|
|||
100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ 20 страницаТеперь Мэри выступала с известными актерами в таких крупных городах, как Чикаго или Бостон. Но амплуа не меняется: она играет в мелодрамах. Однажды, когда Мэри осталась без ангажемента, мать уговорила ее сняться в кино. Это считалось унизительным, особенно для актрисы, выступавшей в спектаклях самого Беласко. Мэри попала к режиссеру Дэвиду Гриффиту в марте 1909 года. Из-за небольшого роста ей дали роль десятилетней девочки в фильме " Ее первые бисквиты". Мэри Пикфорд понравилась Гриффиту своей свежестью, а главное — пластичностью и профессиональным мастерством. До конца года Пикфорд сыграла тридцать пять ролей, правда, в некоторых фильмах она появлялась в эпизодах. При помощи Гриффита Мэри нашла для себя амплуа, которое на многие годы определило ее карьеру. Пикфорд играла роли маленьких девочек (" День экзаменов", 1910), мальчиков (" Зов рук", 1910), служанок (" Дева из Аркадии", 1910), тихих боязливых дочерей. В неменьшей степени она потрясала зрителей в образе любовницы. В таких фильмах она нежная и горячая, миролюбивая и неистовая, остроумная и исполненная скрытой сексуальности. Пикфорд была очень привлекательна в гневе. В ленте " Своенравная Пегги" (1910) она защищается от поклонника кулаками. Благодаря Мэри вся семья Смит оказалась пристроенной. Мать занималась деловыми переговорами, сестра иногда снималась, а брат исполнял сложные трюки. Семья отличалась редкой сплоченностью, и все были изумлены, когда Мэри втайне от родных 7 января 1911 года в Джерси-сити вышла замуж за красавца киноактера Оуэна Мура. Ее выбор оказался неудачен: Мур любил выпить, к тому же его раздражали успехи жены. " К декабрю 1912 года, — говорит Дэвид Беласко, — Мэри Пикфорд стала знаменитостью и прославилась на всю Америку как " Королева кино" … Как только я прочитал рукопись " Добрый маленький чертенок", я подумал, что Пикфорд идеально подойдет на роль маленькой слепой девочки Джульетты. Я послал за ней, и в тот же день она пришла в театр". Мэри Пикфорд возвращается в театр к Беласко на выгодных условиях. Спектакль и Мэри в роли Джульетты имеют шумный успех. Газеты пишут, что молодая актриса потрясает достоверностью изображения героини, ее хвалят даже за дикцию. Но Мэри Пикфорд уже не мыслит свою жизнь без кино. И когда компания " Феймес Артистс" предлагает ей выгодный контракт, она дает согласие. С этого времени начинается новый этап в творчестве Мэри Пикфорд. Она получает выигрышные роли, часто написанные специально для нее. " Феймес Артистс" покупает спектакль " Добрый маленький чертенок" со всеми его исполнителями. Три полнометражных фильма, снятых в 1913 году, — " В карете епископа", " Каприз" и " Крылатые сердца" привели Пикфорд в восторг. Эти роли отражают присущие Мэри черты, темперамент, юмор и независимость. Поистине триумфальный успех ей приносит " Тэсс из страны бурь" (1914). Картина спасает фирму от банкротства, а Мэри Пикфорд впервые называют возлюбленной Америки. В этой картине уже складывается образ ее положительной героини-Золушки. Она добра, чиста и наивна. " Я всегда играю одну роль, эта роль — я, Мэри Пикфорд", — любила повторять актриса. В действительности ей приходилось считаться с волей продюсеров, требовавших, чтобы Золушка переходила из фильма в фильм неизменной, пока это нравится публике. А между тем Пикфорд была серьезной актрисой. Она много работала над сценарием и его экранным воплощением, искала новые черточки, пыталась импровизировать на съемках, объективно оценивая свою игру, но… образ оставался тем же. Известный историк американского кино Льюис Джекобс писал о Мэри Пикфорд: " Ее очарование, доброта и мягкость, ее золотые кудри придавали ореол ее отрепьям и низкому общественному положению: " викторианские" идеалы женской красоты были в ее удивленной невинности, детском выразительном ротике и трогательных глазах. Туалеты, искушенность и независимость еще не были тогда необходимой принадлежностью образа, создаваемого кинозвездой". В середине ноября 1915 года Мэри Пикфорд познакомилась с Дугласом Фэрбенксом. При встрече он сказал ей: " Вы и Чарли Чаплин — два гения, которых подарило миру кино". Позднее Пикфорд писала, что Дуг стал для нее " дыханием новой жизни". Оба состояли в браке и были вынуждены скрывать свои отношения. Мэри являлась национальным символом, " мифом и легендой". С момента заключения контракта с " Феймес Артистс" она не имела права — юридического! — совершать в личной жизни поступков, несовместимых с характером ее экранной героини. 