Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задачи лицензирования



 

Министерство науки и образования РФ

Тамбовский Государственный Технический Университет

 

                                                                                                                     Кафедра:

                                                                             Организация перевозок и

                                                                  Безопасности дорожного движения

 

 

Реферат

Задачи лицензирования

 

Выполнила:

                                                                                          Студент группы БД-52

                                                                                                           Зеленов Н А

                                                                                                        Проверил:

Клитинов

                                                                                                  Смольяков СВ                  

                                                    

 

                                                                     ТАМБОВ

Правовую систему лицензирования в РФ составляет федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25. 10. 98 г. № 158-ФЗ.

 

По лицензированию автотранспортной деятельности в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, основополагающими правовыми актами в настоящее время являются:

 

1. Положение о лицензировании перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 14. 03. 97 г. № 295).

 

2. Положение о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации (Утверждено Постановлением Правительства РФ № 322 от 16. 03. 97 г. ).

 

3. Положение о лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте в Российской Федерации (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26. 02. 92 г. № 118).

 

Лицензированию подлежит деятельность юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выполняющих:

 

1) городские, пригородные и междугородные, в том числе межобластные, перевозки пассажиров автобусами;

 

2) перевозки пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе;

 

3) перевозки грузов в международном сообщении;

 

4) перевозка пассажиров в международном сообщении;

 

5) перевозки грузов в пределах Российской Федерации (городские, пригородные, междугородные, в том числе межобластные);

 

6) транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) юридических лиц и граждан;

 

7) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств на коммерческой основе.

 

Лицензирование перевозочной деятельности осуществляется в соответствии с 1 и 2 представленными выше Положениями, лицензирование деятельности по транспортно-экспедиционному обслуживанию, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств по последнему из представленных нормативных актов.

 

Лицензии на транспортно-экспедиционное обслуживание и сервисные услуги выдаются с указанием видов работ (услуг) по общероссийскому классификатору услуг населению ОК-0002-92, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28. 06. 93 № 163.

 

Положениями о лицензировании перевозок введены виды лицензий:

 

стандартная - на перевозку на коммерческой основе грузов или пассажиров в пределах Российской Федерации;

 

стандартная международная - на перевозку грузов или пассажиров в международном сообщении;

 

ограниченная - на перевозку собственных грузов или своих работников для производственных (служебных) целей в пределах Российской Федерации.

 

Отделения Российской транспортной инспекции кроме лицензий на транспортно-лицензионное обслуживание, ТО и ТР выдают отдельные лицензии на следующие виды деятельности:

 

Международные перевозки (стандартные лицензии)

 

- грузов;

 

- опасных грузов;

 

- пассажиров.

 

Указанные лицензии, кроме перевозок по странам СНГ, выдаются по согласованию с Департаментом Ространсинспекции (приказ Минтранса России от 21. 02. 94 г. № 9).

 

Перевозки по Российской Федерации (стандартные лицензии)

 

- грузов;

 

- опасных грузов.

 

Перевозки по Российской Федерации (ограниченные лицензии)

 

- грузов;

 

- опасных грузов.

 

Лицензионные палаты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в большинстве регионов России эти функции выполняют отделения Ространсинспекции по соглашениям между администрациями и Минтрансом России, выдают лицензии:

 

Стандартные:

 

- на городские, пригородные и междугородные, в том числе межобластные, перевозки пассажиров автобусами;

 

- на перевозки пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе.

К лицензии прилагаются лицензионные карточки на каждое автотранспортное средство, учтенное в лицензии, цвет которых по Положениям о лицензировании должен соответствовать виду деятельности:

 

красный - перевозка грузов или пассажиров на коммерческой основе в пределах Российской Федерации (стандартная лицензия);

 

синий - перевозка собственных грузов или своих работников для производственных (служебных) целей в пределах Российской Федерации (ограниченная лицензия);

 

зеленый - перевозка грузов или пассажиров в международном сообщении (стандартная международная лицензия);

 

голубой с красной диагональю - перевозка опасных грузов в пределах Российской Федерации (стандартная лицензия);

 

голубой с синей диагональю - перевозка собственных опасных грузов в пределах Российской Федерации (ограниченная лицензия);

 

голубой с зеленой диагональю - перевозка опасных грузов в международном сообщении (стандартная международная лицензия).

 

Учитывая фактор «поглощения» одного маршрута другим по признаку территориальности, а также повышенные требования при получении стандартной лицензии нежели ограниченной, на перевозку опасных грузов нежели обычных, ниже приводятся таблицы видов перевозок, которые имеет право осуществлять владелец стандартной или ограниченной лицензий, введенных постановлением Правительства Российской Федерации от 16. 03. 97 № 322.

 

В случае перевозок пассажиров в междугородном сообщении, в том числе межобластном как автобусами, так и легковыми автомобилями на коммерческой основе, у лицензиата должен быть оформлен договор обязательного личного страхования пассажиров.

