|
|||
Нейропсихологические подходы к исследовании нарушения личности.
Лекция 12. Нарушения эмоций при локальных поражениях мозга.
Эмоции выполняют роль внутренних сигналов, в том смысле, что они не являются психическим отражением непосредственной действительности (восприятие является). Эмоции отражают отношение между мотивами потребности и возможной успешностью деятельности. Для любого эмоционального явления становятся важными два момента. Наличие некоторого содержания и наличие эмоционального переживания, которое соответствует этому содержанию. В таком определении подчеркиваются связи между познавательными процессами и эмоциями. Эмоции выполняют роль значимых переживаний, отражающих личностный смысл выполняемой субъектом деятельности. Таким образом, эмоции могут выступать как инициирующий момент деятельности, контролирующего и регулирующего момента деятельности. Характеристики эмоций. Знак эмоций - положительные или отрицательные. Модальность эмоций - удивление, радость и т. д. Осознанность эмоций. Произвольность - контролируемые или бесконтрольные. Динамические характеристики эмоций - длительность (долговременный эмоции), краткосрочные эмоции (ситуативные эмоции), эмоциональной реагирование. Реактивность эмоций - это скорость возникновения эмоций и лабильность. Интенсивность эмоций: от переживания до аффекта. Физиологическая сторона эмоций обеспечивается вегетативной нервной системой во взаимодействии с различными структурами головного мозга. Поэтому при эмоциях возникает изменения функционирования органов дыхания, сердечно-сосудистая система, железы внутренней секреции и т. д., т. е. разного типа висцеральные изменения. Многие авторы выделяют три локализации эмоций 1. Гипофизарная-диэнцефальная область. 2. Височная область 3. Лобная область Основные мозговые структуры, которые участвуют в осуществлении эмоций. 1. Ствол мозга. Важная роль принадлежит ретикулярной формации. Она выполняет роль фильтра входящей информации, выделяя из нее новую, необычную информацию. Считается, что нейроны, входящие в ретикулярную формацию являются неспецифическими, т. е. не относятся к одной модальности. Участок ретикулярной формации под название голубое пятно. Предполагается, что эта структура играет важную роль в запуске эмоциональных реакций, поскольку связана с действием медиатора норадреналина. Недостаток норадреналина приводит к депрессии, и наоборот длительное избыточное действие норадреналина к появлению тяжелых стрессовых состояний. Черная субстанция. Этот участок выделяет медиатор дофамин, которые как предполагается связан с возникновением приятных ощущений, чувства эйфории. 2. Лимбическая система. Состоит из множества структур, которые расположены под всей поверхностью полушарий мозга. Сюда входит передняя область таламуса, гипоталамус, миндалины, гиппокамп, поясная извилина, перегородка, свод, круг Лейфица. Пейфиц назвал свою схему схемой, черех которую проходит поток эмоций. Он предполагал, что сенсорные ощущения попадая в структуры круга Пейфица и проходя через них получают эмоциональную окраску. Структуры лимбической системы связаны между собой и через них проходят пути с одной стороны от органов чувств к коре головного мозга, с другой стороны из коры к различным эффекторам. В гипоталамусе находятся нейроны, оказывающие влияние на вегетативную нервную систему. Эти же нейроны контролируют большинство физиологических реакций, сопровождающих эмоции. Миндалины связывают с агрессивным поведением и реакциями страха. Положение гиппокампа с невозможностью запечатления новой информации. Структуры лимбической системы расположены таким образом, что они тесно соприкасаются с медиальными отделами лобных и височных областей мозга. Лобные отделы мозга имеют прямые связи с таламусом. Поражения лобной области. Наблюдается значительная вариабельность возникающих симптомов, которая проявляется в обедненности аффективной сферы, недостаточной критичности больных в обследовании, неадекватных эмоциональных реакциях. При поражении правой лобной области возникают следующие симптомы: 1. Диссоциированный характер оценки своего состояния. Больной может перечислить симптомы, но отсутствует