Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





9. Мотоциклист. Замечания.. Другие варианты.



 

          КАРТОТЕКА ИГР «Волшебные звуки»  (на развитие сотрудничества в группе)  
 

 

Содержание: 1. Загадочные ноты цель: развитие способности концентрировать внимание; развитие умения на­блюдать; развитие слуховой па­мяти; развитие сотрудничества в группе. 2. Биг Бен  цель: развитие выдержки; формирование контро­ля за движениями; формирование зри­тельного контроля за движе­ниями рук; побуждение слушать; развитие сотрудниче­ства в группе.   3. Поймай ритм  цель: развитие умения слушать; повышение способнос­ти концентрировать внима­ние; развитие кратковре­менной памяти.   4. Найди сладости цель: развитие способности концентриро­вать внимание; побуждение к сотрудни­честву в группе;   5. Слушай и вспоминай! цель: развитие способности вспоминать прошедшие события; развитие способности чувствовать партнеров по игре; развитие воображения и умения слушать.   6. Слушай, танцуй и рисуй! цель: разви­тие умения слушать и способности различать характер музыки; развитие способ­ности концентрировать внимание; развитие способно­сти соотносить движения со звуками; формирование кон­троля за движениями. 7. В каком направлении цель: развитие умения слушать и концентри­ровать внимание; развитие осознания своей принадлежности к группе; формирование пред­ставлений о направлении; развитие выдержки.

 

8. Волшебная дудочка  цель: развитие умения слушать и концентри­ровать внимание;  развитие доверия. 9. Мотоциклист цель: развитие умения слушать; формирование контро­ля за движениями и повыше­ние скорости реакции; предоставление воз­можности высвободить энергию; формирование про­странственных представле­ний; стимулирование твор­ческой вокализации.   10. Звуковые эффекты цель: развитие умения слушать; развитие выдержки; развитие воображения; развитие способности к сотрудничеству в группе; подготовка группы к совместным прогулкам или развитие способности вспо­минать общие впечатления.   11. Дирижер цель: формирование способ­ности к лидерству;  стимулирование невербального об­щения; развитие уверенности в себе.   12. Обойди барабан! цель: развитие уверенности в себе; развитие сотрудничества в группе; развитие инициативы; развитие способности концентриро­вать внимание; развитие умения слушать. 13. Имена цель: стимулирование вокали­зации; формирование способности к лидер­ству; развитие умения слушать; побуждение к сотрудничеству в груп­пе. 14. Растущие цветы цель: развитие способности к лидерству и укрепление уверенности в себе; повышение заинтересованности уча­стников быть активными в игре; развитие умения наблюдать. 15. Пугало цель: развитие сотрудничества в группе;  развитие выдержки; совершенствование контроля за дви­жениями; повышение уверенности в себе. 16. Где я буду играть? цель: развитие инициативы; развитие умения слушать;  побуждение к сотрудничеству в группе. 17. Мышка цель: развитие тактильных ощущений; развитие терпимого отношения к физическому контакту с другими людь­ми; осознание различных частей своего тела; развитие умения слушать и концентриро­вать внимание.   18. Вертящийся бубен цель: побуждение участников проявлять инициативу; развитие выдержки; развитие самоконтроля.   19. Время соло цель: развитие уверенности в себе; развитие выдержки; побуждение к сотрудничеству и вза­имопониманию в группе.   20. Слушай и выбирай! цель: развитие инициативы и умения распределять роли и предметы; развитие способности различать звуки; развитие способности уверенно де­лать выбор, находясь в группе; развитие умения быть терпимым.   21. Инструмент  - из коробки цель: побуждение делать вы­бор;  развитие выдержки; совершенствование способности концентрировать внимание.   22. Следи за тарелкой! цель: Побуждение к соци­альным контактам; поощрение инициативы; побуждение слушать; развитие умения дожидаться сво­ей очереди. 23. Танец шляпы цель. Развитие сотрудниче­ства в группе; развитие способности концентри­ровать внимание; осознавать себя в группе; ответственности и забот­ливости. 24. Что теперь? цель. Развитие сотрудниче­ства в группе; развитие способности делать вы­бор и принимать решения; вспоминать прошедшие события. 25. Кати или кидай! цель. Развитие способнос­ти к сотрудничеству в группе; способности различать звуки; зрительного контакта; соотносить движения со звуками.

 

26. Прощальная симфония цель. Развитие самоконтроля; побуждение к сотрудничеству в группе; развитие выдержки.   27. Все меняется!  цель. Развитие сотрудниче­ства в группе; повышение скорости реакции; развитие умения слушать.   28. Короли и королевы цель: развитие сотрудничества в группе; поощрение слушания; развитие уверенности в себе; формирование контроля за движениями.   29. Падение Хампти-Дампти цель. Развитие способнос­ти прогнозировать, умения слушать; высвобождение энергии.   30. Обмен сообщениями  цель. Развитие умения дожидаться своей очереди; побуждение к зрительному кон­такту; развитие умения слушать и кон­центрировать внимание.   31. Помоги мне танцевать! цель. Развитие умения осоз­навать себя в группе, способности прогнози­ровать, умения наблюдать, уверенности в себе.   32. Качающиеся обручи цель. Развитие умения рас­пределять роли и предметы; совершенствование контроля за движениями и умения удерживать рав­новесие в сидячем положении; развитие умения слушать.   33. Красная рука цель: развитие выдержки и навыков сотрудничества; развитие осознанного отношения к другим людям, умения слушать; формирование способности к ли­дерству; упражнение в распознавании цве­тов.     34. Поймай мой взгляд! цель: развитие зрительного контакта; побуждение к сотрудничеству в группе; развитие способности концентри­ровать внимание и слушать. 35. Группа в обручах цель: развитие сотрудниче­ства и группе; формирование контроля за движе­ниями; поощрение инициативы.   36. Мне нравится... цель: побуждение участни­ков игры к общению друг с другом; развитие умения слушать, осознавать себя в группе; побуждение к самоутверждению.   37. Слушай и иди! цель: побуждение к сотруд­ничеству в группе; развитие способности концентри­роваться на слушании; совершенствование способности различать звуки; развитие уверенности в себе.     38. Тяжелый или липкий? цель: побуждение к сотруд­ничеству в группе; развитие воображения; повышение уверенности в себе.