24 июня 1916 года Мэри стала первой актрисой, участвующей в процессе кинопроизводства. Она основала фирму " Пикфорд фильм корпорэйшн", вошедшую в состав проекта " Феймес Артистс". Теперь Мэри сама выбирала режиссера, съемочную группу и занималась рекламой. За два года она должна была получить как минимум миллион долларов. По тем временам это были неслыханные деньги. В " Бедной маленькой богачке" Пикфорд играет уже не девушку-подростка, а просто ребенка, милого и чистого. Ее героиня Гвендолин богата, но она — пленница в собственном доме и лишена радостей жизни. Немногим актерам искусство перевоплощения давалось так легко, как Мэри. Весной 1917 года США вступили в мировую войну. Пикфорд снялась в ленте " Военная помощь" (1917), выступала на митингах, позировала для плакатов, покровительствовала Красному Кресту. Она принимала участие в рекламной кампании " Займа свободы". Большой успех имела лента на военную тему " Маленькая американка" (1917), в которой Пикфорд появилась в образе доблестной разведчицы. Мэри все чаще исполняла роли красивых, по-детски непосредственных женщин. В фильме-притче " Стелла Марис" (1918) Мэри играет страдающую девушку-инвалида Стеллу и несчастную Юнити Блейк. Критики разразились восторженными отзывами. Сегодня многие считают, что это лучшая картина Пикфорд. В 1919 году " великая голливудская четверка" — Мэри Пикфорд, Чарли Чаплин, Дуглас Фэрбенкс и Дэвид Гриффит — создает собственную компанию " Юнайтед Артистс", чтобы самим производить и продавать свои картины. К этому времени Пикфорд почти закончила съемки в фильме " Длинноногий дядюшка". Сюжет прост: девочка-сиротка попадает к своему благодетелю, который в конце концов женится на ней. По мнению критиков, Пикфорд в главной роли Джуди Аббот была очень убедительна. Получив развод, Мэри 28 марта 1920 года выходит замуж за Фэрбенкса. Дуглас подарил ей просторный дом Пикфэр в Беверли-Хиллз. Они совершили свадебное путешествие по Европе, где их встречали как небожителей. В Лондоне голливудские звезды поселились в отеле " Ритц". " Тысячи и тысячи людей, — вспоминала Пикфорд, — ждали днем и ночью внизу, надеясь увидеть нас". Когда они, чуть опоздав, появились в театре " Вест-Энд", спектакль был прерван и возобновился только после десятиминутной овации. По возвращении в Америку Мэри выпускает " Полианну" (1920), которая приносит " Юнайтед Артистс" миллион долларов. " Если перевоплощение душ существует и я вернусь на землю в образе одной из своих героинь, я полагаю, что стану Полианной". Как обычно, героиня фильма, юное чистое создание Полли, оказывает благотворное влияние на испорченных взрослых. Пикфорд играла роль сироты, которую приютила тетка с неуживчивым характером. Полианна всегда довольна своей судьбой и даже считала себя счастливой, поскольку вокруг жили еще более несчастные люди. Киновед Л. Джекобс писал: " Идеал " а-ля Полианна" прежде всего воплощала Мэри Пикфорд. Ее феноменальный успех и популярность вызваны в основном душевной добротой ее героинь. Она покоряла сердца простого люда тем, что изображала их". Столь неожиданный успех картины во всем мире привел к тому, что актрисе пришлось варьировать одну и ту же Полианну во множестве похожих фильмов. Она была бедной девушкой, мечтавшей о богатстве — и на деле получившей его, — в " Мыльной пене" (1920). Она была бедной служанкой, которая получала состояние, в