Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





№7 Цивилизационный подход в регионалистике.



№6 Теории новой и новейшей геополитики (мир-системная теория И. Валлерстайна, американские теории «жизненных интересов», концепция полицентризма и баланса геостратегических сил С. Коэна).

Геоэкономика рассматривается как новая геополитика, определяю­щая мирохозяйственную интеграцию государств и создание конкурен­тоспособных региональных объединений в условиях глобализации. Долгосрочными экономическими методами лидирующие государства и региональные объединения осуществляют перераспределение ре­сурсов и мирового дохода в свою пользу. Сверхдоходы получают ми­ровые полюса экономического и технологического развития (великие державы и интеграционные группировки, мировые города, технопо­лисы), расположенные на рубежах многомерного коммуникацион­ного пространства.

Геоэкономика получила особое развитие в США после оконча­ния Второй мировой войны. Геоэкономическая стратегия стала ос­новой теории зон жизненных интересов — учения американских геопо­литиков, обосновывающих военное присутствие США в различных регионах мира экономическими интересами. В трудах С. Коэна, Э. Хан­тингтона, Н. Спикмена, Дж. Киффера и других ученых закладыва­ются основы новой геополитики, задачи которой решаются эконо­мическими методами. Обосновывается достижение мирового гос­подства путем геоэкономических войн. Технический прогресс в раз­витии мировых коммуникаций, особенного морского и воздушного транспорта, расширение сферы влияния американских монополий способствуют преодолению географической обособленности США. Поэтому американские экономические интересы могут находиться далеко за пределами государства. Практически теория жизненных интересов стала продолжением осужденной германской политики жизненного пространства. В разных регионах мира была создана широкая сеть американских военных баз, например, в зоне богатого нефтью Персидского залива.

В становлении регионалистики и геоэкономики большая роль принадлежит учению о мирах-экономиках одного из крупнейших французских мыслителей и историков двадцатого столетия Фернана Броделя (1902—1985). Ученый был общепризнанным лидером исто­риографической школы «Анналы», почетным доктором многих ев­ропейских и американских университетов. В фундаментальном труде «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVII вв. » (1967) он осуществил исторический синтез всех сторон жизни об­щества. Мировая экономическая история предстает как чередова­ние на протяжении пяти-шести веков господства определенных экономически автономных регионов мира — миров-экономик. Примером целостного территориального образования, характери­зующегося определенным экономическим единством, является ис­торическое Средиземноморье.

Мир-системная геополитическая школа, заложенная в трудах Броделя, получила дальнейшее развитие в учении американского мыс­лителя, историка, социолога и экономиста Иммануэля Валлерстайна (р. 1930). Ученый разработал теорию мировых систем, изложенную в трудах «Современная мировая система» (1974), «Капиталистиче­ская мировая экономика» (1979), «Политическая мир-экономика» (1984) и др. Валлерстайн на основе мир-системного подхода сле­дующим образом интерпретировал социальную историю. Он выде­лил три типа исторических систем. Мини-система характерна для первобытного общества и является аналогом рода или племени. За­тем наступает время мир-систем двух типов. Для миров-империй характерно доминирование развитого военно-бюрократического класса, перераспределительный способ производства и доминирова­ние сельского хозяйства. В мир-экономике, построенной на основе капиталистического способа производства, ученый определил три цикла мировой капиталистической гегемонии.

За четыреста лет сменились голландский, британский и амери­канский циклы гегемонии (лидерства мировых держав). Каждый цикл проходил три фазы: мировая война, гегемония великой державы и ее упадок. Нидерландский цикл гегемонии продолжался с 1618 по 1672 г., Британский — с 1792 по 1896 г. и американский начался с 1914 г. Мировая гегемония обусловлена геополитическим доми­нированием одного из государств в международных отношениях, включая военно-политическую и экономическую сферу.

Валлерстайн предложил теорию мировых систем, основанную на трехзвенной иерархической структуре: ядро — полупериферия — периферия. В период становления капитализма выделялось несколь­ко экономически мощных держав, не способных в одиночку осуще­ствлять политический мировой контроль. Формирование единого рынка стало возможным благодаря конкуренции товаров множества государств. В период структурной перестройки мировой экономики и соответствующей трансформации политической карты изменения происходят за счет «полупериферии». Из нее одни страны перехо­дят на верхнюю ступень (ядро), другие деградируют до состояния периферии.

Теория мировых систем возникла как реакция на ограничен­ность традиционной силовой геополитики и акцентировала внима­ние на геоэкономическом подходе. Сторонники мир-системного подхода рассматривают единый мир-экономику как особый субъект международных отношений, определяющий политическое поведе­ние государств.