 

1. Загадочные ноты   Главная цель: развитие способности концентрировать внимание. Дополнительные умения: развитие умения на­блюдать; • развитие слуховой па­мяти; • развитие сотрудничества в группе. Что понадобится: металлофон. Количество участников: от З до 10. Основной вариант. Группа садится в круг. Один участник играет на ме­таллофоне две ноты и пере­дает инструмент следующе­му, который повторяет эти же две ноты. Повторив за пер­вым, второй участнице присоединяет еще две ноты от себяи тоже передает инструменти т. д. Если кто-то забывает, какие ноты были сыграны до него, их можно повторить мял попросить группу помочь. Замечания. Взрослые могут облегчить задачу тем, кому труд- но запоминать, сыграв две «простые» ноты (верхнюю и нижнюю) на инструменте. Можно упростить игру, вынув из клавиатуры металлофона несколько клавиш. Другие варианты. Вместо двух можно играть одну или три ноты. В середине круга можно поставить три инструмента, и участники будут каждый раз играть на каких-то двух из них. Можно повторять ноты не по высоте, а по количеству: сыграть до пяти нот и повто­рить ровно столькоже. Воз­можны вариации на мемеводических инструментах, та­ких как бонгос или бубны старелочками 2. Биг Бен   Главная цель: развитие выдержки. Дополнительные умения: формирование контро­ля за движениями; • формирование зри­тельного контроля за движе­ниями рук. • побуждение слушать; • развитие сотрудниче­ства в группе. Что понадобится: плас­тинчатые колокольчики строя ре, соль, ля и си. Количество участников: от 5 до 10. Основной вариант. Четверо участников, каж­дый с колокольчиком в руке, стоят лицом к остальной ча­сти группы. Колокольчики должны быть расположены соответственно высоте зву­ка в такой последовательно­сти: ре, соль, ля и си справа налево. Ведущий берет на себя роль дирижера и пока­зывает играющим, когда их очередь вступить, чтобы ис­полнить мелодию «Биг Бен». Замечание. Ведущий должен хорошо знать мелодию, особенно вторую и четвертую фразы, чтобы правильно направлять группу. Другие варианты. Будет полезно вначале всей группой пропеть мело­дию «Биг Бен», чтобы лучше ее запомнить. Когда мелодия сыграна, один из участников может изобразить бой часов. Когда участники с коло­кольчиками хорошо запомнят мелодию, они могут играть без помощи ведущего. Вместо пластинчатых ко­локольчиков можно исполь­зовать колотушку. Четыре участника могут экспериментировать с музы­кальными фразами из четы­рех звуков. Один из участников может играть на пластинчатых коло­кольчиках, которые держат четверо других участников. В этом случае они откладыва­ют палочки в сторону.

 

3. Поймай ритм   Главная цель: развитие умения слушать Дополнительные умения: повышение способнос­ти концентрировать внима­ние; • развитие кратковре­менной памяти. Количество участников: от 3 до 8. Основной вариант. Группа садится в круг. Ведущий хлопает в ладоши, используя несложный ритм, который легко повторить. По мере возможности участни­ки присоединяются к веду­щему и в конце концов хло­пают все вместе. Затем ве­дущий может остановиться и задать другой ритм. Замечания. Возможно, ведущему нужно будет побуждать уча­стников внимательно слу­шать и не хлопать беспоря­дочно в ладоши. Другие варианты. Можно отстукивать ритм на разных частях тела. Ритм можно сопровож­дать словами. Каждому участнику пооче­редно можно предлагать стать ведущим. Для сопровождения мож­но использовать музыкаль­ную аудиозапись. Можно использовать та­кие инструменты, как бубны. Простые ритмы группа может повторять немедлен­но (как эхо). Участники могут повто­рять заданный ритм один за другим, по очереди. Когда первый ритм будет освоен всей группой, ведущий может переходить к следую­щему без перерыва. Он мо­жет произнести: «Все меняет­ся», чтобы подать группе сиг­нал перехода к новому ритму.
  1. Найди сладости
  Главная цель: развитие способности концентриро­вать внимание. Дополнительные умения: побуждение к сотрудни­честву в группе; Количество участников: от 4 до 6. Основной вариант. Один из участников (водя­щий) выходит из комнаты, а ведущий прячет конфеты. Затем водящего зовут обрат­но и просят найти спрятан­ное. Группа помогает ему, хлопая в ладоши тихо или громко. Чем ближе водящий к цели, тем тише становят­ся хлопки. Они окончатель­но стихают, когда конфеты найдены. Замечания. Следует побуждать водя­щего обращать внимание на то, как его местонахождение в комнате влияет на гром­кость хлопков. Группу нужно побуждать следить за тем, на каком расстоянии от сладо­стей находится водящий, и соответственно хлопать в ладоши тише или громче. Другие варианты. Хлопки можно заменить распеванием звука «о». Заменить хлопки могут также музыкальные инстру­менты. Можно использовать му­зыкальную аудиозапись и попросить одного из играю­щих репетировать громкость воспроизведения. Вместо группы водящего может направлять ведущий — играя на каком-то музы­кальном инструменте или хлопая в ладоши. Вместо сладостей можно прятать небольшой музы­кальный инструмент.

 

 

5. Слушай и вспоминай! Главная цель: развитие способности вспоминать прошедшие события. Дополнительные умения: развитие способности чувствовать партнеров по игре; • развитие воображения и умения слушать. Что понадобится: бараба­ны, бонгос. Количество участников: от З до 10. Основной вариант. Группа садится в круг. Ведущий просит играющих вспомнить какой-то эпизод совместно проведенного времени — скажем, пребыва­ние в гостях или на праздни­ке. Один участник, думая об этом событии, играет на бон­гос. При этом он старается своей игрой напомнить слу­шателям конкретный момент запоминаемого события. За­кончив игру, он возвращает бонгос на место, и группе предлагается угадать, какой именно ситуации было по­священо соло. После этого солистом становится другой участник, и игра продолжа­ется. Участникам может понадо­биться поддержка ведущего, чтобы дождаться, когда за­кончится соло, бонгос окажут­ся на своем месте, и станет возможным делать предполо­жения относительно воспоми­наний солиста. Вероятно, уча­стникам нужно будет напоми­нать о том, что им следует слушать и стараться соотно­сить звуки с определенными ситуациями, а не просто ха­отично перебирать всевоз­можные эпизоды, пытаясь найти правильный. Замечания. Для того чтобы участники не высказывали свои пред­положения одновременно, солист может опрашивать всех по очереди. Другие варианты. Можно использовать дру­гие музыкальные инструменты Каждый участник выби­рает себе инструмент, а не­которые могут выбрать сра­зу несколько. Группа может поговорить о каком-то событии и запи­сать на небольших листах бумаги заметки о разных си­туациях, возникающих во время этого события. Листы с записями раздают участни­кам, и каждый из них «про­игрывает» свои эпизод на бонгос. Можно вспоминать и дру­гие совместные события, та­кие как приготовление еды или игры на свежем воздухе. 6. Слушай, танцуй и рисуй! Главная цель: разви­тие умения слушать и способности различать характер музыки. Дополни тельные умения: развитие способ­ности концентрировать внимание; • развитие способно­сти соотносить движения со звуками. • формирование кон­троля за движениями. Что понадобится: несколько боль­ших листов бумаги, при­крепленных к стене или к мольбертам; • баночки с краской и большие кисти для рисова­ния; • портативный синтеза­тор или аудиозапись с кон­трастными по характеру му­зыкальными фрагментами: один — в быстром темпе, ритмичный, другой — спо­койный и плавный. Количество участников: от 3 до 4. Основной вариант. Группа танцует под музыку двух контрастных характеров. Ведущий поощряет танцующих хлопать в ладо­ши, топать ногами, марширо­вать и делать любые резкие движения под быструю, рит­мичную музыку — и медлен­но кружиться, плавно дви­гаться под спокойную музы­ку. После танцев участники прослушивают музыку еще раз, рисуя при этом краска­ми на бумаге. Затем обсуж­дают картины, обращая вни­мание на то, отразился ли на них контрастный характер музыкальных фрагментов. Замечания. Каждый участник может двигаться и рисовать в сво­ей индивидуальной манере: не должно быть «правильно­го» способа выразить харак­тер музыка. Ведущему сле­дует в большей степени по­ощрять творческий поиск, непросто учить танцевать или рисовать. Другие варианты. Можно использовать кон­трастные краски (яркие и тусклые) или ткани (плотные и тонкие). Вместо красок можно использовать толстые флома­стеры. Во время рисования веду­щий может остановить музы­ку и попросить участников поменяться местами, а ког­да музыка зазвучит вновь, продолжить рисовать на со­седнем листе. По желанию, краски можно переносить или оставлять возле своего листа.

