ночного видения на дистанции в 700 м. Испытания его прошли удачно, и фирма Leitz-Wetzlar изготовила 800 комплектов оптики для ночных приборов. В ноябре 1944 года Панцерваффе получили 63 " пантеры", оснащенные первыми в мире серийными активными приборами ночного видения. Фирмой Zeiss-Jena разрабатывался еще более мощный прибор, позволявший " видеть" на расстоянии 4 км, однако из-за больших размеров осветителя - диаметр 600 мм - применения на танке " Пантера" он не нашел.

В 1943 году началось проектирование очередной модификации " Пантеры" -Ausf. F, которая существенно отличалась от предшествующих моделей. Важнейшим нововведением стала башня, получившая название Schmalturm (" узкая" или " тесная башня" ), которая была меньше стандартной и имела другую конструкцию.

В течение 1944 года изготавливалось и испытывалось несколько прототипов. Проектирование закончилось лишь в январе 1945 года.

В итоге, толщина брони башни составляла: лоб 100 мм, борт и корма 50 мм, крыша 30 мм. В лобовом листе все еще сохранялась амбразура для телескопического прицела TZF 13. В окончательном варианте лобовая броня увеличилась до 120, бортовая - до 60, а броня крыши - до 40 мм. Устанавливались новый стабилизированный перископический прицел TZF 1 и стереоскопический дальномер фирмы Zeiss. Дальномер с базой 1320 мм и 15-кратным увеличением располагался в передней части башни, по бортам. которой имелись броневые колпаки для его окуляров. Предусматривалась и установка прибора ночного видения FG 1250.

Маска пушки типа Saukopfblende (" свиное рыло" ) толщиной 120 мм была подобна примененной на танке " Тигр II".

Новшества не обошли и вооружение танка. И если пушка осталась прежней и была лишь модернизирована на заводах Skoda - она лишилась дульного тормоза и получила индекс KwK 44/1, то башенный пулемет MG 34 заменили на MG 42. Вместо курсового пулемета устанавливался автомат МР 44. Монтаж вооружения в башне осуществлялся на заводах Krupp и Skoda.

Изменения затронули не только башню, но и корпус. Толщину крыши увеличили с 17 до 25 мм, изменили люки водителя и стрелка-радиста.

Испытывались и два новых двигателя: Deutz T8M118 мощностью 700 л. с. (515 кВт) и Maybach HL 234 с непосредственным впрыском топлива и мощностью 850 л. с. (625 кВт).

До конца войны не появилось ни одного прототипа в законченном виде, хотя серийное производство планировалось начать в июне 1945-го. В начале года фирма Daimler-Benz собрала шасси со стандартной башней от Ausf. G. В свою очередь, " тесную башню" установили на шасси Ausf. G и испытали в Куммерсдорфе. Правда, вместо штатного орудия в башне смонтировали стандартную " пантеровскую" пушку KwK 42 с дульным тормозом. Всего же для " Пантеры" Ausf. F изготовили восемь корпусов и две башни, но ни одного танка этой модификации так и не собрали.

В феврале 1943 года были разработаны тактико-технические требования к танку " Пантера II", предполагавшие высокую степень унификации танков " Тигр II" и " Пантера". Осуществить это оказалось достаточно просто, так как на заводах Henschel производились машины обоих типов.

На " Пантере II" предполагалось использовать " тесную башню" и новый корпус. Его лобовая броня достигала 100, бортовая 60, а кормовая 40 мм. Вооружение - 88-мм пушка KwK 43/2 с длиной ствола в 71 калибр (угол возвышения +15°). Поскольку в этом случае масса танка превысила 50 т, встал вопрос о новой силовой установке. В качестве вариантов рассматривались двигатели Maybach HL234, Simmering Sla 16 (720 л. с. ) и MAN/Argus LD 220 (700 л. с. ). В 1945 году для " Пантеры II" началось проектирование новой башни со 150-мм лобовой броней.

Ни один из двух прототипов (заказ на их изготовление Управление вооружений выдало в конце 1944 года) не был достроен. До более или менее высокой степени готовности довели одно шасси, установив на него башню от Ausf. G. Интересно отметить, что параллельно с проектированием " Пантеры II" велась разработка танка Е-50, призванного ее заменить.

В процессе работ над Ausf. F и " Пантерой II" фирма Krupp дважды предлагала варианты перевооружения обычной " Пантеры" пушкой KwK 43 L/71 калибра 88 мм, но безрезультатно. Остался на бумаге и проект оснащения " Пантеры" 100-калиберной 75-мм пушкой с начальной скоростью снаряда 1250 м/с!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.