|
|||
(по роману Л.Н.Толстого Война и мир)
Уважамые участники конференции, мой проект посвящён теме
Москва и москвичи в Отечественной войне 1812 года (по роману Л. Н. Толстого " Война и мир" ) Часто история нашей столицы была связана с войнами, которые вела Россия за свою свободу и независимость. На протяжении веков из «разных чуждых» стран приходили враги, чтобы завоевать и покорить Русскую землю, ее народ, чтобы захватить и предать уничтожению нашу родную столицу Москву. Одним из великих произведений, в которых показана Москва в дни борьбы с Наполеоном и его армией в 1812 году, является роман Л. Н. Толстого " Война и мир".
Основной композиционный приём, используемый Львом Николаевичем в романе- это контраст, антитеза. Кутузов противопоставлен Наполеону. Цвет русской нации- светскому обществу, штабным воякам, которые гонятся за чинами и наградами. Патриотизм москвичей – хищническим инстинктам армии захватчиков. Что же позволяет любимым героям Толстого: Михаилу Илларионовичу Кутузову, Болконским, Пьеру Безухову, Ростовым, - представляющим собой цвет русской нации, выстоять, не предать, не опошлить свои идеалы, не нарушить заповеди? " Источник необычайной силы" и особой русской мудрости КУТУЗОВА Толстой видит " в том народном чувстве, которое он несет во всей чистоте и силе его" . " Народное чувство" позволяет Кутузову возглавить русскую армию И он назначен главнокомандующим как раз накануне сражения за Москву согласно воле народа, хотя и вопреки воле государя и двора. Все русские люди, от самых высокопоставленных военных до любого человека простого звания, понимали, что в сражении за Москву будет решаться судьба России. Так, под Можайском накануне Бородинского сражения Пьер видит и идущих " на дело" тысячи солдат, и возвращающихся с поля боя людей. Пьер является свидетелем грандиозного проявления чувств народа - крестного хода, где страстно молятся и прикладываются к иконе Заступницы, Смоленской Божией матери, тысячи солдат и сам светлейший (Кутузов). С иронией наблюдают в сторонке штабные, они участвуют в действе по обязанности. " Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят", - говорит солдат Пьеру, и тот понимает его. Речь идет о мощном подъеме национальных чувств, о том желании " злей драться и себя меньше жалеть" в битве за Москву. Пьер Безухов на свои средства собирает, обмундирует, вооружает ополчение, а потом, движимый новым, сильным и неожиданным чувством, едет на поле Бородина и оказывается в самом страшном месте сражения, - на батарее Раевского. Смертельно ранен в битве при Бородине князь Багратион. Семья Ростовых оставляет имущество, фамильные ценности (почему потом и разоряется) и на повозках эвакуирует раненых, обреченных на неминуемую гибель из-за оккупации Москвы французами: " тридцать подвод, пришедшие из деревень, были огромное богатство, которому многие завидовали и за которые Ростовым предлагали огромные деньги" (а они увезли на этих телегах раненых). Молится за спасение Родины Наташа.
Князь Андрей идет служить в действующую армию вместо того, чтобы остаться в штабе главнокомандующего. Он получает смертельное ранение, находясь в момент опасности вместе с гибнущими солдатами. Он не кланяется снарядам, именно здесь он держит своим поведением марку, знамя русской армии. При Бородине, несмотря на огромнейшие численные потери в армии Кутузова, именно в пользу русских был достигнут тот нравственный перевес в осознании себя победителями, который в конечном итоге довершил дело окончательного разгрома наполеоновской армии. " Настроение, называемое духом армии и составляющее главный нерв войны", складывалось у защитников Москвы благодаря Кутузову. Кутузов на военном совете в Филях был вынужден отдать приказ своей армии об отступлении и отказаться от планов обороны " священной, древней столицы России". Главнокомандующий находился в отчаянии: непоправимое свершилось, его армия обескровлена, подступы к Москве открыты. " Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол, и думал все о том же страшном вопросе": Когда же, когда же наконец решилось то, что оставлена Москва? Кода было сделано то, что решило вопрос, и кто виноват в этом! " Мудрый главнокомандующий решает оставить столицу, чтобы сохранить армию для новых сражений. Как ведут себя жители Москвы накануне появления чужеземцев- завоевателей? Природный здравый ум и глубокое понимание сути происходящего подсказывали жителям столицы, как они должны вести себя в столь непривычных и опасных обстоятельствах. " Народ... спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы в самую трудную минуту найти то, что должно было сделать". Действия " московского общества", как и жителей других городов и деревень, начиная со Смоленска, строились по нехитрой, но единственно правильной в тех условиях схеме: " И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя свое имущество; беднейшие оставались и зажигали и истребляли все, что осталось". " Они (москвичи) ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего". Так мирные жители Москвы, оставляя неприятелям пустой город, решали те стратегические задачи, которые объективно способствовали разложению вражеской армии изнутри, утрате ее боевого духа и вели к последующей ее гибели. Толстой по-разному изображает Москву в ожидании великих событий. Прежде всего это приезд 15 августа в первопрестольную