Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРОПАВШИЙ. ЛИНКОР



 


ПРОПАВШИЙ

 

ЛИНКОР

 

 Четверо англичан, прибывших самолетом утром 13 августа 1951 года в столицу Бразилии, напоминали частных детекти­вов. Остановившись в далеко не фешенебельной гостинице, они в тот же день, наняв катер, совершили ос­мотр одной из красивейших гаваней мира - Рио-де-Жанейро. Но их совсем не интересовала сама гавань. Целью был внешний осмотр линкора «Сан-Паоло», который стоял на мертвом яко­ре в тихом углу чудесного залива. На следующий день англичане явились в штаб военно-морского флота Брази­лии. «Мы представители лондонской фирмы «Бритиш Айран энд Стил Корпорэйшн», - заявили они командиру воен­ного порта, - прибыли вчера в Рио, что­бы осмотреть вашего старого льва и, если он подойдет нам, купить его». Осмотр линкора занял почти две недели. Англичане обследовали корабль «от форштевня до ахтерштевня и от киля до клотика». Несмотря на то, что на «Сан-Паоло» недоставало многих со­тен предметов, корабль им понравился. Его корпус, хотя изрядно обросший во­дорослями и ракушками, был в отлич­ном состоянии. Он напоминал исполин­скую стальную бутылку, разделенную семнадцатью перегородками на отсе­ки, - в Шотландии умели строить проч­ные корабли!

Правда, англичане не могли понять, куда с корабля исчезли бронированные двери, стальные крышки горловин, тя­желые крышки артиллерийских портов, заглушки иллюминаторов, электромо­торы, лебедки, множество медных ру­чек, задраек и гаек. Их не волновала мебель, от которой не осталось и сле­да, панели красного дерева, зеркала в офицерских каютах и в кают-компании. Броня, отличная по качеству. 9-дюймовая броня, сталь и медь в ма­шинном отделении - общим весом почти 20 тысяч тонн, то, за чем они приле­тели в Бразилию, было цело.

- Покупаем! - заявили представи­тели судоподъемной фирмы.

Бразильцы не стали долго торго­ваться: цена была приемлема. В тот же день в лондонской конторе «Бритиш энд Стил Корпорэйшн» была получена телеграмма о том, что сделка состоя­лась. Президент компании направил в Рио-де-Жанейро два мощных океан­ских буксира - «Бастрел» и «Декстроус». Они должны были «доставить» по­купку в Лондон.

Конечно, «Сан-Паоло», если бы его машины были исправны, мог идти своим ходом. Но восстановление машины, ре­монт и проверка давно потушенных кот­лов стоили денег. Да даже, если, бы корабль был на ходу, пришлось бы на­нимать полторы сотни кочегаров и пла­тить им фунты или доллары. Все равно «линкор не смог бы развить ход более девяти узлов. С такой скоростью пере­ход до Лондона занял бы несколько месяцев. Одним словом, было решено линкор буксировать. Протащить через океан такую громадину на расстояние почти 6000 миль в открытом океане - это большое искусство! В первых числах сентября из Шотландии в Рио-де-Жанейро прибыла самолетом бригада такелажников, выделенная фирмой «Энсин риггинг компани» по договору с новыми владельцами линкора. Ее возглавлял сам директор - Вильям Пэйнтер. Его задачей была приемка и приведение заброшен­ного корабля в порядок, обеспечение мореходного состояния и наблюдение за ходом буксировки через океан.

5 сентября шотландцы приступили к работе. Им нужно было заделать на корабле каждое отверстие, наглухо забить выходящие на открытую палубу двери, задраить все 30 пушечных пор­тов, проверить надежность водонепро­ницаемых переборок внутри корабля, закрепить намертво все орудия.

Когда Пэйнтер подсчитал объем всех работ, его охватило сомнение. Еще никогда ему не приходилось гото­вить к океанскому перегону судно, в котором было так много дыр! Его правой рукой был некий Адаме - главный такелажник фирмы. Он пы­тался отговорить хозяина: - «Не нуж­но браться за это темное дело. Оста­вим этот плавучий гроб в покое! Чует мое сердце, что не успеть нам с рабо­той до прихода буксиров. Никто не вы­даст нам сертификат... »

Но Пэйнтер рассуждал иначе. В уме он прикидывал: «Не так уж часто выпа­дает такое счастье. Игра уже начата! »

Работали день и ночь. Директор фирмы, надев комбинезон, носился по кораблю, как метеор, вмешиваясь лич­но во все дела.

