Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ СУХОВ (1922—1992)



  ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ СУХОВ (1922—1992)

«Фронтовой страны чернорабочий…»

…для меня война продолжается.
Она непрошенно и постоянно напоминает о себе
тягучим нытьем ранений, сверлящим холодом простуженных суставов.
А по ночам — и во снах, и в думах — однополчане
разрывают завесу небытия
и приходят в мой дом и мои стихи.

Сухов Ф. Г.

Федор Григорьевич Сухов родился 14 марта 1922 г. в селе Красный ОсёлокЛысковского района Горьковской (ныне Нижегородской) области в семье старообрядцев.

Был явлен я на свет в средине марта,
По старому — в начальный день весны

В 1936 г. Федор Сухов закончил сельскую неполную среднюю школу и поступил учиться на рабфак в г. Лысково.

Еще в школе он познакомился с творчеством русских поэтов, особое впечатление на юношу произвели стихи Сергея Есенина. Многие есенинские стихотворения были им переписаны в тетрадь.

«Впервые потребность что-то написать ощутил еще в детстве — подражал Пушкину, Некрасову, Кольцову, записывал и сам сочинял частушки. Еще в 7-м классе неполной средней школы в мои руки попал 1-й том стихов Есенина. Все стихи этого тома переписал в толстую самодельную тетрадь. Тетрадь мне не понадобилась — стихи навсегда остались в памяти», — написал позднее поэт в автобиографии

В августе 1941 г. Федор Сухов был призван в Красную Армию. Этот августовский день навсегда остался в памяти поэта и живет в одном из самых пронзительных его стихотворений «Провожали меня на войну»:

Провожали меня на войну,
До дороги большой провожали.
На село я прощально взглянул,
И вдруг губы мои задрожали.
Ничего б не случилось со мной,
Если б я невзначай разрыдался, —
Я прощался с родной стороной,
Сам с собою, быть может, прощался

С сентября 1941 по апрель 1942 г. Федор Сухов прошел ускоренный курс обучения в Ташкентском пехотном училище, после окончания которого ему было присвоено звание младшего лейтенанта. На фронт будущий поэт отправился с чемоданом любимых книг, с которыми ему по прибытию на передовую пришлось расстаться. Боевое крещение молодой лейтенант получил 10 июля 1942 г. на станции Узень под Воронежом, в должности командира взвода противотанковых ружей.

Три кромешных, сумасшедших года
Убивали голову мою.
Залегла поблизости пехота,
Я у пушечки своей стою.
У своей стою сорокопятки
В кирзовых тяжелых сапогах,
С огневой не ухожу площадки,
В отдаленный не бегу овраг.
А они все ближе, ближе, ближе,
А они вошли на высоту…
Устоять бы только, только б выжить…

— позднее написал он о своих фронтовых годах в стихотворении «Все-то дни и все-то, все-то ночи»

С 1943 года командует огневым взводом 45-76 мм пушек. Бойцы противотанковых расчетов 45-мм пушек считались смертниками. Больше года мало кто из них оставался в живых. На фронте солдаты даже сложили поговорку «Ствол длинный — жизнь короткая».

Об одном факте своей военной биографии Федор Григорьевич вспоминает в предисловии к книге «Земляника на снегу»: «Зимой 1943 года наш противотанковый батальон пробивался к курскому селу Волоконску. Противник принудил нас залечь, все время бил термитными снарядами, я видел, как заживо горели мои товарищи. И тогда я читал, как молитву, магические слова:

Милые березовые чащи,
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сомном уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.

Слова эти успокаивали меня, и я готов был воспринять смерть, хотя тайно думал, что меня не убьют, и только потому, что я пишу стихи.

Четырнадцатого апреля 1944 года я увидел первое свое напечатанное стихотворение. Мы стояли в обороне под Жлобином, невдалеке от Язвина, небольшого полесского хуторка. Принесли газеты. В газете «Красная Армия» красовалось мое имя и фамилия под двумя столбиками стихотворных строк. Я уже научился курить и выкурил за одни сутки пачку «Золотого руна». Теперь я еще больше уверовал, что меня не убьют, — порукой тому только что напечатанные стихотворные столбики».

Офицер-артиллерист Федор Сухов участвовал в сражении на Орловско-Курской дуге, с боями прошел всю Белоруссию, Польшу. Победу он встретил в Германии в звании старшего лейтенанта. Был трижды ранен. За боевые заслуги перед Родиной Федор Григорьевич был награжден орденом Красной звезды и Отечественной войны II-й степени, медалью «За отвагу».

После демобилизации в 1946 г. он возвратился в родное село Красный Осёлок и стал работать в колхозе. Из ушедших на фронт жителей села вернулись с войны всего трое, в их числе и Федор Сухов.

