|
|||
Художественно-техническое описание модели АСтр 1 из 2Следующая ⇒
При построении чертежа конструкции к исходным данным относятся: вид и назначение изделия, материал из которого оно изготавливается, характеристика внешних форм изделия, размерные характеристики. К описанию внешнего вида модели (характеристике исходных данных) относятся следующие параметры: 1. Назначение (вид изделия), материал (например: Костюм женский, повседневный, для женщины среднего возраста из полушерстяной ткани);
Одним из составляющих элементов технического описания (ТО) на изделие является документ, который носит название «Художественно-техническое описание образца модели» или иначе «Описание художественно-технического оформления образца модели». Художественно-техническое описание образца модели (слово «образца» допускается не употреблять) является важным технологическим документом, который сам по себе и в совокупности с другими формами технического описания (ТО) на изделие позволяет не допускать ошибки и контролировать качество при изготовлении одежды на всех стадиях массового производства. А именно, при моделировании (создании образца-эталона модели), конструировании, конфекционировании, раскрое, комплектации кроя и непосредственно при изготовлении готового изделия, проверке его качества изделий. Сущность художественно-технического описания (ХТО) образца модели заложена в самом его названии, которое констатирует, что в нем должно обязательно присутствовать не только художественное, а еще и техническое описание. Художественная составляющая описания внешнего вида модели должна быть лаконичной, стандартной, грамотной, с использованием конкретной специальной технической терминологии, прочитав которое, специалист (конструктор, технолог, конфекционер) должен без самого оригинала модели воссоздать внешний вид с достаточной точностью. Описание должно иметь стандартную форму, быть изложено в определенной последовательности, чтобы, при необходимости, не читать все описание, а сразу обратить внимание на нужную часть модели (перед, спинку, воротник и др. ). Техническая составляющая описания модели заключается в частичном изложении: – особенностей технологии изготовления (например, притачная или настрочная планка, листочка с втачными или настрочными концами и т. д. ); – особенностей кроя модели (например, перечисляются детали, располагаемые в раскладке не по долевой нити); – места расположения видимых с лицевой стороны строчек с конкретным указанием их ширины, т. е. расстояния, на котором они расположены от краев деталей или стачивающих строчек; – наличия подкладки и плечевых накладок; – указания конкретного количества петель, пуговиц, мягких складок и пр. Художественно-техническое описание образца модели включает эскиз (технический рисунок) внешнего вида модели (отдельно вид спереди и вид сзади в одинаковом масштабе или с уменьшением вида сзади в масштабе 1: 2) и описание изделия в лаконичной форме, содержащее: – вид, половозрастная принадлежность и назначение изделия; – волокнистый состав и цветовую гамму основных материалов;
– силуэт; – вид застежки; – длину; – наличие подкладки – характеристику конструкции и декоративного оформления деталей и узлов; – описание отделочных строчек, фурнитуры, волокнистый состав и цветовую гамму отделочных материалов и особенности кроя. Условно художественно-техническое описание модели можно разделить на 3 части: – общая часть художественно-технического описания; – основная часть художественно-технического описания; – заключительная часть художественно-технического описания. В первой (общей) части художественно-технического описания описывается все, что не касается конкретно основных деталей (переда, спинки, рукавов, переднего и заднего полотнищ юбки, передних и задних частей половин брюк) и воротника или (и) капюшона модели. Весь текст пишется подряд через запятую или точку с запятой (в случае сложных оборотов) желательно в следующей последовательности: 1) название модели: – платье, блузка, брюки; – платье-костюм: жакет-блуза и юбка или жакет и платье; – комплект: жакет, блузка и брюки т. д.; 2) половозрастная принадлежность: – платье женское для младшей и средней возрастных групп; – брюки мужские для средней и старшей возрастных групп; – платье детское для ясельной группы и т. д.; 3) вид и волокнистый состав материала: – ткань шерстяная, полушерстяная, шелковая, хлопчатобумажная, хлопкополиэфирная; – трикотажное полотно шерстяное, синтетическое и т. д. и вид отделки (гладкокрашеная, набивная или пестротканая) с указанием вида рисунка (с рисунком в клетку, полоску, с геометрическим рисунком, абстрактным, цветочным рисунком и т. д. );
4) комбинированностьмодели. Указывается только в том случае, если платье изготовлено из 2-х основных материалов. Материалы являются основными, если площадь лекал второго материала составляет не менее 40 % от площади лекал всего изделия. Комбинированность модели определяет конструктор, рассчитывая площади лекал, а технолог отмечает указывает это в художественно-техническом описании; 5) особенности длины модели: укороченное – выше колена, длинное – по щиколотку, среднюю длину (до середины икры) можно не указывать; 6) силуэт (степень прилегания в области талии, бедер) и расширение к низу модели (рекомендуется указывать величину расширения (в см) по согласованию с конструктором); 7) особенности плечевого пояса (расширенный, зауженный); 8) наличие плечевых накладок; 9) отрезное ли по линии талии, бедер. В круглых скобках указать, на каком расстоянии (в см) от линии талии (бедер); 10) наличие основного пояса. Основным считается пояс, с которыммодель изображена на техническом рисунке. Если пояс на рисунке изображен отдельно, например, в руке, то он является дополнительной деталью и описывается в заключительной части ХТО; 11) наличие подкладки (с указанием ее соединения с изделием по низу – притачной