Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Перспективное планирование подготовки



  Задание:

1. просмотреть о проработать лекцию, ответить на вопросы в конце лекции, составить содержание к лекции самостоятельно.

2. По примеру Таблице 1, составить Учебный план по спортивной специализации «выбранной» для тренировочных групп

Домашнее задание: выучить все термины, составить схему планирования и выучить ее!

Тема: Перспективное планирование подготовки

Под планированием подразумевают, прежде всего, процесс разработки системы планов, рассчитанных на различные промежутки времени, в рамках которых должен быть реализован комплекс взаимосвязанных целей, задач и содержание спортивной тренировки.

Предметом планирования в процессе подготовки спортсменов являются цели, задачи, средства и методы тренировки, величина тренировочных и соревновательных нагрузок, внутренние сдвиги в организме спортсменов под влиянием нагрузок (тренировочный эффект), количество учебно-тренировочных занятий и дней отдыха, системы восстановительных мероприятий, контрольные нормативы, воспитательные мероприятия, условия тренировки и др. Предметом планирования тренировочно-соревновательного процесса являются его содержание, формы и результаты, намечаемые на основе объективных закономерностей развития спортивных достижений и направленного формирования личности спортсмена.

Определяются цели и задачи на различные периоды тренировочного процесса. На основе анализа динамики нагрузки за предыдущий год (или годы) устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность. Определяются средства, методы, контрольные нормативы и другие показатели.

Основная задача при разработке плана тренировки состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки.

Планирование на разных этапах многолетней спортивной подготовки осуществляется в следующих формах:

1) перспективное (на ряд лет);

2) текущее (на один год);

3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).

К документам перспективного планирования относятся учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки команды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.

Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия. Как правило, учебный план делится на два основных раздела: теоретический и практический.

В качестве примера в таблице 1 представлен учебный план для учебно-тренировочных групп ДЮСШ по волейболу.

Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися. В этом документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР, секций коллективов физической культуры и др. ).

Программа, как правило, состоит из следующих разделов:

1) объяснительной записки;

2) изложения программного материала;

3) контрольных нормативов и учебных требований;

4) рекомендуемых учебных пособий.

Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (командный и индивидуальный). Он составляется на различные сроки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спортсменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возраста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2--3 года. Для квалифицированных спортсменов необходимо разрабатывать как групповые, так и индивидуальные планы на 4 и даже 8 лет.

Таблица 1. Учебный план

по спортивной специализации «Волейбол» для тренировочных групп ДЮСШ

Виды подготовки 1-й год обучения (12-14 лет) 2-й год обучения (13-15лет) 3-й год обучения (14-16 лет) 4-й год обучения (15-17лет)
1. Теоретическая подготовка
2. Общая физическая подготовка
3. Специальная физическая подготовка
4. Техническая подготовка
5. Тактическая подготовка
6. Интегральная подготовка, включая контрольные игры
7. Инструкторская и судейская практика
8. Экзамены, контрольные испытания (приемные и переводные)
Итого часов
Количество тренировочных дней
Количество занятий
Количество соревновательных дней

В перспективный план должны быть включены лишь основные показатели (без излишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.

Основное содержание перспективного плана подготовки спортсмена, команды включает следующие разделы:

1) краткая характеристика занимающихся (спортсмена, команды);

2) цель многолетней подготовки, главные задачи по годам;

3) структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов;

4) основная направленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла;

5) главные соревнования и основные старты индивидуального календаря, планируемые результаты в каждом году;

6) контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам;

7) общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки;

8) общие и специфические параметры тренировочной нагрузки;

 9) система и сроки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации;

10) график учебно-тренировочных сборов и места занятий.

В качестве примера далее приведен образец многолетнего (перспективного) плана спортивной тренировки для спортивных школ.

К документам текущего планирования относятся план-график годичного цикла спортивной тренировки, план подготовки команды на год и годичный план (индивидуальный) подготовки на каждого спортсмена.

План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим содержание работы на учебно-тренировочный год, а также наиболее целесообразную методическую последовательность прохождения материала по периодам и месяцам на протяжении годичного цикла тренировки, количество часов на каждый раздел работы и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.

Годичный план подготовки (командный и индивидуальные). Он состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их примерное распределение по отводимому времени, примерное распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль. Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план-конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям. Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц). В этом документе планируется методика обучения и спортивного совершенствования в соответствии с требованиями программы и плана-графика годичного цикла спортивной тренировки. В нем в методической последовательности излагается теоретический и практический материал каждого тренировочного занятия.

