|
|||
Солдат-артист
NikLife
Солдат-артист Прочитали: 71 15 мая этого года в Николаеве сформировали Батальон территориальной обороны, куда был призван артист Николаевского Академического Художественного русского драматического театра Александр Кабанихин, сыгравший роль Яремы в спектакле «Гайдамаки». 8 и 9 июля спектакль был показан мобилизованным солдатам в/ч №2326. Спектакль «Гайдамаки» театр готовил к 200-летию Т. Г. Шевченко. Со дня премьеры его неоднократно показали разным категориям зрителей – студентам, школьникам, зрелым и пожилым нашим землякам. И каждый раз показ отмечался искренним диалогом актёров и зрителей, не оставляя никого равнодушным. Актёры наполняли болью каждое слово великого Кобзаря. Бытует мнение, что незаменимых людей нет. В театре бывает наоборот – уход актёра из спектакля ставит очень сложные задачи перед творческим коллективом. Но на этот раз природное стремление людей быть сопричастными к великому искусству, которое, как известно, смягчает нравы, - взяло верх. Впервые спектакль «Гайдамаки» был показан военнослужащим. Что же в результате? Понравилось или нет? Этот вопрос задавать неуместно. Сколько людей – столько и мнений. Но то, что спектакль вызвал неоднозначную реакцию у солдат, бесспорно. Перед спектаклем они улыбались, шутили, старались показать, что у них все нормально. Лишь уставшие, грустные глаза выдавали тревогу, неизвестность и тоску по родному дому. Александр Кабанихин во время показа спектакля вывернул наизнанку не одну солдатскую душу. Играя роль Яремы, он играл самого себя. В зале сидела его невеста Елена, а на сцене он боролся за свою Оксану. Ситуация один в один сегодняшнего дня. И сегодняшний Ярема – это простой украинский солдат, который защищает свою землю, Родину, любовь и веру. И это не громкие слова, а истинная правда. Каждый солдат во время просмотра спектакля пережил и прочувствовал трагедию украинского народа, свою личную драму. И, несомненно, после спектакля те, кто не совсем понимал «зачем все это? », вышли другими людьми. Среди мобилизованных солдат не только двадцатилетние ребята, в зале были мужчины до 50 лет. У каждого дома семья. Даже трудно что-то комментировать. Просто сжимается сердце. Верить в победу, верить в лучшее – позитивная установка для всех украинцев: и мобилизованных и тех, кто трудится в мирном тылу. Беседуем с Александром. NL: Как возникла идея показать театральный спектакль в части? А. К.: Солдаты несут службу на блокпосту. Отдыхают в казарме. Развлечений нет. Человек, когда не имеет отдушины, начинает хандрить. NL: И тогда Вы обратились в родной театр? А. К.: В театре был выпущен спектакль, который подходит по тематике. Подумал, что неплохо будет поднять боевой дух солдат. NL: Вы уже около двух месяцев служите в украинской армии. До этого были знакомы с армейской выправкой? А. К.: Нет, в армии не служил. Позвонили из военкомата. Предложили прийти для беседы. Я пришел и был мобилизован в армию. Проходим службу на блокпостах. NL: В стране и в армии сейчас много неизвестного и непредсказуемого. Какое настроение сегодня у солдат вашей части? А. К.: Настроения у людей разные, кто-то понимает зачем это нужно, кто-то – нет. Есть среди ребят добровольцы. Чтобы поддержать солдат морально, обратился в театр. Мою инициативу поддержали актеры и руководство. Спектакль благотворительный. Подробнее о самом спектакле. Неординарная, современная постановка (режиссёр – артист театра Евгений Олейник) помогает зрителям легко переноситься из одной реальности в другую. На сцене появляется сам Кобзарь, Шевченко (артист Руслан Коваль), ставший символом украинского народа. Звучат знаменитые «Думи мої». Риторику поэта поддерживает музыкальное сопровождение. Лишь жестом Шевченко перелистывает страницы своей книги. Появляются другие актеры. Они поднимаются на сцену и подходят к костюмам тех персонажей, роль которых будут играть. Диалог между актерами происходит пока с помощью пластики. Например, когда Ярема берет саблю, Шевченко не одобряет такие действия и методы борьбы. И это очень символично. В спектакле поэт борется с думами, фактами, ходом истории. Появление на сцене Гонты, роль котрого исполнил заслуженный артист Украины Василий Остафийчук, взбудоражило зрителей. Признанный мастер сцены, обращаясь к гайдамакам, говорил каждому украинцу о Польше, Молдавии, Литве, Украине. Удивительно, прошло много лет, и сегодня именно эти страны помогают украинскому народу отстаивать независимость и территориальную целостность. Дальше в спектакле вступает «тяжелая