Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопросы для беседы.. Задание учащимся.. Первая мировая война.



 

Первая мировая война в судьбах народов мира: итоги, масштабы потерь и разрушений

Урок-суд, 10 класс


 


Учитель. Войны всегда были «спутниками» человечества. Они велись за обладание новыми территориями, за рынки сбыта и сферы влияния, за мировое господство и за достижения других целей. Люди не только привыкли к ним, но и давно уже научились вести страшную бухгалтерию войны, разделяя время своей истории на мирное и военное. Ученые подсчитали, что за прошедшие 50 веков народы пережили 14500 больших и малых войн, кроме того за все годы существования человечества только 300 лет были абсолютно мирными.

Статистика свидетельствует: с 1601 по 1700 в войнах погибло 3, 3 млн. Человек, с 1701 по 1800 — 5, 3 млн. Человек, с 1801 по 1913 – 5, 6 млн. Но 20 век породил новый тип войны — мировые, в которых принимали участие десятки стран и десятки миллионов людей, а это означает, что и число жертв в этих войнах постоянно росло. Все это свидетельствует о негативных последствиях любой войны, ведь войны приносят только горе: смерть, разруху, голод, увечья людей, эпидемии болезней. Поэтому на нашем сегодняшнем уроке мы должны раскрыть негативные последствия первой мировой войны, выяснить масштабы потерь и разрушений, определить число жертв во враждующих сторон. Устроим своеобразный суд над Первой мировой войной, для того, чтобы осознав опыт предыдущих поколений, не допустить его ошибок в наше время и сделать все возможное для сохранения мира и согласия на Земле в 21 веке. Вспомним обстановку, сложившуюся в мире вследствие событий 1914—1918 годов.

Вопросы для беседы.

1. Назовите годы Первой мировой войны? Каковы были причины и характер войны?

2. Какие блоки были образованы накануне войны? Назовите основные страны в них входили?

3. Перечислите битвы и Первой мировой войны, которые вам запомнились? Сколько в них погибло людей?

4. Докажите, что по своим масштабам эта война превзошла все предыдущие военные конфликты?

А следующие масштабы разрушений и последствий Первой мировой войны рассмотрим в виде суда

Задание учащимся.

На основе выступлений обвиняющей и защищающей сторон сделать выводы и ответить на проблемные вопросы:

1. Какими методами велась война? Как это повлияло на масштабы потерь и разрушений?

2. Какие страны понесли наибольшие людские потери:

а) среди военных?

б) среди гражданских?

3. Как изменилась карта мира в результате Первой мировой войны?

Ученики получили задание: в тетрадях разделить страницу на две части и на основе выступлений учащихся записывать отрицательные и положительные стороны войны; составить сравнительную таблицу потерь обеих сторон на войне.

Учитель объявляет участников судебного заседания судья — секретарь суда — адвокат — прокурор Первая мировая война — француз — англичанин — бельгиец — итальянец — русский — немец — статист —; американец —; экономист —

Все другие ученики могут с разрешения судьи выступать в качестве обвинителя или защитник. Прошу участников судебного заседания занять свои места и начать судебное заседание.

Секретарь суда. Встать! Суд идет!

Судья. Слушается дело № 3456 по обвинению Первой мировой войны. Она обвиняется:

— В вовлечении в военный конфликт 38 стран мира с населением более 1, 5 млрд. Человек (70% населения земного шара);

— В гибели 10 млрд. человек и ранении 20 млн. лиц:

— В растрате 359, 9 млрд. долларов золотом (прямые военные расходы – 208, 3 млрд. долларов, косвенные – 151, 6 млрд. долларов);

— В поражении народов Европы при ведении военных действий эпидемией испанки, в результате которого умерло 25 млн. Человек:

— В содействии развалу экономики ведущих стран мира (Германия, Россия);

— В несправедливом захвате чужих территорий воюющими сторонами;

— В неравномерном послевоенном развитии стран мира (Франция диктовала свою гегемонию в Европе, Англия в океанах, Япония — в ​ ​ Китае, а Германия и СССР оказались в изоляции);

— В неспособности обеспечить мирные межгосударственные отношения в послевоенный период (Версальско — Вашингтонская система была главной причиной, которая приблизила Вторую мировую войну).