государя Александра Первого, показанный в восприятии Николая Ростова. Присутствие государя, его проникновенная, прочувствованная речь воодушевляет и богатых москвичей, и народ, люди эти готовы жертвовать крупные средства, создавать отряды ополчения. Толстой показывает и панические настроения среди жителей Москвы, которые часто подогревались сумбурными призывами и обещаниями, и двусмысленными действиями московского генерал-губернатора графа Растопчина. Чего стоят его полуграмотные " афиши" (обращения к москвичам). Составленные в псевдонародном духе, " афиши" в ёрнических выражениях призывали " братцев" и " молодцов" оборонять Москву " с топором", " с рогатиной", " а всего лучше вилы - тройчатки". Действия этого человека как главы города имели часто авантюрный Например, с ведома Растопчина строился воздушный шар, который должен был погубить французов. Или, например, расправа толпы, подогретой этими призывами, над купцом Верещагиным., между тем как сам градоначальник позорно спасался бегством. А между тем 2-го сентября тщеславный Наполеон напрасно в течение многих часов на Поклонной горе ожидал делегацию московских " бояр" с ключами от города. Панорама восточной столицы, неведомой и прекрасной, с золотыми куполами церквей, возбуждала в Наполеоне " беспокойное и завистливое любопытство" '. Наполеон мечтал о том, как по-рыцарски он будет благороден и великодушен в завоеванном городе, как будет покровительствовать богадельням и приютам, освященным образом его " любимой матери" (французский император был сентиментален). Но " нет величия там, где нет простоты, добра и правды". Чувства Наполеона неестественны, тон его напыщенный; он позирует и перед завоеванным, как он полагает, им народом, и перед всей Европой. Тем страшнее оказывается для Наполеона реальность. " Хотя и оборванные, голодные, измученные и уменьшенные до 1/3 части своей прежней численности, французские солдаты вступили в Москву еще в стройном порядке". Но тайные разрушительные силы, заложенные в механизме наполеоновской армии, начали действовать сразу же после оккупации Москвы французами. Силы эти - темные, хищнические инстинкты, которые превратили достаточно организованное войско в толпу мародеров. Французы забывают не только о хваленой европейской культуре, но и просто о человеческом достоинстве. Они дерутся из-за награбленного, лихорадочно стараются занять как можно больше домов. Расстреливая " поджигателей", русских пленных, они убивают их жестоко, и, хотя некоторые ещё живы, палачи закапывают их в землю с той торопливостью, с которою вор и убийца стремится освободиться от порочащих его улик. Никакие самые грозные приказы и распоряжения " французских начальников не могли сдержхипь расползающееся по швам войско". А далее последовавшие пожары более чем наполовину уничтожили Москву Напрасно Наполеон обращался к " спокойным московским жителям, мастеровым и рабочим людям", призывая их вернуться к привычным ремеслам. Не имели благих результатов меры " по поднятию духа войска и народа". когда " беспрестанно делались смотры и раздавались награды", а сам Наполеон " разъезжал верхом по улицам и утешал жителей". Нелепыми выглядят старания императора учредить городскую администрацию из москвичей, возобновить службу в церквях, возродить театры и покровительствовать богоугодным заведениям: во время службы русского священника " прибил" по щекам французский солдат, во втором случае вымытую, готовую к службе церковь вновь изгадили французы, ночью устроив на нее нападение, разграбив и изорвав книги. Московских актеров оскорбляли и обворовывали. Главная причина неудач и последующего полного поражения Наполеона заключалась в нежелании москвичей " снизу" поддержать человека, который мнил себя кумиром просвещенного человечества и помышлял о мировом господстве. «Дубина народной войны» поднялась над врагом. Чувство непримиримой ненависти к завоевателям прекрасно выразил Андрей Болконский в беседе с Пьером: " Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, они оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям... Надо их казнить". Попытки Наполеона заключить мир с русским императором Александром Первым успеха не имели. И Александр Первый, и Кутузов на все предложения Наполеона о мире ответили молчанием. Ни один из послов Наполеона (пленный капитан Яковлев, граф Тутолмин) не был принят русским императором в Петербурге. Наступит день, когда наполеоновская армия, без внешних побудительных причин, выйдет из Москвы, а затем по знакомой и разоренной Смоленской дороге отправится к западным границам Российского государства. История делает свой очередной ход, который продиктован Божественным разумом; поход вероломного завоевателя на многострадальную и героическую Русскую землю завершен. Хребет врагу опять сломлен у стен древнего московского Кремля, Москва стала тем рубежом, который остановил орды Наполеона. Кутузов получает известие об отступлении Наполеона из Москвы, его радостинет границ - свершилось событие, так долго и нетерпеливо ожидаемое москвичами, всем народом: " Господи, создатель мой! Внял ты молитве нашей... - дрожащим голосом сказал он, сложив руки. - Спасена Россия. Благодарю тебя, Господи! - И он заплакал". Лев Николаевич Толстой сумел с гениальной художественной убедительностью изобразить причины победы, одержанной Россией над Наполеоном в 1812 году.
|
|||
|