как бы целостное представление о своем заболевании. Больной говорит как бы не о себе. В качестве примера - лоботомия онкологических больных, и они перестают обращать внимание на боль. 2. Эйфорический фон настроения, который может прейти в бестактное некритическое поведение. Проявляется это в эмоциональных реакциях на неуспех выполняемой деятельности - больной прибегает к псевдологическим рассуждениям. При выполнении специальных тестов на эмоции, на исследование эмоционального состояния, если это связано с ранжирование слов или лиц, выражающих разны типы эмоций, больные предпочитают слова, которые связаны с положительными эмоциями. Ошибаются при ранжировании отрицательных эмоций. Если попросить больного идентифицировать себя с одним из предложенных состояний, то они выбирают те лица, на которых изображены максимально положительные эмоции. При поражении левой области также нет истинного переживания своего заболевания, но это неосознание проходит на фоне депрессивного состояния. Больной либо не предъявляет жалоб, либо не дифференцирует их, может говорить о второстепенных жалобах, не относящихся к заболеванию. Симптомы: 1. Общий депрессивный фон настроения. Может отражаться в эмоциональных реакциях на неуспех, в виде негативизма (не буду, не хочу ничего делать), агрессии, насильственным плачем. При выполнении теса на эмоции такие больные предпочтительнее запоминают слова отражающие негативные эмоции, ошибаются при ранжировании положительных эмоций, и идентифицируя свое состояние, выбирают максимально негативные эмоции При анализе полушарных различий в протекании эмоций можно выделить следующие основные факты 1. Эмоциональные нарушения при поражении правого полушария всегда более выражены. 2. Чаще возникает лабильность эмоциональных реакций т. е. смена одного настроения на другое. 3. При поражении височной области правого полушария отмечается возникновение либо чрезмерных по силе аффектов, либо резкое снижение аффективного тонуса. 4. Для правого полушария также более характерно благодушие, веселость, безразличие к окружающему, патологический смех. Правосторонние эпилептические припадки дает сдвиги настроения в позитивную сторону. Выключение работы правого полушария сопровождаются состояниями эйфории, нарушение экспрессивной окраски эмоций, которая проявляется либо в голосе, либо в мимике. Ошибка в оценке эмоциональных состояний других людей Для поражения левого полушария более характерны депрессивные состояния в виде приступов тревоги, страха, патологического плача. при поражении левой височной области чаще возникают постоянные стабильные аффективные изменения. Левосторонние эпилептические припадки приводят к сдвигам настроения в негативную сторону. Выключение левого полушария - сдвиги настроения в сторону депрессии. При поражении подкорковых структур, в частности при поражении диэнцефало-гипофизарной области сопровождаются целым рядом расстройств. Это гормональные расстройства, расстройства активационных процессов, что приводит к чрезмерному возбуждению, бессоннице, и наоборот, к чрезмерному угнетению, сонливости. Нарушение вегетативных процессов: нарушение регулирования сердечно-сосудистой, температурной системы и т. д. А нарушение всех этих процессов приводят к созданию специфического фона, для разных форм поведения, что в сою очередь ведет к определенному эмоциональному сопровождению. А оно может проявляются в таких симптомах как психическое возбуждение, эйфория или агрессивность, озлобленность, монотонность, вялость, сужение количества эмоционально значимых стимулов апатия. В то же время следует отметить, что при поражении корковых структур у больных оказывается сохранной критика, т. е. отношение к своим эмоциональным дефектам. Больной как бы остается открытым для эмоционального воздействия. Все эти разрозненные факты очень трудно объединить в какую-то концепцию. Выводы. Хомская предполагает, что существует две автономные эмоциональные системы: система положительного и отрицательного эмоционального реагирования. Система положительного связана с левым полушарием, система отрицательного с правым. В норме эти системы находятся в реципрокном взаимодействии.