План-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана. В этом документе детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упражнений и организационно-методические указания. План подготовки к отдельным соревнованиям (командный и индивидуальный) должен моделировать программу предстоящих соревнований (чередование нагрузок и отдыха) и включать средства для достижения максимальной работоспособности (на данный период тренировки) и формирования чувства абсолютной уверенности в своих силах. Все тренировочные планы независимо от их типа (командные и индивидуальные годичные и оперативные и т. д. ) должны включать в себя:

· данные о тех, на кого рассчитан план (персональные данные о спортсмене или общая характеристика команды);

· целевые установки (главные цели периода, на который составляется план; промежуточные цели для отдельных этапов; частные цели, относящиеся к различным видам подготовки);

· показатели, поддающиеся количественному измерению и характеризующие тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние спортсменов;

· тренировочные и воспитательно-методические указания;

· сроки соревнований, контрольного тестирования, спортивно-медицинских обследований.

Периодически сравнивая фактическое изменение контролируемых показателей с планируемыми, можно своевременно обнаружить отклонения в применении средств и методов тренировки. Одновременно можно оценить эффективность применяемых средств и методов, анализируя их влияние на организм спортсмена.

Научно-методическими предпосылками к планированию подготовки в каждом виде спорта должны являться следующие знания:

а) для многолетних и годичных макроциклов - индивидуальные особенности развития спортивной формы отдельного спортсмена, а в командных видах спорта - команды в целом; специфические особенности долговременной адаптации организма к данному виду мышечной деятельности;

6) для отдельного этапа (мезоцикла) - принципиальные тенденции в динамике состояния спортсмена в связи с задаваемой тренировочной нагрузкой, в том числе в зависимости от ее содержания, объема, интенсивности и чередования.

в) для микроцикла - целесообразные формы сочетания ближних тренировочных эффектов нагрузок различной величины и преимущественной направленности (сроки и полнота восстановления специальной работоспособности организма в зависимости от объема, интенсивности и направленности задаваемых нагрузок).

Многолетнее (перспективное) планирование тренировки.

Многолетний план подготовки спортсменов составляется на 2, 3 года и более, в зависимости от их возраста, подготовленности, спортивного стажа, цикличности подготовки и других факторов. Исходными данными и оценки его эффективности для составления многолетнего плана являются: продолжительность подготовки для достижения наилучших результатов и темпы их прироста от разряда к разряду, оптимальный возраст для достижения высоких спортивных результатов, индивидуальные особенности спортсменов, материально-техническое обеспечение мест занятий и другие факторы. Вопрос о продолжительности подготовки, необходимой для достижения высшего результата в том или ином виде спорта, имеет большое значение для многолетнего планирования.

Средняя продолжительность достижения лучших результатов в различных видах спорта у женщин составляет 4, 3, а у мужчин - 4, 8 года специальной тренировки. Эти сроки зависят от вида спорта. Так, в гимнастике для выполнения нормы мастера спорта требуется у женщин 6, 1, а в волейболе - 3, 5 года. Следовательно, при составлении многолетнего плана для каждого спортсмена можно ориентировочно установить примерное количество лет, необходимое для достижения высоких результатов.

Однако в последние годы в результате совершенствования методики тренировки, врачебного контроля, улучшения социально-бытовых условий жизни спортсмена, материально-технического обеспечения мест занятий и других факторов наблюдается тенденция к уменьшению сроков подготовки спортсменов. Важным показателем при разработке многолетних планов является также величина прироста спортивных результатов во времени - начиная от юношеских разрядов до мастера спорта международного класса.

В различных видах спорта темпы роста спортивных результатов от разряда к разряду относительно стабильны. В среднем требуется 1-2 года занятий для перехода от одного разряда к другому независимо от времени начала специализации. Чтобы правильно строить многолетний план, нужно знать, какой возрастной период наиболее благоприятен для достижения высших результатов. Основным критерием в данном случае является возраст их достижения. В настоящее время в многолетней динамике спортивных результатов выделяют три возрастные зоны: 1) зону первых больших успехов; 2) зону оптимальных возможностей; 3) зону сохранения высоких результатов.

В различных видах спорта возрастные границы зон спортивных результатов у мужчин и женщин неодинаковы. Так, у мужчин в плавании, фигурном катании, прыжках на лыжах с трамплина первая зона находится в пределах 14-17 лет, а в беге на 10 000 м и десятиборье - 23-25 лет. Эти различия связаны со специфическими особенностями данных видов спорта. Для многолетнего планирования достижений спортсменов наибольший интерес представляет первая из зон. От прироста результатов в этой зоне в большинстве случаев зависят и следующие достижения. Поэтому многолетнее планирование должно быть направлено на то, чтобы спортсмены достигли результатов мастера спорта уже в пределах первой зоны. Содержание перспективного плана, методические указания к его составлению. Перспективные планы составляются как для группы спортсменов, так и для одного спортсмена. В первом случае разрабатывается общий, во втором - индивидуальный план. Общие перспективные планы должны содержать лишь отдельные отправные данные, ориентируясь на которые, можно было бы правильно осуществить годовое планирование.

