|
|||
ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ
МОНАХ ВАРНАВА (САНИН) ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ (сценарий) http: //www. mvsan. ru/
На сцене – взрослые и дети-актеры, одетые в костюмы: солнца, луны, медведя, птицы, муравья, бабочки, тюльпана и деревьев (береза, яблоня). К ним подходит мальчик лет 12-14.
Ведущий (чрезвычайно торжественно):
- Кто это не слыхал, да пусть услышит, Как в день Пасхальный чистые сердца, И все, что ходит, плавает и дышит, — Без устали приветствует Творца.
Береза, бабочка, тюльпан и птичка по очереди декламируют:
«Христос воскресе! » — восклицают горы. «Христос воскресе! » — вторят им поля. «Христос воскресе! » — позабыв раздоры, Обнявшись с Небом, кружится земля.
Мальчик каждый раз звонко отвечает: «Воистину воскресе! »
Птицы, звери, деревья, взявшись за руки, начинают радостно кружиться в хороводе. В центре хоровода – мальчик.
Неожиданно раздается громкая современная музыка, услышав которую хоровод останавливается. На сцену выходит второй мальчик. В руках у него удочка и пустое ведерко. За плечами рюкзак. На ушах – большие наушники. Первый мальчик, выходя из хоровода, обращается к нему, как к давнему приятелю: - Христос воскресе! - А? Что? – крутя головой, не слышит тот. Первый мальчик предлагает ему снять наушники, тот выполняет просьбу, и тогда весь хоровод дружно восклицает: - Христос воскресе! - Ну и что? - недоуменно пожимает плечами второй мальчик.
Птицы, звери, деревья в полном недоумении разводят крыльями, лапами и ветвями.
Второй мальчик продолжает, обращаясь к первому: - И вообще, чего это ты такой радостный? Первый мальчик: - Так ведь - такой день! Такой день!... Второй мальчик: - Ну какой еще – такой? День, как день. Точнее, утро… Ничего хорошего. У меня вся рыбалка вон сорвалась. Хотя ни свет ни заря встал… (громко зевает). Первый мальчик: - А я вообще еще не ложился! Второй мальчик: - Как это? Первый мальчик: - Так ведь ночью в храме Пасхальная служба была! А потом и уходить не хотелось! Смотри, даже солнце сегодня играет! Говорят, так всегда на Пасху бывает!
Солнце выходит на центр сцены и начинает танцевать, размахивая разноцветными платками.
- Оптический обман или к перемене погоде. То-то рыба сегодня даже не клевала! – отмахивается второй мальчик. - Да будет тебе! – примирительно улыбается ему первый мальчик и вновь с воодушевлениемвосклицает: - Христос воскресе! - А я тут при чем? –хмуро отзывается второй мальчик. Первый мальчик: - Как это при чем?!! Тебя что – все это совершенно не волнует? Второй мальчик: - Да у меня одно только желание – поскорее добраться домой и отдохнуть!
Первый мальчик делает жест хороводу, и муравей подносит скамейку. Незаметно ставит ее и удаляется
- О! – замечая скамейку, удивляется второй мальчик. – Откуда она тут взялась? Ведь ее только что не было! Первый мальчик: - В день, когда свершилось величайшее в мире чудо, разве не может быть чего-нибудь необычного? Второй мальчик: - Не знаю, лично я ни в какие в чудеса не верю! Но передохнуть, пожалуй, не прочь! С этими словами он садится нам скамейку. - Ну что я могу еще сказать, - с сочувствием глядя на него, говорит первый мальчик. – Мне нужно идти, родители могут волноваться. Одно пожелаю: помоги тебе Господи все понять и…принять!
Первый мальчик уходит. Природа замирает. Только солнце продолжает «играть». Второй мальчик прикрывает глаза, блаженно вытягивает ноги и вновь натягивает на уши наушники. Выходя на сцену, к нему подсаживается старичок в восточном халате. Тут же к старичку подбегает птичка и доверчиво кладет ему голову на плечо. Старичок тихонько покашливает, привлекая к себе внимание. Второй мальчик приоткрывает один глаз и с недоумением косится на него.
Старичок: - Музыку слушаешь? Можно и мне! Второй мальчик с усмешкой: - А это не из вашего времени! Но наушники все же протягивает.
Птичка закрывает крылышками уши. То же самое, морщась, делает и весь хоровод.
