Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СИМФОНИИ ГИИ КАНЧЕЛИ



Музыка грузинского композитора Гии Канчели (род. в 1935 г. в Тбилиси) отмечена редким для рубежа XX – XXI веков единством стиля. Канчели сразу шагнул в эпоху синтеза, миновав этап эксперимента. В его сочинениях звучат простые выразительные темы, сохраняется расширенная тональность, но используются также сонорные приемы, элементы сериальной техники, создается ощущение многоканального пространства без использования электроники или необычного размещения исполнителей.

Канчели – автор оперы «Музыка для живых» (1984), оригинальных оркестровых и вокально-симфонических произведений. Среди них: литургия для альта и оркестра «Оплаканный ветром», посвященная памяти музыковеда Гиви Орджоникидзе (1989), литургия для альта, хора и оркестра «Стикс», посвященная Ю. Башмету (1999), «Lament» для скрипки с оркестром, написанная для Г. Кремера. Канчели принадлежит музыка более чем к 50 кинофильмам («Не горюй», «Мимино», «Кин-дза-дза» (режиссер Данелия) и драматическим спектаклям. С 1991 года композитор работает и живет в Европе (сначала в Германии, потом в Бельгии).

Центральное место в его творчестве занимают 7 симфоний. Созданные в 70-е – 80-е годы, они открывают новый этап в развитии советского симфонизма. Симфониям Канчели свойственно отражение разных временных пластов, романтически окрашенное восприятие природы Грузии, тонкая передача душевного строя человека. По характеру они перекликаются с грузинскими фильмами и образуют особый тип симфонии-притчи, симфонии-монолога. Подобно притче, они «не изображают, а сообщают». Симфонии неспешны, философичны и в то же время экспрессивны. В них воплощаются особенности грузинского народного искусства (старинных пластов народной музыки и церковных песнопений), соединенные с современной композиторской техникой. Жанр симфонии-притчи потребовал особого типа повествования без привычной динамики развития и особой формы. Начиная со Второй симфонии, Канчели обратился к одночастному строению. Замедленное течение времени определяет медитативность его концепций, а насыщенность событиями сближает его сочинения с симфониями-драмами. Отличительными качествами симфоний Канчели являются динамическая статика и монтажная драматургия.

Динамическая статика. Принцип формообразования основан на бесконечно изменчивых соотношениях звука и тишины. Тихая и медленная музыка Канчели пронизана колоссальным эмоциональным напряжением, прорывающимся во внезапных «взрывах» tutti fff или мощных нагнетаниях к кульминациям, в настойчивом скандировании краткого мотива или одного звука.  

Монтажная драматургия. Канчели, много работавший в кино, воспринял от киноискусства кадровый принцип мышления, позволяющий монтажно, без переходов и связок, соединять контрастные разделы так, чтобы их соотношение приводило к новому качеству. Так, в Пятой симфонии сопоставляется тихая нежная светлая тема клавесина и громкое лавинообразное движение всего оркестра. Этот контраст может быть трактован как диалог музыки прошлого и настоящего, как соотнесение воспоминания и реальности. Но в любом случае передается ощущение трагедии, вызываемое внезапным сломом, крушением.

Три первые симфонии Канчели - этапы поиска собственного пути в открывшихся перед отечественными музыкантами возможностях периода «хрущевской оттепели». По признанию композитора, путеводной нитью для него была музыка Шостаковича.

Уже в Первой симфонии воссоздается образ грузинского хорового многоголосия, но без привлечения цитат. Вторая симфония имеет подзаголовок «Песнопения» (по названию сборника имеретино-гурийских церковных напевов, вышедшего в 1968 году). Конструктивную идею Третьей симфонии подсказала запись похоронного обряда в Сванетии, где одновременно звучали причет плакальщиц в доме у гроба и волевая песня мужского хора во дворе.

Наиболее значительными считаются Четвертая, Пятая и Шестая симфонии Канчели. Четвертая симфония – «Памяти Микеладжело» (1974) расширяет и обновляет круг образов. Была заказана к 500-летию со дня рождения Микеланджело Буонарроти. В музыке симфонии соединяются титанизм и нежность, сопоставляются статика и энергия колоссальной силы. Чередование периодов длительной концентрации звуковой энергии с ее безудержным «выплеском» близко характеру творческого процесса. Здесь проводится мысль о природе творчества.

Пятая симфония (1977) - трагическое произведение Канчели, посвященное памяти его родителей. Драматургия симфонии предполагает столкновение тонально и образно конфликтных пластов: простодушной До-мажорной темы у клавесина на пиано (тема детства, тема воспоминаний, постепенно стирающихся их памяти) и громогласного ля-минорного пассажа струнных и высокого дерева (как неумолимый ход времени, безжалостно уничтожающий все самое дорогое).  Попыткой разрешить конфликт является третий пласт, где из мотива восходящей секунды складываются плавные мотивы песнопений, несущих в себе образы оплакивания, смирения и утешения.

Форма симфонии напоминает романтическую поэму: за медленным вступлением следует трагическое ля-минорное Allegro – шествие рока (аналог главной партии). Три его «волны» разделены эпизодами затишья, в которых осмысливается произошедшее и нащупывается точка опоры.  После четырех тактов пауз начинается медленный раздел, где после долгих блужданий обретается вальсовая тема (побочная партия). Третий эпизод, предваряемый темой детства, имеет развивающий характер и обрывается на пике нарастания (разработка). В варьированной репризе возвращается вальс, в продолжение которого вплетается мотив сарабанды, а потом возникает новый образ. Мучительно-трудный подъем приводит к генеральной кульминации, где скрежещущий марш-скерцо внезапно разваливается на куски. Завершается симфония безрадостной тишиной коды.

Шестая симфония была написана по заказу Лейпцигского оркестра Gewandhaus. Седьмая симфония названа «Эпилог» и воспринимается как эпитафия иллюзиям поколения «шестидесятников».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.