|
|||||
ПРОПАВШИЙ. ЛИНКОР
ПРОПАВШИЙ
ЛИНКОР
Четверо англичан, прибывших самолетом утром 13 августа 1951 года в столицу Бразилии, напоминали частных детективов. Остановившись в далеко не фешенебельной гостинице, они в тот же день, наняв катер, совершили осмотр одной из красивейших гаваней мира - Рио-де-Жанейро. Но их совсем не интересовала сама гавань. Целью был внешний осмотр линкора «Сан-Паоло», который стоял на мертвом якоре в тихом углу чудесного залива. На следующий день англичане явились в штаб военно-морского флота Бразилии. «Мы представители лондонской фирмы «Бритиш Айран энд Стил Корпорэйшн», - заявили они командиру военного порта, - прибыли вчера в Рио, чтобы осмотреть вашего старого льва и, если он подойдет нам, купить его». Осмотр линкора занял почти две недели. Англичане обследовали корабль «от форштевня до ахтерштевня и от киля до клотика». Несмотря на то, что на «Сан-Паоло» недоставало многих сотен предметов, корабль им понравился. Его корпус, хотя изрядно обросший водорослями и ракушками, был в отличном состоянии. Он напоминал исполинскую стальную бутылку, разделенную семнадцатью перегородками на отсеки, - в Шотландии умели строить прочные корабли! Правда, англичане не могли понять, куда с корабля исчезли бронированные двери, стальные крышки горловин, тяжелые крышки артиллерийских портов, заглушки иллюминаторов, электромоторы, лебедки, множество медных ручек, задраек и гаек. Их не волновала мебель, от которой не осталось и следа, панели красного дерева, зеркала в офицерских каютах и в кают-компании. Броня, отличная по качеству. 9-дюймовая броня, сталь и медь в машинном отделении - общим весом почти 20 тысяч тонн, то, за чем они прилетели в Бразилию, было цело. - Покупаем! - заявили представители судоподъемной фирмы. Бразильцы не стали долго торговаться: цена была приемлема. В тот же день в лондонской конторе «Бритиш энд Стил Корпорэйшн» была получена телеграмма о том, что сделка состоялась. Президент компании направил в Рио-де-Жанейро два мощных океанских буксира - «Бастрел» и «Декстроус». Они должны были «доставить» покупку в Лондон. Конечно, «Сан-Паоло», если бы его машины были исправны, мог идти своим ходом. Но восстановление машины, ремонт и проверка давно потушенных котлов стоили денег. Да даже, если, бы корабль был на ходу, пришлось бы нанимать полторы сотни кочегаров и платить им фунты или доллары. Все равно «линкор не смог бы развить ход более девяти узлов. С такой скоростью переход до Лондона занял бы несколько месяцев. Одним словом, было решено линкор буксировать. Протащить через океан такую громадину на расстояние почти 6000 миль в открытом океане - это большое искусство! В первых числах сентября из Шотландии в Рио-де-Жанейро прибыла самолетом бригада такелажников, выделенная фирмой «Энсин риггинг компани» по договору с новыми владельцами линкора. Ее возглавлял сам директор - Вильям Пэйнтер. Его задачей была приемка и приведение заброшенного корабля в порядок, обеспечение мореходного состояния и наблюдение за ходом буксировки через океан. 5 сентября шотландцы приступили к работе. Им нужно было заделать на корабле каждое отверстие, наглухо забить выходящие на открытую палубу двери, задраить все 30 пушечных портов, проверить надежность водонепроницаемых переборок внутри корабля, закрепить намертво все орудия. Когда Пэйнтер подсчитал объем всех работ, его охватило сомнение. Еще никогда ему не приходилось готовить к океанскому перегону судно, в котором было так много дыр! Его правой рукой был некий Адаме - главный такелажник фирмы. Он пытался отговорить хозяина: - «Не нужно браться за это темное дело. Оставим этот плавучий гроб в покое! Чует мое сердце, что не успеть нам с работой до прихода буксиров. Никто не выдаст нам сертификат... » Но Пэйнтер рассуждал иначе. В уме он прикидывал: «Не так уж часто выпадает такое счастье. Игра уже начата! » Работали день и ночь. Директор фирмы, надев комбинезон, носился по кораблю, как метеор, вмешиваясь лично во все дела. Пушечные