 

В соответствии с положениями о лицензировании для получения стандартной лицензии заявитель представляет в лицензионный орган следующие документы:

 

а) заявление о выдаче лицензии по форме, утвержденной приказом Минтранса России от 22. 06. 98 № 74 «О частичном изменении приказа Минтранса России от 25. 04. 97 № 41»;

 

б) копию учредительных документов юридического лица в зависимости от его организационно-правовой формы - устав или учредительный договор и устав, или только учредительный договор (если они не заверены нотариусом - с предъявлением оригинала);

 

в) копию свидетельства о государственной регистрации (если она не заверена нотариусом - с предъявлением оригинала);

 

г) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;

 

д) справку налогового органа о постановке на учет юридического лица или копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя со штампом налогового органа;

 

е) данные об имеющихся автотранспортных средствах, в том числе находящихся в эксплуатации по доверенности или договору аренды. Данные заполняются раздельно по головному предприятию, филиалам, отделениям и представительствам юридического лица.

 

Сотрудник лицензионного органа, принимающий документы, вправе ознакомиться с указанной доверенностью или договором аренды. Лицензия выдается заявителю, если доверенностью или договором аренды предусмотрено право временного владения доверенным или арендованным автотранспортным средством.

 

Основополагающая цель лицензирования объединяет две, по своей сути разные задачи:

1. Регулирование рынка транспортных услуг.

2. Обеспечение безопасности транспортной деятельности. Так, в положении 1984 г. о грузовом транспорте (Великобритании) " Условия выдачи и оплаты лицензий на эксплуатацию" отмечается, что лицензирование эксплуатирующих организаций и лиц является средством регулирования (упорядочения) коммерческой эксплуатации грузовых транспортных средств. Оно представляет собой систему контроля качества, обеспечивающую следующие гарантии: транспортные средства эксплуатируются на законном основании, они содержатся в исправном состоянии, и эксплуатируемый транспорт базируется в пунктах, где он причиняет наименьшие неудобства и беспокойство для окружающей зоны.

Двойственность задач лицензирования и их характер предопределяют неоднородный характер объектов (субъектов) лицензирования.

Лицензированию подлежит определенный вид деятельности. Автотранспортная деятельность многопланова. Она включает в себя: автомобильные перевозки; техническое обслуживание и ремонт автомобилей (обеспечение хранения и заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и т. д. ).

Обеспечение безопасности автотранспортной деятельности предъявляет определенные требования к лицам, занимающимся такой деятельностью, а также к используемым техническим средствам. Таким образом, объект (субъект) подлежащий лицензированию, имеет несколько эклектичный характер.

В настоящее время в различных странах не существует единого подхода при определении объекта лицензирования по такому фактору, как принадлежность перевозок. Так, в ряде стран (Бельгия, США и др. ) лицензированию подлежат только перевозки для " третьей" стороны, и не требуется лицензия при перевозке для собственных нужд. То же самое можно отнести к Германии.

Однако там лицензированию подлежат перевозки на расстояние более 75 км. В других же странах (например, Великобритании) таких ограничений нет. Так, в Великобритании обладателем лицензии должно быть лицо или организация, эксплуатирующая любые грузовые транспортные средства, использование которых связано с профессиональной или коммерческой деятельностью. Сюда не входят транспортные средства, используемые для личной надобности (в частном порядке), однако формулировка " профессиональная или коммерческая деятельность" охватывает все виды коммерческой деятельности, профессии, деятельность ассоциаций, местных органов власти, легально существующих предприятий, предпринимателей, фермеров и вообще всякие виды деятельности, направленные на получение дохода.

Транспортная лицензия выдается, как правило, на каждое транспортное средство. Однако существуют определенные ограничения.

Например, в Бельгии наличие транспортной лицензии не требуется для осуществления перевозок для собственных нужд; перевозок за пределами общественных автомагистралей; перевозок транспортных средств. имеющих повреждения или подлежащих ремонту и др. - всего 16 наименований.

В Великобритании к числу не подлежащих лицензированию транспортных средств относятся малые грузовые транспортные средства, транспортные средства полиции и пр. - всего 25 наименований.

В настоящее время практически во всех странах существует сложная дифференциация лицензий по различным признакам.

Так, в странах Бенилюкса существуют следующие виды лицензий:

" Р" - ограниченные перевозки (перевозки в радиусе 75 км); " V" - общая лицензия на перевозки внутри страны; " LТВ" - лицензия на перевозки в странах Бенилюкса; " LТS" -лицензия на перевозки в странах ЕС.

Для перевозок за пределами ЕС к лицензии " LТС", будет добавлена двусторонняя лицензия.

В Великобритании выдаются следующие типы лицензий:

ограниченная лицензия. Позволяет перевозить грузы только по своей надобности (на свой счет), будь то пределах Соединенного Королевства или за границей;

стандартная международная лицензия. Дает право на перевозки грузов, будь то на свой счет, по найму или за вознаграждение в Соединенном Королевстве, а также на рейсы " за свой счет" по обе стороны границы.