Старичок, едва приложив наушники к уху, вздрагивает и, возвращая их, говорит: - Да, действительно, даже в моем языческом, третьем веке от Рождества Христова, такого не бывало. Правда, когда некоторые жрецы, например Кибелы, били в свои бубны, тоже было несносно громко. Но все же, прости, не до такой степени… Второй мальчик (в сторону): - Странный он какой-то… Ученый историк на пенсии, что ли? Старичок, словно услышав его мысли: - Нет, я не историк, хотя, действительно, из истории. Ты лучше мне вот что скажи: ну, дослушаешь, к примеру, ты эту свою музыку. А потом что? Второй мальчик: - Как что? Другой диск поставлю! Старичок: - А когда и он надоест? Второй мальчик: - Третий найдется! Старичок: - Допустим, даже десятый. Но вот и он наскучит! Что тогда станешь делать? Второй мальчик (с вызовом): - А у меня… электронные игры есть! Старичок, качая головой: - Д-да…Разве Бог создал тебя для этого? Разве в этом смысл жизни? Второй мальчик: - А что, меня вполне все устраивает! Спасибо, что про игру напомнили! Сейчас поиграю! Второй мальчик достает из рюкзака игровую приставку. - Вот, хотя бы в охоту на медведя!
Услышав это, медведь в хороводе с опаской прячется за деревья.
Старичок уходит. Второй мальчик с азартом начинает стучать клавишами. - Бог… - ворчит он. – А где Он? И разве смысл жизни не в том, чтобы… просто приятно в свое удовольствие жить?
Один за другим к нему начинают подходить участники хоровода. И хотя он то и дело отмахивается, они читают ему стихи.
Солнце:
Бог повсюду, Он везде: В небе, воздухе, воде, Всё Он видит, всё Он знает, Всех - на свете понимает! Он – Спаситель, мой и твой, Он повсюду! Он – живой!!!
Бабочка:
Бог создал огонь и воду, Воздух, землю, - всю природу И природа без конца Славит своего Творца!
Луна:
Славят Бога беспрестанно Высь и бездна океана, Горы, море и земля, Реки, рощи и поля!
Медведь:
Славят Бога свет и воздух, Небо в облаках и звёздах, Славят солнце и луна - Даже, если ночь темна!
Муравей:
Славят Бога свод небес И глубины моря, Славят луг, холмы и лес, Им согласно вторя!
Яблоня:
Славит Бога старый сад, Он и сам бывает рад Дать нам сладкие плоды В благодарность за труды!
Птица:
Птицы чествуют Творца И зимой, и летом, Даже слабый писк птенца Слышен в хоре этом!
Медведь:
Звери дикие в лесах, Хоть и вызывают страх, Тоже Бога прославляют И полезными бывают!
Солнце:
Как величественно море Катит волны на просторе, И ведь каждая волна Тоже Богом создана!
Луна:
Украшая неба свод, Звёзды водят хоровод, И пока Земля во сне, - Славят Бога в вышине!
Все хором:
Всё, что на Земле живёт, Всё, что дышит, ест и пьёт, Это - Божии созданья, Часть большого мирозданья!
Солнце:
Солнце дарит людям свет, Ласку и тепло. Если б не его рассвет - Было бы светло?..
Луна:
Ночью - холодна, бледна Появляется луна. Эта спутница земная Иногда и днем видна!
Птица:
Звёзды вечером зажглись, Маленькие, смотрят вниз, До утра дрожат, мигая, - Больше всей Земли любая!
Береза:
В небесах запела птица, Радуясь рассвету. Как же нам не восхититься, Слыша песню эту?
Тюльпан:
На лужайке там и тут - Дивные цветы цветут, Колокольчики, ромашки, А на них - жучки-букашки!
Муравей:
Прилетит, спеша пчела В сад, где вишня расцвела И - скорее в улей-дом: Славить Господа трудом!
Солнце:
Издалёка-далека Ветер гонит облака. И трава за это тоже Шепчет: " Слава Тебе, Боже! "
Береза:
Побежал ручей, сверкая Под весенним солнцем - Будто радуга, играя Льётся за оконцем!
Муравей:
Мальчик оглядел цветок, Тронул каждый лепесток И восторг в его глазах: Что ж тогда на Небесах?!