Но вскоре он переезжает в г. Горький, где несколько месяцев работает в передвижной библиотеке. В это же время в горьковских газетах и альманахах печатаются его первые послевоенные стихотворения «На свежей борозде», «Родина» и др. Они сразу же привлекли внимание знатоков поэзии образностью языка, его пластичностью и точностью. В г. Горьком заговорили о новом одаренном поэте. Искренний интерес к стихам молодого поэта проявили Б. Е. Пильник, Н. Г. Бирюков, помогли ему отправиться в Москву, где в 1949 г. Федор Сухов стал студентом московского Литературного института им. А. М. Горького. В столице он подружился с поэтами-фронтовиками Сергеем Орловым, Владимиром Семакиным, Николаем Красновым, Евгением Карповым, Константином Ваншенкиным. Этой дружбой Федор Сухов дорожил всю свою жизнь.

После окончания учебы Ф. Сухов уехал в Сталинград (ныне г. Волгоград). Три года он работал в газете «Сталинградская правда» литературным работником. В Волгограде поэт прожил 20 лет, там вышло четыре его стихотворных сборника В 1957 г. Федор Сухов был принят в Союз писателей СССР. Но первая его книга стихов «Родные просторы» вышла на родине, в г. Горьком в 1954 г. В 1958 г. благодаря поддержке известного писателя В. А. Смирнова вышла и первая московская книга Федора Сухова «Половодье».

В 1958 г. в Волгоградском отделении Союза писателей СССР прошло собрание, участники которого подвергли осуждению писателя Бориса Пастернака за его роман «Доктор Живаго», получивший Нобелевскую премию. Федор Григорьевич отказался от участия в осуждении и резких оценок в адрес Б. Пастернака, назвав его большим поэтом, чем вызвал негодование сторонников официальной линии. Еще не раз поэт вызывал своим поведением неудовольствие областного руководства, поэтому своевольного поэта решили упрятать в психиатрическую больницу. Вот как об этом событии Федор Сухов рассказал своему однокурснику по литературному институту Евгению Карпову: «Их трое пришло. Я сразу сообразил — из дурдома. Сообразил и говорю, товарищ доктор, нормальный я. В том-то и дело говорит он, слишком нормальный... Читал я ваши стихи, коллеги мои тоже читали…. Одним словом, мы не застали вас дома. Приедем завтра. Вы поняли меня? ». Ночным поездом Федор Сухов уехал в г. Горький. В стихотворении «Я покидаю Волгоград…» он с горечью написал:

Я покидаю двадцать лет
Не очень-то веселой жизни

В 1973 году Федор Сухов переезжает в Горький. Друзья писатели помогли ему с получением квартиры. Сухов давно мечтал быть ближе к своей родине, селу Красный Осёлок, с которым он никогда не прерывал связи. «Все, что мной написано — это из Красного Осёлка, с его полей и лугов, с его лесных опушек», — написал он в своей автобиографии.

Свои самые заветные строки поэт посвятил нижегородской земле. В его стихах остались купола Макарьева, пристани Васильсурска, яблочные сады Красного Осёлка, святые места Дивеева и аввакумовскоеГригорово Б. -Мурашкинского района.

В 1987 г. Сухов был выдвинут на соискание Государственной премии РСФСР. Но Федор Григорьевич удивил многих своих собратьев по перу, послав в комиссию письмо с просьбой, чтобы его сняли из списка, так как он считал, что этой премией обойдены многие достойные литераторы. Письмо не напечатали, как просил поэт, положили под сукно, а премию получил один из «генералов от литературы».

Образ войны возникает в лирике Федора Сухова в послевоенные годы и проходит через все его творчество. Почти во все сборники поэта помещены стихи о войне. В 1971 г. он получил Первую премию Всесоюзного литературного конкурса им. А. А. Фадеева за поэму «Былина о неизвестном солдате», в которой обратился к дням своей юности, к теме народного подвига. Боям за Сталинград Федор Сухов посвятил другую свою поэму. Ее название — «Земляника на снегу» — дало наименованию целому сборнику стихов. Образ лесной ягоды на снегу — это просочившиеся сквозь снежный покров капли солдатской крови.