Нейропсихологические подходы к исследовании нарушения личности.
Индивид. Человек как природное существо, продукт фило- и онтогенеза, единство рожденного и приобретенного. Носитель индивидуально-своеобразных черт. Предпосылкой индивидуальных особенностей является анатомо-физиологические задатки. Личность. Системные качества индивида, которые определяют индивида и позволяют ему выступать субъектом социальных отношений и сознательной деятельности. Личность рассматривается как единство биологического и социального т. е. выступает результатом биологической и социальной детерминации. Личность не тождественная индивиду (Бердяев. ) Личность категория духовная а не натуралистическая, она образуется прорывом духа природы. Человек может быть ярко индивидуален, одарен, но безличен. Личность есть усилие, не определяемые внешней средой. Таким образом существуют разные походы к определению личности. В этом и трудность в попытках установить связи между работой мозга и личностью. Нужен подход, который бы решил проблему связи и организации ЦНС с теми или иными индивидуальными характеристиками человека. Особенности изменений, которые возникают при локальных поражениях мозга, которые можно было бы назвать как личностные изменения. Понятие болезнь. Болезнь -это те условия, в который происходят личностные изменения, связанные во-первых с самим фактом патологических изменениях в работе мозга и второе, с преломлением социальных факторов через ситуацию болезни. Если болезнь - это органическая патология, с другой стороны изменения социальных условий, то как можно исследовать эти личностные изменения, которые происходят в ситуации болезни. Через ситуацию тестирования, анализируя характер реакции этого больного на выполнение тех или иных заданий в ходе обследования. Тогда возникает вопрос, что исследовать. Исследование трансформации структуры мотивов, иерархии мотивов при различных локализациях мозгового поражения. Второе - нарушение эмоциональный процессов как внутренних регуляторов деятельности человека и эмоций как основных механизмов образования личностных смыслов. Нарушение мотивов деятельности, эмоциональное реагирование связано с работой третьего функционального блока мозга, блока программирования, регуляции и контроля, т. е. лобных отделов мозга. При поражении которых нарушаются произвольные формы деятельности, нарушается речевой контроль, нарушается самоконтроль. Другим блоком мозга, который тоже может приводить к личностным нарушениям - нарушение работы первого энергетического блока мозга, работа которого определяет степень ясности сознания. И тогда если рассматривать симптомы, которые можно соотнести с различными личностными нарушениями, то к этим симптомам мы могли бы отнести следующие. 1. Нарушение способности к порождению мотивов деятельности. Инактивность. Это префронтальная область мозга, лобные отделы 2. Нарушение механизмов реализации мотивов. Нарушение работы премоторной области мозга. 3. Неустойчивость мотивационных образований. Лабильность мотивов и желаний больного. Возникает при поражении глубоких отделов мозга. 4. Истощаемость больного. и как следствие, невозможность реализации мотивов. 5. Импульсивные, немотивированные поступки. Тоже глубокие отделы мозга. Ряд симптомов, которые связаны с нарушением сознания. Поражение медиальных отделов лобной области мозга плюс подкорковые образования. 1. Нарушение сознания, связанные с потерей ориентировки во времени и месте. Когда она осуществляется из случайных догадок. 2. Конфабуляции, которые используется как средство заполнения пробелов в ориентировке при поражении глубоких отделов мозга. 3. Дезорганизация психической деятельности, которая проявляется в виде симптомов, связанных с потерей стимулирующего эффекта биологических потребностей, когда больной самостоятельно не делает ничего, не выполняет даже свои биологическое потребности, 4. Растормаживание ориентировочного рефлекса, проявляющееся в форме полевого поведения, когда стимулы внешней среды теряют свою значимость. 5. Распад сотрудничества с самим собой. Ситуация когда у больного остается отрытым только сенсорный вход, по которому стимул любой вызывает стереотипные реакции. Стереотипные формы ответов, которые проявляются в форме бесконечного персеверирования.
|
|||
|