порты и двери на внешних палубах пришлось заделывать деревом. Делали клети, набивали на них доски, пригоняли по месту кувалдами. Лихорадочно работал Пэйнтер и заставлял не менее быстро работать других. Зная, что семь человек - это минимум экипажа, Пэйнтер сумел уговорить всю бригаду не оставаться в Рио-де-Жанейро. Наконец, работы на корабле закончились. «Сан-Паоло» был сильно облегчен, и его трюмы пришлось частично заполнить водой, чтобы придать ему необходимую остойчивость. Перегонная команда в составе семи человек, возглавляемая Пэйнтером, получила спасательные нагрудники, два комплекта сигнальных ракет и запас провизии. На палубе линкора укрепили пару небольших спасательных шлюпок. Командиру перегонной команды выдали переносной коротковолновый приемник-передатчик. Оставалось одно - Пэйнтер, подписавший договор буксировки, должен был получить сертификат-удостоверение на годность к плаванию. Без такого документа, учрежденного решением Международной конвенции об охране человеческой жизни на море, «Сан-Паоло» не мог бы быть выведен в море. Представитель английского «Регистра Ллойда» почему-то к этому времени заболел. 18 сентября на борт линкора прибыл один из членов «Бюро Веритас» — французского морского регистра. Он и выдал Пэйнтеру удостоверение на годность к плаванию... Через три года это явилось причиной судебного процесса в Лондоне. С рассветом 20 сентября 1951 года «Сан-Паоло» на буксире у «Бастлера» и «Декстроуса», подталкиваемый с бортов еще двумя небольшими буксировщиками, был выведен из гавани Рио-де-Жанейро. Первые дни плавания явились для шотландцев, находящихся на борту неуправляемого линкора, продолжением работы... Как выяснилось, на корабле осталось множество недоделок. Нужно было забить десятки отверстий и оборудовать жилье. Когда это было сделано, забот осталось немного. Теперь за все отвечал капитан «Бастлера». Сорок пять дней плавания прошли в монотонном ритме вахт, ожесточенного покера, в болтовне на нехитрые матросские темы. Было немного скучновато, так как радио, оказалось, не принимало других станций, кроме станции «Бастлера». Голос его капитана им уже изрядно надоел. Каждый день, как будто находясь за тридевять земель, он вызывал «Сан-Паоло» и спрашивал Пэйнтера о состоянии дел на борту. В середине октября, когда пересекли экватор и миновали северную десятую параллель, рутина была нарушена выходом из строя «Декстроуса». Это был паровой буксир, и бункер его не был рассчитан на столь длительный переход. Запас угля кончался - буксир вышел из «упряжки» и весело помчался в Дакар. «Сан-Паоло» он нагнал на вторые сутки. Плавание продолжалось. С каждым днем все сильнее и явственнее начинал ощущаться крутой нрав Северной Атлантики: крепчал ветер, увеличивалась волна. Брызги то и дело заливали бронированные палубы линкора. Первый шторм обрушился на буксиры и «Сан-Паоло» в самом начале ноября. Это был девятибалльный норд-вест, типичный для Северной Атлантики этого времени года. Он свирепо завывал в треногой мачте, тяжело гудел между ржавыми трубами и надстройками корабля. Командиру флотилии пришлось изменить курс и стать носом к ветру: иначе волны, ударяя в высокий борт линкора, начинали его сильно раскачивать с борта на борт. А это уже был риск. 4 ноября движение флотилии вперед прекратилось. Заботы капитанов двух буксировщиков теперь уже сводились к тому, чтобы удержать «Сан-Паоло» носом на волну. Нелегкая задача... Тяга буксиров стала неравномерной. Громадные волны с неистовой яростью отбрасывали в сторону нос то одного, то другого буксировщика. Им самим уже трудно было удерживаться против ветра. Через каждые полторы-две минуты сквозь гул шторма над разъяренным океаном раздавался оглушительный вой — это ревели обнаженные винты буксиров, когда их корма оказывалась задранной после прохождения очень большой волны. Все чаще и чаще «Сан-Парло» разворачивало лагом к волне. В эти минуты с буксиров видели его обнаженный, сильно обросший ракушками и водорослями, скользкий борт. Высоченная