|
|||
Чуклов А.В.. О безразличии.Чуклов А. В. О безразличии. Переводится на английский безразличиекакapathy. То есть, говоря русским, психологическим языком – апатия. В толковом словаре она определяетсякак состояние полного безразличия, равнодушия. [1] По сути, все дело в терминологии, которую применяет тот или иной автор. Мы же не будем останавливаться на этом подробно, а разберем и попытаемся понять, что же является причиной безразличия (апатии), на чем она основывается. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. апатия«означает недостаток живости как в области чувств, так особенно аффектов и страстей, а равно и в телесных движениях индивидуума, потому употребляется в значении лености и флегматичности. Апатия может быть кратковременным состоянием, переходной нечувствительностью к известного рода впечатлениям, например к чувственным возбуждениям, и в таком случае ее правильнее назвать анестезией. Но она бывает и врожденною; такая слабая восприимчивость и впечатлительность предвещают иногда меланхолию. Где с этим соединяется большая сила духа, иногда получается то, что Кант называет «счастливой флегмой», при которой человек менее подвержен опасности опрометчивых и необдуманных поступков и, таким образом, в известной степени может считаться свободным от аффектов и страстей. На этом основании стоики проповедовали бесстрастное спокойствие души (α π ά θ ε ι α τ η ς ψ υ χ η ς ) и нечувствительность ко всему хорошему и дурному ставили целью мудреца, достигающего этим путем высшей свободы»[2]. Так же существует в психиатрии понятие апатии, где она обозначает «симптом, выражающийся в безразличии, безучастности, в отрешённом отношении к происходящему вокруг, в отсутствие стремления к какой-либодеятельности»[3]. Апатия входит в группу симптомов таких заболеваний как шизофрения, депрессия, апато-абулический синдром. Исходя из этих двух определений можно сказать, что основа безразличия лежит в бессознательном, поскольку: во-первых бывает врожденным; во-вторых лежит в области чувств, аффектов; в-третьих входит в симптомы психических заболеваний[4]. Поэтому пойдем по порядку и рассмотрим сперва врожденность безразличия и взаимосвязь с областью чувств и аффектов, [5] поскольку эти два аспекта на наш взгляд неразрывны между собой. Наверное, зачатки безразличия есть у каждого и в тот или иной момент жизни мы все находимся в подобном состоянии. И с этой точки зрения безразличие (апатия) врожденно. Тем не менее, наблюдая за людьми, мы можем увидеть, что одни переживают за кого-то или что-то, а другие абсолютно безучастны; но в другой ситуации мы можем наблюдать совершенно обратную картину. Таким образом, проявление безразличия у всех различается. Да, безусловно, существуют люди, которых мало, что интересует, но это также не отрицает врожденности безразличия. Теперь более подробно поговорим о том откуда же в нас всех «пришло» безразличие-апатия. Эмоции и чувства являются одними из мотивов нашей активности. Номы устроены так, что постоянно проявлять эмоции, чувства не можем, реагировать на все. Соответственно и активность падает. Тем не менее это ещё не апатия, безразличие. Апатия возникает тогда, когда мы слишком много и слишком «сильно» («ярко») выплеснули наши эмоции и проявили чувства[6], в результате чего происходит «опустошение» эмоционально-чувственной сферы и наступает спад активности. Этот период длится не один не два дня, а несколько дней, а иногда и недель. И говоря о врожденности, то вроде бы можно предположить, что безразличие берет свое начало там же где и эмоции и чувства, но подобный подход применим, к примеру: радости, злости, любви, ненависти (то есть к чувственно-эмоциональным состояниям). А безразличие, апатия это, по сути, отсутствие чувств и эмоций. Тем не менее, все же должна быть точка соприкосновение, в которой эти две категории встречаются. Можно даже сказать, что безразличие на определенном этапе состояния человека заменяет чувства, эмоции, аффекты. Вот тут, наверное, и начинается их взаимосвязь и не просто в психики одного взятого человека, а всего человечества, поскольку чтобы проявится у отдельного индивида с самого рождения, они (безразличие, эмоции) должны быть как минимум у его родителей и т. д. [7]А как мы уже поняли безразличие, апатия, как и чувственно-эмоциональная сфера это прерогатива бессознательного, то соответственно начало их лежит в коллективном бессознательном. Соответственно и начало безразличия будем искать в коллективном бессознательном. Наиболее подходящими как мне кажется, являются две гипотезы: Безразличие как противоположность чувственно-эмоциональной сфере; Безразличие как одна из составляющих чувственно-эмоциональной сферы. В первом случае можно провести параллель