Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





 идея солнечного мифа.



 

                   Классицизм. Продолжение.

       Всё проще, чем с барокко, но своя заморочка есть. Классицистская эстетика в наиболее полном варианте выразилась в сфере театра. Именно там он достиг абсолютной конченности. Можно говорить о К в архитектуре, в изобразительном искусстве (Пуссен, Веласес).

 Классицизм в жанре мемуаров. Мемуарная литература 17-го века – Фуко, кардинал дер Реццио, то видно насколько холодным отточенным языком, чуть отстранённо (хотя люди находились в гуще событий – история с подвесками была позаимствована Дюма из мемуаров Фуко), холодный язык - язык классицизма.

С точки зрения важнейших моментов, теорию классицизма удобней рассматривать с точки зрения театра – это что-то вроде площадки, на которой авторы эпохи К авторы, работавшие на идеологию Ришелье, они дали конечные образцы на то, каким должен быть герой, каково идеальное пространство, идеальное общество и т. д. Театр К являет собой пролное противоречие театру Барокко, который полностью отвечает представлению о мире, как о субстанции, наполненном объектами, вещами, безпустотная субстанция. Сцена барокко – предельная насыщенность и машинерия, ощущение, что среди всего этого изобилия нет места актёра. Часть мест размещается прямо на сцене.

В противовес барочному причудливому театру, К театр из декораций имеется лишь т. н. «задник» - панорама. Могут быть дворцовые сады, природы, но не только это. Кроме задника на сцене присутствуют только актёры в костюмах. Классицизм обычно притягивают к античности, с одно стороны это правильно – вроде много античных героев и сюжетов, но. Античность, как таковая 17-й век не интересует вообще. Все персонажи, кто бы они ни были, Александр или Зевс, неизменно появляются в костюмах 17-го века. Интересует античный дух, как они его поняли. Кроме актёров нет ничег. Здесь принципиальная установка (триединство – места, времени и действия). Почему нужно изобржать только один промежуток времени, одно место и действие? Это способствует предельной концентрации зрителя на той проблеме, которая до них доносится. Проблема, как правило, одна – за всеми трагедиями и интригами взаимодействие героев и высшей власти. Всё остальное распыляется внимание зрителей. А основное предназначение – образовывать зрителя, делать его идеальным с точки зрения классицизма. Именно поэтому абсолютно пустая сцена, ничто зрителя не должно отвлекать.

Барочная игра несколько шокирует тем, что там всё время давят на форсаж – немеренная жестикуляция, мимика, постоянная героическая поза (в последствие, когда Наполеон встретится с Тольма, ведущим актёром Комеди Франсэз. Я самая трагическая личность эпохи, но где вы видели чтобы я вставал в позы и воздевал руки кнебесам? Будьте естественными. Наполеон всю жизнь отыгрывал героя, борящегося с роком). В классицизме другая крайность – там актёрская игра доведена до того, что игры, как таковой, практически нет. Герой в основном стоит и декламирует монологи. Если герой находится в состоянии сильнейшего волнения и стресса, он может сделать несколько шагов, если у него внутри всё порвано в клочки – могут быть расстёгнуты пуговички на камзоле). Они стоят глаза в глаза, близко не сближаясь, и бросают друг в друга эти монологи. Именно это является нормой. Эта статуарность способствует тому, что зритель (с точки зрения теоретиков классицизма) полностью сосредоточен на тексте, ибо больше ему сосредотачиваться не на чем.

Сужен язык. Язык жестов практически полностью отсутствует. Слова только благородные. Полновесные и благозвучные. Это приводит к двум результатам, с одной стороны тексты обладают своей холодной красотой, с другой стороны это несколько занудно. Есть единый текстовый ритм – практически эпическое построение текста. Выброшено всё, что определяется, как недостаточно благородное. Трагедия, как правило, предполагает смерть. Этой смерти вы никогда не увидите на сцене. Формально ребята берут клише античного театра (уходили умирать, а потом их тела демонстрировали на повозках). В греческих театрах не убивали в ритуальных соображениях – смерть это великое страшное таинство, театр посвящён Дионису, смерть должна представляться, как тайна. Для Классицистского театра смерть – это грубо. Героя ткнули ножом, или он сам ткнул, и он минут 15 декларирует, как ему плохо и т. д., не проявляя физических признаков того, что он умирает.

