Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Культура Древнего Китая



 

 

Культура Древнего Китая

Китай - самая большая из обособленных и самая обособ­ленная из известных цивилизаций.

Жители Древнего Китая - одного из первых госу­дарств на Земле - создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь - это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в резуль­тате столкновения двух противоположных космических сил - Света и Тьмы. В этот древнейший (две тысячи лет до н. э. ) период китайцам так же, как и другим народам, был свойственен культ природы: они покло­нялись духам гор, земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра и др. Этим духам молились, приносили жертвы, к ним обращались с просьбами о хорошем урожае. Среди них выделялось главное " верховное" божество, стоящее над всеми духами и душами умерших людей.

Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном неба, т. е. представителем бога на земле. Уже с ХIII в. до н. э. для обозначения царей применяются те же иероглифы, которыми прежде обозначалось только " верховное" божество.

Очень сильным был также культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того - она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности, предметы утвари.

В середине I тыс. до н. э. В Китае оформляются три главных идеоло­гических направления, впоследствии трансформировавшиеся в фило­софско-религиозные системы. Это были даосизм, учение Конфуция и буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распро­странившийся в Китае. Эти учения сыграли огромную роль в истории страны и продолжают оказывать важное влияние на жизнь китайцев и до сих пор.

Одним из этих учений был даосизм, основатель которого мудрец Лао-Цзы, автор " Книги о дао и дэ", жил в Китае на рубеже VI - V вв. до н. э. Основная философская категория даосизма - это " дао" ­закон.. Весь мир, согласно даосизму, подчинен единому зак ону - дао. Дао - основа и источник всего существующего, а его определяющим признаком является естественность. Дао обеспечивает многообразие вещей и явлений в природе; природа - реальный мир - зависит от дао, а не от " божественной воли" или других сверхъестественных сил. Философский даосизм утверждал, что человек не в силах изменить   естественный порядок вещей, поэтому удел человека - пассивное созер­цание естественного хода событий и стремление постичь дао. Итак, сто­ронники даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорuю " недеянuя". Эта теория - основной принцип даосизма.

На базе философского даосизма в начале нашей эры возник рели­гиозный даосизм. Его основу составило понятие " абсолютного дао", суть которого сводилась к следующему утверждению: жизнь - это иллюзия, смерть - это возвращение к дао - истинному бытию бессмерт­ной души. В дальнейшем даосистская " наука о бессмертии" стала смесью шаманства, колдовства, астрологии и демонологии. В Китае созда­ются монастыри, в которых

 

 

 жили десятки и сотни тысяч даосистских мо­нахов; они получали доход от земель и от своей религиозной деятельности. Деятельность монахов и жрецов была чрезвычайно многообразной: они предсказывали судьбу, гадали (способов гадания было множество), занимались изгнанием злых духов, торговали заклинания­ми и амулетами, определяли лучшие, т. е. свободные от " злых духов" мс' та для построек и могил, определяли дни и часы, благоприятные для какого-либо дела, свадеб, похорон, отправления в дорогу и пр. Веря, что душа умершего способна влиять на судьбу живых, жрецы и монахи ста­рались задобрить ее хорошим местом для погребения тела, точным соблюдением всех обрядов на похоронах и пр. Религиозный даосизм так же, как и ранее философский, проповедовал идеи " недеяния" и «непро­тивления».

В это же время - в конце VI - начале V вв. до н. э. в Китае воз­никает другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система Конфуцианство. Ее основателем был проповедник Кун-Фу-Цзы (551 - 479 гг. до н. э. ), известный в европейской транскрипции как Конфуций. Причину всех невзгод и беспорядков в обществе он усматривал в упадке нравственности людей, считая, что основными добродетелями человекa являются верность, послушание, почитание родителей и стар­ших. Поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием, зву­чалa так: " почитание родителей и уважение к старшим является сущнос­ть жизни". Конфуций отстаивал строгое регламентирование обязан­ностей каждого члена общества соответственно его положению: " Если люди научатся владеть собой и соблюдать ритуал, то вся Поднебесная придет к гуманности". Он полагал, что вся полнота власти в стране должна принадлежать императору - " сыну неба". " Император, - го­ворит Конфуций, - это отец народа, а народ - его дети". Конфуций опирался на культ предков и считал необходимым сохранение традиций и устоев (ритуалов), соблюдение старинных обрядов - церемоний, за­крепление в общественной жизни старых норм. Он не проявил особого интереса к философским проблемам бытия, его учение - это прежде всего свод правил, моральных устоев, в основе которых лежал культ по­слушания старшим по возрасту и должности, идеализация древности.

