Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Китай



Цели:

Образовательная: учащиеся должны знатьдату завоевания Китая маньчжурами; определение понятия «самоизоляция».

Развивающая: учащиеся должны уметь характеризовать географическое положение Китая; называть причины упадка династии Мин и утверждения иноземного господства; определять причины и итоги политики самоизоляции для Китая; выделять особенности культуры и религии китайцев по отношению к европейцам; давать оценку важнейшим достижениям культуры народов Азии в Раннее Новое время; показывать на карте страны, которые стремились установить с Китаем дипломатические отношения.

Воспитательная: способствовать воспитанию уважения к традициям и укладу жизни народов мира, воспитанию религиозной терпимости.

Тип урока: комбинированный.

Понятия и термины: маньчжуры, Поднебесная (Срединное государство), самоизоляция, мандарины.

Персоналии: Доргон.

Даты: 1368 – 1644 гг. – правление династии Мин; 1644 – 1912 гг. – правление маньчжурской династии Цин.

Средства обучения: учебное пособие для 7 класса «Всемирная история Нового времени, XVI – XVIII вв. / под ред. В. С. Кошелева, карта, карточки, презентация.

Ход урока:

Основные этапы урока Содержание урока Методы и приемы
1. Оргмомент Проверить присутствующих в классе учащихся  
2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания   Тест 1. Политика отчуждения Японии, стремление держать народ под строгим подчинением получила название 2. Микадо – это титул в Японии. 3. Соотнесите понятие и его определение: А-гравюра на дереве Б-хайку В-Кабуки стихотворение из трёх слов- А Б В самый известный японский театр- А Б В Ксилография- А Б В 4. Мацуо Басё является известным японским. 5. В XVII веке во главе государственной власти в Японии стояли сёгуны из рода: Сиракава Токугава Набонага Хиднеси 6. Реальной властью в Японии обладали: Императоры Священнослужители Сёгуны Феодалы 7. Привилегированным сословием в Японии являлись: ремесленники торговцы самураи крестьяне 8. Правление сёгунов в Японии фактически началось в: 1622 г. 1607 г. 1606 г. 1603 г. 9. Икебана – это: церемония чаепития искусство составления букета украшение музыкальное произведение 10. Выберите правильное утверждение: В Японии отсутствовало книгопечатание В Японии была широко распространена грамотность среди всех слоёв населения   Устный опрос 1. Какому князю и когда удалось объединить Японию? 2. Опишите жизнь в Японии после установления власти дома Токугава. Насколько изменилось положение японского императора? 3. Охарактеризуйте отношения Японии с европейцами. Что нового появилось в Японии после прибытия миссионеров? 4. Почему, на ваш взгляд, Япония стала придерживаться политики самоизоляции? К чему привела подобная политика? 5. Расскажите о культуре Японии в данный период. Тест Устный опрос
Целемотивационный   Актуализация знаний учащихся     Ребята, сегодня мы продолжаем путешествовать по Востоку. Предлагается учащимся прослушать фрагмент китайской музыки, показываются картинки и задается вопрос: с какой страной связана эта музыка и что изображено на картинках. Учащиеся высказывают по одному слову, с чем у них ассоциируется слово Китай. Что интересное мы помним о Китае. 1. Великая Китайская стена. 2. Легенда о том, как из кокона шелкопряда получили нить. 3. Как в Китае изобрели бумагу. 4. Изготовление фарфора. 5. Возникновении письменности. 6. Изобретение компаса и пороха. Покажите на карте территорию Китая. Постановление целей урока   Метод ассоциации Респондент -корреспондент
4. Постановка цели и задач урока Сегодня вы узнаете дату завоевания Китая маньчжурами. На протяжении урока мы охарактеризуем географическое положение Китая; определим причины упадка династии Мин и утверждения иноземного господства; определим причины и итоги политики самоизоляции Китая; выделим особенности культуры и религии китайцев; дадим оценку важнейшим достижениям культуры народов Азии в Раннее Новое время.  
5. Изучение нового материала   План изучения новой темы 1. Завоевание Китая маньчжурами. 2. Общественный и государственный строй Цинской империи 3. Ограничение контактов с европейцами 4. Развитие культуры 1. Завоевание Китая маньчжурами. Почти три столетия Китаем правила династия Мин (1368—1644). В начале XVII в. страна вступила в период постепенного упадка. Войны династии Мин с соседями требовали больших расходов. Поэтому правители все время увеличивали налоги. В стране все больше нарастало недовольство династией Мин. То тут, то там вспыхивали народные восстания. В 1644 г. восставшие крестьяне захватили Пекин — столицу империи Мин. Последний император правящей династии оказался в безвыходном положении и покончил с собой. Это событие стало причиной покорение Китая маньчжурами. Найдите на карте владения маньчжуров.   Летом 1644 г. их армия заняла Пекин, и маньчжурский вождь Доргон провозгласил власть династии Цин.     Запишите дату в рабочую тетрадь. Найдите на карте Пекин. Рассказ учителя о вассальной зависимости других государств от Китая.     Обратите внимание на карту в учебном пособи на с. 197 и определите государства, которые находились в вассальной зависимости от Китая; назовите государства и территории, которые были завоеваны цинскими императорами; сравните территорию Китая во время империи Мин и правления династии Цин. Сделайте выводы о произошедших территориальных изменениях.   