|
|||
ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ И ЗНАЧЕНИЯ В КОММУНИКАЦИИСтр 1 из 2Следующая ⇒
Одна из важнейших проблем коммуникации (и гносеологии – теории познания, важном разделе философии) – проблема понимания. Понимания сказанного, услышанного, прочитанного, понимания смысла и значения информации. Понимания коммуникантами др. друга. Как часто мы задумываемся над тем, понимают ли нас те, с кем мы говорим, кому пишем? И что они понимают, все ли понимают, как поняли? Учитываем ли мы мысль И. Гёте, который говорил, что каждый слышит то, что понимает. А другую мысль - о том, что наша речь никогда не равна той мысли, что она несет. И что всегда есть подтекст, скрытая мысль, невысказанная (намеренно или неосознанно). Здесь надо сказать точнее. Лучше это сделаю словами замечательного психолога Л. Выготского из его книги «Мышление и речь» (см. https: //booksonline. com. ua/review. php? book=94814). «Мысль не совпадает непосредственно с речевым выражением, - писал он…. «Мысль всегда представляет собой нечто целое, значительно большее по своему протяжению и объему, чем отдельное слово. Оратор часто в течение нескольких минут развивает одну и ту же мысль. Именно потому, что мысль не совпадает не только со словом, но и со значениями слов, в которых она выражается, путь от мысли к слову лежит через значение. В нашей речи всегда есть задняя мысль, скрытый подтекст. Так как прямой переход от мысли к слову невозможен, а всегда требует прокладывания сложного пути, возникают жалобы на несовершенство слова и стенания по поводу невыразимости мысли: «… Как сердцу высказать себя, Другому как понять тебя…» или: «О, если б без слова сказаться душой было можно! » Вообще с этих позиций очень интересно поразмышлять над знаменитыми словами из стихотворения «Silentium! » («Силенциум! », т. е. «Молчи! ») нашего великого поэта Федора Тютчева.
|
|||
|