Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Моральный долг



 

Соблюдение деонтологических требований в равной степени обязательно для медицинских работников всех категорий, но особенно важно это для средних медицинских работников, как отряда, наиболее многочисленного по количеству и весьма ответственного за реализацию лечебно-диагностических и профилактических назначений врача.

По своим профессиональным обязанностям фельдшер, акушерка, медицинская сестра большую часть своего рабочего времени находятся в общении с больными, они в любое время суток наблюдают за поведением больных, кормят и выхаживают их. Это особенно относится к медицинской сестре. Уже в самом названии должности, - «медицинская сестра», а в прошлом «сестра милосердия» заложено большое морально-этическое содержание. Будучи среди медперсонала самым близким и доверительным для больного лицом, медицинская сестра своими знаниями и мастерством, участием в его переживаниях и внимательностью при выполнении врачебных назначений, проявлением гуманизма и осознанным исполнением профессионального долга вносит неоценимый вклад в дело восстановления здоровья больных.

Медицинской сестре больной доверяет многие, самые сокровенные тайны своей болезни, личной и, в том числе, интимной жизни. Вот почему требование строгого соблюдения деонтологических норм и высокой профессиональной культуры в работе с больными и здоровыми людьми является обязательной и весьма ответственной стороной ее деятельности.

В последние годы медицинскую деонтологию принято называть душой медицины, а иногда и наукой о высокой культуре медицинского обслуживания здоровых и больных. Деонтология и культура обслуживания больных взаимно дополняют друг друга, делают труд медицинского работника профессионально грамотным, для здравоохранения нужным, а для больных - приятным и полезным.

В медицинском коллективе следует учитывать индивидуальные, характерологические черты каждого его члена, зная его положительные стороны, умело опираться на них в повседневной деятельности. Наряду с этим необходимо добиваться, чтобы заостренные черты характера отдельных медработников не оказывали отрицательного влияния на производственный процесс, на состояние деловых взаимоотношений между членами коллектива.

Еще Гиппократ говорил, что человек, посвятивший себя медицине, должен быть бескорыстным, скромным, хладнокровным, обладать здравым смыслом, избегать шарлатанства, необузданности, ненасытной алчности.

Мораль медицинского работника предусматривает добросовестный и бескорыстный труд во имя здоровья людей, выполнение медицинского долга в любое время дня и ночи, в любых условиях, а не только на работе. При этом предусматриваются теплое, чуткое, внимательное отношение медработнику к больному, стремление оправдать его доверие.

В моральном облике среднего медицинского работника должны преобладать такие личностные качества, как сдержанность, терпение, умение владеть собой в самых сложных и даже непредвиденных ситуациях. Он должен дорожить честью принадлежности к самой гуманной человеческой профессии, уметь достойно держать себя в коллективе, проявлять тонкий профессиональный такт.

Моральные качества медработника носят не врожденный, а приобретенный характер. Они появляются и совершенствуются в той социальной среде, в которой человек рос, учился и продолжает работать. Поэтому их приобретение и совершенствование должно быть результатом не только организованного воспитания, но также настойчивого и целенаправленного самовоспитания на примерах учителей, товарищей по работе и умудренных опытом наставников. Только в условиях коллективного труда у медицинских работников формируются положительные моральные качества, а их моральное сознание приобретает осмысленный, деловой характер. В коллективе средний медицинский работник утверждает себя как личность, воспитывает в себе критическое отношение к исполняемым обязанностям, раскрывает свои нравственные возможности.

Знание и соблюдение средними медицинскими работниками основных требований профессиональной этики и деонтологии во взаимоотношениях между собой, а также с больными и их родственниками духовно обогащают повседневную работу, усиливают действенность основных лечебных факторов, способствуют выздоровлению больных.

Особенно сложными в правовом и деонтологическом отношениях являются вопросы, связанные с новыми активными и рискованными методами диагностики и лечения, не вошедшими в широкую практику, операциями пересадки органов от одного человека другому, а также от трупа и т. д.

В данном труде не затрагиваются в широком плане вопросы истории и существа проблем трансплантации органов и тканей, а дается лишь один их аспект - этикодеонтологический, который так же, как и другие разделы этой науки, имеет довольно много спорного и неясного.

При решении проблемы пересадки органов, особенно применяя современные возможности реаниматологии и медицины в целом следует учитывать, что само подразделение смерти на клиническую и биологическую весьма условно. Нуждаются в пересмотре и критерии так называемых необратимых процессов, обусловливающих переход от клинической смерти к биологической.

Касаясь проблемы трансплантации органов, необходимо рассматривать пациента даже в тяжелой стадии болезни, прежде всего как личность, представляющую самую высокую ценность для общества и государства в плане всех максимальных возможностей спасения жизни современными апробированными средствами.