артиллерия». Выход Яремы оживил зал. Многие солдаты удивились как за несколько секунд их боевой товарищ Саша Кабанихин перевоплотился в исторического героя Ярему Галайду. По сути, это был тот же парень, с той же искрой в глазах, волей к борьбе за свободу украинского народа. С патриотизмом все понятно, как бы по службе положено. А вот личные переживания, личная драма, любовь – это другое, это необъяснимое, трогательное, жгучее чувство, которое и в бой поднимает и о чести напоминает. Создатели спектакля попали в точку. Удар направлен прямо в сердце каждого солдата – и достиг цели. Шевченко говорит о том, что Ярема – «сирота убогий», некому его пожалеть в жизненных трудностях. Сам же Ярема заявляет, что сирота богатый, потому что его согревает любовь Оксаны (артистка Дарина Пундева). Так молодой актер с помощью своего сценического героя сумел объяснить солдатам все о любви и к Родине и к женщине. Лирическая песня в исполнении Александра Кабанихина прозвучала искренне и убедительно. Лирика победила политику. Человек в любой жизненной ситуации должен оставаться человеком. Слезы на глазах были и у актера и у зрителей. Шевченко действительно предстал перед нами великим пророком. Обращение Яремы к Оксане: «Нема кращої за тебе! » - клятва в любви и верности. Такую же клятву, наверняка, давал каждый солдат, уходя в армию на неопределенный срок. Во время просмотра спектакля закрадывалось чувство, что театр предвидел ситуацию выбором такого произведения для сценического воплощения. В «Гайдамаках» рассказывается о страшных исторических событиях, которые сопровождались морем крови. В театральной постановке режиссер использует много символизма и условности. «Кровавый бенкет» символизирует бочка, из которой льется народная кровь. Сцены казни тоже по-театральному условны. А вот сцена венчания натуральна как сама любовь. Молодые повязывают друг другу на головы желтую и голубую ленты. Как объясняет режиссер спектакля Евгений Олейник, в его постановке образы Яремы и Оксаны – символ единения Украины, молодой, независимой, решительной. Сцена убийства Гонтой своих детей шокирует зрителя. Постановщики попытались ее максимально смягчить. Зрители не видят детей, только слышат детские голоса. Это убийство – не исторический факт, но «обойти его» было бы нечестно. Гонта украдкой похоронил своих детей. Тут возникает тысяча вопросов и у каждого человека свой ответ. Массовость в спектакле создают всего 3 актера, от этого спектакль ничуть не страдает. Роли конфедератов и казаков исполняют А. Межурецкий, И. Воргушин, А. Козырь. Немного юмора и сарказма видим в образе Жида, роль которого сыграл А. Соколов, заслуженный артист Украины. Черныця (заслуженная артистка России Л. Соколова) – символ скорби украинского народа. Ее роль немногословна, скорее трагична и символична в данном контексте. После просмотра спектакля беседуем с режиссером. NL: Небольшой по продолжительности спектакль вызвал много вопросов и волнения. Как Вы считаете, удалось ли вам достигнуть поставленной цели? Е. О.: Спектакль создавался к юбилею Тараса Шевченко как шевченковский урок. Молодежи в голову нужно вложить те идеи, которые положительно отражаются на мировоззрении. Имея знания, информацию, человек сам должен принять решение и сам сделать выводы. Человек должен иметь собственную точку зрения. Мы не думали, что нашими зрителями будут солдаты. В целом, я доволен работой коллектива. NL: И молодые и заслуженные артисты мастерски сыграли спектакль. На сцене зритель видит 9 актеров. Можете ли Вы выделить кого-то из них? Е. О.: Я не хотел бы кого-то выделять, поскольку спектакль – это коллективная работа. От работы каждого зависит конечный результат. NL: В спектакле много символизма. Как пришло такое сценическое решение? Е. О.: Формат спектакля для выездного показа обусловил именно такое сценическое решение. Это театр символизма со специфическим театральным языком. Сценическое оформление читается. Символы попали в точку. Театральные стойки для костюмов в спектакле превращаются в журавлиный клин, пушки и ружья, монастырь, могильные захоронения. Подсказал такой путь сценического воплощения Николай Кравченко, художественный руководитель театра. После просмотра спектакля солдаты вернулись в казармы для прохождения дальнейшей службы. Актеры возвратились в родной театр. Эта встреча была полезной и познавательной для обеих сторон. Она заставила задуматься над жизненными ценностями, стремительным ходом истории и просто помечтать об искренней и верной любви. Лара Филин
|
|||
|