С целью регулирования отдельных, специфических видов перевозок иногда вводятся специальные лицензии. Например, в Бельгии для осуществления прибрежных перевозок требуется специальная лицензия.

 

К основным формам государственного контроля, осуществляемого транспортной инспекцией относятся: проверка исполнения, надзор, инспектирование, ревизия.

 

Проверка исполнения - наиболее распространенная форма контроля. Используется всеми контрольными органами. Является необходимым элементом оперативного руководства и связана с выработкой практических рекомендаций и предложений по своевременному и точному выполнению решений.

 

Инспектирование - контроль за соблюдением установленных государством правил, стандартов в отдельных сферах деятельности, отраслях экономики. Сопровождается, как правило, инструктажем проверяемых работников.

 

Ревизия - контроль за соблюдением установленных государством правил хозяйствования. Осуществляется только с точки зрения соответствия поведения подконтрольных объектов существующим правилам и инструкциям.

 

Надзор - форма контроля, наиболее тяготеющая к государственному правовому регулированию. Используется прежде всего для осуществления контроля за соблюдением законов, установленных государством норм, правил, стандартов. В отличие от инспектирования субъекты надзора вправе при соответствующих обстоятельствах применять к объектам надзора меры административного принуждения.

 

Контроль за выполнением лицензионных условий осуществляет только тот лицензионный орган, который выдал или зарегистрировал лицензию хозяйствующего субъекта. Такой контроль лицензионным органом осуществляется как самостоятельно, так и совместно с другими органами государственного надзора и контроля.

 

Форма контроля избирается лицензионным органом. До начала проверки руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю предъявляются служебные удостоверения проверяющих и задание на проверку, напечатанное на бланке лицензионного органа, подписанное руководителем и заверенное гербовой печатью этого органа. В задании указывается перечень проверяемых вопросов, сроки проверки, кто проверяет и их должности.

 

Результаты контроля оформляются актом, один экземпляр которого передается проверяемому (руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю). В случае несогласия с выводами по акту, проверяемый вправе свои обоснованные возражения направить в лицензионный орган, руководитель которого в 2-х недельный срок со дня регистрации акта проверки обязан принять решение и довести его до сведения руководителя проверенного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

 

Лицензия может быть аннулирована или действие ее приостановлено в случае:

 

а) представления лицензиатом соответствующего заявления;

 

б) обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;

 

в) нарушения лицензиатом условий действия лицензии и настоящего Положения;

 

г) невыполнения Лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности юридического лица, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

 

д) ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя;

 

е) поступления представлений главных государственных автомобильных инспекторов о нарушении норм, правил, стандартов по обеспечению безопасности дорожного движения.

 

Применение административных санкций по аннулированию лицензии или приостановлении ее действия осуществляется в соответствии со статьей 1573 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, т. е. после повторного в течение года соответствующего нарушения. Этой же статьей предусмотрен ряд санкций в области лицензируемых видов транспортной деятельности:

 

1. Осуществление подлежащей лицензированию деятельности на транспорте без лицензии влечет наложение штрафа на граждан и должностных лиц в размере от 2-х до 5 минимальных размеров оплаты труда;

 

2. Нарушение условий, предусмотренных в лицензии, влечет наложение штрафа на граждан и должностных лиц в размере от 0, 5 до 2-х минимальных размеров оплаты труда.

 

Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут наложение штрафа на граждан и должностных лиц в размере 3-х минимальных размеров оплаты труда с приостановлением действия лицензии или ее аннулированием.

 

Кроме того, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (ст. 171 Уголовного Кодекса РФ)

 

- наказывается штрафом в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

 

То же деяние, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере,

 

- наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.

 

Право налагать административные взыскания предоставлено лишь Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации. Иного порядка наложения административного взыскания, нежели изложенный в вышеуказанном приказе, не существует. Поэтому изъятие кем бы то ни было лицензионной карточки у водителя автотранспортного средства на линии является превышением полномочий этих лиц.

 

При выявлении на линии случаев использования лицензионных карточек не установленного образца, лицензионная карточка у водителя не изымается, рейс не прерывается, оформляется протокол по признаку осуществления подлежащей лицензированию деятельности на транспорте без лицензии, с вручением копии под роспись потерпевшему, который направляется в отделение РТИ по месту выдачи лицензионных карточек для принятия мер:

 

- к владельцам лицензионных карточек, как к работающим без лицензии;

 

- к органам, выдавшим лицензионные карточки не установленного образца, для приведения лицензионной деятельности в соответствие действующим нормативным актам по вопросам лицензирования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Богомазов В. А. Государственное регулирование транспортной деятельности и стратегическое управление автотранспортными предприятиями / СПбГИЭА. – СПб., 1997.

 

2. СБОРНИК нормативно-справочных материалов по лицензированию и инспектированию на автомобильном транспорте в РФ по состоянию на 01. 03. 1993 г. /ГУК ПК при Минтопэнерго РФ. – Иваново, 1993.

 

3. Регулирование транспортной деятельности: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. Кононовой Г. А. / СПбГИЭА. – СПб., 1996.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.