Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





только по смыслу



 

Тема Словосочетание как единица синтаксиса. Типы словосочетаний по способу выражения главного слова: именные глагольные, местоимённые, наречные.  

Цель: научить определять главное и зависимое слово в словосочетании, правильно строить и употреблять словосочетания в речи

1. Изучите теоретический материал. Запишите число и тему урока.     

Словосочетание – синтаксическая единица, состоящая из двух и более знаменательных слов, соединённых подчинительной связью.

Связь слов в словосочетании осуществляется грамматически

(с помощью окончания зависимого слова)

красивая природа, читал книгу

только по смыслу

звонко смеялся, читал внимательно

Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому.

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов.  

Словосочетание состоит из главного (от него задаётся вопрос) и зависимого слов: новый дом, написать письмо.

Основные виды синтаксической связи – сочинительная (мальчики и девочки) и подчинительная (видеть (что? ) дом).

В роли главного слова могут выступать все знаменательные части речи:

· существительные: цветущий луг;

· прилагательное: очень холодный;

· глагол: хорошо учиться;

· наречие: очень далеко;

· реже местоимение: он с детьми;

· реже числительное: один из них.

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на несколько видов:

· именные (главное слово – имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение), например: зелёная листва, вполне удобный, трое друзей, никто из класса;

· глагольные (главное слово – глагол), например: купить подарок, примите факс;

· наречные (главное слово – наречие), например: совсем случайно, совершенно по-новому.

Словосочетания формируют предложения и выделяются в их составе. Так, в предложении

За берёзовым перелеском дорога круто подымается на песчаный обрыв

грамматическая основа дорога подымается;

словосочетания, которые формируют предложение, это:

за берёзовым перелеском, круто подымается, подымается на обрыв, песчаный обрыв, подымается за перелеском.

Словосочетаниями не могут быть:

· грамматическая основа предложения, то есть сочетание подлежащего и сказуемого:

дети пели, школьники играли;

· однородные члены предложения:

весёлый и громкий, аккуратно и чисто, сидел и писал, мать и дочь;

· сочетание служебного и знаменательного слов: напротив дома, в школе, около трёхсот.

Словосочетания могут быть свободными и несвободными.

В свободном словосочетании сохраняются лексические значения главного и зависимого слов; компоненты такого словосочетания легко разделяются:

строить дом, построить дома, красивый дом.

Несвободное словосочетание представляет собой неразложимое целое:  по значению такое словосочетание может быть заменено одним словом:

на краю света – далеко, мокрая курица – размазня, вольный казак – свободный.

   
   
   
   
   

Домашнее задание. Выучить теоретический материал. Определите вид словосочетаний по главному слову и обозначьте в них средства связи.

Правка текста, берестяная грамота, идти лесом, бежал подпрыгивая, слишком весело, очень высокий, летящий самолет, высоко летящий, ушел спать, в первом классе, у моего друга, пойду по полю.

(задание выполняем по образцу из упр. 55)

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.