«Евстратовка во время оккупации (6июля1942г-16 января 1943 г)».
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Евстратовская средняя общеобразовательная школа
Россошанского муниципального района
Воронежской области
Марафон памяти, посвящённый 75 - летию Великой Победы #Помним_Гордимся_Наследуем
Номинация «Память пылающих лет»
Тема урока по краеведению:
«Евстратовка во время оккупации (6июля1942г-16 января 1943 г)».
Выполнила:
Плугатырёва Людмила Анатольевна,
учитель географии, краеведения
МКОУ Евстратовская СОШ
Воронежская обл. Россошанский р-он
Евстратовка 2020
Оглавление.
1. Введение……………………………………………………………………………………………………. 3
2. Основная часть урок «Евстратовка во время оккупации (6июля1942г-16 января 1943 г)»…………. 4
3. Список использованной литературы……………………………………………………………………11
4. Приложения………………………………………………………………………………………………12
5. Слайды презентации………………………………………………………………………………………14
Введение.
6 июля 1942 года село Евстратовка было оккупировано. Здесь были части 2-й венгерской армии, 2-й, 3-й, и 4-й альпийских дивизий 8-й итальянской армии. Очевидцев этих событий осталось очень мало, а ветеранов Великой Отечественной войны на территории поселения не осталось. Поэтом дети разделились на шесть групп. Две группы встречались с Плугатырёвой Варварой Павловной и Жениловым Виктором Ивановичем, очевидцами тех событий. Остальные группы занимались дневниками Шаповалова А. А., нашего земляка и краеведа. Эта исследовательская работа помогла узнать о жизни сельчан во время оккупации, о случаях предательства и героизма.
Острогожско-Россошанская наступательная операция (13 — 27 января 1943 года) — фронтовая наступательная операция на южном участке советско-германского фронта в период с 13 по 27 января 1943 года открылась для нас с новой стороны. Этот урок стал новым этапом в нравственном воспитании детей. Знания о большой войне начинаются с малого, с событий на своей малой родине.
Технологическая карта урока
Предмет, класс, дата
| Краеведение 9 класс
| Тема урока
|
Урок «Евстратовка во время оккупации (6июля1942г-16 января 1943 г)»
| Тип урока
| Усвоения новых знаний
| Цель урока
| Обучающие:
| Познакомить с историей родного села в годы Великой Отечественной войны.
Показать вклад односельчан в разгром немецко-фашистских захватчиков и достижение Победы в Великой Отечественной войне.
| Развивающие:
| Развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности.
Развивать умение публичного выступления, навыки работы в группе.
| Воспитательные:
| На примерах биографий и судеб героев воспитывать у учащихся любовь к Родине, нравственную культуру и уважение к истории своей страны.
| Задачи урока
| Обучающие
| формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;
показать роль нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом и вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту.
| Развивающие
| развивать интерес к историческим фактам и событиям;
совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать;
развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека;
развивать аналитическое мышление.
| Воспитательные
| воспитание самостоятельности, сотрудничества, способности к взаимовыручке, культуры речи, трудолюбия, усидчивости.
|
Ход урока
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Организационный
этап
| 22 июня 1941 года началась В. О. война. Из нашего села на фронт ушло около 500 человек. Победа в этой войне одна на всех. Складывалась она по крупицам: одни сеяли рожь, чтобы кормить солдат на фронте, другие строили самолёты, кто-то ушёл в партизаны.
| Настрой на работу
| Актуализация изученного материала.
| Наше село было оккупировано немцами с6 июля 1942 (Слайд 1) по 16 января 1943 года. По-разному вели себя односельчане. И мы сегодня проведём расследование событий того времени. Нам помогут дневники Шаповалова А. А. (Слайд 2), воспоминания наших земляков, тружеников тыла, детей войны.
Немного истории. События в селе как часть военной истории. (Слайд 3)
|
Доклад учащихся
Острогожско-Россошанская наступательная операция (13 — 27 января1943 года) — фронтовая наступательная операция на южном участке советско-германского фронта в период с 13 по 27 января1943 года. Проводилась войсками Воронежского фронта под командованием генерал-лейтенанта Ф. И. Голикова совместно с 6-й армиейЮго-Западного фронта в ходе общего наступления Красной Армии зимой 1942—1943 годов. Часть Воронежско-Харьковской стратегической наступательной операции. В результате операции были разбиты 2-я венгерская армия и 2-я, 3-я, и 4-я альпийские дивизии 8-й итальянской армии[2]. В немецкой обороне была пробита брешь на стыке между армейской группой Фреттер-Пико на юге и группой армий «Б» на севере. Были созданы предпосылки для наступления на Донбасс и Харьков в феврале 1943 года.
|
«Подумай- обсуди- поделись»
| На рассвете 16 января в Евстратовку вошли передовые части Красной армии. Радости селян нет конца. В это морозное январское утро 1943. На окраину села ведут на расстрел мужчину. Войска только что освободили село. Почему этого, на вид обычного крестьянина, хотят убить в первые часы после освобождения? Не смотря на трагичность ситуации, мужчина шутил. Это Данченко Никита Иванович (Слайд 4) Он был старостой во время немецкой оккупации. Значит предатель, таких надо расстреливать.
Давайте обсудим этот момент.
