Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическая работа № 1



Задание:

1. Изучите тему: «История развитие отечественной методики преподавания естествознания».

2. Заполните таблицу по периодам:

-18 век

 

-ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА

-ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА

-XX в. РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ДО 1917т.

-РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ С 1917 ПО 1931 ГОДЫ

-РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ С 1931 ПО 1959 г.

-РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ С 1959 ПО 1991 гг.

-РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ С 1991 г.

 

· Ответить на вопрос: «Каков вклад педагогов, естественников в разработке содержания и методики начального естествознания? »

 

Век   ФИО педагога, естественника   Каков вклад педагогов, естественников в разработку содержания и методики начального естествознания
18 век М. В. Ломоносов     Главной специальностью было естествознание. Пишет большое руководство ученого мореплавания, снаряжает морскую экспедицию для изучения Северных морей.  
  Василий Федорович Зуев В 1786 году был напечатан без указания фамилии учебник в двух книгах. Он назывался «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи…». Учебник состоял из 2-х частей. В первой части изучались «ископаемое царство» (минералы и горные породы) и «прозябаемое царство» («прозябение» – растение); во второй – «животное царство» (сюда же включалось описание человеческого тела). Была впервые определена последовательность изучения природы, лежащая в основе современного дидактического правила: «от неживого – к живому». Издал атлас «Фигуры по естественной истории» как приложение ко второй части книги.
  A. M. Теряев «Начальные основания ботанической филосо­фии... ». В нем десятки страниц были посвящены искусственно составленными ботаническими терминами.  
  И. И. Мартыновым   Его идеей было познако­мить учащихся с тремя системами классификации растений (К. Линнея, Ж. П. Турнефора и А. Л. Жюсье).  
начале XIX века Е. Ф. Зябловского.   Учебник содержал достоверные данные, но был перегружен фактическим материалом. При изучении предмета тоже преобладала зубрежка. Изучение материала осложнялось отсутствием наглядных пособий.  
Вторая половина XIX века А. Любена   Им была написана первая методи­ка естествознания. Педагогом предлагался индуктивный метод изучения естествознания, при котором познание при­роды шло от простого к сложному, от известного к неизвест­ному, от конкретного к отвлеченному
  Константин Дмитриевич Ушинский Ушинский предлагал начинать с изучения своей местности и наблюдений за временами года, чтобы впечатления от чтения книг или со­общений учителя ребенок мог проверить личным опытом.  
  Дмитрия Дмит­риевича Семенова Семенов разработал методику проведения экскурсий, составил пособие «Отечествоведение. Россия по рассказам путешественников и ученым исследованиям» в 6-ти выпус­ках.
  К. Ф. Рулье.   Автор предложил изучать жизнь во всех ее проявлениях. (Рулье К. Ф. Жизнь животных по отношению к внешним условиям)  
  Алекссандр Яковлевич Герд Им обоснована система изучения природы в начальной школе, от неорганического мира к растениям, животным и человеку.  
XX век. Д. Н. Кайгородов », Кайгородов отдавал предпочтение «принципу общежития», как наиболее способ­ствующему раскрытию божественной мудрости творца. В ос­нову его программы было заложено изучение: – природы «по общежитиям» (лес, луг, поле, степь, сад, пруд, река, болото и др. ),
  Леонид СафоновичСеврук   он издал учебник « Начальный курс естествознания» и методическое пособие «Методика начального курса естествознания».
  Иван Иванович Полянский   Он считал, что материалом для первоначального курса природоведения должно быть то, что окружает ребенка (окружающие школу деревья, разводимые человеком растения, домашние животные, на­блюдаемые поблизости пласты земли и камни, соседний ру­чеек и т. п. ) и лишь постепенно, по мере умственного развития ребенка можно переносить его воображение к дальним странам.    
  А. Л. Пинкевич Пропагандируя «принцип предмет­ности» и биологический метод, автор предлагал проводить за­нятия непосредственно в природе. Он рекомендовал организо­вать в каждой школе кабинет естествознания, живой уголок, аквариум
  П. П. Блонский   придавал огромное значение краеве­дению и родиноведению. По мнению ученого именно в них осуществляется необходимая конкретизация образовании.  
С 1917 ПО 1931 Н. К. Крупская Такой подход перекликается с современной стандартиза­цией образования, выделяя инвариантный («федеральный») и вариативные («национально-региональный» и «школь­ный») компоненты.    
  А. У. Зеленко его идеи практической на­правленности обучения, обращения к мотивационно-эмоциональной сфере ребенка, внимание к групповым формам организации учебной работы и конструирование материалов учебника в этом ключе близки сегодняшнему дню.  
С 1931 ПО 1959 г.   АА. Половинкин   Он разрабатывал методику преподавания начального курса гео­графии.  
  К А. Сонгайло Большую работу  проделал по созданию различных типов на­глядных пособий: таблиц, диапозитивов, диафильмов и ме­тодических указаний по их применению.    
  ЕА. Валерьянова Разработкой наглядных пособий.  
1959 ПО 1991 Михаил Николаевич Скаткин  Им разработаны принципы политехнизации обучения, приемы активизации познавательной деятель­ности учащихся на уроках природоведения. М. Н. Скат­кин создал серию наглядных пособий к курсу природо­ведения и методические руководства к ним.  
  П. И. Боровицкий школьный курс природоведения и биологии должен включать прежде всего основу науки, а не прикладное ее значение.  
  Леонид Федорович Мелъчаков.  им был создан учебник «При­родоведение» для 3-4 классов, который успешно действовал в начальной школе почти четверть века
  . А. Клепинина за­нимается разработкой принципов отбора содержания на­чального курса природоведения, методикой развития прак­тических умений младших школьников, в том числе умения проводить наблюдения за природными объектами и явле­ниями
с 1991 года.

1направлени – традиционное направление (классическая начальная школа. ) В основе этого направления лежат идеи классической методики преподавания естествознания. К нему можно отнести:

– программу (систему курсов) «Природа и люди» З. А. Клепининой;

– программу (систему курсов) экологической направленности «Зеленый дом» А. А. Плешакова. Система учебных курсов экологической направленности «Зеленый дом» А. А. Плешакова входит в образовательный комплект «Школа России»;

 

 

2 направление. В основе данного направления в развитии методики естествознания лежит принцип интеграции знаний в системе «Человек – природа – общество». К нему можно отнести:

– комплект программ «Начальная школа 21 века». Внутри данногоj комплекта программ можно выделить программу Н. Ф. Виноградовой и Г. С. Калиновой «Окружающий мир»;

– программу (современная систему учебных курсов) «Гармония». Программа О. Т. Поглазовой и В. Д. Шилина«Окружающий мир» входит в систему «Гармония»;

– программу (непрерывная программа Образовательной системы) «Школа 2100». В рамках данной программы выделяют программу интегрированного курса «Окружающий мир». Авторы данной программы А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан.

 

 

3направление. В основе данного направления лежат идеи развивающего обучения в системе Л. В. Занкова и в системе Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.