|
|||
Культура Древнего КитаяСтр 1 из 2Следующая ⇒
Культура Древнего Китая Китай - самая большая из обособленных и самая обособленная из известных цивилизаций. Жители Древнего Китая - одного из первых государств на Земле - создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь - это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил - Света и Тьмы. В этот древнейший (две тысячи лет до н. э. ) период китайцам так же, как и другим народам, был свойственен культ природы: они поклонялись духам гор, земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра и др. Этим духам молились, приносили жертвы, к ним обращались с просьбами о хорошем урожае. Среди них выделялось главное " верховное" божество, стоящее над всеми духами и душами умерших людей. Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном неба, т. е. представителем бога на земле. Уже с ХIII в. до н. э. для обозначения царей применяются те же иероглифы, которыми прежде обозначалось только " верховное" божество. Очень сильным был также культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того - она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности, предметы утвари. В середине I тыс. до н. э. В Китае оформляются три главных идеологических направления, впоследствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы. Это были даосизм, учение Конфуция и буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае. Эти учения сыграли огромную роль в истории страны и продолжают оказывать важное влияние на жизнь китайцев и до сих пор. Одним из этих учений был даосизм, основатель которого мудрец Лао-Цзы, автор " Книги о дао и дэ", жил в Китае на рубеже VI - V вв. до н. э. Основная философская категория даосизма - это " дао" закон.. Весь мир, согласно даосизму, подчинен единому зак ону - дао. Дао - основа и источник всего существующего, а его определяющим признаком является естественность. Дао обеспечивает многообразие вещей и явлений в природе; природа - реальный мир - зависит от дао, а не от " божественной воли" или других сверхъестественных сил. Философский даосизм утверждал, что человек не в силах изменить естественный порядок вещей, поэтому удел человека - пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь дао. Итак, сторонники даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорuю " недеянuя". Эта теория - основной принцип даосизма. На базе философского даосизма в начале нашей эры возник религиозный даосизм. Его основу составило понятие " абсолютного дао", суть которого сводилась к следующему утверждению: жизнь - это иллюзия, смерть - это возвращение к дао - истинному бытию бессмертной души. В дальнейшем даосистская " наука о бессмертии" стала смесью шаманства, колдовства, астрологии и демонологии. В Китае создаются монастыри, в которых
жили десятки и сотни тысяч даосистских монахов; они получали доход от земель и от своей религиозной деятельности. Деятельность монахов и жрецов была чрезвычайно многообразной: они предсказывали судьбу, гадали (способов гадания было множество), занимались изгнанием злых духов, торговали заклинаниями и амулетами, определяли лучшие, т. е. свободные от " злых духов" мс' та для построек и могил, определяли дни и часы, благоприятные для какого-либо дела, свадеб, похорон, отправления в дорогу и пр. Веря, что душа умершего способна влиять на судьбу живых, жрецы и монахи старались задобрить ее хорошим местом для погребения тела, точным соблюдением всех обрядов на похоронах и пр. Религиозный даосизм так же, как и ранее философский, проповедовал идеи " недеяния" и «непротивления». В это же время - в конце VI - начале V вв. до н. э. в Китае возникает другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система Конфуцианство. Ее основателем был проповедник Кун-Фу-Цзы (551 - 479 гг. до н. э. ), известный в европейской транскрипции как Конфуций. Причину всех невзгод и беспорядков в обществе он усматривал в упадке нравственности людей, считая, что основными добродетелями человекa являются верность, послушание, почитание родителей и старших. Поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием, звучалa так: " почитание родителей и уважение к старшим является сущность жизни". Конфуций отстаивал строгое регламентирование обязанностей каждого члена общества соответственно его положению: " Если люди научатся владеть собой и соблюдать ритуал, то вся Поднебесная придет к гуманности". Он полагал, что вся полнота власти в стране должна принадлежать императору - " сыну неба". " Император, - говорит Конфуций, - это отец народа, а народ - его дети". Конфуций опирался на культ предков и считал необходимым сохранение традиций и устоев (ритуалов), соблюдение старинных обрядов - церемоний, закрепление в общественной жизни старых норм. Он не проявил особого интереса к философским проблемам бытия, его учение - это прежде всего свод правил, моральных устоев, в основе которых лежал культ послушания старшим по возрасту и должности, идеализация древности. Во