Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методика «Сапожки»



Методика позволяет исследо­вать обучаемость ребенка, то есть проследить, как он пользуется для решения задач правилом, с которым раньше никогда не встречался. Трудность предлагаемых задач постепенно возрастает за счет введения в них объектов, по отношению к которым можно применить усвоенное прави­ло только после осуществления необходимого процесса обобщения. Используемое в методике задачи построены таким образом, что для их решения требуется осуществить эмпирическое или теоретическое обобщение. Под эмпири­ческим обобщением понимается умение классифицировать предметы по существенным признакам или подводить их под общее понятие. Под теоретическим обобщением понимается обобщение на основе содержательной абстрак­ции, когда ориентиром служит не конкретный отли­чительный признак, а факт наличия или отсутствия отличительного признака, независимо от формы его проявления.

Таким образом, методика «Сапожки» позволяет иссле­довать обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения. Методика рассчитана на детей 5, 5-10 лет; имеет клинический характер и не предполагает полу­чение нормативных показателей.

В качестве экспериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию или отсут­ствию у них одного признака - сапожек на ногах. Есть сапожки - картинка обозначается «I» (единицей), нет сапожек - «О» (нулем). Цветные картинки предлагаются испытуемому в виде таблицы, содержащей: 1) правило кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так назы­ваемые «загадки», которые испытуемый должен разгадать путем кодирования. Помимо таблицы цветных картинок в эксперименте используется белый лист бумаги с изобра­жением геометрических фигур, представляющих собой еще две «загадки».

Первая инструкция испытуемому: «Сейчас я научу тебя игре, в которой цветные картинки, нарисованные в этой таблице, надо будет обозначать цифрами " О" и " I". Посмотри на картинки (показывается первая строка таб­лицы), кто здесь нарисован? » (Испытуемый называет кар­тинки, в случае затруднения экспериментатор помогает ему. ) «Правильно, а теперь обрати внимание: в первой строке фигурки лошадки, девочки и аиста нарисованы без сапожек, и напротив них стоит цифра " О", а во второй строке все они нарисованы в сапожках, и напротив них стоит цифра " I". Для правильного обозначения картинок цифрами тебе необходимо запомнить, что, если на картин­ке фигурка изображена без сапожек, то ее надо обозначать цифрой " О", а если в сапожках, то цифрой " I". Запомнил? Повтори, пожалуйста». (Испытуемый повторяет правило. ) Затем ребенку предлагается расставить цифры в следую­щих трех строках таблицы. Этот этап рассматривается как закрепление выученного правила. При работе на этом этапе правило, содержащееся в первых двух строчках таблицы, должно быть открыто. В случае, если ребенок совершает ошибки, экспериментатор опять просит повто­рить его правило обозначения фигурок и указывает на образец (первые две строки таблицы). Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, почему именно так он ответил. Закрепляющий этап показывает, насколько быстро и легко ребенок усваивает новое правило и может применить его при решении задач. На этом этапе экспери­ментатор фиксирует все ошибочные ответы испытуемого, поскольку характер ошибок может показать, просто ли ребенок нетвердо запомнил правило и путает, где ставить «О», а где «I», или же он вообще не применяет в работе необходимое правило. Так, например, бывают ошибки, когда лошадку обозначат цифрой «4», девочку - цифрой «2», а аиста - цифрой «I» и объясняют такие ответы, исходя из количества ног у данных персонажей. После того, как экспериментатор уверен, что ребенок научился применять правило, которому его обучали, дается вторая инструкция.

Вторая инструкция испытуемому. «Ты уже научился обозначать картинки цифрами, а теперь, используя это умение, попробуй отгадать нарисованные здесь " загадки" ». Отгадать загадку - значит правильно обозначить нарисо­ванные в ней фигурки цифрами «О» и «I».

Замечания к проведению методики. Если на закреп­ляющем этапе ребенок делает ошибки, то экспериментатор тут же анализирует характер допущенных ошибок и путем наводящих вопросов, а также повторным обраще­нием к образцу обозначения фигурок цифрами, содержа­щемуся в двух первых строчках таблицы, старается добиться безошибочной работы испытуемого. Когда экспериментатор уверен, что испытуемый хорошо научился применять заданное правило, можно переходить к разга­дыванию «загадок».

Если испытуемый не может отгадать «загадку», то экс­периментатор должен задавать ему наводящие вопросы, чтобы выяснить, сможет ли ребенок решить эту задачу с помощью взрослого. В случае, когда и с помощью ребенок не справляется с заданием, то переходят к следующей «за­гадке». При правильном решении новой «загадки» следует опять вернуться к предыдущей, чтобы выяснить, не сыгра­ла ли последующая «загадка» роль подсказки для предыду­щей. Такие повторные возвращения можно совершать не­сколько раз. Так, например, можно вернуться от второй «загадки» к первой, а затем от третьей опять к первой.

Для уточнения характера обобщения при отгадывании «загадок» необходимо подробно расспрашивать детей о том, почему именно так обозначены фигурки. 1\- /ш ребенок правильно отгадал «загадку», но не может дать объяснения, то переходят к следующей «загадке». В случае правильного объяснения испытуемым ответа в новой «за­гадке» следует вернуться к предыдущей и опять попросить ребенка объяснить в ней ответ.

Принципиально важным при проведении методики является правильное обращение с образцом обозначения фигурок цифрами. На закрепляющем этапе образец обо­значения фигурок должен быть открыт. Переходя к отгадыванию «загадок», образец следует закрыть. Если испытуемый не может отгадать «загадку», то первой помощью со стороны взрослого должно быть открывание образца. Бывают случаи, когда достаточно зрительной опоры на образец, чтобы ребенок смог отгадать «загадку». Чем младше дети, тем они более нуждаются в зрительной опоре на образец. Старшие испытуемые должны справ­ляться с заданием и при закрытом образце.

Следует помнить, что данная методика носит клиниче­ский характер и не имеет нормативных показателей, а по­тому полученные по ней результаты не следует интерпре­тировать с точки зрения нормальности — аномальности развития ребенка. Полученные результаты следует рассма­тривать с точки зрения особенностей развития процессов обобщения у данного ребенка.

По ходу всего эксперимента нужно вести подробный протокол, где будут фиксироваться все высказывания испытуемого, направления его взгляда, а также все вопро­сы и замечания экспериментатора.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.