2. Общественный и государственный строй Цинской империи Вспомните, какой полнотой власти наделялся император? Вспомните сословную структуру Китая в период правления династии Мин. Как называли часть сословия, которая платила налоги? (Добрый и подлый народ). Проанализируйте схему.     Не изменилась существенно и система управления страной. Какой она была в эпоху династии Мин, такой же сохранилась и при династии Цин. Разница была только в том, что высшие должностные посты в империи занимали не китайцы, а маньчжуры. В провинциях, как и раньше, управляли чиновники (мандарины) китайского происхождения. Запишите определение понятия мандарины.     Таким образом, общественный и государственный строй в Китае во время правления маньчжурской династии Цин не изменился. По уровню культурного развития маньчжуры значительно уступали китайцам, поэтому они восприняли китайские обычаи, культуру и даже забыли родной маньчжурский язык. 3. Ограничение контактов с европейцами Китай в период династии Цин выглядел сказочно богатой и могущественной страной. Найдите в тексте учебного пособия, как жители Китая называли европейцев. Какие товары предлагали европейцам китайские торговцы (найдите в тексте учебного пособия)? Вспомните причины «закрытия» Японии. Просмотрите видеофрагмент и назовите причины политики самоизоляции в Китае. Найдите на карте, расположенной в учебном пособии на с. 197, город, в котором разрешалась торговля для иностранцев. Европейские державы не хотели мириться с подобными ограничениями. Они стремились установить с Китаем дипломатические отношения, то есть «открыть» Китай. С этой целью в 1792 г. Англия направила в Пекин специальную миссию (делегацию). Английский посол привез в дар китайскому императору воздушный шар, телескоп, микроскопы, стенные и карманные часы и духовые ружья. Миссия неожиданно закончилась полным провалом. Власти восприняли англичан как «носителей дани» из вассальной страны, а их предложения расценили как неразумные и наглые. Как вы думаете, почему китайцы восприняли англичан как «носителей дани»? Как вы считаете, почему европейские страны желали «открыть» Китай? Физкультпауза 4. Развитие культуры Несмотря на большие достижения древней китайской цивилизации, в Новое время Китай был отсталой страной. Европа значительно превосходила его по уровню экономического и научно-технического развития. Как вы понимаете пословицу: «Лучше быть живым бедняком, чем мертвым императором». Большое влияние на духовную жизнь китайцев в эпоху Цин оказывали три религиозных учения: конфуцианство, даосизм и буддизм. Конфуцианство требовало от китайца послушания старшим в семье и обществе. Даосизм воспитывал в нем веру в потусторонние силы, а буддизм — равнодушие к радостям жизни. В китайском обществе конфуцианство было главенствующим. Найдите в тексте учебного пособия, какую роль играл император в Китае, в соответствии с учением Конфуция. Прочтите историческую справку на с. 201 и ответьте на вопрос: 1. Какие человеческие качества ценили китайцы? На сколько они являются актуальными в наши дни? 2. Чему могут научить правила современного молодого человека? Заключение. Таким образом, завоевание Китая маньчжурами было важнейшим событием истории этой страны. Китай, как и Япония, проводил политику самоизоляции. Представления китайцев об окружающем мире, их духовный мир и культура носили глубоко традиционный средневековый характер.   Объяснение учителя в сочетании с беседой   Работа с картой   Объяснение учителя в сочетании с беседой Работа с рабочей тетрадью и с исторической картой Работа с исторической картой   Беседа Работа со схемой     Объяснение учителя в сочетании с беседой     Работа с рабочей тетрадью Объяснение учителя   Работа с учебным пособием   Работа с видеофрагментом Работа с исторической картой Объяснение учителя в сочетании с беседой   Дикуссия     Объяснение учителя в сочетании с беседой Беседа   Объяснение учителя в сочетании с беседой   Работа с учебным пособием  
6. Закрепление изученного материала   I. Подсчитайте А. Какая династия – Мин или Цин – правила дольше и на сколько; Б. Какая страна – Китай или Япония – раньше перешла к политике самоизоляции. II. Устно дополните схему
 

 


Сегодня в публицистике Китай часто называют «Поднебесной державой». Объясните происхождение такого названия.

 

1. Назовите причины недовольства населения Китая политикой династии Мин.

2. Как изменилось положение китайского народа после маньчжурского завоевания?

3. Почему маньчжурские правители видели в Европе угрозу? Как европейские страны относились к Китаю?

4. Расскажите о том, как представляли китайцы окружающий мир.

5.   Охарактеризуйте духовную жизнь в Китае при маньчжурах.

6.   Объясните особенности религиозной жизни в Китае.

Определяем последовательность и длительность событий Работа с историческими понятиями     Дискуссия   Беседа
7. Подведение итогов урока   Комментированное выставление отметок  
8. Домашнее задание   § 28, вопросы (1-6) на с. 201  
9. Рефлексия Проанализировать понравился ли учащимся урок  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.