Для теории международных экономических отношений большое значение имело учение о циклах мировой конъюнктуры русского эко­номиста Н. Д. Кондратьева (1892—1938), репрессированного сталин­ским режимом. В значительной степени благодаря другу, ставшему крупнейшим западным социологом, Питириму Сорокину, теория цик­лов мировой конъюнктуры не ушла в небытие. Кондратьев описы­вает закономерность мирового экономического и технологического развития. Циклы отражают преимущественно подъем и упадок ве­дущих отраслей мирового хозяйства. Цикличность затрагивает в пер­вую очередь хозяйство высокоразвитых стран, образующих «центр» мировой системы. Через международное разделение труда мировое ядро влияет на остальные государства. Продолжительность цикла составляет 40—60 лет.

Учение о циклах мировой конъюнктуры способствовало соз­данию модели Кондратьева—Валлерстайна, увязавшей геополитику с мировой экономикой. Падение и взлет мировых геополитиче­ских гегемоний соотносится с переструктуризацией мирового хо­зяйства, описанной в экономических циклах большой конъюнктуры Н. Д. Кондратьева. Валлерстайн выделил следующие стадии гегемо- нистского цикла. На первой стадии восходящей гегемонии обнару­живается геополитическое противоборство, когда великие державы соревнуются за право наследования лидерства. Долгосрочное эко­номическое преимущество получает государство, где концентрируются новые технологические достижения, повышающие эффективность производства. На второй стадии происходит общий спад в мировой экономике, что ограничивает возможности для экспансии. Однако восходящая держава, располагая технологическими, производствен­ными и торговыми преимуществами, способна защитить свои инте­ресы и достигает гегемонной зрелости. К ней перемещается миро­вой финансовый центр и наступает «истинная гегемония».

Гегемон, обладающий высокой конкурентоспособностью на внеш­нем рынке, выступает за открытость мировой экономики и свобод­ную торговлю. Заключительная стадия «падение гегемонии» связана со снижением эффективности производства и усилением протекцио­нистских мер в противостоянии с набирающими силу соперниками. Наложив трехзвенную модель на «длинные волны» развития мирового хозяйства (циклы Кондратьева) Валлерстайн выявил перемещение ми­рового «ядра» за последние двести лет. Центр тяжести мировой эко­номики сместился из Великобритании в Германию и далее в период глобальной цивилизации на запад в США. В современном мире «ядро» продолжает дрейфовать на американский запад в Калифор­нию, т. е. к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Теория Валлерстайна доказала ошибочность взгляда на мировую историю как единую по­ступательную траекторию, которую рано или поздно должны прой­ти все страны.

В дальнейшем американскими политологами были разработаны длинные циклы мировой политики, или циклы лидерства. Смена таких циклов периодически изменяет геополитическую структуру ми­ра (мировой порядок), способствует выдвижению новых великих держав и зон их влияния. Продолжительность одного длинного цик­ла мировой политики составляет около 100 лет. Каждый цикл ми­ровой политики соотносится с двумя последовательными циклами мировой конъюнктуры Кондратьева.

В международных экономических отношениях необходимо учиты­вать и представления о деловых (экономических) циклах, отражающих колебания национального продукта, дохода и занятости, сопровож­дающиеся повышением или снижением экономической активности в период до 10 лет.

Для развития новой и новейшей геополитики важное значение имеет концепция полицентризма (геополитических регионов) и баланса геостратегических сил американского ученого Сола Коэна. В труде «Геополитика в новую мировую эпоху: перспективы старой дисцип­лины» (1994) ученый придерживается точки зрения, что если клас­сическая геополитика была частью арсенала конфронтации и вой­ны, то новая геополитика может стать инструментом формирования международного мира и кооперации. Для этого необходимо делать акцент на изучении динамики не только физических, но и общест­венных процессов. Автор подробно останавливается на новом напол­нении «старых» геополитических понятий. Военный «баланс силы» уступает место новой иерархии мировой системы так называемой «полиократии» (власти множества), где взаимоперекрещиваются сфе­ры интересов, различные уровни гегемонии, национальных и транс­портных компонентов и т. д. Современная геополитическая структура мира включает новое значение зон конфликтов, основных осевых пространств и геополитических ворот.