· Общий перспективный план тренировки обычно состоит из следующих разделов:

· Краткая характеристика группы спортсменов или команды.

· Цель и главные задачи многолетней тренировка.

· Этапы подготовки и их продолжительность.

· Основные соревнования на каждом этапе.

· Основная направленность тренировочного процесса по этапам.

· Распределение занятий, состязаний и отдыха на каждом этапе.

· Спортивно-технические показатели по этапам.

· Контрольные нормативы, характеризующие различные стороны подготовленности спортсменов.

· Изменения в составе команды (в спортивных играх).

· Педагогический и врачебный контроль.

· Места занятий, оборудование и инвентарь.

Краткая характеристика группы спортсменов или команды включает: сведения о возрасте, состоянии здоровья, квалификации, уровне физического развития и подготовленности, основных недостатков в ней. Здесь же указывается, какие материалы и документы послужили основанием для составления плана.

Успех планирования связан, прежде всего, с достаточно обоснованным выбором цели многолетней тренировки в зависимости от возраста, подготовленности спортсменов и т. д. Исходя из конечной цели определяется главная задача. Далее тренеру необходимо определить этапы подготовки, их продолжительность, а также основные соревнования на каждом этапе. Количество этапов, их длительность и содержание в процессе многолетней тренировки во многом зависят от вида спорта и возраста спортсменов.

Общий перспективный план в каждом конкретном случае должен составляться на основе этапности, принятой в данном виде спорта. Важно установить основную направленность тренировочного процесса на каждом этапе: цель и задачи, основные средства по разделам подготовки, их удельный вес. За исключением спортивных игр нет необходимости подробно детализировать соотношения различных сторон подготовки. Планировать спортивно-технические результаты можно по одному или нескольким показателям в зависимости от вида спорта. Специфика того или иного вида спорта во многом определяет содержание отдельных разделов перспективного плана. Например, в видах спорта, где результаты не измеряются объективными величинами, динамику спортивных достижений спортсменов должен отражать ряд контрольных показателей. Так, в ациклических видах спорта (единоборства, спортивные игры) это: 1) объем техники движений; 2) разносторонность; 3) эффективность; 4) уровень развития физических способностей; 5) состояние развития психических функций; 6) места, занимаемые в определенных соревнованиях, и т. д.

Индивидуальный перспективный план, как правило, включает следующие разделы:

· Краткая характеристика спортсмена.

· Цель и главные задачи многолетней тренировки.

· Этапы подготовки и их продолжительность.

· Основные соревнования на каждом этапе.

· Основная направленность тренировочного процесса по этапам (основные задачи и их значимость).

· Распределение занятий, состязаний и отдыха на каждом этапе.

· Спортивно-технические показатели по годам.

· Контрольные нормативы, характеризующие различные стороны подготовленности спортсмена.

· Основные средства тренировки и их распределение по этапам.

· Ориентировочный объем и интенсивность тренировочных нагрузок по этапам.

· Педагогический и врачебный контроль.

Исходя из краткой характеристики спортсмена, а также цели многолетней подготовки и ее главных задач устанавливают спортивно - технические показатели по годам и планируют основные средства, объем и интенсивность нагрузки, количество соревнований. Определяются те стороны подготовленности (физической, технической, тактической и т. д. ), на совершенствовании которых целесообразно сосредоточить главное внимание, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.

В перспективном плане должны быть предусмотрены этапы подготовки, их продолжительность, а также основные соревнования на каждом этапе. Их количество и продолжительность зависят от структуры многолетней подготовки в данном виде спорта, календаря спортивно-массовых мероприятий и других причин. При планировании спортивно-технических показателей следует исходить как из средних темпов роста результатов в данном виде спорта, так и из индивидуальных особенностей спортсмена, а также условий тренировочного процесса. В индивидуальном плане основные средства должны определяться с учетом особенностей данного спортсмена и необходимости совершенствования слабых сторон его подготовленности. Существенным моментом в многолетнем планировании тренировки спортсменов является определение величины, характера и динамики тренировочных нагрузок. Следует иметь в виду, что прирост спортивных результатов у юных спортсменов зависит не только от тренировочных воздействий, но и от их естественного роста. Условно его можно записать в виде следующего выражения: естественный рост + тренировка = спортивный результат. Не исключено, что тренировочная нагрузка может быть нейтральной или сдерживать рост организма, но в то же время содействовать росту спортивных результатов. Возможны и другие случаи. Скажем, тренировочные воздействия могут активно способствовать естественному росту организма и очень незначительно влиять на рост спортивных результатов.