О боях бывший фронтовик Федор Сухов вспоминать не любил. По словам дочери, он даже на День Победы не надевал ордена и медали. Войну ненавидел. «Ведь это самое страшное, что только может быть с человеком. Скажем, стихийное бедствие, наводнение там, или извержение вулкана — от них можно как-то спастись, защититься, убежать. А на войне человек не от огня — в огонь должен идти…». С годами в творчестве поэта все явственнее проступает стремление переосмыслить прошедшую войну. Его привлекает история, в ней он видит истоки многого из происходящего вокруг в наши дни. «Сознательное искажение писателями правды, особенно правды о Великой Отечественной войне, оскорбляло отца. Он не любил фронтовой лирики поэтов, не нюхавших пороха, не сидевших в окопах. Строки же известного советского поэта Константина Симонова «Убей его» (то есть немца) считал варварством и дикостью: раз уж Бог дал поэту дар, использовать его нужно для любви, добра, гармонии», — написала в воспоминаниях «Об отце» дочь Елена Сухова.

В шестидесятые годы прошлого века Ф. Г. Сухов пешком прошел от Воронежа до Бобруйска, по тем самым местам, где с боями двигался его стрелковый полк, где старшему лейтенанту Сухову и его боевым товарищам не раз приходилось идти в огонь. Этот поход помог вспомнить мельчайшие детали прошедших боев и сделать повествование «Хождение по своим ранам» (это первоначальное название прозы) более правдивым. Федор Григорьевич решил рассказать свою, солдатскую правду о войне, ту, которую он знал. Долгие годы он работал над своей прозой, предлагал её в разные издания, но ввиду большого объема — 700 страниц журналы отказывали в публикации. Впервые в сокращенном варианте проза как повесть была опубликована в журнале «Аврора» только в 1990 г. О ней очень тепло отозвался известный советский поэт-фронтовик Михаил Дудин «Я радовался, когда читал повесть. Я дышал, читая ее, воздухом юности нашего поколения, которое ушло из жизни, спасая эту жизнь, незаметно утекло в вечность, освещая будущее костром своего Подвига. Подвиг этот жив теперь на века в благодарном слове Поэта».

Почти двадцать лет (с 1963 по 1982 гг. ) поэт-фронтовик перерабатывает свою военную прозу, окончательно она получает название «Ивница». Ивница — название деревни в Рамоновском районе Воронежской области. В этой деревне во время войны подразделение Федора Сухова (всего 11 бойцов) ночью неожиданно столкнулось с расположившимися там немцами, которые их приняли за партизан. Завязался неравный бой. Утром фашисты сожгли Ивницу дотла. Так во время войны оккупанты поступали со всеми партизанскими деревнями. И узнать об этом солдатам было пострашнее, чем столкнуться «лоб в лоб» с фашистскими танками.

Тип своего романа Федор Сухов определил как лирическая хроника. Первая часть «хроники» повествует о боевом пути взвода противотанкового батальона на Воронежском фронте и подана автором как воспоминание. При жизни поэта первая часть романа публиковалась только в отрывках в журналах «Волга», «Огонек», «Аврора».

Во второй части романа рассказывается о судьбе бывшего музыканта, немецкого офицера Пауля Штенцеля. Эта часть подана автором как дневниковые записи бывшего обер-лейтенанта 82-й немецкой пехотной дивизии. Особенность этой части «хроники» в том, что война показана глазами солдата вермахта. Впервые вторую часть опубликовал журнал «Нижний Новгород» в № 5 за 1997 год.  При жизни автора эта часть романа не была издана. В 2006 году в Волгограде отдельной книгой вышла сначала вторая часть романа, а в 2008 году — и первая часть.

На годы перестройки (1985-1991 гг. ) пришелся подъем в творчестве Федора Сухова. Он много пишет: стихи, прозу, воспоминания о детстве, коллективизации, готовит к изданию новый вариант романа «Ивница».

У Федора Григорьевича в издательствах Москвы, Волгограда, Нижнего Новгорода, Энгельса вышли более 30 книг стихов, исторических поэм, военной прозы.

Произведения российского поэта опубликованы в поэтических сборниках и альманахах, выпущенных в Москве — «День поэзии» (1982), «Поэзия российских деревень» (1982), «Венок славы» (1986), «Русская поэзия ХХ века» (1999), в Волгограде — «Родной земли душа и память» (1990), в Нижнем Новгороде (г. Горьком) — «Фронтовые строки» (1975), «Вечный огонь» (1985), «Терновый венок Победы» (1995), «Рождественские встречи» (2000) и др.

В разные годы Федор Сухов печатался в журналах «Наш современник», «Новый мир», «Знамя», «Молодая гвардия», «Москва», «Нева», «Волга», «Дон», «Аврора», «Смена», «Огонек»; в газетах «Литературная Россия», «Литературная газета». Регулярно его стихотворения публиковались во всех нижегородских периодических изданиях.

Федор Григорьевич ушел из жизни после тяжелой болезни 5 января 1992 г. в Нижнем Новгороде. Отпевали его, в Высоковской церкви. Похоронен по его завещанию на родине, в селе Красный Осёлок, под горой у Волги на старообрядческом кладбище.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.