II-I вв. до н. э. учение Конфуция становится господствующей идеологией правящих классов. Его личность окружается ореолом святости, в его честь начинают строиться храмы. В III в. до н. э. Конфуций был канонизирован, на основе его учения и древних религиозных верований возникает конфуцианство как религиозная система, освещающая идею тотального господства и подчинения. Основное содержание конфуцианства - это обожествление императора и освящение его власти, император почитается как наместник бога на Земле. Эта религия заимствовала из древних верований многих богов и духов, число которых все время пополнялось за счет обожествления отдельных исторических личностей. Все боги делились на категории: высшая включала верховное божество, Владыку Земли и умерших предков императора. В среднюю категорию входили боги солнца, луны, грома, дождя, ветра, Конфуций и 188 правителей прошлого, в низшую - боги войны и огня, местные духи земли, рек, покровители городов. Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жреца выполнял император, общение с мелкими божествами было привилегией государственных чиновников, так называемого " ученого сословия". Чиновники досконально знали конфуцианскую литературу: это было основным критерием при отборе их на службу, именно они главные хранители конфуцианских заповедей. Таким образом, государство и конфуцианская религия становятся единой
политико-административно-идеологической системой, сутью которой было стремление закрепить старые общественные нормы, добиться полного послушания народа и почитания им верховной власти. Эта идея наложилась на издревле существовавшие в Китае идеи беспрекословного подчинения старшим и соблюдения старинных норм: еще во II в. до н. э. нарушение этих традиций каралось превращением в государственных рабов как самого нарушителя, так и членов его семьи. С развитием конфуцианства идет выработка критериев для оценки всех поступков, от бытовых до государственных. Так, от мужчин требовалось неукоснительное выполнение обязанностей, несение службы, подчинение главе рода. Женщина должна быть всегда смиренна и послушна мужу, свекру и свекрови, ее главная обязанность определялась как служение мужу, усердие в труде и продолжение рода. От нее не требовалось выделяться талантами, умом, красноречием или остроумием, не требовалось ни привлекательности, ни красоты. Идеал женщины - покорная жена, готовая следовать за мужем даже в могилу. Строгой была регламентация быта древних китайцев. Так, торговцам и ростовщикам запрещалось одеваться в парчевые и шелковые одежды, носить оружие, ездить в колеснице и верхом. Это было правом земельной аристократии, но даже и они - самые знатные люди в стране не были полновластными хозяевами своих судеб: в любое время по указанию императора их могли переместить из одного имения в другое, лишить имущества, а то и жизни. Нa рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм возникший в Индии В VI в. до н. э. Согласно буддизму жизнь есть цепь бесконечных перерождений, при этом оставаясь всегда злом и страданием. Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни, от всех желаний. Дух вечен, полагали буддисты, материя же имеет начало и конец. Материальный мир не существует самостоятельно лишь про явление мистического духа. К IV в. н. э. буддистская церковь в Китае становится большой экономической, политической и религиозной силой, мощной церковной организацией, объединяющей десятки тысяч буддийских храмов и монастырей, сотни тысяч монахов и монахинь. В дальнейшем, однако, буддизм, так же как и даосизм, уступит место конфуцианству. Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего: всем им было присуще почитание старших и предков, культ послушания, идеи " недеяния", пассивного, созерцательного отношения к действительности. Человек как личность не представлял самостоятельной ценности, общество жило по принципу: " личное - ничто перед государственным и коллективным". Современные представления ученых о религиозной и духовной жизни Древнего Китая основаны на письменных источниках, некоторые из них были составлены в глубокой древности. Известно, что уже в ХV в. до н. э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывающая более 2000 иероглифов. К началу I тыс. до н. э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы – «Книга песен", содержащая более 300 песен и стихов, и " Книга перемен". Китайцы очень долго писали на шелке натуральным красками, на рубеже н. э. изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли из тряпья и коры. Количество иероглифов в этот период превысило уже 3 тыс. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры: так, во II в. н. э. число иероглифов составляло более 10 тыс., в III в. н. э. - более 18 тыс. В это время было введено единообразное для всей страны письмо, которое впоследствии и легло в основу китайской письменности. Тогда же были составлены и первые словари. При императорских дворах создаются обширные библиотеки.