фильме " С черного хода" (1921); сегодня эту картину помнят, главным образом, по эпизоду, в котором юная служанка (Пикфорд) подметает пол, привязав щетки к ногам наподобие коньков; в результате получился очень забавный танец, ставший одной из лучших комических сцен в ее лентах. Настоящим шедевром в этом ряду стала картина " Маленький лорд Фаунтлерой" (1921) Рошера, в которой Пикфорд одновременно сыграла мать Фаунтлероя и самого мальчика. Но Мэри Пикфорд вскоре почувствовала, что " полианнизм" стал выходить из моды. Она пытается перейти на взрослые романтические роли в приключенческих картинах с экзотическим средневековым восточным и испанским колоритом. Немецкий кинорежиссер Эрнст Любич ставит " Розиту" (1923) по французской мелодраме Дюмануара и Деннери " Дон Сезар де Базан". В героиню Мэри Пикфорд, испанскую уличную танцовщицу, влюбляется король, приказавший казнить ее возлюбленного. Конечно, историю венчает хэппи-энд. Реклама сообщала, что по роскоши " Розиты" Мэри Пикфорд превзойдет " Робина Гуда" и " Багдадского вора" — самые шикарные фильмы ее мужа. Роль буквально скроили по мерке, дабы кинозвезда смогла показать все свои таланты — она была по очереди Эсмеральдой, Кармен, Веселой вдовой и Королевой чардаша. По мнению самой Мэри Пикфорд, фильм оказался одним из тяжелейших провалов в ее карьере. Но эта неудача не уменьшила ее всемирной славы. Когда осенью 1923 года Мэри Пикфорд с мужем прибыла в Англию, школьники потребовали прервать занятия. В стране были отменены все спортивные соревнования. У пристани собрались десятки тысяч ее поклонников. Несмотря на провал " Розиты" Пикфорд снялась в поставленной на широкую ногу картине " Дороти Верной из Хэддон-холл" (1924), где вела борьбу с Елизаветой и Марией Стюарт. Мэри писала: " Критика неплохо встретила фильм, и многим он понравился. Но я окончательно уверилась в одном. Публика отказывалась смотреть меня в иной роли, чем в роли девушки или подростка". Она вернулась к своим Полианнам в двух фильмах, поставленных Бодайном, — " Малютка Энни Руни" (1925) и " Воробушки" (1925). Но актрисе было уже тридцать… Фильмы оказались слабым отражением ее былых успехов. Тогда она вместе с мужем отправилась в путешествие, и повсюду ее ждала горячая встреча. В 1926 году супруги Фэрбенкс приехали в Советский Союз. На встрече с Эйзенштейном Пикфорд выразила восхищение фильмом " Броненосец " Потемкин". Актрису тепло встречали тысячные толпы советских людей. Ее новый фильм " Моя лучшая девушка" (1927) пользовался огромным успехом. Зрители словно зачарованные следили за историей продавщицы и ее богатого возлюбленного. " Помимо своих комических достоинств, — пишет историк немого кино Роберт Кашман, — картина " Моя лучшая девушка" замечательна тем, что описывает любовный роман, который каждый хотел бы иметь хотя бы раз в жизни. Сцена, в которой Мэри и Бадди (Роджерс) идут под дождем, не замечая его, говорит сама за себя: они промокли до нитки, но продолжают идти, не сводя друг с друга глаз, прямо по центру оживленной улицы, игнорируя машины, грузовики, прохожих и велосипедистов. Ничто не действует на них, ничто их не беспокоит; они видят лишь друг друга". В 1927 году Сид Граумен, владелец сети кинозалов, собирался открыть свой новый " Китайский театр" на Голливудском бульваре. Он отправился навестить Мэри Пикфорд в " Юнайтед Артистс". На студии перед входом в бунгало, где находилась ее гримерная, только что положили свежий бетон. Не сообразив, что бетон еще сырой, Сид ступил на него. След на нем от его обуви натолкнул его на идею, которой он поделился с Мэри: " А почему бы не оставить отпечатки ног крупнейших звезд перед входом в мой " Китайский театр"? Это прославит звезду, пойдет на пользу театру. Я хотел бы, чтобы ты была первой". Мэри согласилась. 