Таким образом, при планировании тренировочной нагрузки в процессе многолетней тренировки надо исходить, прежде всего, из необходимости увеличения ее объема, особенно для спортсменов младшего и среднего возраста.

Годовой план, его содержание и методика составления.

Содержание многолетнего плана более детально раскрывается в годовом плане. Годовой план включает обычно следующие разделы: краткую характеристику спортсмена; цель и основные задачи на год; календарь основных соревнований и их задачи; цикличность подготовки и задачи периода; спортивно-технические показатели, контрольные нормативы; распределение основных и дополнительных средств в каждом месяце, объем и интенсивность тренировочной нагрузки; педагогический и врачебный контроль и др.

Работа над годовым планом начинается с составления характеристики тренировки в предшествующем году, включающей характеристику спортсмена, динамику тренированности, спортивной формы, тренировочных нагрузок. В план вносятся: подробный календарь всех соревнований года с четкой градацией каждого из них (основные, отборочные, второстепенные, тренировочные и т. д. ), с конкретными задачами, например, для основных и отборочных соревнований - показать определенный результат; для второстепенных - опробовать новый вариант тактики, отработать новый элемент техники.

Следующий этап в работе над годовым планом - определение цикличности подготовки в соответствии с требуемой в предстоящем году динамикой спортивной формы.

В зависимости от календаря соревнований, квалификации, стажа, вида спорта, индивидуальных особенностей, способности более или менее продолжительно сохранять состояние спортивной формы может применяться одноцикловое или двухцикловое построение годовой тренировки.

Установив цикличность подготовки, необходимо определить содержание тренировочного процесса по видам подготовки (физическая, техническая, тактическая и т. д. ). Определив задачи тренировки по циклам и периодам года, а также основные средства и методы их реализации, можно перейти к узловому вопросу планирования - определению величины и характера тренировочных нагрузок.

Годовой план может быть представлен в форме плана-графика, либо в форме таблицы, либо в форме таблицы-графика.

Таким образом, разнообразие применяемых в практике форм документации по планированию дает тренеру широкую возможность выбора в соответствии со спецификой вида спорта.

Месячное (мезоцикловое) и недельное (микроцикловое) планирование.

На основе годового плана можно составить план тренировки на менее короткие периоды тренировочного процесса - этап, месяц (мезоцикл), неделю (микроцикл), тренировочный день и отдельное занятие. Каждый из этих планов предполагает четкую детализацию того, что было запланировано в предшествующем до него плане. Как правило, чем крупнее временной масштаб планирования, тем меньшая степень детализации плана. И, наоборот, чем короче и ближе планируемый фрагмент тренировочного процесса, тем с большей вероятностью можно в деталях спроектировать его. В спортивной практике широкое распространение получило планирование тренировки на месяц (мезоцикл), неделю (микроцикл). Планируя тренировку в мезо- и микроциклах, необходимо, прежде всего, учитывать:

Преимущественную направленность ее (на развитие выносливости, силовых, скоростных или координационных способностей; на техническую подготовку или на комплексное решение нескольких задач).

Характер применяемых средств и методов тренировки.

Закономерности переноса двигательных навыков и физических способностей (переноса тренированности) при определении содержания занятий в каждом микроцикле и серии микроциклов. Параметры объема и интенсивности тренировочных нагрузок, их соотношение и изменение в процессе тренировки.

Порядок чередования нагрузок различной направленности и вели чины, как в рамках отдельного тренировочного дня, микроцикла, так и мезоцикла.

Контрольные упражнения или показатели, свидетельствующие о правильности развития спортивной формы и др.

Формы составления месячных и недельных планов могут быть различны.

Во многом это зависит от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, условий подготовки, опыта практической работы тренера, его кругозора и творческого отношения к планированию тренировочного процесса.

Наиболее целесообразны план-таблица или план-график.

План-таблицу месячного плана можно составить в виде системы нескольких недельных микроцикловых планов.

ВОПРОСЫ:

1. Что является Предметом планирования

2. В чем состоит Основная задача при разработке плана тренировки

3. Планирование на разных этапах многолетней спортивной подготовки осуществляется в следующих формах:

4. Учебный план

5. Учебная программа

6. Многолетний (перспективный) план

7. С чем связан Успех планирования

8. Какие разделы включает в себя индивидуальный перспективный план



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.