Выясним лицо подсудимой. Подсудимая ваша полное название?

Первая мировая война. Первая мировая война 1914— 1918 рр.

Судья. Год рождения?

Первая мировая война. 1914, 28 июля, но тогда я еще неуверенно стояла на ногах. Но Август 1914 я выросла и начала действовать в полную силу.

Судья. Место рождения?

Первая мировая война.

Европа Сербия (28, 07. 1914 г.. ), Люксембург (2. 08. 1914 г.. ), Бельгия (4. 08. 1914р. )

Судья. Ваши родители?

Первая мировая война. Военные блоки: Антанта и Четверной союз.

Судья. Есть вопрос к подсудимой у государственного обвиняемая?

Прокурор. Нет.

Судья. У защиты?

Адвокат. Нет! Но прошу учесть все заслуги подзащитной на протяжении всей его жизни. Поскольку, ваша честь, названа лишь негативная сторона, о положительной речь не шла.

Судья. Суд все учтет. Подсудимая, признаете ли вы себя виновным в злодеяниях?

Первая мировая война. Не полностью. Ведь, если бы меня не было, то в ряде стран (Россия, Австро-Венгрия, Германия, Турция) не состоялись бы революции, приведшие к распаду империи и образования новых независимых государств в Европе — Польше, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии, Чехословакии, Венгрии, Австрии, Югославии. Это свидетельствует, что я дала волю многим народам Европы, освободила их от империалистического гнета. Разве этого мало?

Судья. Мы сейчас это выясним, пригласив сюда свидетелей от стран, участвовавших в войне. Приглашается представитель Франции. Свидетель, знаете ли вы, что ложные показания, извращение фактов, дат, главных исторических событий и понятий, повлияют на вашу оценку? (Эти слова судья говорит всех свидетелей).

 

Француз. Да, я знаю. Я буду говорить правду и только правду. Величайшие сражения в ходе войны шли на территории Франции: 11 департаментов потерпели жестокое разрушения. Замечательные сельскохозяйственные угодья, перепаханные миллионами артиллерийских снарядов, превратились в непригодную грязь, усеянную железом. Многочисленные фермы разрушены или сожжены. Более 2 млн. Человек оставили свое жилище, 3/4 из которых стали непригодными для жизни. Такая же участь постигла 23 тыс. Заводов и фабрик, где эти люди работали. Более 5, 5 тыс. Км. железных дорог и 48 тыс. км. шоссейных дорог было повреждено. Но хуже всего было то, что в результате войны Франция понесла страшные людские потери - почти 1, 4 млн. Ее солдат были убиты, еще 2 млн, 600 тыс. Ранены.

Судья. Приглашается свидетель Бельгии.

Бельгиец. Большинство территории Бельгии была оккупирована в течение четырех лет. Немцы вывезли из бельгийских заводов и фабрик все оборудование, ежегодно собирали зерно и другие продукты питания, переплавляли церковные колокола на пушки, расстреливали мятежников. Фландрия, единственная неоккупированную часть Бельгии, была уничтожена полностью в ходе боев, а ее самый старый город Ипр лежало в руинах. Более 500 тыс. Бельгийских солдат погибли.

Судья. Приглашается представитель Англии.

Англичанин. Хотя английские территории не были захвачены врагом и на ее землях не велось боев, все же Англия потеряла 750 тыс. Убитыми и 1, 5 млн. Ранеными. Английское правительство задолжал огромные суммы: он потратил на войну 9 млрд, фунтов и более 1 млрд, занял у Америки.

Судья. Прошу дать показания представителю Италии.

Итальянец. За 3 года войны Италия потеряла 600 тыс. Своих солдат. А после поражения под Капоретто ее северо-восточные земли были опустошены.

Судья. Приглашается для дачи показаний представитель России.