 

 

7. В каком направлении   Главная цель: развитие умения слушать и концентри­ровать внимание. Дополнительные умения: развитие осознания своей принадлежности к группе; • формирование пред­ставлений о направлении; • развитие выдержки. Что понадобится: бубен­цы и портативный синтеза­тор. Количество участников: от 4 до 10. Основной вариант. Группа садится в круг. Когда зазвучит музыка (в среднем регистре синте­затора), играющие начинают передавать бубенцы по часо­вой стрелке. Внезапно веду­щий берет на синтезаторе две самые высокие ноты, и группа изменяет направле­ние движения бубенцов, пе­редавая их против часовой стрелки. Музыка продолжа­ет звучать, и каждый раз, когда слышны две высокие ноты, направление движения бубенцов изменяется. Замечания. Нет необходимости в том, чтобы играющий на синтеза­торе хорошо владел инстру­ментом. Однако он должен суметь убедиться в том, что направление движения бу­бенцов изменяется вовремя и остается неизменным до тех пор, пока не прозвучат две высокие ноты. Другие варианты. Можно передавать и дру­гие небольшие инструменты. Портативный синтезатор можно заменить другими мелодическими инструмен­тами, например ксилофоном. Сигнал для изменения направления движения бу­бенцов можно подавать, уда­ряя палочками по тарелке или барабану. В этом случае вместо синтезатора исполь­зуют аудиозапись.   8. Волшебная дудочка   Главная цель: развитие умения слушать и концентри­ровать внимание. Дополнительные умения: развитие доверия. Что понадобится: блок-флейта, платок. Количество участников: от 3 до 6. Основной вариант. Два участника стоят ли­цом друг к другу. Одному из них (желающему) завязыва­ют глаза платком и просят внимательно слушать, как его партнер играет на блок-флейте. Играющий на инст­рументе все время медлен­но движется назад. Водя­щий с завязанными глаза­ми идет на звук, следуя за играющим по всей комна­те, но до него не дотраги­ваясь. Когда музыка смол­кает, оба участника оста­навливаются. Замечания.          Играющему на блок-флейте нужно напоминать о том, что ему следует двигаться медленно и уходить не слиш­ком далеко от партнера. По­лезно один раз сыграть в эту игру, не завязывая глаза во­дящему. Помогающий взрос­лый может показать, как надо играть, первым выполнив роль водящего. Другие варианты. В комнате можно расста­вить стулья или другие не­большие предметы мебели, создающие препятствия. Оставшиеся участники также могут являться препят­ствиями, сидя, стоя или лежа в разных местах комнаты. Можно использовать дру­гие подходящие инструменты. Одновременно могут иг­рать две пары, используя контрастные по звучанию инструменты. Водить могут два участни­ка, взявшись за руки.

 

9. Мотоциклист

 

Главная цель : развитие умения слушать.

Дополнительные умения:

формирование контро­ля за движениями и повыше­ние скорости реакции;

• предоставление воз­можности высвободить энергию;

• формирование про­странственных представле­ний;

• стимулирование твор­ческой вокализации.

Что понадобится: один казу.

Количество участников : от 3 до 6.

Основной вариант .

Группа располагается в комнате, оставив достаточно места для бега. Одного из участников выбирают на роль мотоциклиста, который будет кружить по комнате на воображаемом мотоцикле. Ведущий или один из участ­ников имитирует на казу зву­ки мотоцикла: момент запус­ка, ускорение, замедление, поворот ручки «газа».

Замечания.

Полезно потренироваться в имитации звуков до начала движения мотоциклиста.

Эта игра может служить поводом для разговора о безопасности на дорогах.

Другие варианты.

Ведущий может расста­вить в комнате стулья, что­бы «мотоциклист» двигался по кругу и т. д.

Одновременно ездить на мотоцикле под аккомпане­мент того же казу могут два участника. безопасности на дорогах. .

Ведущий может расста­вить в комнате стулья, что­бы «мотоциклист» двигался по кругу и т. д.

Одновременно ездить на мотоцикле под аккомпане­мент того же казу могут два участника.

10. Звуковые эффекты Главная цель: развитие умения слушать. Дополнительные умения: развитие выдержки; • развитие воображения; • развитие способности к сотрудничеству в группе; • подготовка группы к совместным прогулкам или развитие способности вспо­минать общие впечатления. Что понадобится: По музыкальному инст­рументу для каждого участ­ника. Количество участниковот 4 до 10. Основной вариант. Группа садится в круг. Ведущий называет тему, например предстоящее посещение замка или по­жарной станции. Затем каждый участник выбира­ет слово, связанное с дан­ной темой, и инструмент для озвучивания этого слова. Так, магнитофон можно выбрать для слова «ветер», кастаньеты для слова «шаги», утиный ма­нок для слова «утка». Замечания. Ведущий рассказывает историю на заданную тему, и каждый раз, когда он произносит ключевые слова, участники производят несколько звуков на своих инструментах. Ведущий может предло­жить участникам перед нача­лом игры сидеть как можно тише и прислушаться к зву­кам в комнате и вне ее. Возможно, придется по­могать участникам заканчи­вать игру вовремя. Для это­го можно попросить их через несколько секунд положить инструмент на пол. Ведущему имеет смысл использовать эту игру, что­бы предупредить возникно­вение страхов, которые мо­гут появиться во время пред­стоящей прогулки. Ведущий может повто­рять определенные ключе­вые слова, чтобы удерживать внимание кого-то из участни­ков. Другие варианты. У двух участников может быть общее ключевое слово и один музыкальный инстру­мент. Выбирает себе ключевые слова и играет на разных музыкальных инструментах только один участник. Вместо музыкальных ин­струментов звуки можно имитировать голосом.
  11. Дирижер   Главная цель: формирование способ­ности к лидерству. Дополнительные умения: стимулирование невербального об­щения; • развитие уверенности в себе. Что понадобится: три контрастных по звучанию музыкальных инструмента. Количество участников— от 4 до 10. Основной вариант. Трое участников исполняют роль му­зыкантов, четвертый — дирижера, все ос­тальные — зрители. Начало и окончание игры дирижер обозначает взмахом руки (ее поднятие означает начало, а движе­ние вниз — окончание). Дирижер побуж­дает музыкантов играть в соответствии с его жестами, при этом играть можно вме­сте или по очереди. Когда исполнители закончат музицирование, в игру вступает другая четверка. Замечания. Дирижер может устанавливать паузы между выступлениями музыкантов. Не следует давать никаких словесных указаний. Если дирижер встанет на стул, то ему будет легче вести игру и побуждать ис­полнителей смотреть друг на друга, а не только на свои инструменты. Другие варианты. Можно воспользоваться и другими сиг­налами для обозначения характера зву­чания: громче, мягче, быстрее, медленнее и т. д. Игру на инструментах можно заменить вокалом. Играть на инструментах может, за ис­ключением дирижера, вся группа, соли­руя по очереди или небольшими группа­ми, например, группа барабанщиков и группа с бубенцами. Дирижер может вос­пользоваться «настоящей» дирижерской палочкой и/или надеть белые перчатки. Можно разложить инструменты на раз­ноцветных циновках. Тогда дирижер, по­казывая образец определенного цвета, дает знать, на каком инструменте сейчас следует играть. Дирижер может показывать картинку с изображением инструмента, звучание которого он хочет услышать. 12. Обойди барабан!   Главная цель: развитие уверенности в себе. Дополнительные умения: развитие сотрудничества в группе; • развитие инициативы; • развитие способности концентриро­вать внимание; • развитие умения слушать. Что понадобится: тимп-том. Количество участников— от 4 до 8. Основной вариант. Участники игры рассаживаются на полу вокруг тимп-тома с палочками. Ведущий обходит играющих сзади, напевая при этом какую-нибудь песню. Когда песня за­канчивается, ведущий останавливается за спиной одного из играющих, который встает и направляется к тимп-тому, что­бы исполнить на нем соло. Группа акком­панирует ему, хлопая в ладоши. Завершив игру, солист кладет папочки возле тимп-тома и идет следом за ведущим, с кото­рым они обходят группу, напевая песню. Игра заканчивается, когда все участники игры исполнят соло на тимп-томе и вста­нут в шеренгу за ведущим. Замечания. Каждый раз, когда ведущий останав­ливается за спиной одного из играющих, он может спросить у группы его имя. Это помогает группе сосредоточиться, а со­листу — подготовиться к выходу. Возможно, некоторые участники захо­тят играть слишком долго. Ведущий в этом случае может помочь им остановиться словами: «Раз, два, три... стоп! » Другие варианты. Можно использовать другие музы­кальные инструменты, например тарел­ку на подставке (штативе) или метал­лофон. Ведущий может остановиться между двумя участниками, которые после этого будут играть на тимп-томе дуэтом. Можно использовать самые разные песни. Роль ведущего может взять на себя один из участников игры.
     