Врач всегда должен помнить о золотом правиле, которое рекомендовано нашими учителями, русскими врачами, о том, что мы можем предложить больному тот или другой метод лечения, даже опасный, рискованный или новую операцию лишь в том случае, если мы можем рекомендовать применение этого метода самому себе или своим близким.

Жизнь не стоит на месте. Она предъявляет к медицине, врачам все новые требования. Во всем мире сегодня широко обсуждается вопрос о том, что бурное развитие медицинской науки и техники не только порождает новые успехи и надежды, но и заставляет перестраивать систему медицинской помощи населению, вынуждает к серьезному пересмотру некоторых норм не только врачебной тактики, но и этикодеонтологических основ.

Дальнейшее развитие деонтологических норм, их совершенствование и роль в формировании медицинских работников тесно связаны с организационными задачами здравоохранения, прогрессом науки и техники, новым уровнем социального развития страны. Известно, что после победы Великой Октябрьской социалистической революции основное внимание уделялось сети практического здравоохранения, в первую очередь, увеличению количества врачей, лечебных учреждений, обеспечению их оборудованием и медикаментами.

Лечить больного, а не болезнь - один из руководящих принципов медицины, истоки которого мы находим в трудах и деятельности классиков - отечественных врачей. В деонтологии этот принцип отражается также и в требовании глубокого, всестороннего познания больного, всех его особенностей - возрастных, конституциональных, профессиональных, социальных, бытовых и многих других. Иначе говоря, требования врачевания и деонтологии исходят из одних и тех же основополагающих позиций и неразрывно, органически связаны друг с другом.

Нельзя представить себе подлинное врачевание без соблюдения принципов деонтологии и этики. И. В. Давыдовский писал, что врач лечит больного человека, учитывая его индивидуальность и разнообразие болезни. Определенная негативная сторона специализации заключается в том, что она может направить врача на путь локалистического мышления, которое в сочетании с суггестией, предвзятостью нередко превращает его в ремесленника. Эта опасность - реальная и с ней ведется борьба, в частности, организационными формами самой системы здравоохранения (подготовка врачей широкого профиля, знающих теорию и практику медицины, интеграция ряда служб, создание крупных центров и больнично-поликлинических комплексов и др. ).

Акцент на деонтологию, овладение ею медиками также является важным условием действенной борьбы с негативными сторонами специализации и технизации медицины.

В крупных многопрофильных лечебных учреждениях, в составе которых имеются специализированные отделения (кардиологические, хирургические, гастроэнтерологические и др. ) и в то же время централизованные диагностические, лабораторные, реанимационные, рентгенорадиологические службы, все врачи работают в едином коллективе и видят разные подходы к больному, разные формы патологических изменений.

Андре Моруа писал: «Завтра, как и сегодня, понадобятся врачи. Как и сегодня, врач сохранит свой сан жреца, а вместе с ним и свою страшную, все возрастающую ответственность. Медицинская наука станет еще точней, ее оснащение приумножится, но рядом с нею, как и сегодня, будет стоять, сохранит свое место в медицине врач классического типа, - тот, чьим именем останется человеческое общество с пациентом. И, как и прежде, он будет утешать страдальцев и ободрять павших духом. И появятся новые чудеса. И появится новая ответственность. Медики стран будут, как и сегодня, связаны единой врачебной моралью. Завтра, как и сегодня, человек в медицинском халате будет спасать жизнь страдающему, кто бы он ни был - друг или недруг, правый или виноватый. И жизнь врача останется такой же, как и сегодня, - трудной, тревожной, героической и возвышенной».

Долг врача, его обязанность ставить интересы больного, страдающего человека, выше своих личных. Приходя к врачу, больной доверяет ему, делится с ним своими подчас глубоко интимными, сокровенными мыслями, которые он не доверил бы никому другому, даже самому близкому. Это всегда нужно помнить, понимать и ценить. Большой душевной силой должен обладать врач, чтобы проникнуться чужими переживаниями и чутко откликнуться на них.

К врачам, действительно, часто обращаются пациенты с просьбой помочь разрешить свои трудности и конфликты в семейной, служебной, профессиональной жизни, которые нередко и являются основной причиной заболевания. Большинство советских и зарубежных специалистов утверждают, что врач может лишь косвенно влиять на решения пациента, но не должен авторитарно воздействовать на больного. С этим можно согласиться только отчасти. Конечно, трудно взять на себя моральную ответственность, но порой врач просто обязан квалифицированно проанализировать ситуацию, дать очень осторожно совет: как относиться к мужу (жене), как воспитывать детей, принять ли предложение жениха, разводиться или примириться, уходить с работы, менять ли профессию и т. д.

Врач должен быть для больного авторитетом и источником информации и не только в вопросах социальной жизни, но и в политике. В современных условиях, несомненно, повышается роль личности врача в общественной жизни.

деонтология медицинский пациент моральный

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.