Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Классификация благ



 

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов.

Нужды людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах, услугах, называ-ют потребностями. Наличие потребностей побуждает людей к активной деятельности, к достижению определенного уровня благосостояния. Именно удовлетворение потребностей является побудительной силой таких экономических процессов, как производство, накопление, инновации, предпринимательство. Человеческие потребности включают не только индивидуальные нуж-ды, но и потребности семьи, социальной группы, производственного коллектива, населения, народа, государства. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении. Это явление может быть названо законом возвышения потребностей. Возвышение, а не увеличение означает не только количественный рост, а качественное изменение потребностей людей.

Потребности, являясь движущей силой производственной деятельности, могут быть удовлетворены при помощи благ. Благо это предметы материального мира и духовные ценности, способные удовлетворить наши потребности. Все блага делятся на свободные и экономические. Свободные блага это блага, которые не обладают относительной редкостью на данном этапе развития общества и экономических отношений. Примерами свободных благ могут быть воздух, вода в реке, лесная поляна и т. д

Экономические блага это вещи, которые обладают относительной редкостью. Потребность в них больше, чем возможность предоставить и (или) произвести. Экономические блага являются объектом собственности. По их поводу возникают отношения собственности. Они обладают ценой, и мы можем их называть товаром или услугой. При их производстве, как правило, возникают экономические издержки. Примерами экономических благ могут служить: продукты питания, автомобили, книги, услуги образования и т. д. Экономические блага по количеству потребителей делятся на частные (индивидуальные) и общественные. Частные блага потребляются индивидуумом, который платит за него, в зависимости от того, какую пользу оно ему приносит. Таким образом, для человека важное значение имеет цена товара или услуги. Если индивидуум потребляет частное благо, то автоматически другие члены общества лишаются возможности потребить его. Примерами частных благ являются ваши личные вещи, жилье, услуги парикмахерской и т. д. Общественное благо это благо, которое потребляется коллективно. Чаще всего общественное благо существует в форме услуг. Примерами общественных услуг могут быть: обеспечение внутреннего порядка в государстве, национальная безопасность, благоустройство населенных пунктов, маяки в море и т. д. Если человек потребляет общественное благо, то другие люди могут потребить его в том же количестве. Количество потребляемых общественных благ не зависит от размера оплаты. Поэтому общественные блага порождают проблему < безбилетника>, которая выражается в том, что люди стараются не оплачивать потребление общественных благ. По этой причине общественные блага производятся правительством, а не коммерческими фирмами. Оплата общественных благ производится через систему налогообложения.

Для производства экономических благ необходимы ресурсы. Ресурсами называются блага второго порядка, которые не удовлетворяют потребности человека, а могут быть использованы для производства конечных товаров и услуг. Ресурсами являются металл, участок земли, электроэнергия, ткань, рабочая сила и многое другое. Все ресурсы обладают фундаментальным свойством - ограниченностью. Ограниченность ресурсов носит относительный характер. Ресурсов не хватает не потому, что на нашей планете ограничено количество топлива, минералов, воды, лесов, земли и т. д. Относительный характер ресурсов проявляется вместе с безграничностью потребностей. Образно можно сказать, что потребности увеличиваются в геометрической прогрессии, а ресурсы в арифметической прогрессии. Например, человечество изобретает все новые виды энергии, а потребность в ней не позволяет избавиться от ее дефицита. Наряду с относительной ограниченностью ресурсов существует и абсолютная (или физическая). Действительно, большинство природных ресурсов не возобновляемы, т. е. исчерпаемы.

Ресурсы, участвующие в процессе производства, называются факторами производства. Многообразные факторы производства можно сгруппировать. Таким образом, выделяем пять факторов производства: труд, капитал, земля, информация, предпринимательские способности. Любой процесс производства (добыча нефти, выпуск автомобилей, предоставление бытовых услуг и т. д. ) возможен при наличии всех факторов производства. Владельцы факторов производства получают доход. Размер дохода зависит от производительности ресурса, его редкости, спроса на конечный результат производства. Рассмотрим особенности каждого фактора производства.

Труд - это физические и интеллектуальные способности человека, участвующего в процессе производства. Производительность труда во многом зависит от условий жизни человека. Поэтому труд рассматривается не только как экономическая, но и социальная категория. Владелец труда получает доход в виде заработной платы.

Капитал - это результат труда, способный к самовозрастанию стоимости. Капитал это ресурс участвующий длительное время в процессе производства. Владелец капитала получает доход в виде ссудного процента.

Земля это фактор производства, который, с одной стороны представляет природные ресурсы, с другой стороны, для экономики он важен как пространственный ресурс. Владелец земли получает доход в виде земельной ренты.

Информация это ресурс, который участвует в процессе производства в виде знаний о технологии, управлении и организации, рыночной среде и т. д. Владелец информации получает доход в виде информационной ренты.

Под предпринимательскими способностями понимается способность создавать на основе открытий в области техники, технологии, управления новые производства, вкладывать капитал и развивать разные сферы экономической деятельности.