из функционирования чувственно-эмоциональной сферы, к примеру, безразличие и эмоции это как любовь и ненависть. То есть в данном случае две так сказать параллельные структуры, сферы. По Юнгу К. Г. чувство это одна из функций психики наряду с мышлением, интуицией и ощущением. Все они присущи коллективному бессознательному[8]. И соответственно и безразличие должно быть функцией – «определенная форма психической деятельности, которая принципиально остается равной себе в различных обстоятельствах – (испр. мной). С энергетической точки зрения функция есть форма проявления либидо, остающаяся принципиально равной себе в различных обстоятельствах, приблизительно в том значении, в котором физическая сила может рассматриваться каждый раз как форма проявления физической энергии»[9]. Что касается изменений, то, безусловно, безразличие остается равным себе, возможно даже в большей степени, нежели чувство, но вот в плане психической деятельности, то тут обратный процесс – отсутствие её, бездействие. Так же и либидо не пытается проявлять себя. Поэтому отнести безразличие к функции коллективного бессознательного не представляется возможным, поскольку оно не соответствует критериям функции. Рассмотрим теперь другой вариант: безразличие как одна составляющих чувственно-эмоциональной сферы. «Чувство есть, прежде всего, процесс, происходящий между эго и каким-нибудь содержанием, притом процесс, придающий содержанию некоторую ценность в смысле принятия или отвержения его («удовольствие» или «неудовольствие»), но более; это также процесс, который помимо определенного содержания сознания или ощущений данного момента может возникнуть, так сказать, изолированно, в качестве настроения. Последний процесс может стоять в причинной связи и с более ранними содержаниями сознания, хотя необходимости в этом нет, ибо он столь же легко возникает из бессознательных содержаний, что вполне доказано психопатологией. Однако и настроение – будь оно общим или же лишь частичным чувством –свидетельствует об оценке, но об оценке не определенного, единичного содержания, а всего наличного в настоящий момент состояния сознания, притом опять-таки в смысле принятия или отвержения его. Поэтому чувство – вполне субъективный процесс, который может быть во всех отношениях независим от внешнего раздражения, хотя примыкает к каждому ощущении. Даже «безразличное» ощущение имеет свою «чувственную окраску», а именно окраску безразличия, что опять-таки выражает известную оценку». [10] Исходя из мнения Юнга, можно сказать, что как и какое-то чувство безразличие имеет свою оценку, окраску, а именно безразличную, по сути, если расположить чувства по шкале от «+» до «-», то получится следующее: отрицательные чувства (ненависть, горе, несчастье и т. п. ) («-»); безразличие («0»); положительные чувства (любовь, радость, счастье и т. п. ) («+»). И в этом плане безразличие это часть чувственно-эмоциональной сферы психики человека. При этом оно как бы является гранью между отрицательными и положительными составляющими данной сферы и одновременно критерием оценки её частей. Но выше мы узнали, что чувство это функция коллективного бессознательного, а безразличие таковой не является, поскольку не отвечает некоторым критериям. То есть получается, что безразличие входит в состав чувственно-эмоциональной сферы, но функцией не является, в отличие от самих чувств. Поэтому называть его одним из чувств не правомерно – оно лишь критерий различия, оценки, способ психики разграничить положительные и отрицательные чувства. Соответственно и появляется, проявляется оно тогда когда возникают чувства (как в личном, так и в коллективном бессознательном). Теперь рассмотрим безразличие, апатию в среде психических заболеваний. Как уже говорилось выше апатия в психиатрии апатия это «симптом, выражающийся в безразличии, безучастности, в отрешённом отношении к происходящему вокруг, в отсутствие стремления к какой-либо деятельности»[11]. Она входит в симптомы таких заболеваний как шизофрения, депрессия и др. Разберем теперь её в структуре этих заболеваний: а именно шизофрении и депрессии. Шизофрени́ я (от др. -греч. σ χ ί ζ ω — раскалываю и φ ρ ή ν — ум, рассудок), ранее лат. Dementia praecox («преждевременное слабоумие») — «полиморфное психическое расстройство или группа психических расстройств»[12], «связанное с дезинтеграцией процессов мышления иэмоциональных реакций»[13]. Шизофрения имеет симптомы, которые разделяются на позитивные негативные. [14] К продуктивным относят бред, слуховые галлюцинации и расстройства мышления. К негативнымже симптомам относятся снижение яркости переживаемых эмоций и эмоциональных реакций — снижение аффекта, бедность речи (алогия), неспособность получать удовольствие — ангедония, потеря мотивации. Существуют и другие симптоматические классификации[15]. Как мы видим как составляющая психического заболевания, такого как шизофрения, апатия является негативным симптомом. То есть negativus (лат. ) — отрицательный. Негативные симптомы называются так потому, что у больных вследствие ослабления деятельности центральной нервной системы может происходить «выпадение» мощных пластов психики. Эти симптомы обычно выражаются в изменении характера и личностных свойств. Больные при этом становятся вялыми, малоинициативными, пассивными («снижение энергетического тонуса»), у них исчезают желания, побуждения, стремления, нарастает эмоциональный дефицит, появляется отгороженность от окружающих, избегание каких бы то ни было социальных контактов. [16] В симптоматическом комплексе депрессии апатия занимает одно из главных мест, практически является основой, в какой-то степени дажепричина. Депре́ ссия (от лат. deprimo — «давить», «подавлять») это психическое расстройство которому свойственны: снижение настроения, утрата способности переживать радость, нарушения мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д. ), двигательная заторможенность. При депрессии снижается самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами. И шизофрения, и депрессия имеют нарушения в чувственно-эмоциональной сфере; а как мы узнали выше апатия входит в состав данной сферы. Соответственно по средствам её апатия влияет на ход этих заболеваний. И отвечая на вопрос о причинах апатии (безразличия) можно подвести ряд итогов: - как одно из составляющих чувственно-эмоциональной сферы является врожденным; - входит в состав чувственно-эмоциональной сферы, но функцией не является, в отличие от самих чувств; - является критерием различия, оценки, способом психики разграничить положительные и отрицательные чувства; - появляется, проявляется оно(а) тогда, когда возникают чувства (как в личном, так и в коллективном бессознательном); - входит в комплекс симптомов, относящихся к нарушениям в чувственно-эмоциональной сфере, некоторых психических заболеваний (включая такие как шизофрения и депрессия), при чем является негативным симптомом. [17] Список использованной литературы:
1) Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка: Ок. 35000. – 2-е изд., стер. – М.: Рус. Яз., 1993. 2) Морозов Г. В., Ромасенко В. А. Нервные и психические болезни. — М.: Медицина, 1987. 3) Юнг. К. Г. Психологические типы/ Пер. С. Лорие. – Мн.: ООО «Харвести», 2003 4) Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Россия, Санкт-Петербург, 1890—1907. 5) Bleuler, E. Dementia praecox oder Gruppe der Schizophrenien // Handbuch der Psychiatrie. — Erstdruck. — Leipzig und Wien: F. Deuticke, 1911. 6) Schizophrenia: Concise Medical Dictionary — Oxford University Press, 2010. 7) Sims A Symptoms in the mind: an introduction to descriptive psychopathology. — Philadelphia: W. B. Saunders, 2002. 8) Peralta V.; Cuesta MJ.: «How many and which are the psychopathological dimensions in schizophrenia? Issues influencing their ascertainment». Schizophrenia Research. 2001.
[1] Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка: Ок. 35000. – 2-е изд., стер. – М.: Рус. Яз., 1993. [2]Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Россия, Санкт-Петербург, 1890—1907 [3]Г. В. Морозов, В. А. Ромасенко Нервные и психические болезни. — М.: Медицина, 1987. [4] См. литературу по психиатрии. [5] Мы будем рассматривать, и упоминать понятия аффекты, страсти, эмоции, чувства как равнозначные, так как все эти понятия относятся к эмоционально-чувственной сфере. [6] Или же при психическом расстройстве. Этот аспект будет рассмотрен ниже. [7] См. литературу по аналитической психологии. [8] См. Юнг. К. Г. Психологические типы/ Пер. С. Лорие. – Мн.: ООО «Харвест», 2003 [9] Там же. [10] Там же. [11]Г. В. Морозов, В. А. Ромасенко Нервные и психические болезни. — М.: Медицина, 1987. [12]Bleuler, E. Dementia praecox oder Gruppe der Schizophrenien // Handbuch der Psychiatrie. — Erstdruck. — Leipzig und Wien: F. Deuticke, 1911. [13]Schizophrenia: Concise Medical Dictionary — Oxford University Press, 2010. [14]См. Sims A Symptoms in the mind: an introduction to descriptive psychopathology. — Philadelphia: W. B. Saunders, 2002. [15]См. Peralta V.; Cuesta MJ.: «How many and which are the psychopathological dimensions in schizophrenia? Issues influencing their ascertainment». Schizophrenia Research. 2001. [16] См. литературу по психиатрии. [17] Тем не менее, не стоит думать, что человек, у которого наблюдается апатия, болен психически, поскольку помимо этого симптома в психических заболеваниях существуют и другие, которые не обязательно присутствуют у данного человека.
|
|||
|