|
|||
Ульрих ЦвинглиРодился 1 января 1484 года, несколькими неделями позже Лютера, в зажиточной крестьянской семье, в деревне Вильдхаусе, в графстве Тоггенбургском[en], . Отношения графства со Швейцарским союзом были достаточно запутанными, и «швейцарцем» в юридическом смысле Цвингли стал только в 1521 году, когда получил гражданство Цюриха[5]. Отец был зажиточным крестьянином и старшиной вильдхаузской общины. Мать происходила из семьи, где было несколько лиц духовного званияю. Отец, следуя семейной традиции, решил посвятить сына духовному званию. В Вильдхаусе не было своей школы, но была небольшая школа в Везене. В возрасте 10 лет Цвингли отдали на попечение другого дальнего родственника, проживавшего в пригороде Базеля. Там юный Ульрих получал более систематическое образование. Затем, примерно в 1496 году, мальчика отправили в Берн, где находилась школа считавшаяся лучшей к югу от Страсбурга Осенью 1498 года записался в Венский университет[8]. В последующие годы Ульрих путешествовал по Европе и в конце концов остановился в Базеле. Там он записался в университет. Цвингли живо интересовался классической литературой и усердно читал Священное Писание. Значительным было влияние базельского богослова Фомы Виттенбаха[de], с которым Цвингли обсуждал природу папской власти, Цвингли вступил на путь свободного исследования Священного Писания. В 1516 году Цвингли занял место капеллана в Эйнзидельне, выступая с проповедью против различных суеверий и церковных злоупотреблений. В 1518 году занял должность священника в Цюрихском соборе и здесь в основу своих проповедей положил Евангелие, стремясь к реформе церкви и государства, вооружаясь против торговли индульгенциями настолько успешно, что доминиканцу, торговавшему ими в Швейцарии, закрыт был доступ в Цюрих. В ряде проповедей, сочинений и религиозных диспутов Цвингли развил основные положения своего учения. В 1522 году он произнёс проповедь против постов, установленных римской церковью, И в послании к констанцскому епископу высказался против безбрачия священников. 29 января1523 году в Цюрихе состоялся публичный диспут, основанием для которого были 67 тезисов учения Цвингли о Священном Писании как высшем авторитете в религиозных вопросах, о Христе как о единственном истинном посреднике между Богом и людьми, о вере как единственном средстве спасения, о церкви как союзе всех верующих и т. д. Цюрихский городской совет принял учение Цвингли и стал самостоятельно распоряжаться церковными делами кантона вместо констанцского епископа. Католическая месса и иконы были устранены, богослужение упрощено; латинский язык заменён немецким; причастие давалось под обоими видами; монастыри обращены были в школы, приюты и госпитали, безбрачие духовенства упразднено, и в 1522 году В 1525 году он издал своё исповедание веры, под названием «О религиозности истинной и ложной», в большей части пунктов сходное с учением Лютера, за исключением вопроса о причащении. Кроме того, Лютер сохранял те догматы и обряды, которые не стояли в противоречии со Священным Писанием, тогда как Цвингли устранял всё то, что не находило в нём прямого подтверждения.
Враждебные отношения между католиками и последователями Цвингли всё более обострялись. Обе стороны готовились к борьбе, заключая внешние союзы. В 1529 году борьба была отсрочена заключением в Каппеле договора, по которому каждому кантону предоставлялось право устраивать церковные дела по своему усмотрению. Однако вскоре вспыхнула междоусобная война. 11 октября 1531 года между цюрихцами и отрядами католических кантонов произошло сражение на Каппельской равнине: цюрихцы были разбиты наголову, сам Цвингли убит. Цвингли был гуманистом и ученым, имевшим много преданных друзей и последователей. Его характер строгого, бесстрастного реформатора уравновешивался прекрасным чувством юмора. Так, он использовал в своих произведениях сатиры, басни и игру слов. Он лучше осознавал социальный долг христианства, чем Лютер, и искренне верил, что массы примут правительство, руководимое Словом Божьим. Цвингли неустанно продвигал идею помощи бедным, о которых, по его мнению, должна заботиться истинно христианская община. За пределами Швейцарии ни одна из церквей не считает Цвингли своим основателем. Ученые не пришли к единому мнению о том, почему цвинглианство не распространилось более широко. Хотя его имя не является общепризнанным, влияние идей Цвингли на учение основных реформатских конфессий сегодня всё ещё очень заметно. Его часто называют «Третий человек Реформации» после Мартина Лютера и Жана Кальвина.
|
|||
|