Пушечные порты и двери на внеш­них палубах пришлось заделывать де­ревом. Делали клети, набивали на них доски, пригоняли по месту кувалдами. Лихорадочно работал Пэйнтер и заста­влял не менее быстро работать других. Зная, что семь человек - это минимум экипажа, Пэйнтер сумел уговорить всю бригаду не оставаться в Рио-де-Жаней­ро.

Наконец, работы на корабле закон­чились. «Сан-Паоло» был сильно облег­чен, и его трюмы пришлось частично заполнить водой, чтобы придать ему необходимую остойчивость. Перегонная команда в составе семи человек, воз­главляемая Пэйнтером, получила спасательные нагрудники, два комплекта сигнальных ракет и запас провизии. На палубе линкора укрепили пару неболь­ших спасательных шлюпок. Командиру перегонной команды выдали перенос­ной коротковолновый приемник-пере­датчик. Оставалось одно - Пэйнтер, подпи­савший договор буксировки, должен был получить сертификат-удостовере­ние на годность к плаванию. Без такого документа, учрежденного решением Международной конвенции об охране человеческой жизни на море, «Сан-Паоло» не мог бы быть выведен в море. Представитель английского «Регистра Ллойда» почему-то к этому времени за­болел. 18 сентября на борт линкора прибыл один из членов «Бюро Веритас» — французского морского реги­стра. Он и выдал Пэйнтеру удостовере­ние на годность к плаванию... Через три года это явилось причиной судебного процесса в Лондоне. С рассветом 20 сентября 1951 года «Сан-Паоло» на буксире у «Бастлера» и «Декстроуса», подталкиваемый с бор­тов еще двумя небольшими буксиров­щиками, был выведен из гавани Рио-де-Жанейро. Первые дни плавания явились для шотландцев, находящихся на борту не­управляемого линкора, продолжением работы... Как выяснилось, на корабле осталось множество недоделок. Нужно было забить десятки отверстий и обо­рудовать жилье. Когда это было сдела­но, забот осталось немного. Теперь за все отвечал капитан «Бастлера».

Сорок пять дней плавания прошли в монотонном ритме вахт, ожесточенно­го покера, в болтовне на нехитрые мат­росские темы. Было немного скучнова­то, так как радио, оказалось, не прини­мало других станций, кроме станции «Бастлера». Голос его капитана им уже изрядно надоел. Каждый день, как буд­то находясь за тридевять земель, он вызывал «Сан-Паоло» и спрашивал Пэйнтера о состоянии дел на борту.

В середине октября, когда пересек­ли экватор и миновали северную деся­тую параллель, рутина была нарушена выходом из строя «Декстроуса». Это был паровой буксир, и бункер его не был рассчитан на столь длительный пе­реход. Запас угля кончался - буксир вышел из «упряжки» и весело помчал­ся в Дакар. «Сан-Паоло» он нагнал на вторые сутки. Плавание продолжалось.

С каждым днем все сильнее и явственнее начинал ощущаться кру­той нрав Северной Атлантики: крепчал ветер, увеличивалась волна. Брызги то и дело заливали бронированные палу­бы линкора.

Первый шторм обрушился на буксиры и «Сан-Паоло» в самом начале нояб­ря. Это был девятибалльный норд-вест, типичный для Северной Атлантики это­го времени года. Он свирепо завывал в треногой мачте, тяжело гудел между ржавыми трубами и надстройками кора­бля. Командиру флотилии пришлось из­менить курс и стать носом к ветру: ина­че волны, ударяя в высокий борт лин­кора, начинали его сильно раскачивать с борта на борт. А это уже был риск. 4 ноября движение флотилии впе­ред прекратилось. Заботы капитанов двух буксировщиков теперь уже своди­лись к тому, чтобы удержать «Сан-Пао­ло» носом на волну. Нелегкая задача... Тяга буксиров стала неравномерной. Громадные волны с неистовой яростью отбрасывали в сторону нос то одного, то другого буксировщика. Им самим уже трудно было удерживаться против ве­тра. Через каждые полторы-две минуты сквозь гул шторма над разъяренным океаном раздавался оглушительный вой — это ревели обнаженные винты буксиров, когда их корма оказывалась задранной после прохождения очень большой волны. Все чаще и чаще «Сан-Парло» разворачивало лагом к волне. В эти минуты с буксиров видели его обнаженный, сильно обросший ракуш­ками и водорослями, скользкий борт. Высоченная мачта напоминала маятник исполинских часов небывалой кон­струкции. Леерные стойки, ограждав­шие борт корабля, то и дело уходили под воду. Потом буксирам, путем неи­моверных усилий удавалось снова при­вести корабль на нужный курс. Сквозь упавшую - на бушующий океан темноту уже не было видно широкого савана пены от разбивающихся о нос линкора волн Атлантики...