Русский. Массовый голод, смерть 1 млн. 700 тыс. Солдат поставили в 1917 страну на колени. ее территорию оккупировала Австро-Венгрия - Польшу, Белоруссию, Прибалтику, Украину, Дон, Кубань до самых Кавказских гор, а треть населения бывшей Российской империи оказалась под немецким управлением. А в октябре 1917 к власти пришли большевики, которые устроили жестокий террор, в результате которого многие люди погибли.

Судья. Приглашается свидетель Германии.

Немец. Хотя на территории Германии почти не велись боевые действия, все же она потеряла 2 млн. Солдат. Революция, прокатившаяся по всей Германии, хаос. Ситуация осложнялась еще и тем. что британский флот даже после окончания войны блокировал германские порты, препятствуя ввозу товаров. От этого страдало гражданское население, простой народ. Поскольку пароходы с продуктами не могли зайти в их порты, миллионы немцев были обречены на голодание.

Судья. А сейчас мы приглашаем свидетеля защиты - представителя США.

Американец. Хотя наша страна и потеряла 116 тыс. Своих солдат, но в то же время американский капитал заработал на военных заказах огромные прибыли. Все страны Антанты превратились в наших должников. Все это было бы невозможным без войны. Прошу суд это учесть при вынесении приговора.

Судья. Суд все учтет. Слова просит государственный обвинитель.

Прокурор. Ваша честь! Учитывая, что представители воюющих стран дали неполные данные по масштабам потерь и разрушений, то прошу предоставить слово военном статисту.

Военный статист. Первая мировая война длилась 4 года, три месяца и 10 дней (с 1 августа 1914 по 11 ноября 1918), охватив 38 стран с населением 1, 5 млрд, человек. В государствах Антанты было мобилизовано около 45 млн. Человек, а в коалиции Центральных держав 25 млн., Вместе - 70 млн., Это означает, что наиболее робочопридатна часть мужской половины жителей была забрана из материального производства и брошена на взаимного ради империалистических интересов. К концу войны численность армий увеличилась (в сравнении с мирным временем): в России - в 8, 5 раз, во Франции - в 5 раз, в Германии - в 9, в Австро-Венгрии - в 8 раз. Так, в июне 1917 с 521 дивизии, которые должна Антанта, 288 (55, 3%) были русскими, а в июне 1918 из 361 дивизии Центральных государств - 236 (63, 4%) принадлежали Германии. Война принесла человечеству невиданные ограничения и страдания, всеобщий голод и разорение. Общие потери всех сторон в Первой мировой войне составили около 10 млн. Убитых и 20 млн. Раненых (из них 3, 5 млн. Человек остались калеками).

Германия потеряла 2 млн. 30 тыс, человек

убитыми (это 59, 3% - от общего числа его армии), Австро-Венгрия – 1, 1млн. человек (54, 2%), Болгария - 90 тыс. (45, 2%), Турция - 800 тыс. (53, 3%). Потери стран Антанты были еще больше: Франция - 1400 тыс человек (55, 9%), Англия - 715 тыс. + 200 тыс, ее доминионы (34, 8%), Италия - 580 тыс. (30%), Сербия и Черногория - 280 тыс. (49%), Россия - 2254, 4 тыс. человек (60, 3%), Румыния - 250 тыс. человек, Бельгия - 38 тыс. человек (51, 6%), Греция - 26 тыс. человек, Португалия - 7 тыс. человек, Япония - 300 человек, США - 116 тыс. (1, 2% - от общих потерь в войне всех воюющих стран). Общие потери центральных держав составили 4 млн. 20 тыс. Человек, а страны Антанты потеряли - 5610 тыс. Человек. Голод и другие стихийные явления, вызванные войной, привели к росту смертности и снижения рождаемости. Уменьшение населения, по этой причине, только в 12 воюющих странах составило 20 млн. Человек, в том числе в России - 5 млн. Человек, в Австро-Венгрии - 4, 4 млн. Человек, в Германии - 4, 2 млн. человек. Кроме того, народы Европы были поражены в середине 1918 эпидемией испанки, в результате которого умерло 25 млн. Человек.

