|
|||
3.Этапы становления региональной политики за рубежом.
Выделяют следующие этапы становления региональной зарубежной политики: 1. 30-е годы XX века - приняты первые программы помощи отдельным старопромышленным и слаборазвитым территориям, наиболее пострадавшим в результате кризиса 1929-1933 годов. Эти программы были приняты в США и Великобретании. 2. 40 - 50-е годы XX века - очередной экономический кризис в послевоенное время обострил социально-экономические проблемы большинства европейских стран, что привело к расширению перечня террторий, практикующих региональные мероприятия (Франция, Бельгия, ФРГ). 3. 60-начало 70-х годов XX века - формируется целостная система региональной политики стран Запада. Наряду с решением проблем дипрессионных городских агломераций (перегретых регионов). Специалистами выделены следующие общие черты, характерные для данного периода: 1. Упор на развитие инфроструктуры и ее подтягивание до общенациональных стандартов (транспорт, связь и т. д. ). 2. Ограничение роста концентрации производства и населения в перегретых регионах. 3. Активное использование производственного потенциала государственных и подконтрольных государству предприятий. 4. Использование в качестве ключевого элемента региональной политики многочесленных региональных стимулов. 5. Периодические реформы региональной политики, когда периоды относительного ослабления ее влияния чередовались с годами повышенной активности в этой области государственного регулирования. 6. Середина 70-х годов - до 1993 года (ЕС) - на этом этапе действуют 2 разнонаправленные тенденции: а) активизировалась деятельность местных органов власти, напправленная на реализацию специфических целей развития местных сообществ (Европейская хартия о МСУ); б) предпосылки для проведения принципиально новой наднациональной политики по регулированию регионального развития в рамках ЕС. На этом этапе наблюдается снижение расходов на государственную региональную политику, а также ее качественные изменения, а именно: - сдвиг от использования автоматических инструментов к применению адресных мер; - переорентация политики на стимулирование малых фирм сферы услуг и научно-инновационной деятельности; - смещение приоритетов от практики перераспределения между между регионами доходов и трудовых ресурсов к стимулированию структурных преобразований в самих регионах с целью формирования потенциала для экономического роста региона в целом; - рост влияния европейской комиссии на региональную политику отдельных стран-членов ЕС; - 1993 год - настоящее время - характеризуется превращением Европынациональных государств в Европу регионов. Необходимо отметить, что, несмотря на расширение самостоятельности территориальных органов власти, конечные результаты региональных мероприятий определились значением центральных органов ЕС, выступающих гарантом соблюдения прав, как населения отдельных территориальных образований, так и общества в целом. Деятельность государства в сфере региональной политики не является однозначно эффективной. Основные причины неудач: 1) несоответствие между объемом закрепленных полномочий и источниками их финансирования для органов власти разных уровней; 2) несовершенство критериев оценки эффективности деятельности органов власти; 3) вероятность достижения результатов, отличных от поставленных; 4) неравномерное распределение ресурсов.
|
|||
|