мачта напоминала маятник исполинских часов небывалой конструкции. Леерные стойки, ограждавшие борт корабля, то и дело уходили под воду. Потом буксирам, путем неимоверных усилий удавалось снова привести корабль на нужный курс. Сквозь упавшую - на бушующий океан темноту уже не было видно широкого савана пены от разбивающихся о нос линкора волн Атлантики... Дизель «Бастлера» работал в форсированном режиме. Сейчас он уже давал предельную мощность. «Декстроус», перегруженный в Дакаре углем, плохо принимал волну. На его ходовом мостике водой было выбито уже несколько стекол... Оба буксировщика напоминали коней, пытавшихся тянуть вперед идущий' назад паровоз. Шторм продолжал крепчать. Теперь уже «Сан-Паоло» медленно, но упорно тащил за собой «Бастлера» и «Декстроуса», которые при этом опасно сближались бортами. Хотя машины буксировщиков работали на полную мощность и на руле стояли видавшие виды матросы, сделать что-либо было невозможно. Одному из судов нужно было отдать трос и отойти в сторону. Капитаны буксиров связались между собой по УКВ-радио. Адам принял решение, что «Бастлер» будет продолжать буксировку один. Капитан «Декстроуса» дал команду отдать буксирный трос. Момент для такого рискованного маневра должен был быть точно рассчитан. Каждое действие хорошо продумано. Не успел старший помощник капитана с двумя матросами выйти из рубки, чтобы пробраться на корму к лебедке и отдать гак, как случилось непредвиденное. Трос «Декстроуса» лопнул раньше! Все усилие огромной массы корпуса «Сан-Паоло» обрушилось на буксирный конец «Бастлера». Первое звено его буксирного конца - якорная цепь - не выдержало столь резкой и чудовищной нагрузки. Цепь лопнула... Ее остатки, 350 саженей стального и 100 саженей манильского троса, — все это, словно леска адского удилища, ушло под воду. Часть из мягкого манильского троса попала под правый винт буксира и была перерублена... » «Сан-Паоло» остался без привязи. Ураганный ветер еще с большей скоростью обрушился на его бронированный борт, возвышавшийся над волнами на добрых десять метров... Несколько минут капитан «Декстроуса» Макдональд сквозь пелену дождя и летевшую по воздуху пену, срезанную ветром с верхушки волн, видел силуэт линкора и его буксирные огни, тускло горевшие на мачте. Видимость была меньше мили. Потом огни исчезли, и силуэт, словно призрак, растаял во мраке штормовой ноябрьской ночи. Тщетно пытался Адам определить на экране своего радиолокатора эхо-сигнал от «Сан-Паоло». На индикаторе лишь мерцали мелкие точки — отражения от волн. Среди них ярче вспыхивала лишь одна. Но капитан «Бастлера» знал, что это эхо-сигнал от второго буксира. Напрасно оба капитана вызывали Пэйнтера по УКВ-радио, чтобы сообщить ему, что они рядом... Всего за каких-нибудь двадцать минут они оба отчетливо слышали озабоченный голос директора «Энсин риггинг компани»: «Я сейчас осмотрел корабль... Вода поступает через плохо забитые бортовые пушечные порты. Кое-что мы недосмотрели в Рио... » Но сейчас Пэйнтер молчал. В эфире лишь слышны были помехи от грозовых разрядов, да голоса других радиотелефонных станций судов, которые находились поблизости. Адам передал по радио сигнал срочности и затем дал S0S, сообщив о случившемся. На сигнал бедствия откликнулось около 15 судов. Все они приняли участие в поисках исчезнувшего линкора. Через несколько часов, когда шторм начал понемногу стихать, над океаном послышался гул самолетных моторов. Это американские и французские военные самолеты прилетели с ближайших военных баз НАТО в районе Гибралтара. С аэродрома на Азорских островах в воздух поднялись португальские самолеты. Со всех сторон к месту разыгравшейся трагедии спешили торговые суда различных стран. Новые хозяева «Сан-Паоло», еще не веря в его гибель и надеясь продолжить буксировку, обратились за помощью к своему соседу и конкуренту по промыслу «Оверсиз Тоуидж анд Сэлведж компани». Эта фирма, обрадовавшись неожиданной сделке, выслала из Фальмута свой самый мощный корабль - океанский