Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Фитбол для школьника»



В связи с введением ФГОС в образовательный процесс происходит интегрированное взаимодействие специалистов. Сочетание работы нескольких специалистов дает дополнительные возможности для развития каждого ребенка.

Фитбол появился в нашей жизни несколько десятков лет назад. Фитбол – это упругий гимнастический мяч-тренажер большого диаметра, изготовленный из сверхпрочного ПВХ и накачанный воздухом. Этот вид спортивного снаряда называют еще ортопедическим или швейцарским – по месту его изобретения. Идея разработана в середине ХХ века детским физиотерапевтом Сьюзан Кляйнфогельбах, которая занималась реабилитацией детей с ДЦП. Начиная с 60-х, изобретение стало использоваться по всему миру. А двумя десятилетиями позже американский доктор Джоан Познер Мауэр включила упражнения с фитболом в программу реабилитации больных после травм опорно-двигательного аппарата, и мяч стал использоваться в лечебной физкультуре. Позже популярность этого тренажера возросла, и он распространился по всему миру. Особенность упражнений с мячом – в простоте и эффективности их использования, что позволяет применять этот снаряд людям всех возрастов, пола и состояния здоровья.

Особенность фитбола, которая делает его универсальным, – в том, что во время занятий с ним одновременно вовлекаются в работу двигательный, вестибулярный, зрительный и осязательный аппараты. Упражнения с мячами безопасны и увлекательны. Но самое главное – это неоспоримая польза занятий с фитболом для организма. Какой эффект можно получить, работая с гимнастическим мячом?

¾ Правильная осанка. Любое упражнение с мячом укрепляет мускулатуру спины, не перенапрягая её. За счет необходимости удержания равновесия в работу включаются виды мышц, которые не задействуются при других видах тренировок. Укрепляется мышечный корсет вокруг спины.

¾ Тренировка вестибулярного аппарата – со временем вырабатывается умение держать баланс автоматически, улучшается координация движений.

¾ Улучшение функций сердечно-сосудистой системы, работы органов дыхания за счет активизации кровоснабжения.

¾ Укрепление нервной системы. Занятия с фитболом поднимают настроение, помогают расслабиться и снять стресс.

¾ Развитие гибкости и пластичности. Во время упражнений разминаются все мышцы, разгружаются и вытягиваются суставы, снимаются зажимы.

¾ Детям любого возраста – для тренировки выносливости, укрепления мускулатуры, координации движений;

¾ Новорожденным, начиная со 2-й недели жизни – для укрепления вестибулярного аппарата, снятия гипертонуса мышц, улучшения кровообращения;

¾ Способствует высвобождению излишней энергии, что актуально для детей склонных к гиперактивности;

В странах Скандинавии многие используют этот мяч вместо стула. Вот такая ненавязчивая польза. А если еще и слегка на фитболе попрыгать, выброс в кровь серотонина – гормона счастья – обеспечит хорошее настроение. Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол.

Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Новой формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей является фитбол-гимнастика.

Мячи могут быть не только разного диаметра, но и разного цвета. Тёплые цвета (красный, оранжевый) повышают активность отдела вегетативной нервной системы. Так же стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи. Холодные цвета (синий, голубой) нормализуют сердечную деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества. Зелёный цвет нормализует сердечную деятельность и ЦНС, стабилизирует артериальное давление, расслабляет, снимает напряжение, помогает при заболеваниях позвоночника, обмена веществ, мигрени.

Помимо цветового влияния на организм человека фитболы оказывают также вибрационное воздействие. Механическая вибрация активно стимулирует работу всех органов и систем человека. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая — возбуждающе. На занятиях с детьми используется лёгкая вибрация в спокойном темпе (сидя, не отрывая ягодиц от мяча). При сидении на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец. Через крестец происходит распространение ритмических колебаний на весь позвоночник. Поэтому одна лишь правильная посадка на фитболе уже способствует формированию навыка правильной осанки. Правильная посадка на фитболе выравнивает косое положение таза, что является важным для коррекции сколиотических отклонений в грудопоясничном отделе позвоночника.

Таким образом, рекомендуемые упражнения на фитболе для детей, перекликаются с простой деятельностью ребенка на уроке, например:

— сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);

— сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса.

Например:

а) повороты головы вправо-влево;

б) поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону;

в) поднимание и опускание плеч и др.

Работая с фитболом, во время учебного процесса, с учащимися начальной школы, имеющими некоторый ряд проблем в учебной деятельности связанный со следующими проявлениями: невнимательность, задумчивость, скачки настроения, отсутствие концентрации внимания, нетерпеливость, иногда инертность, роль шута для мальчиков, уход в мир грез, «витание в облаках» для девочек. Также среди данной группы учащихся можно наблюдать детей очень подвижных, не умеющих сидеть на месте во время занятий, слушать педагога и выполнять его инструкции, с быстрой отвлекаемостью и беспокойством поведения. Такой ребенок не может запомнить пошаговую инструкцию педагога и поэтому не может выполнить рекомендуемое задание, теряет интерес и начинает заниматься посторонними делами. Именно для такой группы детей, автор статьи использует фитбол, вместо стула на уроках, что непосредственно позволяет несколько скорректировать некоторые проявления выше перечисленных факторов.

 

Педагог – психолог

Пермякова О. Л.

Литература:

1. Фитбол – гимнастика для детей. Электронный документ. Режим доступа: https: //yandex. ru/turbo? text=https%3A%2F%2Fvscolu. ru%2Ffizicheskoe-razvitie%2Ffitbol-gimnastika-v-doshkolnom-uchrezhdenii. html

2. Фитбол для детей, радость и польза в одном флаконе! Электронный документ. Режим доступа: https: //tanita-shop. ru/blog/fitbol-ili-gimnasticheskiy-myach/fitbol-dlya-detey-radost-i-polza-v-odnom-flakone/

3. Полякова Л. Г., Толкачева К. В. Использование фитбол – гимнастики в работе с детьми ОВЗ. Хакасия, п. Усть – Абакан, МБДОУ ЦРР – детский сад «Ласточка». Электронный документ. Режим доступа: https: //yandex. ru/turbo? text=https%3A%2F%2Fvscolu. ru%2Ffizicheskoe-razvitie%2Ffitbol-gimnastika-v-doshkolnom-uchrezhdenii. html

4. Сухорукова А. В. Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в коррекционной работе с детьми с СДВГ. Электронный документ. Режим доступа: https: //vk. com/doc207496350_496371055? hash=a00610474cf005cfc4& dl=cd83f09903eeff6bda

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.