27 мая 1927 года на открытии театра премьерой фильма " Царь царей" Сесиля де Милля отпечатки ступней Пикфорд украсили мокрый бетон во дворике перед входом. Это событие широко освещалось прессой, прецедент был зафиксирован, рождение обычая состоялось. Первой звуковой картиной Мэри Пикфорд стала " Кокетка" (1929). " Я ни на минуту не сомневалась в своем голосе, — говорила она. — В конце концов, у меня был большой опыт игры на сцене". Долгое время Мэри Пикфорд по коммерческим соображениям отказывалась появляться в одном фильме с Фэрбенксом. Наконец супруги снялись в " Укрощении строптивой" (1929). Фильм был далек от Шекспира. Продюсер требовал " побольше пикфордовских трюков", и Мэри играла, по ее собственному признанию, котенка, а не тигрицу. Картина была плохо принята публикой и критикой и принесла одни неприятности и убытки. Чтобы развеяться, супруги совершили кругосветное путешествие. Греция, Египет, Китай, Япония… Везде их принимают на высшем уровне. 3 апреля 1930 года Мэри получила награду американской Академии (премии " Оскар" тогда еще не существовало). Возможно, Мэри убедила себя, что получила награду именно за " Кокетку". Но, скорее всего, она получила ее за заслуги в кинематографе и за вклад в создание Академии. Между тем карьера актрисы близилась к закату. Пикфорд начинают преследовать неудачи. В " Кики" (1932) она пытается создать " современный тип" женщины. Картина проваливается. Дважды снимается с нею фильм " Навсегда ваш". Первый вариант получился настолько неудачным, что она приказала сжечь негатив. Но и второй вариант, вышедший под названием " Секреты" (1933), на который актриса возлагала большие надежды, оказался убыточным. Больше Мэри Пикфорд в кино не снималась. Расстается она и с Дугласом Фэрбенксом. 10 января 1936 года Мэри получает развод. Пикфэр остается за ней. Актриса развивает активную деятельность — учится и читает, выступает в серии радиопередач, занимается коммерческими делами в кино и благотворительностью. Опубликована ее книга " Мое рандеву с жизнью" (1935). 24 июня 1937 года Пикфорд выходит замуж за Бадди Роджерса, киноактера. Он должен был вселить в нее чувство уверенности. Мэри отнюдь не смущает, что Бадди моложе ее на двенадцать лет. В следующем году она брала интервью для " Нью-Йорк джорнал" у знаменитостей и комментировала общественные проблемы. Затем с успехом занялась рекламой косметики. Мэри состояла в попечительском совете фонда Томаса Эдисона, имела три почетные степени по искусству и принимала активное участие в гуманитарном фонде кино. Неудивительно, что генеральная федерация женских клубов включила ее наряду с Хеллен Келлер, Элеонорой Рузвельт в число самых знаменитых женщин. В 1943 году Мэри и Бадди усыновляют шестилетнего мальчика из приюта, а через десять месяцев взяли на воспитание пятимесячную девочку. Рональд Чарлз и Роксана обрели новых родителей. Пикфорд выступала на радио, опубликовала автобиографию " Солнечный свет и тень" (1955). В феврале следующего года за три миллиона долларов она продала акции " Юнайтед Артистс": " Я их продаю потому, что скопилось слишком много проблем. В конце концов, Гриффит умер. И Дуглас тоже". На склоне лет, в 1965 году Мэри Пикфорд приезжала в Париж на ретроспективный показ своих картин. С чувством горечи она говорила о том, что ей так и не удалось перейти на характерные роли. Последние пятнадцать лет актриса жила в Пикфэре. Спала, мечтала, читала Библию и целыми днями пила виски. Своего второго " Оскара" она получила в 1976 году, но была уже слишком слаба, чтобы присутствовать на церемонии вручения награды. 25 мая 1979 года Бадди Роджерс отвез жену в больницу в Санта-Монике. У нее случился сердечный приступ, и через два дня она впала в кому. Мэри Пикфорд умерла 29 мая в возрасте 86 лет. Один американский журналист очень точно заметил, что в отличие от своих Золушек Мэри Пикфорд была целым явлением в искусстве и незаурядной личностью.
ХОЛОДНАЯ ВЕРА ВАСИЛЬЕВНА (1893–1919)
Российская киноактриса. Снималась в фильмах: " Песнь торжествующей любви", " У камина", " Позабудь про камин…", " Молчи, грусть, молчи", " Последнее танго", " Жизнь за жизнь", " Живой труп" и др.