 

 

13. Имена   Главная цель: стимулирование вокали­зации. Дополнительные умения: формирование способности к лидер­ству; • развитие умения слушать; • побуждение к сотрудничеству в груп­пе. Количество участников— от 4 до 10. Основной вариант. Группа садится в круг. В ритме какой-нибудь песни ведущий называет имя иг­рающего, например: «Ти-мо-ти, Ти-мо-ти» — согласно нотам. Группа присоединяется к распеву, пока ведущий не даст знак остановиться. Имя еще одного участника повторяют уже в другом ритме. После того, как подобным образом пропеты три имени, ведущий делит груп­пу на три подгруппы, соответствующие на­званным именам. Затем ведущий берет на себя роль дирижера, определяя для каж­дой подгруппы время начала и окончания распева, его темп и громкость. Подгруп­пы пропевают имена по очереди или од­новременно. Игра продолжается с новы­ми именами и новым ведущим. Замечания. Ритмизация имен может быть совер­шенно свободной, и одно и то же имя мож­но пропевать в самых разных ритмах. Другие варианты.. Может оказаться полезным варьиро­вать высоту звука для разных слогов. Можно использовать названия пище­вых продуктов, игрушек, мебели или жи­вотных. Можно использовать и бессмысленные звукосочетания, такие как «вао», «рамдид-леду» и др. Произнесение слов можно сопровож­дать хлопаньем в ладоши. 14. Растущие цветы   Главная цель: развитие способности к лидерству и укрепление уверенности в себе. Дополнительные умения: повышение заинтересованности уча­стников быть активными в игре; • развитие умения наблюдать. Что понадобится: по музыкальному ин­струменту для каждого участника, два или три больших бумажных цветка на палках. Количество участниковот 3 до 4 Основной вариант. Один из группы играет на музыкаль­ном инструменте, а остальные слушают. Вместе со звуками инструмента цветок (который на длинной палке держит кто-то из взрослых, невидимый для играющих) появляется из-за пианино или другого предмета мебели. Если музыка стихает, цветок перестает «расти». Если музыка быстрая и громкая, цветок «растет» быст­рее. Когда цветок уже больше не может «расти», все начинают танцевать или изоб­ражать «увядание» цветка — это зависит от характера музыки. Замечания. По возможности, занятие лучше про­водить в комнате с высокими потолками, чтобы цветок мог «расти» достаточно дол­гое время. Другие варианты. Два участника могут играть на разных инструментах одновременно, «ведя» за со­бой два цветка. Один из участников может помогать уп­равлять цветком. Можно использовать разные цветы или по-разному окрашенные.

 