Наиболее известными поэтами того времени были Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь. Они продолжали традиции первого великого поэта Китая Цюй Юаня, основоположника китайской поэзии, который жил в IV - III вв. до н. э. Особенно популярна была поэзия Тао Юань Миня, понятная и близкая простому народу: В мире жизнь человека не имеет корней глубоких. Упорхнет она, словно над дорогой легкая пыль.... ... …Я ж хочу одного - чтобы старости вовсе не знать, Чтоб родные мои собрались под единою крышей, Каждый мой сын и внук - все друг другу спешат помочь, Чтоб кувшин и струна целый день пребыв али со мною, Чтобы в чаре моей никогда не скудело вино, Чтоб, ослабив кушак, наслаждался радостью полной, И попозже вставал, и пораньше ко сну отходил....
Первым известным историком Китая был Сым Цянь, автор" Исторических записок". Его стиль и метод изложения стали предметом ревностного подражания, как это обычно было в Китае. Знаменитыми поэтами первых веков н. э. Китая были Цао Цао, Цао Пи, Цао Чжи, Цзи Кан, Жуань Цзи. На первые века нашей эры приходится и расцвет живописи и ваяния, который многие исследователи связывают с буддизмом: в буддийских храмах помещалось множество статуй различных божеств и святых. Особенно были развиты живопись тушью на бумаге, шелке, а также искусство фресок. Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбой, уже во II тыс. до н. э. получила развитие резьба по нефриту и кости. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву для производства в IV в. н. э. фарфора. Великолепны также разнообразные лаковые изделия, известные далеко за пределами Китая. Интересна и необычна архитектура Китая. Уже в I тыс. до н. э. китайцы умели строить здания в два-три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз (пагода). Самыми известными являются пагода Сун-юэ-сы в Хэнани (523 г. ), " Большая пагода диких гусей" (Да-янь-та) в Сиане (основана в 622 г., перестроена в 701-704 гг. ) Пагоды возводились из разных материалов: деревянная пагода в храме Фо-гун-сы (1056 г. ), кирпичная пагода Бай-ма-сы (1175 г. ). Наиболее известна 13-этажная железная пагода в Танъяне (Х-ХI ВВ. ). Этот тип строения был основным в Китае в течение многих веков - вплоть до самого последнего времени. Знаменит храмовый ансамбль " Храм неба" в Пекине (1420 г., перестроен в 1743 г. ). Главное здание - " Храм молитвы за годовую жатву" - деревянное, круглое в плане, расположено на трехступенчатой мраморной террасе. Крыша покрыта синей черепицей. Недалеко от храма находится " Алтарь неба" (ХУI в. ). В III в. до н. э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек. Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221-207 гг. до н. э. ), ознаменовалось строительством основной части Великой китайской стены, которая частично сохранилась до нашего времени.
Успехам в архитектуре способствовало развитие математики. Уже в V в. до н. э. древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, В I в. н. э. был создан трактат " Математика в девяти главах ", суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел. Древним китайцам принадлежат и многие технические изобретения: в III в. до н. э. - магнитный прибор, прародитель компаса, на рубеже нашей эры - водяная мельница, машина-насос, поднимающая воду на поверхность земли, первый сейсмограф. Активно развивалась астрономия. Уже во II тыс. до н. э. китайцы делили год на 12 месяцев, месяц - на четыре недели. С V в. до н. э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. В IV в. до н. э. ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил. В 28 г. до н. э. китайцы впервые в истории человека описали пятна на Солнце; еще через два века астроном Чжан Хэн создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел. Значительных успехов достигла и медицина. В I в. н. э. был составлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии. Уже во II тыс. до н. э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, и др. В I тыс. до н. э. появляются трактаты о музыке, создается специальная придворная служба, в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров, наблюдение за исполнением песенной и танцевальной музыки и руководство ею. Таким образом, даже эти сферы культуры, наименее других поддающиеся регламентации, были в Древнем Китае регламентированы и подвластны государству.
|
|||
|