Во II-I вв. до н. э. учение Конфуция становится господствующей идеологией правящих классов. Его личность окружается ореолом свя­тости, в его честь начинают строиться храмы. В III в. до н. э. Конфуций был канонизирован, на основе его учения и древних религиозных веро­ваний возникает конфуцианство как религиозная система, освещающая идею тотального господства и подчинения. Основное содержание конфу­цианства - это обожествление императора и освящение его власти, император почитается как наместник бога на Земле. Эта религия заимствовала из древних верований многих богов и духов, число которых все время пополнялось за счет обожествления отдельных исторических лич­ностей. Все боги делились на категории: высшая включала верховное бо­жество, Владыку Земли и умерших предков императора. В среднюю ка­тегорию входили боги солнца, луны, грома, дождя, ветра, Конфуций и 188 правителей прошлого, в низшую - боги войны и огня, местные духи земли, рек, покровители городов.

Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховно­го жреца выполнял император, общение с мелкими божествами было привилегией государственных чиновников, так называемого " ученого сословия". Чиновники досконально знали конфуцианскую литературу: это было основным критерием при отборе их на службу, именно они ­главные хранители конфуцианских заповедей. Таким образом, государ­ство и конфуцианская религия становятся единой

 

 

политико-администра­тивно-идеологической системой, сутью которой было стремление закре­пить старые общественные нормы, добиться полного послушания народа и почитания им верховной власти. Эта идея наложилась на издревле су­ществовавшие в Китае идеи беспрекословного подчинения старшим и соблюдения старинных норм: еще во II в. до н. э. нарушение этих тради­ций каралось превращением в государственных рабов как самого нару­шителя, так и членов его семьи. С развитием конфуцианства идет выра­ботка критериев для оценки всех поступков, от бытовых до государст­венных. Так, от мужчин требовалось неукоснительное выполнение обя­занностей, несение службы, подчинение главе рода. Женщина должна быть всегда смиренна и послушна мужу, свекру и свекрови, ее главная обязанность определялась как служение мужу, усердие в труде и про­должение рода. От нее не требовалось выделяться талантами, умом, красноречием или остроумием, не требовалось ни привлекательности, ни красоты. Идеал женщины - покорная жена, готовая следовать за мужем  даже в могилу.

Строгой была регламентация быта древних китайцев. Так, торгов­цам и ростовщикам запрещалось одеваться в парчевые и шелковые одежды, носить оружие, ездить в колеснице и верхом. Это было правом земельной аристократии, но даже и они - самые знатные люди в стра­не не были полновластными хозяевами своих судеб: в любое время по  указанию императора их могли переместить из одного имения в дру­гое, лишить имущества, а то и жизни.

Нa рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм возникший в Индии В VI в. до н. э. Согласно буддизму жизнь есть цепь бесконечных перерождений, при этом оставаясь всегда злом и страданием. Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни, от  всех желаний. Дух вечен, полагали буддисты, материя же имеет начало и конец. Материальный мир не существует самостоятель­но лишь про явление мистического духа. К IV в. н. э. буддистская церковь в Китае становится большой экономической, политической и рели­гиозной силой, мощной церковной организацией, объединяющей десят­ки тысяч буддийских храмов и монастырей, сотни тысяч монахов и мо­нахинь. В дальнейшем, однако, буддизм, так же как и даосизм, уступит место  конфуцианству.

 Характерно, что все религиозные системы Китая имели много обще­го: всем им было присуще почитание старших и предков, культ послуша­ния, идеи " недеяния", пассивного, созерцательного отношения к дейст­вительности. Человек как личность не представлял самостоятельной ценности, общество жило по принципу: " личное - ничто перед государ­ственным и коллективным".

Современные представления ученых о религиозной и духовной жизни Древнего Китая основаны на письменных источниках, некоторые из них были составлены в глубокой древности. Известно, что уже в ХV в. до н. э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывающая более 2000 иероглифов. К началу I  тыс. до н. э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы – «Книга  песен", содержащая более 300 песен и стихов, и " Книга пере­мен".

Китайцы очень долго писали на шелке натуральным красками, на рубеже н. э. изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли из тряпья и коры. Количество иероглифов в этот период превысило уже 3 тыс. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры: так, во II в. н. э. число иероглифов составляло более 10 тыс., в III в. н. э. - более 18 тыс. В это время было введено еди­нообразное для всей страны письмо, которое впоследствии и легло в ос­нову китайской письменности. Тогда же были составлены и первые сло­вари. При императорских дворах создаются обширные библиотеки.

