Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема конференции: «Философский пароход» как историческое и интеллектуальное событие. Пассажиры философского парохода: Вышеславцев Борис Петрович



 

Биография:

Вышеславцев Борис Петрович- философ и богослов. Родился в дворянской семье, с детства приобщившей его к богатствам культуры, музыке. В 1895 г. В. с отличием заканчивает 3-ю московскую гимназию и поступает на юридический ф-т Московского ун-та. С 1896 г. на кафедре философии права работает П. И. Новгородцев, ставший впоследствии учителем В. Широко распространенный в интеллигентских кругах марксизм не увлекал В. и в студенческие годы. В. всегда придерживался религиозно-идеалистического мировоззрения. В 1899 г. В. оканчивает ун-т и начинает практическую деятельность в качестве адвоката.

Свою философскую деятельность Вышеславцев начал с членства кружка П. И. Новгородцева, чье влияние побудило сфокусироваться на научно-философских исканиях, готовя себя к статусу профессора по философии. Поехав на стажировку за границу, Вышеславцев посетил занятия Г. Когена, П. Наторпа, познакомился с Н. Гартманом, провёл свои научные исследования в библиотеках Гейдельберга, Рима и Парижа. Вернувшись из Европы, Вышеславцев начал преподавать историю философии права в Московском университете. В 1914 году Вышеславцев защищает магистерскую диссертацию - «Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии». В период революции Вышеславцев начинает свою активную общественную деятельность, работая в Вольной академии духовной культуры в Москве, где знакомится с Н. А. Бердяевым.

Борис Петрович Вышеславцев, его жизненный путь во многом напоминает путь большинства русских мыслителей эмигрантов, разве что с некоторыми небольшими коррекциями. В отличие от Бердяева, например, он никогда серьезно не увлекался левыми идеями в молодости, то есть он не проходил путь от марксизма к идеализму, быстрее у него был путь от немецкой классической философии к русскому всеединству.

Причина высылки:

В конце 1922 Вышеславцев был выслан из России вместе с большой группой ученых и философов. Однако сохранились письма Вышеславцева к профессору А. Ященко (издателю берлинского журнала “Русская книга”), свидетельствующие о его намерении самостоятельно покинуть Россию.
Из письма Вышеславцева в Берлин профессору А. С. Ященко:
«Я собираюсь отсюда уехать и слышал, что Вы организуете университет в Берлине. Если да, то имейте меня в виду в первую очередь и берегите для меня кафедру […]. Если это неверно, то напишите, что Вы могли бы для меня устроить и не мог ли бы я существовать писательством. Однако сведения об этом здесь крайне неблагоприятны. […] Жизнь здесь физически очень поправилась, но нравственно невыносима для людей нашего миросозерцания и наших вкусов. Едва ли в Берлине Вы можете есть икру, осетрину и ветчину и тетерок и пить великолепное удельное вино всех сортов. А мы это можем иногда, хотя и нигде не служу […]. Зарабатывать здесь можно много и тогда жить материально великолепно, но — безвкусно, среди чужой нации, в духовной пустоте, а мерзости нравств[енного] запустения…»

Философские идеи:

Учение Вышеславцева принадлежит к направлению русской религиозной философии XIX-XX вв., основной задачей которой стало построение целостной религиозно-философской концепции, а центральными темами были разрабатываемые в русле этой традиции учения об Абсолюте, о богочеловечестве, всеединстве (Вл. С. Соловьёв), сердце (П. Д. Юркевич), личности (Бердяев) и др. Разделяя присущий философии начала XX в. персонализм и разрабатывая собственную концепцию Абсолюта, Вышеславцев, хотя и относил свое учение к «христианскому платонизму», тем не менее сосредоточил внимание преимущественно на религиозно-философской антропологии, этической, социальной и правовой проблематике, в то время как онтологию и связанную с ней гносеологию наметил лишь в общих чертах.

Наряду с интересом к философской антропологии, Вышеславцев также уделял большое внимание проблемам социальной философии, освещая их в последней вышедшей при жизни книге “Кризис индустриальной культуры” (1953). Он оценивал современную ему культуру как “индустриальную”, Механическое усовершенствование быта сделало широко доступными жизненные удобства. Однако, вследствие тотальной механизации жизни, “индустриальная культура” не способствует духовному развитию личности.


Профессионально занимаясь богословием (Вышеславцев был профессором по кафедре новой философии и нравственного богословия в Православном Богословском институте в Париже), он в то же время оставался в стороне от ведущихся богословских дискуссий. Печально закончилась его попытка вмешаться в богословский спор о софилогическом учении о. С. Булгакова, осужденном патриархией как еретическое. В ноябре 1935 в РФА Вышеславцев вместе с Бердяевым организовали открытый философский диспут. Симпатии Вышеславцева были не столько на стороне о. Сергия, сколько на стороне “свободы мысли”; он вел диспут в состоянии возбуждения, а после него, потеряв самообладание, избил другого участника диспута — М. Ковалевского.

В предвоенные годы В. участвовал в экуменическом движении. В 1937 он был делегатом на Всемирной экуменической конференции в Оксфорде; участвовал в составлении сборника, посвященного экуменизму, который был опубликован экуменическим центром в Женеве (“Церковь, государство и человек”. Гент, 1937; на нем. яз. ), в котором были две его статьи. Вышеславцев работал также в секретариате Женевской экуменической лиги.


Основные работы:
«Значение сердца в религии»
«Парадоксы коммунизма»
«Религиозно-аскетическое значение невроза»
«Миф о грехопадении»
«Философская нищета марксизма»
Значимое место Вышеславцев отводил своим работам, касающимся русских философов, поэтов. В них Вышеславцев давал свой ответ на актуальный вопрос в спорах неославянофилов и неозападников на тему, которая затрагивала место и направление русской философии: «Основные проблемы мировой философии являются, конечно, проблемами и русской философии. В этом смысле не существует никакой специально русской философии. Но существует русский подход к мировым философским проблемам, русский способ их переживания и осуждения».

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.