Все очень громко хором:
Солнце с самого утра Говорит: " Вставать пора! " Открываем глазки: Всё вокруг - как в сказке!
Второй мальчик приподнимает голову и в испуге отшатывается:
Рядом с ним сидит уже второй старичок в монашеской скуфейке, который кормит ломтем хлеба приветливо подковылявшего к нему медведя. Второй старичок: - Не бойся, радость моя! Второй мальчик: - А он что – и правда живой? Второй старичок: - Конечно! Можешь даже проверить! Второй мальчик осторожно дотрагивается пальцем до медведя и неожиданно с облегчением выдыхает: - Уф-ф! А то я уж думал доигрался до всяких видений с этими играми! Но… почему он тогда нас не съест? Второй старичок: - Зачем? Бог создал нас так, чтобы все жили в мире и были вечно счастливы! Второй мальчик недоверчиво смотрит на него. А тот, словно продолжая предыдущий разговор, говорит: - Вот, закончишь ты слушать свою музыку и играть в эти свои игры. А потом? Второй мальчик: - Потом - завтра пойду в школу! Второй старичок: - Хорошо! Ну, а когда закончишь ее? Второй мальчик: - Поступлю в институт! Второй старичок: - А дальше? Второй мальчик: - Что дальше… стану бизнесменом или известным тележурналистом. А может, всемирно известно ученым! Да! Нобелевским лауреатом! Второй старичок: - Допустим, станешь. А затем? Второй мальчик: - Что затем? Состарюсь… Второй старичок: - А потом - что? Второй мальчик, опуская голову и вздыхая, чуть слышно: - Что-что… Известно что… Второй старичок, отпуская медведя, ласково кладет ладонь на плечо второго мальчика: - В том-то и дело, что не все, видно, тебе известно, коли ты так мрачно говоришь об этом. Да еще в такой самый светлый день! Ведь Христос и воскрес-то из мертвых для того, чтобы мы были не просто счастливы, а блаженны, что значит - счастье в высшей мере! Причем, не год или два, а - всегда, вечно! Но – и жить тебе для этого отныне надо так, чтобы удостоиться этой блаженной вечности! Ты представляешь, радость моя, какое это великое счастье?! Вечно быть с Богом!!!
Звери, птицы, деревья бросаются обнимать друг друга от радости.
Второй мальчик, осмысливая услышанное, потирает лоб и даже не замечает, как уходит второй старичок. Наконец, он поднимает голову и говорит:
- Это что: я уснул, и мне все приснилось? Но все равно… Какая разница? Спал – не спал… Не такой я уж и глупый, чтобы не понять всего этого! Так вот, значит, в чем смысл жизни! И вот почему все так ликуют сегодня. Ведь страшно даже подумать: если бы только Христос не воскрес… Если бы Он не воскрес!
Все актеры, играющие зверей, птиц, деревья, хватаются за головы. Медведь успокаивающе гладит по головке муравья.
Второй мальчик задумчиво продолжает: - Нет, только не это! Тогда - все на свете действительно разом потеряло бы всякую радость! Всякий смысл!
После этого солнце отворачивается и начинает медленно уходить. Но тут его приостанавливает луна, которая говорит что-то ему, с надеждой показывая на второго мальчика. А тот наконец заканчивает:
- А так… так… Он ведь - воскрес!!!
Солнце радостно бросается к хороводу. Вся природа опять начинает ликовать. Второй мальчик порывисто вскакивает со скамейки, которую тут же уносит муравей, и подбегает к хороводу.
- Христос воскресе! – кричит мальчик хороводу. - Воистину воскресе! – слышен дружный ответ.
Птицы, звери, деревья радостно поют, кружась в хороводе, в центре которого мальчик и танцующее, «играющее» всеми красками солнце.
Дети-актеры вновь декламируют.
«Христос воскресе! » — восклицают горы. «Христос воскресе! » — вторят им поля. «Христос воскресе! » — позабыв раздоры, Обнявшись с Небом, кружится земля.
Каждому второй мальчик радостно отвечает: «Воистину воскресе! »
Ведущий – заканчивая, наконец, то, на чем остановился в самом начале, торжественно говорит:
В густом лесу поет листочек каждый, Ликуют реки, села, города... Я это слышал, правда, лишь однажды, Но, слава Богу, — раз и навсегда!
9-30 января 2016 г.
|
|||
|