15. Пугало   Главная цель: развитие сотрудничества в группе. Дополнительные умения: развитие выдержки; • совершенствование контроля за дви­жениями; • повышение уверенности в себе. Что понадобится: небольшие цветные лоскуты (примерно 20 кв. см), по одному для каждого участника. Количество участниковот 3 до 10. Основной вариант. Группа садится в круг. Каждый участник выбирает себе лоскут. Один из участников встает в центр круга, разведя руки в сторо­ны. Остальные подходят к нему и развеши­вают свои лоскуты у него на голове, руках, плечах, ногах. Затем все, кроме «пугала», возвращаются на свои места и поют какую-то спокойную песню. «Пугало» кружится очень осторожно, чтобы с него не спадали лоскуты. Постепенно поющие наращивают темп, «пугало» кружится все быстрее и в кон­це концов стряхивает с себя все лоскуты Замечания. Пение можно сопровождать хлопань­ем в ладоши, а когда «пугало» сбросит все лоскуты, поаплодировать ему. Вначале участнику в роли пугала мо­жет понадобиться помощь, чтобы стоять спокойно. Другие варианты. «Пугалами» могут быть несколько уча­стников — они кружатся, взявшись за руки. Пение можно сопровождать хлопань­ем в ладоши, а когда «пугало» сбросит все лоскуты, поаплодировать ему. 16. Где я буду играть?   Главная цель: развитие инициативы.  Дополнительные умения: • развитие умения слушать; • побуждение к сотрудничеству в группе. Что понадобится: бубен с тарелочками для каждого участника. Портативный синтезатор или аудиозапись танцевальной музыки. Количество участниковот 3 до 6. Основной вариант. Участники танцуют в свободной мане­ре и играют на бубнах. Через несколько минут ведущий делает музыку тише и предлагает участникам играть на бубнах, показывая разные места, по которым они будут ударять бубном. Это может быть спина другого участника, пол или стена комнаты, собственное колено и т. д. Замечания. Спокойная, мелодичная музыка способ­ствует тому, что участники не слишком энергично ударяют друг друга бубнами. Другие варианты. Участники могут сами предлагать раз­нообразные места для игры на бубнах. Можно балансировать, стараясь удер­жать бубны на разных частях тела. Участники могут объединяться в пары с одним общим бубном.
17. Мышка Главная цель: развитие тактильных ощущений. Дополнительные умения:  • развитие терпимого отношения к физическому контакту с другими людь­ми; • осознание различных частей своего тела; • развитие умения слушать и концентриро­вать внимание. Что понадобится: игрушечная мышка (или мягкая кукла), бу­бен с тарелочками, платок. Количество участниковот 3 до 6. Основной вариант. Два участника садятся на стулья напротив друг друга. Одному из них завязыва­ют глаза, а другому дают бубен. Ведущий становится рядом с тем, у кого завязаны глаза, в руках у ведущего мышка. Второй участник сидит тихо и смотрит. Когда же он начинает играть на бубне, ведущий «от­пускает» мышку, которая «бегает», «пры­гает», «карабкается» (соответственно ха­рактеру и темпу звучания бубна) по всему телу сидящего с завязанными глазами. Через некоторое время участники меня­ются местами. Замечания. Участник, по которому «бегает» мышка, не должен стараться поймать ее руками. Ему следует как можно больше сосре­доточиться на своих ощущениях. Другие варианты. Участники могут обсуждать друг с дру­гом свои ощущения. Наиболее чувствительные участники могут вначале играть без повязки, а веду­щему следует в таких случаях направлять мышку очень уверенно, «определенно». Управлять мышкой может один из уча­стников. Можно использовать другие инстру­менты и других игрушечных животных. Можно использовать два разных инст­румента: один — под который мышка, например, «бегает»; другой — под который «прыгает». Разные инструменты можно использо­вать для разных частей тела, по которым «бегает» мышка: например, колокольчики для рук и барабан для ног. Участник, управляющий мышкой, может подпевать себе, заменив голосом звуки бубна и импровизируя на тему движений мышки. 18. Вертящийся бубен   Главная цель: побуждение участников проявлять инициативу. Дополнительные умения: • развитие выдержки; • развитие самоконтроля. Что понадобится: один бубен (с таре­лочками или без них). Основной вариант. Группа садится в круг. Ведущий ста­новится перед одним из участников, дер­жа в руках бубен в вертикальном положе­нии. Кому-то из участников предлагают ударить в бубен. В ответ на удар ведущий вращается на месте, соответственно ха­рактеру удара: если удар был слабый, ве­дущий слегка разворачивается, а потом становится спиной по отношению к своей первоначальной позиции; если удар был сильный, ведущий поворачивается вокруг своей оси и занимает первоначальное по­ложение. После этого ударить в бубен предлагается следующему участнику. Играющим может понадобиться по­мощь ведущего, чтобы ограничиться толь­ко одним ударом в бубен. Другие варианты. Бубен можно держать на разной высо­те и под разными углами. Роль ведущего с бубном может взять на себя один из уча­стников.
19. Время соло   Главная цель: развитие уверенности в себе. Дополнительные умения: развитие выдержки; • побуждение к сотрудничеству и вза­имопониманию в группе. Что понадобится: одна марака. Количество участ­никовот 3 до 8. Основной вариант. Участники поют «1_опс1оп Впйд ТаШпд с! о\л/п» и передают мараку друг другу. Когда песня или куп­лет допеты, тот, у кого остался инструмент, исполняет на нем соло. После этого груп­па снова начинает петь и передавать ма­раку по кругу, и игра продолжается. Замечания. Ведущий должен следить, чтобы воз­можность солировать была у каждого уча­стника. Нужно добиться заметной разницы между двумя частями игры: совместным пением и солированием на инструменте. Ведущему надо напоминать участни­кам, что им следует внимательно слушать, как играют остальные. Другие варианты. Петь можно в быстром и в медленном темпе. Возможен вариант, когда от темпа исполнения песни зависит скорость, с ко­торой участники передают мараку друг другу. Можно петь разные песни. Солирующие на инструменте могут за­хотеть играть стоя. Солист может сказать или пропеть свое имя до или во время ис­полнения. Можно передавать два инструмента одновременно, в одном или в противопо­ложных направлениях. Солисты могут иг­рать по очереди или дуэтом. Слушатели могут хлопать в ладоши, ак­компанируя солисту. Можно передавать по кругу разные инструменты. Вместо пения, предшествующего инструментальному соло, можно исполнять соло по очереди. Закончив игру, солист передает инстру­мент по кругу следующему участнику. Солист может выражать в игре свои пе­реживания или чувства, касающиеся дру­гих участников. Группа старается угадать, о чем и о ком он играл. 20. Слушай и выбирай! Главная цель: развитие инициативы и умения распределять роли и предметы. Дополнительные умения: развитие способности различать звуки; • развитие способности уверенно де­лать выбор, находясь в группе; • развитие умения быть терпимым. Что понадобится: по музыкальному ин­струменту для каждого участника. Ширма (или что-то, играющее ее роль), за кото­рой можно спрятать инструменты. Количество участниковот 3 до 10. Основной вариант. Все инструменты спрятаны за ширмой. Ведущий играет на одном из них и пере­дает его для игры участнику, который про­явит наибольший интерес или назовет ин­струмент. Так продолжается до тех пор, пока инструмент не получит каждый учас­тник. После этого играют все вместе. Некоторые участники могут захотеть назвать инструмент, в то время как дру­гие просто улыбкой выразят радость, ус­лышав его звуки. Получив инструмент от ведущего, каж­дый участник может коротко на нем сыграть. Замечания. участники будут меньше отвлекаться, если ведущий попросит их класть инстру­менты на колени или на пол перед собой, пока не наступил момент совместной игры. Другие варианты. Один из участников может взять на себя роль ведущего и играть за ширмой. Одновременно можно играть на двух инструментах. Участник может выбрать инструмент, чтобы отдать его другому участнику. Участники могут комментировать свой выбор инструмента.

 

 

21. Инструмент - из коробки   Главная цель: побуждение делать вы­бор. Дополнительные умения: развитие выдержки; • совершенствование способности концентрировать внимание. Что понадобится: большая коробка, вмещающая в себя музыкальные инстру­менты в количестве, как мини­мум равном числу участни­ков. Количество участников - от 3 до 10. Основной вариант. Участники садятся полу­кругом, лицом к коробке. Коробка должна стоять доста­точно высоко, чтобы играю­щие не видели лежащие в ней инструменты. Ведущий поет. на слове «Рор! »(«Хлоп! ») он не    -глядя вынимает инструмент из коробки и отдает участнику, который первым -ставил к этому инструменту интерес. Участника просят коротко сыграть и положить инструмент на пол рядом со своим стулом. Игра продолжается до тех пор, пока не раздали столько инструментов, сколько требуется. После этого можно перейти к другой игре, в которой все вместе играют на музыкальных инструментах. Замечания. Изменение темпа и характера песни поможет удерживать внимание играющих. Участники могут подпевать. Другие варианты. Можно вынимать инструменты из-за ширмы или фортепиано. Перед тем, как взять инструмент, уча­стники могут его называть. Можно вынимать сразу два инстру­мента. 22. Следи за тарелкой! Главная цель: Побуждение к соци­альным контактам. Дополнительные умения. Поощрение инициативы. • Побуждение слушать. • Развитие умения дожидаться сво­ей очереди. Что понадобится. Большая тарелка на подставке. Количество участников. От 4 до 6. , Основной вариант. Группа садится тесным кругом. В середине круга — тарелка. Ведущий объясняет, что место на тарелке, по которому ударили палочкой, определить кто из участников будет играть следую­щим. Первый начинает, ударив по та­релке один раз. Затем он передает па­лочку участнику, который находится ближе всех к месту удара палочкой по тарелке. Так палочка продолжает дви­жение от одного участника к другому, каждый из которых ударяет по тарелке и передает палочку дальше. Замечания. Ведущий может помочь играющим максимально сосредоточиться на звуках, предложив им дождаться окончания вибрации, и только после этого снова ударять по тарелке. • Если играющие проявляют нетер­пение, ведущий может предложить им продолжать игру в максимально быст­ром темпе. Другие варианты. Вместо того чтобы передавать па­лочку, ударивший по тарелке может ждать, пока «подходящий» участник сам не попросит у него палочку. Можно ис­пользовать другие большие инструмен­ты, такие как барабан или большой (басовый) ксилофон. Можно ударять по та­релке рукой, а не палочкой.