Коэн одним из первых обосновал возможность распада бипо­лярного мирового порядка и возрастание роли геополитических регионов, характеризующимися сравнительно однородными эконо­мическими, политическими и культурными признаками. Таким об­разом, была предпринята попытка избежать ограниченность геогра­фического и экономического детерминизма в геополитике. Выделен­ные геополитические регионы включались в две геостратегические сферы. В морскую сферу включены Англо-Америка и Карибы, За­падная Европа и Магриб, внеконтинентальная «офшорная» Азия и Океания, Южная Америка и Африка южнее Сахары. В Евразий­скую сферу входят Хартленд (Россия и Восточная Европа) и Восточ­ная Азия. За пределами двух геостратегических сфер выделены Южная Азия (Индия), Средний Восток и Центрально-Восточная Европа. Геополитические регионы находятся на разных стадиях раз­вития и связаны между собой потоками энергии, перемещением, товаров, капиталов, людей и идей. Каждый регион обладает опре­деленным уровнем энтропии (по аналогии с физическим процес­сом). Повышение уровня энтропии свидетельствует об исчерпаемо- сти внутренней энергии или производительной способности. Гео­политические регионы со сверхдержавами характеризуются низким и средним уровнем энтропии и определяют равновесие мировой геополитической системы. Особое внимание Коэн уделяет поясам нестабильности, или маргинальной сфере, например Центрально-Восточной Европе. Этот и другие переходные регионы могут пре­вратиться в фактор, укрепляющий мировую стабильность, если трансформируются из зоны конфликтов в зону компромиссно­го развития.

№7 Цивилизационный подход в регионалистике.

Арнольд Джозеф Тойнби (14 апреля 1889 — 22 октября 1975) — британский историк, философ истории, культуролог и социолог. Удостоен Ордена Кавалеров Почёта. Автор двенадцати томного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории», в котором разработал и изложил собственную теорию цивилизации.

Понятие цивилизации:

1. Общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства).

2. Историко-философское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли).

3. Стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания).

4. Локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.

Изобретение письменности считается началом эпохи цивилизации, так как она позволяла человеку зафиксировать события. Таким образом, люди могли изучать опыт предков. Это произошло около 5—6 тысяч лет назад.

Самые ранние известные нам из истории цивилизации — это египетская и вавилонская. Египтяне изобрели письменность 4500 лет назад. У них была продуманная система управления; они использовали при постройке пирамид математические расчеты; у них был календарь; появились искусные архитекторы; применялись различные механизмы.
Около 4500 лет назад сложилась шумерская цивилизация, существовавшая на берегах рек Тигр и Евфрат.

Тойнби указывает также на пять остановившихся в своем развитии цивилизаций и четыре «мертворожденных».

Остановившиеся в развитии цивилизации:

• эскимосская

• момадическая

• оттоманская

• спартанская

• полинезийская

«Мертворожденные» цивилизации:

• дальнезападная христианская (ирландская)

• дальневосточная Христианская (несторианская в Средней Азии)

• скандинавская

• сирийская

Согласно Тойнби,

Цивилизация – это устойчивая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками.

История – это нелинейный процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.

Локальная цивилизация – основная единица исторического процесса.

Стадии развития цивилизации:

• 1) рождение

• 2) рост

• 3) надлом

• 4) разложение

• 5) гибель

•      Для рождения необходимо наличие творческого меньшинства, отвечающего на вызов Творца, и благоприятных условий для последующего развития.

•      Цивилизации представляют собой некоторые умопостигаемые единицы истории, целостные системы, в которых элементы соответствуют друг другу и влияют друг на друга.

     Механизм рождения цивилизации происходит по схеме " вызов — ответ".

По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

• • творческого меньшинства

• • инертного большинства

Рост цивилизации:

• 1) Переход от более грубой к более тонкой религии и культуре.

• 2) Общество растущей цивилизации состоит из творческого меньшинства, за которым следует большинство.

• 3) Процесс роста представляет собой рост целостности и индивидуального разнообразия цивилизации.

Упадок цивилизации состоит из надлома, разложения и гибели.

Упадок цивилизации:

• 1) Надлом

• 2) Разложение

• 3) Гибель

•       Надлом может быть вызван тем, что реформы не закреплены в повседневности – не создается защитный пояс традиций, накапливается груз неустойчивого положения.

•       Надлом также вызывается потерей инициативы - энергия общества уходит на поддержание ранее достигнутого положения, а для движения вперед нет ни стимула, ни внутренних ресурсов. Цели утрачиваются, движение замирает. Лидеры вырождаются в правящее меньшинство, успокаиваются и предаются заботам о собственном благополучии. Наступает психологическая катастрофа «опьянения успехом». Правящая элита оказывается неспособной к творческим решениям, но продолжает удерживать в своих руках власть, впадает в пресыщение и необузданность.

Происходит разложение общества. Оно может быть:

• Вертикальным (распад в общественных структурах на новые слои, сословия, классы)

• Горизонтальное (распад общества на ряд локальных государств).

Главная проблема распада связана с человеческой душой и проявляется в поведении, чувствах, жизни в целом. И остановить разложение цивилизации нельзя.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.