Выделяются четыре функции предпринимателя:

1) проявление инициативы в соединении всех факторов производства в единый процесс производства;

2) принятие стратегических решений по определению основных направлений деятельности предприятия;

3) новаторство - внедрение на коммерческой основе новых продуктов, технологий, методов организации бизнеса;

4) риск потери вложенного капитала, времени, труда, деловой репутации вследствие неопределенности развития рынка.

Предпринимательские способности можно развить. Доходом предпринимателя является прибыль.

Экономические блага,
· долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, видеофильмы и т. д. ), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т. п. ).
· взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд — самолет — автомобиль), сферы досуга (кино — театр — цирк) и т. д. Примерами комплементарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага.
· настоящие, находящиеся в непосредственном распоряжении экономического субъекта, и будущие – создание которых ожидается.
· материальные и нематериальные;
· общественные и частные;
· прямые и косвенные;
· предметы потребления и средства производства.

Материальные блага результат функционирования матери­ального производства (промышленности, сельского хозяйства, строи­тельства и т. д. ): это здания, машины, продукты питания одежда, спортивные товары, бытовая техника и т. д.

Нематериальные блага (услуги) блага, существующие в форме деятельности; обучение, лечение, транспортное, бытовое, ком­мунальное обслуживание населения и т. д. Принципиальное отли­чие нематериальных благ от материальных состоит в том, что по­треблению материальных благ предшествует процесс их создания; эти два процесса разделены как во времени, так и в пространстве. Производство услугестьв то же время их потребление, т. е. временного разрыва здесь, как правило, нет.

Общественные блага блага, находящиеся в общем, коллек­тивном потреблении: национальная оборона, охрана общественного порядка, службы санитарно-эпидемиологического контроля, уличное освещение и т. д. Отличительными чертами общественных благ яв­ляются неизбирательность и неисключаемость их из потребления.

 

Классификация благ

Так как человечество не может существовать не потребляя, основным вопросом ОЭТ является вопрос производства. Производство обусловлено неиссякаемыми челов еческими потребностями, которые необходимо удовлетворять. Потребности человека различны - для их удовлетворения необходимы какие-либо блага, классификацию которых мы рассмотрим ниже. Чтобы произвести какое-либо благо, человек должен затратить какие либо ресурсы. Таким образом, понятия классификации блага, ресурсов и потребностей тесно взаимосвязаны. Рассмотрим их классификацию отдельно, чтобы затем сделать общий вывод для понимания предмета исследования производства в экономике в целом.

Не все блага являются объектом экономической деятельности людей. Некоторые блага (например, воздух) существуют «свободно» в природе в достаточном количестве для удовлетворения потребностей. Экономическое благо - ограниченное благо, т. е. благ не хватает по отношению к потребностям.

Способность какого-либо предмета удовлетворять определенную потребность еще не делает его благом. Эта способность должна быть осознана человеком.

Благо - это любая полезность, удовлетворяющая определенную человеческую потребность.

Существует множество классификаций благ.

Классификация благ 11, с. 14-18:

1) материальные и нематериальные;

2) экономические и неэкономические;

3) общественные и необщественные;

4) настоящие и будущие. Первые находятся в непосредственном распоряжении экономического субъекта. Вторыми он сможет располагать лишь в будущем. Индивид предпочитает настоящие блага будущим. Из этого предпочтения во времени исходят различные теории дохода;

5) прямые и косвенные. Первые (потребительские блага) непосредственно удовлетворяют некоторую потребность, их не нужно преобразовывать. Косвенные блага (или производительные) удовлетворяют какую-либо потребность лишь как средство (строения, производственные сооружения, оборудование и т. д. ). Разграничение этих благ достаточно условно;

6) долговременные и краткосрочные. Последние могут удовлетворить данную потребность лишь один раз, т. е. они полностью потребляются в одном акте использования. Долговременные блага могут использоваться для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз, они потребляются постепенно;

7) взаимозаполняемые (комплиментарные) и взаимозаменяемые (субституты или заменители, или конкурирующие в употреблении). Взаимозаменяемые могут заменить друг друга в употреблении, взаимозаполняемые в состоянии удовлетворить некоторые потребности лишь в случае, если они используются вместе. Всякое экономическое благо находится в определенных отношениях заменяемости или дополняемости со многими другими благами.

1. Физиологические и сексуальные потребности в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, одежде, жилище, отдыхе и т д.

2. Экзистенциальные потребности — потребность в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребность в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума, а в сфере труда — в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и т. д.

3. Социальные потребности в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности.

4. Потребности в самоуважении, престиже — это признание достоинства, потребности в служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой оценке.

5. Личностные, духовные потребности выражаются в самоактуализации, самовыражении через творчество.

Первые два типа потребностей Маслоу называл первичными (врожденными), три остальных — вторичными (приобретенными). При этом процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому принцип иерархии называют также принципом доминанты (господствующей в данный момент потребности). Маслоу считал, что само удовлетворение не выступает мотиватором поведения человека: голод движет человеком, пока он не удовлетворен. Очевидно, что сила воздействия потребности (ее потенциал) есть функция от степени ее удовлетворения. Кроме того, интенсивность потребности определяется ее местом в общей иерархии.

 

 


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.