 

Наиболее известными поэтами того времени были Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь. Они продолжали традиции первого ве­ликого поэта Китая Цюй Юаня, основоположника китайской поэзии, ко­торый жил в IV - III вв. до н. э.

Особенно популярна была поэзия Тао Юань Миня, понятная и близкая простому народу:

В мире жизнь человека не имеет корней глубоких.

Упорхнет она, словно над дорогой легкая пыль....

...

…Я ж хочу одного - чтобы старости вовсе не знать,

Чтоб родные мои собрались под единою крышей,

Каждый мой сын и внук - все друг другу спешат помочь,

Чтоб кувшин и струна целый день пребыв али со мною,

Чтобы в чаре моей никогда не скудело вино,

Чтоб, ослабив кушак, наслаждался радостью полной,

И попозже вставал, и пораньше ко сну отходил....

 

Первым известным историком Китая был Сым Цянь, автор" Исто­рических записок". Его стиль и метод изложения стали предметом рев­ностного подражания, как это обычно было в Китае.

Знаменитыми поэтами первых веков н. э. Китая были Цао Цао, Цао Пи, Цао Чжи, Цзи Кан, Жуань Цзи.

На первые века нашей эры приходится и расцвет живописи и вая­ния, который многие исследователи связывают с буддизмом: в буддий­ских храмах помещалось множество статуй различных божеств и свя­тых. Особенно были развиты живопись тушью на бумаге, шелке, а также искусство фресок.

Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых зер­кал, украшенных очень тонкой резьбой, уже во II тыс. до н. э. получила развитие резьба по нефриту и кости. Совершенствовалась художествен­ная керамика, тем самым подготовляя почву для производства в IV в. н. э. фарфора. Великолепны также разнообразные лаковые изделия, из­вестные далеко за пределами Китая.

Интересна и необычна архитектура Китая. Уже в I тыс. до н. э. китайцы умели строить здания в два-три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз (пагода). Самыми известными являются пагода Сун-юэ-сы в Хэнани (523 г. ), " Большая пагода диких гусей" (Да-янь-та) в Сиане (основана в 622 г., перестроена в 701-704 гг. )

Пагоды возводились из разных материалов: деревянная пагода в храме Фо-гун-сы (1056 г. ), кирпичная пагода Бай-ма-сы (1175 г. ). Наиболее известна 13-этажная железная пагода в Танъяне (Х-ХI ВВ. ). Этот тип строения был основным в Китае в течение многих веков - вплоть до самого последнего времени. Знаменит храмовый ансамбль " Храм неба" в Пекине (1420 г., перестроен в 1743 г. ). Главное здание - " Храм молитвы за годовую жатву" - деревянное, круглое в плане, расположено на трехступенчатой мраморной террасе. Крыша покрыта синей черепицей. Недалеко от храма находится " Алтарь неба" (ХУI в. ). В III в. до н. э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек. Время, когда страна объединилась в единое централи­зованное государство (221-207 гг. до н. э. ), ознаменовалось строительством основной части Великой китайской стены, которая частично сохранилась до нашего времени.

 

Успехам в архитектуре способствовало развитие математики. Уже в V в. до н. э. древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, В I в. н. э. был создан трактат " Математика в девяти главах ", суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел. Древним китайцам принадлежат и многие  технические изобретения: в III в. до н. э. - магнитный прибор, прародитель компаса, на рубеже нашей эры - водяная мель­ница, машина-насос, поднимающая воду на поверхность земли, первый сейсмограф.

Активно развивалась астрономия. Уже во II тыс. до н. э. китайцы делили год на 12 месяцев, месяц - на четыре недели. С V в. до н. э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. В IV в. до н. э. ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил.

В 28 г. до н. э. китайцы впервые в истории человека описали пятна на Солнце; еще через два века астроном Чжан Хэн создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел.

Значительных успехов достигла и медицина. В I в. н. э. был составлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии.

Уже во II тыс. до н. э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, и др. В I тыс. до н. э. появляются трактаты о музыке, создается

специальная придворная служба, в ведении которой находилось обуче­ние музыкантов и танцоров, наблюдение за исполнением песенной и танцевальной музыки и руководство ею. Таким образом, даже эти сферы культуры, наименее других поддающиеся регламентации, были в Древ­нем Китае регламентированы и подвластны государству.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.