Ещё один момент (Буао говорит, что для К произведения главное – это не красота, а педагогический образовательный момент. Если красота мешает, то автор должен понизить красоту и повысить педагогику (занудность)). Если реальность фантастична, а вымысел более реалистичен, то нужно предпочесть вымысел, ибо фантастика может разбить общую концепцию.

Что зритель должен почерпнуть? Пространство К состоит из 3х частей – 1я часть сцены, где герои претерпевают все стахи опасения и т. д. Покой, есть только дверь к нему (глаз, который следит), короля, как правило нет, но он придёт и раздаст всем люлей. 3я – внешний мир.

Покой – это место, куда вроде герои и жаждут прорваться и боятся, но владыка – это сверхъестественное существо. Покой – это вход в мир божественный. Трагедия заключается, что в силу своего несовершенства они не могут туда попасть. Король оттуда выйти может, но они войти не смогут.

Король существо сверхъестественное. «Лишь явится Король». Враги сразу сдаются. Стихи умиротворяются и т. д. У короля традиционно фиксируется (лицо короля. Абсолютная скульптурная маска. Придворные могли понять, что король гневается только по одному – он бледнел). Средоточие силы – глаза. Магнетический взгляд.

(эмблема Короля-солнцы – диск с волосами-лучами, лицо. Часто на неё покупаются просто – солнце, Аполон и т. д. Другая составляющая – это медуза-горгона, которая каменит своим взглядом. У Л14-го взгляд был гаргонический – являясь к подданым, он умудрялся ни разу не мигнуть). Ощущение местообитания невиданной энергии, которая обязательно явится чтобы либо покарать, либо (реже), чтобы навести порядок. В традиции К мысль, что невиновных перед королём нет. (Если ты, собака, невиновен, то почему ты не остался со мной и не дал себя казнить? Иван Грозный Курпскому. Сталин терпеть не мог, когда ему кто-то писал, что он невиновен. Невиновных по определению нет).

Пространство внешнего мира. Главных героев от второстепенных можно отличить по способности передвигаться. Активно передвигаются персонажи второго плана – слуги и т. д. В преддверии особое пространство, что как будто только здесь и могут существовать главные герои. Что их держит здесь? Как правило они знают, что ни к чему хорошему торчание здесь оно не приведёт – вернётся владыка и это будет для них печальным концом. Но при это они не порываются, они отвергают все предложения покинуть это пространство. Это очень классицистская черта. Для них принять смерть легче, чем отдалиться от источника этой невероятной силы. Ощущение, что только в ареале этой силы они могут жить. Их трагедия заключается, что они ушли давно от вех остальных персонажей, намертво связаны с силой, которую излучает государь, но они не могут раствориться в государе, стать настолько совершенными, в этом трагедия. Когда в преддверии происходит конфликт, то, как правило, он арранжируется борьбой или интригой. Борьбой за внимание короля и т. д. Когда это читаешь, то начинает казаться, что душат и давят они друг друга только потому, что для двоих здесь мало места. Физически существовать невозможно. Пространство абсолютно довлеет в классцизме. Время, не смотря на требование единства времени, не течёт. Герой классцизма, как правило, во времени не изменяется. Герои меняются вне зависимости от течения времени, только в зависимости от того, насколько к ним приближается или удаляется власть.

Во владыке главное – это сила, абсолютное чувство того, что он несёт в себе высшую правоту. Он гарант высшего космического порядка. Особенно это распространено на женских персонажей. Если она влюбляется, становится всё более женственной – это потеря статуса.

       (Король в общественной жизни и король в узком кругу – это были две разные жизни). Король должен соответствовать, если соответствует, то что бы он ни сделал – это высшая эмоция.

       Резюмируя тему театра, получается стройная схемка мироздания – в центре король (не в феодальном значении, не тот король, который был на протяжении средневековья – монарх, который окружён аристократией, высшим духовенством, которые способно воздействовать на его решение, он ограничен законами. Он встречается с народом, моет раз в год ноги нищему, как Иисус Христос. Этот король другой. Классицистский король – абсолютно дистанцирован. Это чистая энергия, точка исхождения силы. Король абсолютно удаляется и возносится над всеми, именно это подчёркивает его сверчеловеческий статус. Именно это подчёркивается, когда король долго не появляется. Этот король и все остальные по степени своего несовершенства. Несовершенны все, высшая степень несовершенства, которая позволяет осуществлять служение королю. Другая –человек может считать себя верным поданным, не может ощущать полностью проблему. «Так пусть бы умер, зачем ему жизнь», если не соответствует. Эта схема была постоянно в сознании Л14, когда он завершал дело, начатое Ришелье. Действительно завершил он его с блеском.