Дизель «Бастлера» работал в фор­сированном режиме. Сейчас он уже да­вал предельную мощность. «Декстроус», перегруженный в Дакаре углем, плохо принимал волну. На его ходовом мостике водой было выбито уже не­сколько стекол...

Оба буксировщика напоминали ко­ней, пытавшихся тянуть вперед идущий' назад паровоз. Шторм продолжал крепчать. Теперь уже «Сан-Паоло» медленно, но упорно тащил за собой «Бастле­ра» и «Декстроуса», которые при этом опасно сближались бортами. Хотя ма­шины буксировщиков работали на пол­ную мощность и на руле стояли видав­шие виды матросы, сделать что-либо было невозможно. Одному из судов  нужно было отдать трос и отойти в сто­рону.

Капитаны буксиров связались меж­ду собой по УКВ-радио. Адам принял решение, что «Бастлер» будет продол­жать буксировку один. Капитан «Декстроуса» дал команду отдать буксирный трос. Момент для та­кого рискованного маневра должен был быть точно рассчитан. Каждое дей­ствие хорошо продумано. Не успел старший помощник капитана с двумя матросами выйти из рубки, чтобы про­браться на корму к лебедке и отдать гак, как случилось непредвиденное. Трос «Декстроуса» лопнул раньше! Все усилие огромной массы корпуса «Сан-Паоло» обрушилось на буксирный ко­нец «Бастлера». Первое звено его бу­ксирного конца - якорная цепь - не выдержало столь резкой и чудовищной нагрузки. Цепь лопнула... Ее остатки, 350 саженей стального и 100 саженей манильского троса, — все это, словно леска адского удилища, ушло под воду. Часть из мягкого манильского троса по­пала под правый винт буксира и была перерублена... » «Сан-Паоло» остался без привязи. Ураганный ветер еще с большей скоростью обрушился на его бронированный борт, возвышавшийся над волнами на добрых десять метров...

Несколько минут капитан «Де­кстроуса» Макдональд сквозь пелену дождя и летевшую по воздуху пену, срезанную ветром с верхушки волн, ви­дел силуэт линкора и его буксирные огни, тускло горевшие на мачте. Види­мость была меньше мили. Потом огни исчезли, и силуэт, словно призрак, рас­таял во мраке штормовой ноябрьской ночи. Тщетно пытался Адам определить на экране своего радиолокатора эхо-сигнал от «Сан-Паоло». На индикаторе лишь мерцали мелкие точки — отраже­ния от волн. Среди них ярче вспыхива­ла лишь одна. Но капитан «Бастлера» знал, что это эхо-сигнал от второго бу­ксира. Напрасно оба капитана вызыва­ли Пэйнтера по УКВ-радио, чтобы сооб­щить ему, что они рядом... Всего за каких-нибудь двадцать минут они оба отчетливо слышали озабоченный голос директора «Энсин риггинг компани»: «Я сейчас осмотрел корабль... Вода посту­пает через плохо забитые бортовые пу­шечные порты. Кое-что мы недосмотре­ли в Рио... »

Но сейчас Пэйнтер молчал. В эфире лишь слышны были помехи от грозовых разрядов, да голоса других радиотеле­фонных станций судов, которые нахо­дились поблизости. Адам передал по радио сигнал срочности и затем дал S0S, сообщив о случившемся. На сиг­нал бедствия откликнулось около 15 судов. Все они приняли участие в поисках исчезнувшего линкора. Через несколько часов, когда шторм начал понемногу стихать, над океаном послы­шался гул самолетных моторов. Это американские и французские военные самолеты прилетели с ближайших во­енных баз НАТО в районе Гибралтара. С аэродрома на Азорских островах в воздух поднялись португальские са­молеты. Со всех сторон к месту разы­гравшейся трагедии спешили торговые суда различных стран.

Новые хозяева «Сан-Паоло», еще не веря в его гибель и надеясь продол­жить буксировку, обратились за помо­щью к своему соседу и конкуренту по промыслу «Оверсиз Тоуидж анд Сэлведж компани». Эта фирма, обрадовав­шись неожиданной сделке, выслала из Фальмута свой самый мощный ко­рабль - океанский спасатель «Тормойл». На полном 16-узловом ходу он ринулся в сторону Азорских островов.