или отлетной); 12) наличие деталей и узлов, не имеющих отношения конкретно к основным деталям и воротнику (например: погоны; карманы в боковых швах; застежка на уровне плечевого шва; хлястик, входящий в рельефные швы переда и завязывающийся на спинке, и т. д. ); 13) наличие деталей, имеющих отношение ко всему верху или низу модели (волан или оборка по низу переда и спинки; кокетка по верху переда, спинки и рукавов, клинья «годе» во всех швах (или в боковых и каких-то еще швах), баска в блузке, жакете; 14) отсутствие рукавов (в тексте: без рукавов); 15) отсутствие воротника (в тексте: без воротника). В случае, когда отсутствует воротник, необходимо указать: – форму выреза горловины, например, с V-образным вырезом по горловине переда, с вырезом по горловине формы «лодочка», «щель», с фигурным вырезом и др.; – вид обработки горловины (горловина обработана обтачкой; окантовоч-ным швом и т. д.; – вместо воротника может быть капюшон или волан, тогда пишем: без воротника, с капюшоном. Если капюшон съемный – указываем это в конце описания. В последней (заключительной) части художественно-технического описания указывают ПЯТЬ особенностей модели: 1) наличие отделочных строчек с указанием всех мест расположения строчек и точного расстояния, на котором они проложены от края деталей, швов, с обязательным указанием рекомендуемого цветосочетания ниток с материалами верха. Например: по краю отлета воротника и кокеток, вдоль швов притачивания, проложена отделочная строчка в тональном сочетании с цветом материала на расстоянии 0, 7 см. Так же указывается наличие строчек «рабочих», но видимых с лицевой стороны модели, например, строчек по низу рукавов, низу изделия, на расстоянии 2, 0 см, являющихся строчками шва вподгибку с закрытым срезом в изделиях из хлопчатобумажных тканей (эта строчка не является отделочной). Слово «рабочая» не употребляется в художественно-техническом описании, а пишется, например: по поясу, вдоль шва притачивания (или соединения); по стойке нижнего воротника, вдоль шва втачивания (или соединения) проложена строчка на расстоянии 0, 1–0, 2 см. В промышленности отделочные строчки на технических рисунках могут быть изображены сплошной или пунктирной линией, в курсовой работе их следует изображать пунктирной линией; 2) наличие деталей из отделочных материалов с обязательным указанием рекомендуемого цветосочетания их с основным материалом (например: верхний воротник, манжеты и планка-подборт выполнены из отделочной гладкокрашеной ткани в тональном (контрастном) сочетании с набивкой основной ткани (с основным цветом основной ткани)); 3) наличие деталей, раскроенных под углом 45° и 90° к долевому направлению материала (например: кокетки, листочки раскроены под углом 45° к долевому направлению материала). 4) наличие съёмных дополнительных деталей, например, кроме основного пояса, и рекомендации по месту ихприкрепления к изделию или укомплектованных вместе с изделием на стадии окончательной отделки. Например, платье дополняет бант, который рекомендуется прикреплять к горловине переда слева; 5) рекомендации по форме и цветовой гамме фурнитуры и ниток для строчек, видимых с лицевой стороны изделия. Перед написанием заключительной части (для ее выделения) рекомендуется пропустить строку. Последовательность изложения этих особенностей модели может быть произвольной, главное – каждую особенность писать с новой строки. Все пять особенностей могут вообще отсутствовать в конкретной модели, тогда заключительной части просто нет. Из пяти особенностей в модели может присутствовать только одна или несколько, тогда описываются, соответственно, только они. Если модель состоит из 2-х и более изделий (например, комплект: жакет, блузка и брюки), особенности допускается описывать как в конце художественно-технического описания всего комплекта (костюма), так и после каждого изделия в отдельности. Это зависит от количества особенностей, количества материалов, из которых выполнены изделия, от согласования с предприятием-изготовителем. Художественно-техническое описание модели А Платье женское (рисунок 1) для младшей и средней возрастных групп из шелковой гладкокрашеной ткани полуприлегающего силуэта; с плечевыми накладками; отрезное по линии талии, с баской в шве соединения, состоящей по переду из двух частей, и имитирующей костюм; с поясом, застегивающимся на одну обметанную петлю и пуговицу по центру переда; с притачным (на уровне колена) широким воланом по низу. Перед – с центральной застежкой на 5 обметанных петель и 5 пуговиц; с рельефными швами, выходящими из пройм (и доходящими до низа детали). Спинка – с талиевыми вытачками и средним швом. Рукава – втачные, длинные, одношовные, с удлиненной проймой, с четырьмя мягкими складками по окату, с застроченной мягкой складкой по низу. Рисунок 1 – Платье женское. Воротник – стояче-отложной с целью Модель А но выкроенной стойкой (на цельновыкроенной стойке). Юбка состоит из двух полотнищ. Переднее полотнище – с двумя мягкими складками по верху. Заднее полотнище – с двумя талиевыми вытачками. По низу изделия и баски проложена строчка на расстоянии 0, 7 см от края. По поясу вдоль швов соединения с верхом и баской, банту вдоль шва застрачивания, проложена строчка на расстоянии 0, 1 см. Передние части баски раскроены под углом 45 ° к долевому направлению материала. Платье дополняет бант из отделочной шелковой ткани в контрастном сочетании с основной тканью, его рекомендуется носить в виде галстука, завязывающегося под воротником. Рекомендуется использовать нитки и пластмассовые пуговицы (диаметром 1, 2–1, 6 см (d = 1, 2–1, 6 см)) на ножке в тональном сочетании с отделочной тканью. В п. 1. 3. 2 и 1. 3. 3 курсовой работы следует привести художественно-техническое описание на остальные модели. Качество готовых швейных изделий во многом определяется правильным выбором материалов для их изготовления.
|
|||
|