Прокурор. Ваша честь. Данные военного статиста были бы неполные без экономических показателей. Поэтому прошу предоставить слово нашему экономисту.

Судья. Слово предоставляется экономисту.

Экономист. Война требовала также мобилизации всех материальных ресурсов, доказав решающую роль экономики в ведении войны. Промышленность воюющих стран дала фронта миллионы винтовок, более 1 млн. пулеметов, более 150. тыс. артиллерийских орудий, 47, 7 млрд. патронов, более 1 млрд, снарядов, 9200 танков, 182 тыс. самолетов. За годы войны количество тяжелой артиллерии возросла в 8 раз, пулеметов - в 20 раз, самолетов - в 24 раза. Все это требовало человеческих затрат. Так, в 1917 году на нужды войны работало: в России -76% рабочих, во Франции - 57%, в ​ ​ Великобритании - 46%, в ​ ​ США. - 31, 6%, в ​ ​ Германии - 58%. Рост военного производства воюющих стран было достигнуто, в основном, за счет мирных отраслей промышленности и, перенапряжение народного хозяйства. Это привело к нарушению пропорций между различными отраслями производства, а в конечном итоге - к развалу экономики. В России, например, 2/3 всей промышленной продукции шло на военные нужды

и только 1/3 - на нужды населения. Это породило товарный голод, дороговизну и спекуляцию.

Особенно сильно было подорвано сельское хозяйство. Посевные площади сократились, упала урожайность, уменьшилось поголовье скота. В городах Германии, Австро-Венгрии, России начался настоящий голод.

Подсчитано, что общая стоимость всей войны для воюющих стран и народов составила 359, 9 млрд. долларов золотом (699, 4 млрд.. Руб. ). Сюда входят прямые военные расходы – 208, 3 млрд, долларов (405 млрд, руб. ) Так и косвенные – 151, 6 млрд, долларов (294, 4 млрд, руб. ). Все это свидетельствует о негативных сторонах войны.

Судья. Слова просит защиту. Поэтому не будем отказывать ему в этом. Господин адвокат, вам предоставляется слово.

Адвокат. Хочу обратить ваше внимание на то, что Первая мировая война имела немало положительных сторон. В частности, ряд стран получили независимость (Польша, Литва, Латвия, Эстония, Чехословакия, Венгрия, Австрия, Югославия); прекратили свое существование Русский, Турецкий, Австро-Венгерская империи; США получили огромные прибыли, а страны Антанты - Франция и Великобритания получили соответственно гегемонию в Европе и океанах; кроме того многие страны получили огромные территории - Франция вернула себе Эльзас и Лотарингию и получила немецкие колонии в Африке (вместе 14520 км² с населением 1 млн. 820 тыс. человек), Англия - 2 млн. 150 тыс. км2 с населением 6 млн. 230 тыс. человек, территориальные приобретения получили также Польша, Дания, Латвия, Бельгия, Чехословакия, Япония, Румыния, Югославия, Армения, Греция, Эстония, Литва; война способствовала техническому прогрессу - усовершенствовались летательные аппараты, машинное оборудование, бронеавтомобили, изобретено танк, много химических препаратов. Исходя из сказанного выше, прошу суд уменьшить меру наказания.

Судья. Суд все учтет, Слово имеет прокурор.