 

 

23. Танец шляпы   Главная цель. Развитие сотрудниче­ства в группе. Дополнительные умения. Развитие способности концентри­ровать внимание. • Развитие умения осознавать себя в группе. • Развитие ответственности и забот­ливости. Что понадобится. Шляпа. Портативныи синтезатор или музы­кальная аудиозапись. Количество участников. От 4 до 8. Основной вариант.  Группа садится в круг. Когда начинает звучать му­зыка, участники передают шляпу по кругу, по очереди надевая ее на голову свое­го соседа. Когда звучание музыки прерывается, веду­щий просит участника, у ко­торого в этот момент оказалась шляпа, показать какое-то движение — с тем чтобы все остальные его повторили. Му­зыка начинает звучать вновь, и игра про­должается. Замечания. Ведущему следует следить за тем, чтобы передача шляпы происходив именно через надевание, а не стягива­ние ее с соседа. • Темп музыки может влиять на ско­рость передачи шляпы. Другие варианты. Можно передавать другие предме­ты, например шарф, перчатки, кофту часы. 24. Что теперь? Главная цель. Развитие сотрудниче­ства в группе. Дополнительные умения. Развитие способности делать вы­бор и принимать решения. • Развитие способности вспоминать прошедшие события. Что понадобится. Небольшие бумаж­ные карточки, ручки или карандаши. Шляпа для карточек. Количество участников. От 3 до 10. Основной вариант. Ведущий просит участников вспомнить музыкальные игры, в которых они принимали участие в составе группы. Участники записывают игры на карточ­ках и складывают их в шляпу. Ведущий или один из участников тянет из шляпы карточку, и группа играет в игру, назва­ние которой там написано. Замечания: Этой игрой можно воспользоваться в начале занятия. Игра особенно важна в группе, ис­пытывающей трудности при принятии совместных решений. Другие варианты: В маленькой группе карточку из шляпы может вынимать каждый участ­ник. • Вместо того чтобы записывать на­звание игры, участники могут обозна­чать ее символическим рисунком. • Ведущий может предложить учас­тникам вспомнить только сидячие или только подвижные игры.

 

 

25. Кати или кидай!   Главная цель. Развитие способнос­ти к сотрудничеству в группе. Дополнительные умения. Развитие способности различать звуки. • Развитие зрительного контакта. • Развитие способности соотносить движения со звуками. Что понадобится. Два контрастных по звучанию музыкальных инструмента. Один мяч. Количество участников. От 6 до 10. Основной вариант. Группа садится в круг, а одного уча­стника просят взять инструменты и сесть вне круга. Кто-то из сидящих в кругу берет мяч. Группа решает, каким из инструментов будет подаваться сигнал кидать мяч, а каким — его катить. Участники перебрасывают или перека­тывают друг другу мяч в зависимости от того, на каком инструменте играет сидящий вне круга. Во время паузы мяч остается у кого-то из группы. Замечания. Возможно ведущему придется на­поминать участнику, играющему на му­зыкальных инструментах, о том, что во время смены инструмента ему следует делать паузу. • Играющему вне круга, чтобы не от­влекаться, лучше смотреть в сторону, а не на группу. • Может быть придется напоминать участникам о том, что при всех манипу­ляциях с мячом им следует оставаться в сидячем положении. Другие варианты. Играющий за кругом может петь контрастные по звучанию песни. • Можно использовать мячи разно­го типа и размера. • Можно использовать и другие предметы, например мешочки с фасо­лью или обручи (чтобы перекатывать по полу). • Можно пробовать разные спосо­бы передачи мяча, например ногами. • Можно использовать три или бо­лее инструментов. Танцуй и меняйся!   Главная цель. Развитие умения рас­пределять роли и предметы. Дополнительные умения. Развитие инициативы. • Развитие умения слушать. Что понадобится. Разные небольшие музыкальные инструменты, по одному для каждого участника. Портативный синтезатор или аудиозапись танцеваль­ной музыки. Количество участников. От 4 до 10. Основной вариант. Каждый участник выбирает себе не­большой инструмент. Звучит музыка, и все танцуют и играют одновременно. Когда музыка смолкает, участники об­мениваются инструментами, а когда звучит вновь, продолжают танцевать. Замечания. Если некоторым участникам труд­но отдать свой инструмент, лучше все­го возобновить музыку, когда инстру­ментами обменяются большинство уча­стников. после наступления тишины можно об­меняться партнерами и/или инструмен­тами. Некоторым участникам будет лег­че держаться в паре, если они возьмут­ся за руки. Частью танца могут быть игры с хлопками или подражание дви­жениям друг друга. • Для участников, которые по-раз­ному танцуют и двигаются, можно ис­пользовать танцевальную музыку раз­личных стилей. • Инструменты могут быть только у половины участников. Когда музыка смолкает, участники предлагают свои инструменты второй половине группы.

 

 

26. Прощальная симфония   Главная цель. Развитие самоконтроля.  Дополнительные умения: Побуждение к сотрудничеству в группе • Развитие выдержка. Что понадобится. По музыкальному инструменту для каждого участника, ящик для инструментов. Количество участников. От 5 до 10. Основной вариант. 1 Группа садится вокруг пустого ящика. У каждого участника имеется музыкальный инструмент. Ведущий задает ритм или играет какую-то ме­лодию, побуждая участников присо­единяться к игре. Через некоторое время после того, как заиг­рала вся группа, один из уча­стников кладет свой инстру­мент в ящик (ведущему следует предупредить об этом заранее). Вслед за ним свой инструмент кладет участник, сидящий слева, и так далее до тех пор, пока все инстру­менты не окажутся в ящике. Замечания. Возможно, ведущему понадобится голосом или хлопком в ладоши побуждать участни­ков отдавать свои инструменты. Веду­щему нужно предотвратить ситуации, при которых участники, опускали свой инструмент в ящик, вынимают оттуда другой. Долгое может успо­каивающе повлиять на группу, особен­но в конце занятия. Другие варианты. Эта игра может быть сыграна «в обратном порядке»: инструменты не кладут, а вынимают из ящика. • Когда участник расстается со сво­им инструментом, он может напевать тише и тише, замолкая к концу игры. • Ведущий или один из участников может взглядом показывать, что настал момент отложить инструмент. 27. Все меняется!   Главная цель. Развитие сотрудниче­ства в группе. Дополнительные умения. Повышение скорости реакции.         • Развитие умения слушать. Что понадобится. По небольшому инструменту для каждого участника. Портативный синтезатор или музыкаль­ная аудиозапись, Количество участников. От 4 до 6. Основной вариант. Группа садится в круг, каждый учас­тник со своим инструментом. Ведущий исполняет музыкальный фрагмент, а группа ему подыгрывает на своих инст­рументах. Когда музыка смолкает, каж­дый кладет инструмент на свой стул и занимает место участника, сидящего слева. Игра начинается снова, когда все участники пересядут и будут находить­ся в ожидании, готовые играть на «но­вых» инструментах. Замечания. До начала игры на музыкальных инструментах можно потренироваться вставать и пересаживаться, оставляя инструменты на прежнем месте. • Возможно, участникам нужно бу­дет помочь сохранять тишину в пере­рывах между музыкальными фрагмен­тами. Другие варианты. Во время игры могут звучать раз­личные по характеру музыкальные фраг­менты. · Во время игры могут звучать различные по характеру музыкальные фрагменты. · Участники могут пересаживаться на любой стул по их усмотрению, а не только на тот, который находится слева от них. Если используется синтезатор, участник, играющий на нем, может находиться в кругу и передвигаться влево после окончания игры. Это означает и возможность для каждого побыть «ведущим».

