Конструктор сочинения-рассуждения 9.1
Широтова О. В.
Конструктор сочинения-рассуждения 9. 1
Соблюдать деление текста на смысловые части (абзацы), написать его связно и логично.
№
| Композиционные части сочинения-рассуждения
| Цель
| Речевые клише
| Образец сочинения-рассуждения 9. 1
| 1.
| Тезис и рассуждение на его основе
| Сформулировать тезис и составить рассуждение на его основе
| • Тезис
• Известный лингвист (или филолог, писатель и пр. ) … утверждает (или пишет, замечает): «…».
• Рассуждение на его основе
• Я понимаю высказывание известного лингвиста … следующим образом: / Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста…, который писал: «…». По-моему, в этом высказывании речь идет о…
Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.
| • Тезис
• Известный лингвист А. И. Тихонов утверждает: «Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов».
• Рассуждение на его основе.
• Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов ученого. А. И. Тихонов замечает, что в каждой морфеме как значимой части слова содержится определенный смысл, который она вносит в слово. Если соединить значения всех элементов слова, то мы получим общий смысл слова. Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.
•
| 2.
| Аргументация
| Привести два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте:
- Вспомните, о каком языковом явлении идет речь в данном высказывании.
- Найдите примеры данного явления в тексте.
- Выпишите их или укажите номер предложения.
- Укажите роль этого языкового явления в тексте/предложении/словосочетании/слове.
- Каждый аргумент выделяйте в отдельный абзац.
| Аргумент 1
• Мое рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста…
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.
• Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста.
• Пример этого языкового явления можно найти в предложении ….
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения…
• Рассмотрим предложение…
• Предложение … подтверждает мысль о том, что ….
Аргумент 2
• Также убедительным аргументом может стать…
• В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения …
• Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение…
| Аргумент 1
Рассмотрим предложение 20. Например, в слове принесла (предложение 20) в корне –нес- содержится основное лексическое значение слова, приставка при- имеет значение приближения, суффикс прошедшего времени –л- показывает, что перед нами глагол, обозначающий действие, которое уже совершилось, окончание –а указывает на форму единственного числа женского рода.
Аргумент 2
Также убедительным аргументом может стать слово «сторожевой» из предложения 4, котороесостоит из трех морфем: корня, суффикса и окончания. Значение корня -сторож- указывает на обязанности, назначение собаки, суффикс –ев-, с помощью которого прилагательное образовано от существительного «сторож», помогает понять значение данной части речи («предназначенный для охраны чего-либо»), окончание -ой указывает на то, что перед нами прилагательное в форме родительного падежа, единственного числа, мужского рода.
| 3.
| Вывод (заключение)
| Пишем заключение:
- Подведите итог своему рассуждению.
- Подчеркните, что вы доказали верность тезиса и правоту ученого.
| • Итак, мы смогли доказать, что…
• Таким образом, предложенное для анализа высказывание известного лингвиста (писателя, филолога)… справедливо.
• Можно сделать вывод о том, что прав был известный лингвист …, утверждавший, что …
• Следовательно, можно сделать вывод: утверждение известного лингвиста … верно (справедливо, бесспорно).
| Итак, мы смогли доказать, что общий смысл слова составляется из смыслов каждой его части. Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста А. Н. Тихонова справедливо.
|
|