1. Изучите тему: «История развитие отечественной методики преподавания естествознания».
2. Заполните таблицу по периодам:
-XX в. РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ДО 1917т.
-РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ С 1931 ПО 1959 г.
-РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ С 1959 ПО 1991 гг.
-РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ С 1991 г.
· Ответить на вопрос: «Каков вклад педагогов, естественников в разработке содержания и методики начального естествознания? »
Век
| ФИО педагога, естественника
| Каков вклад педагогов, естественников в разработку содержания и методики начального естествознания
|
18 век
| М. В. Ломоносов
| Главной специальностью было естествознание. Пишет большое руководство ученого мореплавания, снаряжает морскую экспедицию для изучения Северных морей.
|
| Василий Федорович Зуев
| В 1786 году был напечатан без указания фамилии учебник в двух книгах. Он назывался «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи…». Учебник состоял из 2-х частей. В первой части изучались «ископаемое царство» (минералы и горные породы) и «прозябаемое царство» («прозябение» – растение); во второй – «животное царство» (сюда же включалось описание человеческого тела).
Была впервые определена последовательность изучения природы, лежащая в основе современного дидактического правила: «от неживого – к живому».
Издал атлас «Фигуры по естественной истории» как приложение ко второй части книги.
|
| A. M. Теряев
| «Начальные основания ботанической философии... ». В нем десятки страниц были посвящены искусственно составленными ботаническими терминами.
|
| И. И. Мартыновым
|
Его идеей было познакомить учащихся с тремя системами классификации растений (К. Линнея, Ж. П. Турнефора и А. Л. Жюсье).
|
начале XIX века
| Е. Ф. Зябловского.
|
Учебник содержал достоверные данные, но был перегружен фактическим материалом. При изучении предмета тоже преобладала зубрежка. Изучение материала осложнялось отсутствием наглядных пособий.
|
Вторая половина XIX века
| А. Любена
|
Им была написана первая методика естествознания. Педагогом предлагался индуктивный метод изучения естествознания, при котором познание природы шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от конкретного к отвлеченному
|
| Константин Дмитриевич Ушинский
| Ушинский предлагал начинать с изучения своей местности и наблюдений за временами года, чтобы впечатления от чтения книг или сообщений учителя ребенок мог проверить личным опытом.
|
| Дмитрия Дмитриевича Семенова
| Семенов разработал методику проведения экскурсий, составил пособие «Отечествоведение. Россия по рассказам путешественников и ученым исследованиям» в 6-ти выпусках.
|
| К. Ф. Рулье.
| Автор предложил изучать жизнь во всех ее проявлениях. (Рулье К. Ф. Жизнь животных по отношению к внешним условиям)
|
| Алекссандр Яковлевич Герд
| Им обоснована система изучения природы в начальной школе, от неорганического мира к растениям, животным и человеку.
|
XX век.
| Д. Н. Кайгородов
| », Кайгородов отдавал предпочтение «принципу общежития», как наиболее способствующему раскрытию божественной мудрости творца. В основу его программы было заложено изучение:
– природы «по общежитиям» (лес, луг, поле, степь, сад, пруд, река, болото и др. ),
|
| Леонид СафоновичСеврук
| он издал учебник « Начальный курс естествознания» и методическое пособие «Методика начального курса естествознания».
|
| Иван Иванович Полянский
| Он считал, что материалом для первоначального курса природоведения должно быть то, что окружает ребенка (окружающие школу деревья, разводимые человеком растения, домашние животные, наблюдаемые поблизости пласты земли и камни, соседний ручеек и т. п. ) и лишь постепенно, по мере умственного развития ребенка можно переносить его воображение к дальним странам.
|
| А. Л. Пинкевич
| Пропагандируя «принцип предметности» и биологический метод, автор предлагал проводить занятия непосредственно в природе. Он рекомендовал организовать в каждой школе кабинет естествознания, живой уголок, аквариум
|
| П. П. Блонский
| придавал огромное значение краеведению и родиноведению. По мнению ученого именно в них осуществляется необходимая конкретизация образовании.
|
С 1917 ПО 1931
| Н. К. Крупская
| Такой подход перекликается с современной стандартизацией образования, выделяя инвариантный («федеральный») и вариативные («национально-региональный» и «школьный») компоненты.
|
| А. У. Зеленко
| его идеи практической направленности обучения, обращения к мотивационно-эмоциональной сфере ребенка, внимание к групповым формам организации учебной работы и конструирование материалов учебника в этом ключе близки сегодняшнему дню.
|
С 1931 ПО 1959 г.
| АА. Половинкин
| Он разрабатывал методику преподавания начального курса географии.
|
| К А. Сонгайло
| Большую работу проделал по созданию различных типов наглядных пособий: таблиц, диапозитивов, диафильмов и методических указаний по их применению.
|
| ЕА. Валерьянова
| Разработкой наглядных пособий.
|
1959 ПО 1991
| Михаил Николаевич Скаткин
| Им разработаны принципы политехнизации обучения, приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках природоведения. М. Н. Скаткин создал серию наглядных пособий к курсу природоведения и методические руководства к ним.
|
| П. И. Боровицкий
| школьный курс природоведения и биологии должен включать прежде всего основу науки, а не прикладное ее значение.
|
| Леонид Федорович Мелъчаков.
| им был создан учебник «Природоведение» для 3-4 классов, который успешно действовал в начальной школе почти четверть века
|
| . А. Клепинина
| занимается разработкой принципов отбора содержания начального курса природоведения, методикой развития практических умений младших школьников, в том числе умения проводить наблюдения за природными объектами и явлениями
|
с 1991 года.
| 1направлени – традиционное направление (классическая начальная школа. ) В основе этого направления лежат идеи классической методики преподавания естествознания. К нему можно отнести:
– программу (систему курсов) «Природа и люди» З. А. Клепининой;
– программу (систему курсов) экологической направленности «Зеленый дом» А. А. Плешакова. Система учебных курсов экологической направленности «Зеленый дом» А. А. Плешакова входит в образовательный комплект «Школа России»;
|
| 2 направление. В основе данного направления в развитии методики естествознания лежит принцип интеграции знаний в системе «Человек – природа – общество». К нему можно отнести:
– комплект программ «Начальная школа 21 века». Внутри данногоj комплекта программ можно выделить программу Н. Ф. Виноградовой и Г. С. Калиновой «Окружающий мир»;
– программу (современная систему учебных курсов) «Гармония». Программа О. Т. Поглазовой и В. Д. Шилина«Окружающий мир» входит в систему «Гармония»;
– программу (непрерывная программа Образовательной системы) «Школа 2100». В рамках данной программы выделяют программу интегрированного курса «Окружающий мир». Авторы данной программы А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан.
|
| 3направление. В основе данного направления лежат идеи развивающего обучения в системе Л. В. Занкова и в системе Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.
|