 

28. Короли и королевы   Цель: развитие сотрудничества в группе · поощрение слушания; · развитие уверенности в себе · формирование контроля за движениями. Что понадобится. Пара бубенцов. Количество участников. От 4 до 10. Основной вариант. Группа садится в круг. В то время, когда участники передают друг другу по кругу бубенцы, ведущий пропевает имя каждого участника или использует ре­читатив: «Джули, бубенцы дай Брайану; Брайан, бубенцы дай Джону; Джон, бу­бенцы дай Сильвии. Сильвия, отдай их Рут». В этот момент Руг берет бубенцы и, положив их себе на голову, слегка" качает ею, стараясь их не уронить. На: словах: «Рут, ты — королева дня! » Триж­ды все энергично хлопают в ладоши. Затем песня возобновляется и бубен­цы передаются по кругу. Замечания. Ведущему следует добиться замет­ного контраста между той частью игры, когда бубенцы передают по кругу, и энергичным периодом, когда нужно хло­пать в ладоши. • Если ведущий не пропевает, а про­говаривает текст, то делать это следу­ет в ритме колыбельной, преувеличен­но подчеркивая ударения и паузы. Другие варианты. Можно использовать другие не­большие музыкальные инструменты. В это» случае вместо чествования коро­левы или короля участники могут испол­нять соло на своем инструменте, в то время как группа повторяет: «Рут, на бубне нам сыграй; Рут, на бубне нам сыграй... » и т. д. 29. Падение Хампти-Дампти   Главная цель. Развитие способнос­ти прогнозировать. Дополнительные умения. Развитие умения слушать. • Высвобождение энергии. Что понадобится. По музыкальному инструменту для каждого участника. Количество участников. От 3 до 10. Основной вариант. Группа садится в круг. У каждого уча­стника музыкальный инструмент. Груп­па поет начало песни «Хампти-Дампти». На словах «сверху слетел» все начина­ют играть на своих инструментах как можно громче. Через несколько секунд наступает пауза, и участники могут до­петь песню уже спокойно. Замечания. Если ведущий хочет, чтобы группа допела песню тихо, успокаиваясь, мо­жет оказаться необходимым специаль­но попросить ее об этом. Другие варианты. Можно оставить инструменты на полу, и тогда участники должны будут «упасть», чтобы начать играть.
30. Обмен сообщениями   Главная цель. Развитие умения дожидаться своей очереди.  Дополнительные умения. Побуждение к зрительному кон­такту. • Развитие умения слушать и кон­центрировать внимание. Что понадобится. Два контрастных по звучанию музыкальных инструмента. Количество участников. От 4 до 10 Основной вариант. Группа садится в круг. Двое, сидя­щие напротив друг друга, выбирают инструменты. Один из них первым на­чинает играть. Второй вместе со всей группой слушает. Закончив играть, пер­вый участник бросает взгляд на участ­ника, сидящего напротив, и тот начина­ет играть на своем инструменте. Закон­чив играть, он бросает взгляд на пер­вого участника, продолжая таким обра­зом музыкальный диалог. Когда они по очереди сыграют достаточное число раз и завершат диалог, инструменты пере­ходя к следующим двум участникам, сидящим напротив друг друга (инстру­менты передаются по часовой стрелке) Замечания. Присутствующим взрослым имеет смысл выступить в качестве первой пары. • Слушатели могут комментировать музыкальные диалоги. • Участники могут подражать друг другу в игре (ритму и/или динамике). Другие варианты. Музыкальные инструменты можно заменить пением или другими звуками голоса. 31. Помоги мне танцевать! Главная цель. Развитие умения осоз­навать себя в группе. Дополнительные умения. Развитие способности прогнози­ровать. • Развитие умения наблюдать. • Развитие уверенности в себе. Что понадобится. Кукла-перчатка. Количество участников. От 3 до 6. Основной вариант. Группа садится в круг. Кукла на руке ведущего «танцует», двигаясь по кругу от участника к участнику. Пока кукла «танцует», группа поет песню. Когда песня допета, участник, около которого остановилась кукла, принимает ее и помогает ей «станцевать» у себя на коленях. После этого кукла продолжает «танцевать», перемещаясь по кругу на руке ведущего. Замечания. • Ведущий может передвигать куклу строго по кругу или же в произвольном порядке от одного участника к другому. Другие варианты. Во время «танца» кукла на колене, группа может петь или хлопать в ладо­ши под различные мелодии. • Участники игры могут исполнять «сольный танец» куклы, двигаясь по ком­нате. • Если используется игрушка-живот­ное, передавать ее по кругу могут сами участники, а не ведущий.

 

 

32. Качающиеся обручи   Главная цель. Развитие умения рас­пределять роли и предметы.  Дополнительные умения: Совершенствование контроля за движениями и умения удерживать рав­новесие в сидячем положении. • Развитие умения слушать. Что понадобится. Обручи для каждой пары участников. Портативный синтеза­тор или аудиозапись «качающейся» танцевальной музыки. Количество участников. От 4 до 10. Основной вариант. Участники, разделившись на пары, садятся на пол лицом друг к другу. У каждой пары обруч. Когда зазвучит му­зыка, пары, держась за обруч с проти­воположных сторон, начинают раскачи­ваться вперед-назад. Когда музыка смолкает, движение прекращается. Замечания. Можно выбирать разные положе­ния сидя, и каждому участнику нужно помочь найти наиболее удобное для него. Другие варианты. Темп музыки и раскачиваний мож­но изменять. • Раскачиваться участники могут не только вперед-назад, но и из стороны в сторону. • Можно отложить обручи в сторону и раскачиваться, взявшись за руки и напевая. 33. Красная рука   Главная цель: развитие выдержки и навыков сотрудничества. Дополнительные умения: развитие осознанного отношения к другим людям; • развитие умения слушать; к другим людям; • развитие умения слушать; • формирование способности к ли­дерству; • упражнение в распознавании цве­тов. Что понадобится: один большой ба­рабан на подставке. Наклейки или крас­ки, подходящие для рук или ногтей. Количество участников— от 3 до 4. Основной вариант. Каждый участник спокойно кладет руку на барабан. Тыльная сторона ла­дони раскрашена у всех разноцветны­ми красками или к ней приклеены на­клейки разных цветов. Один из участ­ников ведет игру, называя руки по цве­ту, например: «Красная рука» — и рука ударяет в барабан один раз. Затем на­зывается другая рука, и игра продол­жается. Замечания. Возможно, участникам следует неко­торое время всем вместе поиграть на барабане, чтобы не утратить интереса к игре в ожидании своей очереди. Другие варианты. Участник, ведущий игру, тоже мо­жет быть «раскрашенной рукой». • Ведущий игру может определять силу удара по барабану, называя руку тихим или громким голосом. • Можно играть двумя руками, окра­шенными в один и тот же цвет или в разные цвета. • Можно дублировать цвета — с тем, чтобы два или более участников играли одновременно. • Можно раскрасить разноцветными красками несколько ногтей или пальцев. • Участники в ожидании своей оче­реди могут держать руки на коленях, а не на барабане. В этом случае ведуще­му игру следует запоминать, какие цве­та он называет.