Навстречу расстрельной команде со стороны хутора Славянка шёл лётчик. Солдаты вскинули винтовки. Никита Иванович поднял в последний раз глаза на восходящее солнце. Крик пронзил утреннюю тишину: «Не стреляйте! Он – герой! » Это был лётчик. Он бросился к старосте, прикрыл его собой, повторяя: «Он герой! » Солдаты в недоумении опустили винтовки. Расстрел не состоялся.
Ваши гипотезы о случившемся поделитесь.
Какие выводы напрашиваются?
|
Высказывания детей об этой ситуации.
Предположения детей.
| Изучение нового материала
Исследование в малых группах.
Итоги исследования.
Дискуссия о предательстве. (Слайд 7)
| Кем же былДанченко Никита Иванович? Давайте попробуем в этом разобраться. Жизнь человека не может быть отделена от жизни страны, в которой он живёт, от её истории.
Что вы думаете по этому поводу?
Вы, готовясь к уроку, исследовали различные стороны деятельности ДанченкоН. И. и наших односельчан во время оккупации. Что вам удалось узнать?
Теперь знаем, чем занимался староста во время оккупации села. В связи с этой информацией ваше отношение к Данченко Н. И. Кто он предатель или герой?
Теперь вернёмся к утру 16 января 1943 года.
Почему Никиту Ивановича не расстреляли? Кем был человек, так смело вступившийся за старосту?
Никита Иванович с наступающими частями Красной армии ушёл воевать. Вернулся с войны со многими наградами, которые, к сожалению, до наших дней не сохранились.
Спустя много лет после войны Никита Иванович признался, что оставили его в тылу по приказу районного комитета Коммунистической партии. Держал связь с подпольщиками, помогал нашим военным вернуться в свои части и продолжить борьбу с врагом. О том, с кем он был связан во время войны, сколько людей спас, знал только он.
Есть французская пословица: «Предают только свои». К сожалению, не обошлось без предательства и в нашей истории.
При подготовке к уроке возник вопрос: «Почему предавали? Ведь могли обойтись без той крупы, которую немцы платили за предательство. Крупу съели, а как быть с совестью? В чём причина предательства? »
| Из дневников Шаповалова Андрея Александровича мы узнали о Данченко Никите Ивановиче следующую информацию: (Выступления учащихся)
Родился Никита Иванович в 1889 году на хуторе Пинчук в семье зажиточных крестьян. Учился в школе. Вместе с братом Тихоном вступил в колхоз. Был осужден по 58 статье на 3 года. Вернулся, работал в колхозе до войны. На фронт не ушёл, остался в селе. Во время оккупации односельчане избрали его старостой.
Высказывания детей
Выступление №1 (ДанченкоН. И. -староста)
Выступление №2 (Солдат Митя)
Выступление №3 (Тимченко В. А. ) (Слайд 5)
Выступление № 4 (Василенко Н. С. )(Слайд 6)
Выступление № 5(Тимченко Ф. П. )
Выступление № 6 (Василенко Г. Я. )
Примерные ответы: Никита Иванович был героем. Мнения о нём могли быть разные. А каково было Никите Ивановичу: говорили гадости в лицо и в спину, а он должен был это терпеть и словом не обмолвиться, что он в селе остался не просто так. Далеко не каждый смог это выдержать. На фронте легче: здесь свои, там враги. Везде есть трусы и предатели, но их меньшинство.
Выступление №7(Спасённый лётчик)
Выступления учащихся.
Причиной могли быть: зависть, даже маленькая, которая гложет человека, безразличие к судьбе преданных ими людей.
В воспоминаниях Шаповалова А. А. есть такая фраза «Предавали К. К. » Кто они мы никогда не узнаем. А может и не надо знать, чтобы не упрекать их потомков за неблаговидные поступки их родственников
| Первичное закрепление.
| Какой вклад внесли жители села Евстратовки в общую Победу? (Слайд 8)
| Примерные ответы: Наши односельчане сражались на фронтах войны (ушло около 400 человек, вернулось около 140). Находясь в оккупации, спасали выходивших из окружения бойцов, кормили, лечили, помогали перейти линию фронта. Рисковали не только своей жизнью, но и жизнями домочадцев.
Война была одна на всех и Победа одна на всех. Вклад в неё у всех был разный.
| Самооценивание
| Что нового вы узнали на уроке?
| Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.
| Рефлексия
| Составьте синквейн по теме: «Наша Победа» (индивидуальная работа) (Слайд 9) 1. Одно существительное; 2. Два прилагательных; 3. Три глагола; 4. Предложение 5. Одно существительное, которое выражает суть того, что написано ранее.
| Примерный синквейн
Победа
Долгожданная, всенародная
Отстояли, выиграли, дождались
Самый лучший праздник.
Память
| Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
| (Слайд 10 )Подготовить сообщение о других односельчанах, которые во время оккупации помогали, чтобы Победа наступила поскорее.
| Запись домашнего задания
|
Список использованной литературы
1. Болотов П. Е. «Слобода Россошь. 1682-1923. Исторический очерк», издательство им. Е. А. Болховитинова, г. Воронеж, 2003г. , стр. 212
2.
3. Морозов А. Я. «Россошь: земли родной начало», издательство Творческое объединение «Альбом», г. Воронеж, 2004г.
4. Шаповалов А. А. «Дневники воспоминаний»
5. Интервьюирование Женилова В. И., Плугатырёвой В. Д.
|