       Людовик был человеком неоднозначным. Разным людям, которые о нём писали, позволяло говорить о нём по-разному. Одни говорили о нём, как о гении. У других он появлялся недалёким, с плохим образованием, страшного тирана и т. д. Где тут истина? ( Филипп Боссан «Людовик 14, король-артист»). «Его не учили ничему, кроме танцев и игры на гитаре» - цитата Вольтера. В последствие сам Людовик любил эту тему педалировать, но с конкретной целью – сам себя изваял. Детство короля прошло в неспокойной обстановке – когда ему было 3 он потерял отца, это было концом стабильности Франции – Ришелье ушёл на несколько месяцев раньше. Когда король явился к постели умирающего кардинала, тот сказал «чтобы указать вам путь, ваше величество». Регентшей стала Анна Австрийская. Была девушкой своенравной, которую колбасили на протяжении предыдущего царствования, она решила разгуляться. Этому поспособствовал кардинал Мазарини, который стал её фаворитом. Мазарини не был совсем непритязательной фигурой, как его изображал Дюма. Мазарини был человек без роду безплемени (в юности по легенде был лакеем), человек умный, с некоторым маргинальным сознанием. Не способствовал тому, чтобы получить авторитет. Казнакрад был выдающийся. При этом держал двор в езовых рукавицах. Вспоминают, что Л в детстве вынужден был спать на простынях с дырами, в которые пролезали ноги. Была война. Это сказалось на образовании. Но короля всё же учили – история, география, представление об экономике, биографии Плутарха. Знал испанский, латынь фрагментарно. До первой влюблённости (племянница Мазарини Марина Манчини), девушка его образовала. Полусладко-полукисло. Король получил полный набор обязательных придворных моментов – владение шпагой, верховая езда, танц, физические упражнения. Король наиболее выдающихся танцовщиков своей эпохи. Получил музыкальное образование (но не такое, как у папы) лютню король освоил. Но тут затык – отзанимавшися 3 года лютней, решил играть на гитаре. Для 17-го века это инструмент простонародный, тем не менее Мазарини выписывает ему из Испании одного из самых крупных специалистов. Почему важна гитара? Это один из первых проблесков того, что король стремиться поставить на своём. Он стремиться ваять свою жизнь так, как он этого елает и это видит. Нельзя правда сказать, что он был бунтовщиком. Он, до смерти Мазарини. Он находился на вторых ролях. Иногда, в незначительных моментах, он делался абсолютно несгибаемым. В остальном это был юноша, который не показывал своих мыслей, он до конца слушался Мазарини, трудно сказать, как он к нему относился, при этом, то ли он отдавал ему должное то ли долг такой.

       Всё началось развиваться стремительно после смерти кардинала. Вроде бы он не проявлял талантов об управлении государством. Все думали, что после смерти Мазарини, начнётся третья инкарнация картинки «король-первый министр». Но случилось неожиданное. Есть легенда, что Мазарини, боясь за своё огромное состояние, у него огромная семья, он совершил шаг конём. Он завещал это состояние Людовику. Он понимал, что Людовик не примет. По легенде умирающий Мазарини, расстроившись сказал «я дам вам нечто ценнее – совет. Никогда не берите первого министра». На следующий день Л собирает министров. Он увольняет их, что будет вызывать их, когда они понадобятся. (18 лет) Без его ведома не подписывался даже ни один загранпаспорт. Фантастическая работоспособность. Изнурял себя физическими упражнениями, любил поесть, амурные приключения. Он был зодчий самого себя, эта скульптура удалась ему с великолепным мастерством, превзойдя всех художников своего времени. Это быстро отлилось у него в определённую последовательность действий. Быстро у него возникает

 идея солнечного мифа.

            Говорят, что на это мог повлиять один из балетов. В 17м веке – это не совсем то, что мы видим сейчас на сцене Большого театра, когда 2-3 часа перед нами танцуют. Балет – это постановка, куда вкрапляются танцы. Блает продолжался 19 часов. Людовик играл Феба-Аполлона. Другой вариант – праздник карусели (сейчас «площадь каруселей» в Париже). Это костюмированное действие, у короля была эмблема солнца. Как он пришёл к идее, вопрос второй. Как она проходит этапы своего становления? В результате миф «Короля солнца» оказал такое влияние на всю европу, так и на потомков. Без фигуры Л14 всё здание последующей европейской культуры невозможно.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.