Поиски «Сан-Паоло» продолжались с 7 по 10 ноября. Самолеты и суда обследовали район Северной Атланти­ки площадью 140 тысяч квадратных миль. Но все было напрасно - на по­верхности угрюмого океана не нашли ни перевернутой шлюпки, ни плавающего спасательного нагрудника. «Сан-Пао­ло» - «старый ободранный лев» бра­зильского флота - исчез...

Спустя несколько месяцев, как за­ведено в Англии в таких случаях, в Лон­доне началось судебное разбиратель­ство этого дела. Ведь на борту линкора находились люди - восемь шотланд­цев. Вдовы и дети моряков требовали ответить на вопросы: «Где наши мужья и отцы? Почему пропал корабль? », «Чья это вина? ».

Назначенная Британским министер­ством транспорта комиссия по рассле­дованию причин гибели «Сан-Паоло» приступила к работе...

По всем признакам дело должно было закончиться вполне миролюбиво, со ссылками на «волю всевышнего».

Но произошло так, что в суде под присягой была произнесена еще одна речь, которая не только пролила свет на странное исчезновение в океане «Сан-Паоло», но и дала законное право историкам рассматривать это дело как аферу лондонской фирмы «Бритиш Айрон энд Стил Корпорэйшн».

За несколько дней до прекращения дела по «Сан-Паоло» выступил член бригады такелажников фирмы «Энсин риггинг компани» - Эдвард де Фос, по­лучивший травму и положенный в гос­питаль за день до начала буксировки линкора в Англию. Он рассказал, что уже более двадцати лет плавал матро­сом первого класса в составе перегон­ных команд фирмы. На «Сан-Паоло» ему надлежало отвечать за состояние буксирного устройства во время перего­на. Из его рассказа комиссия узнала, в какой спешке проходила подготовка корабля к этому рейсу, и в каком состоянии был линкор. Он заявил, что в трюмах корабля было почти около метра воды, что линкор перед выходом в море имел крен в 5 градусов на пра­вый борт. Зал суда с негодованием ус­лышал, что около тридцати отбытий в бортах и на нижней палубе «Сан-Паоло» до выхода в море остались незаделанными. Поведал де Фос и о том, каким способом, «на живую нитку», Пэйнтер заделывал другие отверстия...

Старый моряк публично обвинял представителя «Бюро Веритас» в зло­употреблении своим правом выдавать сертификат: - «Название вашего регистра в пе­реводе с французского означает «бюро истины»... Это величайший парадокс! Истина ушла на дно Атлантики вместе с этим бронированным гробом - «Сан-Паоло», который унес на дно океана моих товарищей. Вас, как и моих семе­рых друзей, купил пройдоха Пэйнтер. Он хорошо изучил колебание курса ме­таллолома на верфях Европы. Алч­ность не позволила ему отложить бу­ксировку до весны. Пэйнтер знал, что на следующий год цены, на лом могут упасть».

Гробовое молчание царило в эти ми­нуты под сводами здания «Карлтон Хауз» где проходил суд. Председатель комиссии уже было взялся за звонок, не тихо опустил его: он, старый моряк, знал, что де Фос говорил правду...

«Когда мы все отказались от пере­гона, - продолжал матрос - Пэйнтер сказал нам: «Что вы волнуетесь, все в порядке, нас поведут лучшие в мире буксиры! » Всех успокоили деньги и то, что он сам должен был быть на этом проклятом корабле... »

После полной гнева и досады речи слова попросили представитель «Бюро Веритас» и глава фирмы «Бритиш Айрон энд Стил Корпорэйшн». Оба они убеждали суд не учитывать показа­ния выступившего перед ними свиде­теля...

Суд удалился на совещание. Через сорок минут председатель объявил совсем неожиданное решение: «Причи­ны гибели линейного корабля «Сан-Паоло» останутся предметом догадок и предположений. Живых свидетелей катастрофы нет. Показания косвенных свидетелей противоречивы. Наиболее вероятной причиной гибели корабля, по мнению просвещенных судий, могут быть недостаточно прочные деревян­ные закрытия бортовых пушечных пор­тов и дверей открытых палуб. Суд предполагает, что корабль затонул вскоре после обрыва буксирных кон­цов. Почему и каким образом затонул означенный выше корабль, суду неиз­вестно».


 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.