спасатель «Тормойл». На полном 16-узловом ходу он ринулся в сторону Азорских островов. Поиски «Сан-Паоло» продолжались с 7 по 10 ноября. Самолеты и суда обследовали район Северной Атлантики площадью 140 тысяч квадратных миль. Но все было напрасно - на поверхности угрюмого океана не нашли ни перевернутой шлюпки, ни плавающего спасательного нагрудника. «Сан-Паоло» - «старый ободранный лев» бразильского флота - исчез... Спустя несколько месяцев, как заведено в Англии в таких случаях, в Лондоне началось судебное разбирательство этого дела. Ведь на борту линкора находились люди - восемь шотландцев. Вдовы и дети моряков требовали ответить на вопросы: «Где наши мужья и отцы? Почему пропал корабль? », «Чья это вина? ». Назначенная Британским министерством транспорта комиссия по расследованию причин гибели «Сан-Паоло» приступила к работе... По всем признакам дело должно было закончиться вполне миролюбиво, со ссылками на «волю всевышнего». Но произошло так, что в суде под присягой была произнесена еще одна речь, которая не только пролила свет на странное исчезновение в океане «Сан-Паоло», но и дала законное право историкам рассматривать это дело как аферу лондонской фирмы «Бритиш Айрон энд Стил Корпорэйшн». За несколько дней до прекращения дела по «Сан-Паоло» выступил член бригады такелажников фирмы «Энсин риггинг компани» - Эдвард де Фос, получивший травму и положенный в госпиталь за день до начала буксировки линкора в Англию. Он рассказал, что уже более двадцати лет плавал матросом первого класса в составе перегонных команд фирмы. На «Сан-Паоло» ему надлежало отвечать за состояние буксирного устройства во время перегона. Из его рассказа комиссия узнала, в какой спешке проходила подготовка корабля к этому рейсу, и в каком состоянии был линкор. Он заявил, что в трюмах корабля было почти около метра воды, что линкор перед выходом в море имел крен в 5 градусов на правый борт. Зал суда с негодованием услышал, что около тридцати отбытий в бортах и на нижней палубе «Сан-Паоло» до выхода в море остались незаделанными. Поведал де Фос и о том, каким способом, «на живую нитку», Пэйнтер заделывал другие отверстия... Старый моряк публично обвинял представителя «Бюро Веритас» в злоупотреблении своим правом выдавать сертификат: - «Название вашего регистра в переводе с французского означает «бюро истины»... Это величайший парадокс! Истина ушла на дно Атлантики вместе с этим бронированным гробом - «Сан-Паоло», который унес на дно океана моих товарищей. Вас, как и моих семерых друзей, купил пройдоха Пэйнтер. Он хорошо изучил колебание курса металлолома на верфях Европы. Алчность не позволила ему отложить буксировку до весны. Пэйнтер знал, что на следующий год цены, на лом могут упасть». Гробовое молчание царило в эти минуты под сводами здания «Карлтон Хауз» где проходил суд. Председатель комиссии уже было взялся за звонок, не тихо опустил его: он, старый моряк, знал, что де Фос говорил правду... «Когда мы все отказались от перегона, - продолжал матрос - Пэйнтер сказал нам: «Что вы волнуетесь, все в порядке, нас поведут лучшие в мире буксиры! » Всех успокоили деньги и то, что он сам должен был быть на этом проклятом корабле... » После полной гнева и досады речи слова попросили представитель «Бюро Веритас» и глава фирмы «Бритиш Айрон энд Стил Корпорэйшн». Оба они убеждали суд не учитывать показания выступившего перед ними свидетеля... Суд удалился на совещание. Через сорок минут председатель объявил совсем неожиданное решение: «Причины гибели линейного корабля «Сан-Паоло» останутся предметом догадок и предположений. Живых свидетелей катастрофы нет. Показания косвенных свидетелей противоречивы. Наиболее вероятной причиной гибели корабля, по мнению просвещенных судий, могут быть недостаточно прочные деревянные закрытия бортовых пушечных портов и дверей открытых палуб. Суд предполагает, что корабль затонул вскоре после обрыва буксирных концов. Почему и каким образом затонул означенный выше корабль, суду неизвестно».
|
|||||
|