 

 

34. Поймай мой взгляд! Главная цель: развитие зрительного контакта. Дополнительные умения: побуждение к сотрудничеству в группе; • развитие способности концентри­ровать внимание и слушать. Что понадобится: по одному музы­кальному инструменту для каждого уча­стника. Количество участниковот 4 до 10. Основной вариант. Группа садится в круг. У каждого уча­стника имеется музыкальный инстру­мент. Ведущий начинает играть на сво­ем инструменте и вскоре взглядом при­зывает кого-то из группы последовать своему примеру. Через некоторое вре­мя присоединившийся участник смотрит еще на кого-то, и тот, в свою очередь, начинает играть. Так продолжается до тех пор, пока не заиграет вся группа. Замечания. Ведущему лучше играть на мелоди­ческом инструменте, а остальным — на ударных. Другие варианты. Может оказаться разумным, что­бы вначале все инструменты лежали на полу (за исключением инструмента ве­дущего). Каждый участник берет свой инструмент, присоединяясь к игре. • Взглядом призывает участников к совместной игре только ведущий. • Ведущий может помогать участни­кам осознать зрительный контакт, пропевая в соответствующий момент их имена. 35. Группа в обручах   Главная цель: развитие сотрудниче­ства и группе. Дополнительные умения: формирование контроля за движе­ниями; • поощрение инициативы. Что понадобится: обручи, по одному для каждого участника; портативный синтезатор или аудиозапись с небыст­рой маршевой музыкой. Количество участников—от 4 до 10. Основной вариант. Каждый берет себе обруч и с его помощью «прицепляется» к другому участнику — и так до тех пор, пока вся группа не окажется сцепленной обручами. Соединившись таким об­разом, участники стоят тихо в ожи­дании звучания музыки и затем ста­раются двигаться так, чтобы сохра­нять цепочку. Замечания. Ведущий может подсказать участни­кам разные способы сцепления: за пле­чи, руки, ноги, голову, туловище и т. д. Участники могут, сбившись в кучку, образовать очень маленькую «группу в обручах» или, разойдясь как можно дальше друг от друга, длинную цепоч­ку. Они могут также проявить фантазию и придать группе остроконечную или округлую форму. Другие варианты. Вместо обручей можно использо­вать небольшие лоскуты (каждый при­мерно 20 см2). Участники могут «при­клеиться» друг к другу. • Когда «группа в обручах» образо­вана, каждому участнику можно дать небольшой инструмент, чтобы он подыг­рывал звучащей музыке.

 

 

36. Мне нравится...   Главная цель: побуждение участни­ков игры к общению друг с другом. Дополнительные умения: развитие умения слушать; • развитие умения осознавать себя в группе; • побуждение к самоутверждению. Что понадобится: ксилофон. Количество участниковот 4 до 10. Основной вариант. Группа садится в круг. Один из участ­ников берет ксилофон и проигрывает на нем 4 ноты. При этом он нараспев про­износит, например, такую фразу: «Мне нравятся туфли Стивена/ Джейн». После этого он передает инст­румент сидящему слева от него участ­нику, который таким же образом гово­рит о том, что ему нравится у кого-то в группе. Игра заканчивается, когда выс­кажутся все играющие. Замечания. В конце игры участники могут обсу­дить свои утверждения «Мне нравит­ся... ». На ксилофоне может быть сыграно больше четырех нот; играть и говорить можно по очереди, а не одновременно. Основная цель игры на ксилофоне — сопровождение высказывания, поэтому не имеет особого значения, как много звуков сыграл участник. В игре можно использовать несколь­ко разных инструментов по выбору каж­дого участника. В этом случае после окончания игры инструмент желатель­но отложить в сторону. Другие варианты. Можно таким же образом выразить и то, что не нравится («Мне не нравит­ся... »). Темой высказывания могут быть так­же различные кушанья или какие-то действия, которые нравятся или не нра­вятся играющим. • Можно изменить очередность, • можно изменить очередность, пе­редавая инструмент не по кругу, а не­посредственно тому участнику, о кото­ром было последнее высказывание. 37. Слушай и иди! Главная цель: побуждение к сотруд­ничеству в группе. Дополнительные умения: развитие способности концентри­роваться на слушании; • совершенствование способности различать звуки; • развитие уверенности в себе. Что понадобится: платок. Количество участников—от 4 до 10. Основной вариант. Ведущий завязывает глаза желаю­щему из числа участников. Цель игры: водящий должен вслепую дойти до стула, стоящего в другом конце комнаты. Один из участников хлопает в ла­доши, указывая водящему, что ему нужно двигаться вперед; другой топает ногами, направляя водящего назад; третий, цокая, подает сигнал сделать шаг вправо; чет­вертый шипением обозначает шаг влево. Когда водящий доходит до стула, его роль берет на себя следующий желающий. Замечания. Водящему будет проще ориентиро­ваться, если те, кто направляют его впе­ред и назад, будут стоять впереди и по­зади от него, а те, кто направляют впра­во и влево, — с соответствующих сторон. Участники, звуками направляющие водящего, должны прислушиваться друг к другу и хорошо согласовывать свои действия. Другие варианты. Звуки голоса можно заменить му­зыкальными инструментами. • Один участник может издавать не­сколько звуков, соответствующим обра­зом обозначая разные направления дви­жения. • На пути водящего могут встречать­ся препятствия (сумки или люди, лежа­щие на полу). Это придаст игре боль­шую остроту.

 

 

38. Тяжелый или липкий?   Главная цель: побуждение к сотруд­ничеству в группе. Дополнительные умения: развитие воображения; • повышение уверенности в себе. Что понадобится: бубен с тарелоч­ками. Количество участниковот 4 до 8. Основной вариант. Группа садится в круг. Участники в тишине передают по кругу бубен, пред­ставляя, что он очень тяжелый. Затем ведущий предлагает представить, что бубен становится липким, пахнущим или скользким. Бубен откладывают в сторо­ну и передают по кругу воображаемый, который тоже становится «липким» или «скользким» и т. д. Замечания. Ведущий может разжечь воображе­ние участников, например, почти выро­нив «тяжелый» бубен или изобразив, что «липкий» бубен приклеился к одежде. Другие варианты. Можно использовать другие не­большие инструменты. • Участники могут передавать инст­румент не строго по кругу, а в произ­вольном порядке. • Можно передавать «таинственный» воображаемый инструмент. В этом слу­чае участники могут обсуждать, какой, по их мнению, воображаемый инстру­мент они передают. • Участники могут кидать вообража­емый инструмент друг другу.  

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.