Прокурор. Прежде всего хочу отметить жестоких условиях ведения войны, которые привели к большому количеству потерь и разрушений. Так, в ходе Восточно Прусской операции (август - сентябрь 1914) войска русских и немцев потеряли 250 тыс. Человек; в результате Брусиловского прорыва (1916) австрийские войска потеряли 1 млн. убитыми и ранеными, 400 тыс. пленными; в Верденской битве (февраль 1916) погибло 350 тыс. французов; в битве на р. Сомме (июль 1916) - в первый день англичане потеряли 60 тыс. убитыми, а всего в ходе этой битвы стороны потеряли: англичане - 400 тыс. убитых, французы - 200 тыс., немцы - 800 тыс. человек; при обороне «линии Гинденбурга» (лето 1917) немцы потеряли 250 тыс, убитых, а союзники (англичане и французы) - 400 тыс. человек; во время немецкого весеннего наступления 1918 - немцы потеряли 180 тыс. убитыми, а англичане - 174 тыс.; а во время летнего наступления 1918 союзников Германия потеряла 620 тыс. человек. Эти потери были вызваны совершенством оружия, прежде всего тяжелой артиллерии, пулеметов, использованием танков и самолетов, кроме того Германия, не соблюдая законов ведения войны, в январе 1915 года использовала на Восточном фронте против русских химическое оружие. О жестокости этой войны свидетельствуют документальные воспоминания ее участников. В частности, командир 29-го корпуса русской армии генерал Зуев, вспоминая о Горлицкий прорыв (1915. ) Австро-германских войск, отметил: «Немцы вспахивают поля битвы градом металла и сравнивают с землей окопы и оборонительные сооружения, заваливая часто защитников землей. Они тратят металл, а мы - человеческие жизни »касается обретения независимости рядом стран, то это является положительным фактом Первой мировой войны, но не следует забывать, что не смогли обрести свою независимость Украина, Грузия, Армения, Азербайджан, средне-азиатские халифаты. Все они были оккупированы большевиками протяжении 1919-1920 годов.

А территориальные приобретения стран-победительниц вызвали недовольство у побежденных, были главными причинами конфликтности в 20-30-е годы 20 века и в конечном итоге привели к Второй мировой войны. Поэтому, учитывая все вышесказанное, прошу суд наказать Первую мировую войну по всей строгости закона.

Судья. Суд все учтет. Подсудимая, вы имеете право на последнее слово,

Первая мировая война. Кроме того, что я сказала в начале судебного заседания и свидетельств моего свидетеля и адвоката добавить нечего. Но прошу суд учесть эти показания, потому что считаю, что их достаточно, чтобы оправдать меня.

Секретарь суда. Суд идет на обдумывание решения.

 (Учителя, выставляет оценки ученикам).

Секретарь суда. Встать! Суд идет!

Судья (зачитывает решение, своего рода итог урока, который производят учитель и все ученики класса при обсуждении итогов и результатов Первой мировой войны). Образец такого решения:

При детальном изучении дела и при учете всех замечаний, предложений со стороны прокурора и адвоката, а также свидетелей обеих сторон, суд выносит решение:

Первая мировая война обвиняется в вовлечении в военный конфликт 38 стран мира с населением 1, 5 млрд, человек (70% населения земного шара); в гибели 10 млн. человек и ранении 20 млн. человек (3, 5 млн. - остались калеками); в растрате 359, 9млрд. долларов золотом; в содействии развалу экономики ведущих стран мира - России и Германии; в несправедливом захвате чужих территорий воюющими сторонами; в неравномерном послевоенном развитии стран мира; в поражении народов Европы эпидемией испанки, в результате которого умерло 25 млн,; человек; в жестокой, неслыханной форме ведения боевых действий (использование танков, самолетов, тяжелой артиллерии, химического оружия); в неспособности обеспечить мирные межгосударственные отношения в послевоенный период (Версальско-Вашингтонская система была главной причиной, которая приблизила Вторую мировую войну); в милитаризации послевоенной экономики, росте военного производства, совершенствовании военной техники и дальнейшему развитию военного искусства, что способствовало еще большему истреблению человечества во время Второй мировой войны.

Учитывая то, что Первая мировая война дала волю многим народам Европы и способствовала в развитии национально-освободительной борьбы, суд выносит свой ​ ​ приговор:

1. Вселюдно осудить Первую мировую войну, ее организаторов и вдохновителей.

2. Раскрыть народам мира всю суть последствий, повлекшей эта война.

3. Для сохранения мира и согласия на Земле, государственным властям в дальнейшем использовать только мирные, дипломатические пути, при решении межгосударственных противоречий!

Домашнее задание. Завершить сравнительную таблицу потерь обеих сторон в войне.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.