|
||||||||||||||||
только по смыслу
Тема Словосочетание как единица синтаксиса. Типы словосочетаний по способу выражения главного слова: именные глагольные, местоимённые, наречные. Цель: научить определять главное и зависимое слово в словосочетании, правильно строить и употреблять словосочетания в речи 1. Изучите теоретический материал. Запишите число и тему урока. Словосочетание – синтаксическая единица, состоящая из двух и более знаменательных слов, соединённых подчинительной связью. Связь слов в словосочетании осуществляется грамматически (с помощью окончания зависимого слова) красивая природа, читал книгу только по смыслу звонко смеялся, читал внимательно Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов. Словосочетание состоит из главного (от него задаётся вопрос) и зависимого слов: новый дом, написать письмо. Основные виды синтаксической связи – сочинительная (мальчики и девочки) и подчинительная (видеть (что? ) дом). В роли главного слова могут выступать все знаменательные части речи: · существительные: цветущий луг; · прилагательное: очень холодный; · глагол: хорошо учиться; · наречие: очень далеко; · реже местоимение: он с детьми; · реже числительное: один из них. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на несколько видов: · именные (главное слово – имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение), например: зелёная листва, вполне удобный, трое друзей, никто из класса; · глагольные (главное слово – глагол), например: купить подарок, примите факс; · наречные (главное слово – наречие), например: совсем случайно, совершенно по-новому. Словосочетания формируют предложения и выделяются в их составе. Так, в предложении За берёзовым перелеском дорога круто подымается на песчаный обрыв грамматическая основа дорога подымается; словосочетания, которые формируют предложение, это: за берёзовым перелеском, круто подымается, подымается на обрыв, песчаный обрыв, подымается за перелеском. Словосочетаниями не могут быть: · грамматическая основа предложения, то есть сочетание подлежащего и сказуемого: дети пели, школьники играли; · однородные члены предложения: весёлый и громкий, аккуратно и чисто, сидел и писал, мать и дочь; · сочетание служебного и знаменательного слов: напротив дома, в школе, около трёхсот. Словосочетания могут быть свободными и несвободными. В свободном словосочетании сохраняются лексические значения главного и зависимого слов; компоненты такого словосочетания легко разделяются: строить дом, построить дома, красивый дом. Несвободное словосочетание представляет собой неразложимое целое: по значению такое словосочетание может быть заменено одним словом: на краю света – далеко, мокрая курица – размазня, вольный казак – свободный. Домашнее задание. Выучить теоретический материал. Определите вид словосочетаний по главному слову и обозначьте в них средства связи. Правка текста, берестяная грамота, идти лесом, бежал подпрыгивая, слишком весело, очень высокий, летящий самолет, высоко летящий, ушел спать, в первом классе, у моего друга, пойду по полю. (задание выполняем по образцу из упр. 55)
|
||||||||||||||||
|