Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Год тигра



Центром происхождения и современным ареалом распространения тигров является Восточная и Юго-Восточная Азия, и мифология тигра в этом регионе очень сложна и зачастую противоречива. Тигр является крупнейшим представителем семейства кошачьих, и поэтому неудивительно, что в представлении людей он часто выступает как царь зверей и хозяин леса.

С древнейших времен тигр был тотемных животным многих племен Юго-Восточной Азии. Такие племена считали, что ведут свое происхождение от тигра и после смерти сами становятся Тиграми, т. е., что ныне живущие тигры являются их умершими родственниками. Это отразилось в современных «тигриных» названиях отдельных родов у индийских племен, наименованиях типа «человек-тигр» или «тигриных» именах как обозначения высшего геройства. Это особое положение тигра отражается в широко распространенных мифах о его связи с человеком. Некоторые народы Малайзии верят, что тигры, как и люди, образуют некое общество и живут в собственных городах и деревнях.

Тигр в Китае — царь зверей, повелитель всех обитающих на суше животных, вызывающий ужас и страх. Главная характеристика тигра, красной нитью проходящая через все верования и мифы — его сила, которая может проявляться двояко — он творец и разрушитель одновременно. Тигр олицетворяет сверхчеловеческие силы; это посланец лесных богов, и верхом на нем могут ехать боги, бессмертные или изгоняющие злых духов.

Тигра соотносили с женским началом Инь, с подземным миром и западом, где солнце опускается за край земли, а его противоположностью был Зеленый Дракон, носитель мужского начала Ян. С тигром связана и владычица запада Си-Ванму, которая в древних китайских рукописях описывалась как зооморфное существо с хвостом барса и клыками тигра. Возможно, именно некую ипостась этой грозной богини представляет тигроподобное чудовище дао-дай («пожиратель»), упоминания о котором относятся еще к эпохе династии Хань. Изображения дао-дай встречаются, как правило, на предметах похоронного культа, и порой сама погребальная урна выполнялась в форме тигра. Этот образ — земля, пожирающая мертвецов и тем самым дающая пищу живым. Позднее демоническая сущность Си-Ванму претерпела радикальные изменения: она вошла в даосский пантеон уже не как страшная владычица запада, насылающая кары, а как хозяйка снадобья бессмертия, а тигр стал стражем могил, его изображение используется против борьбы с демонами и злыми духами. Сами демоны должны были испытывать перед тигром ужас, поэтому на могилах нередко выставлялись каменные скульптуры тигров.

В Древнем Китае тигр, наряду с драконом, фениксом и черепахой, — одно из четырех священных существ. Дракон считался символом весны и востока, феникс — лета и юга, тигр — осени и запада, черепаха — зимы и севера. Их изображали на боевых знаменах — при этом во время следования войска знамя с изображением Чжун-яо (Феникса) несли спереди, Сюань-яо (Черепахи) — сзади, Цин-луна (Зеленого Дракона) — слева, а Бай Ху {Белого Тигра) —справа.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.