Вера Левченко (Холодная) родилась 5 августа 1893 года в Полтаве в семье преподавателя гимназии. Ее родители, Василий Андреевич и Екатерина Сергеевна Левченко, познакомились и поженились в Москве. Мать закончила Александро-Мариинский институт благородных девиц, отец — словесное отделение университета. Через два года после рождения дочери они переехали в Москву. В десять лет Веру отдали учиться в частную гимназию Перепелкиной. На гимназических вечерах она с упоением читала стихи, проникновенно играла роль Ларисы в " Бесприданнице". Она хорошо пела, аккомпанируя себе на фортепьяно. Девочка увлекалась классическим танцами и через год поступила в балетное училище Большого театра. Однако по настоянию бабушки перешла в гимназию. В 1905-м, когда Екатерина Сергеевна ждала третьего ребенка, от холеры скончался ее муж. Семья оказалась в стесненных обстоятельствах. В 1910 году Вера успешно окончила гимназию и на выпускном балу познакомилась с молодым юристом Владимиром Григорьевичем Холодным. Любовь с первого взгляда выдержала все испытания. После скромной свадьбы Вера с мужем и всей родней переехала в большой дом. В семье Холодных родились дочери Евгения (1912) и Нонна (1913). Холодная еще в юности решила, что станет актрисой, что искусство — главнейший смысл ее жизни. Она восхищалась звездой немого кино Астой Нильсен и стремилась достичь в своем творчестве такого же совершенства. Осенью 1914 года Вера Холодная пришла в киноателье " Римана и Рейнхардта". Муж ее был призван в армию, и семья нуждалась в деньгах. Режиссер Владимир Гардин снял Холодную в бессловесной роли красавицы итальянки — кормилицы маленькой дочери Анны. " Мысленно я поставил диагноз из трех слов: ничего не выйдет", — вспоминал Гардин. Заслуга " открытия" Веры Холодной принадлежит кинорежиссеру и художнику фирмы " Ханжонков и К°" Евгению Бауэру. Познакомившись с Холодной в клубе " Алатр", он сразу угадал в ней — сквозь скованность и застенчивость — и скрытый артистизм, и человеческую глубину, и неповторимую женственность. " Я нашел сокровище", — говорил Бауэр друзьям. Весной 1915 года Холодная приступила к съемкам в " Песни торжествующей любви" по повести И. С. Тургенева. " Чутье художника не обмануло Бауэра, — отмечал позже А. Ханжонков, — молодая, не искушенная даже театральным опытом Холодная своими прекрасными серыми глазами и классическим профилем произвела сенсацию и сразу же попала в разряд кинозвезд, восходящих на русском киногоризонте". Критика отмечала ее врожденный артистизм. Журнал " Синема" писал: " Г-жа Холодная — еще молодая в кинематографии артистка, но крупное дарование и даже большой талант выявила она с первым же появлением своим на подмостках кинематографической сцены. Роль Елены она проводит бесподобно; глубокие душевные переживания, безмолвная покорность велениям непостижимой силы, — яркие контрасты чувства переданы без малейшей шаржировки, правдиво и талантливо…" Конкуренция заставляла Ханжонкова снимать картины в кратчайшие сроки: за год Вера Холодная сыграла в тринадцати фильмах! Она снимается в лентах " Дети века", " Пламя любви", " Дети Ванюшина". " В игре этой артистки заметно тонкое понимание условностей экрана, что вызывает даже со стороны строгих критиков кинематографических постановок из театральных журналов самые лестные отзывы…" — отмечал журнал " Синема". Летом 1915 года актриса получила извещение о том, что поручик Холодный тяжело ранен под Варшавой. Взяв отпуск, она выехала на фронт. В госпитале Вера не отходила от мужа и, можно сказать, вырвала его из объятий смерти. Вернувшись в Москву, Холодная продолжила работу в кино. " Школа" Бауэра многое ей дала как актрисе. Она снялась в восьми его фильмах. Однажды в квартире Веры Холодной появился очень худой, высокий солдат. Он привез ей письмо от мужа с фронта и с той поры стал приходить каждый день: садился на стул, смотрел на артистку и молчал. Этим солдатом был Александр Вертинский. " Я был, как и все тогда, неравнодушен к Вере Холодной и посвятил ей свою песенку " Маленький креольчик", — вспоминал он. — Я впервые придумал и написал титул — " королева экрана". Титул утвердился за ней. С тех пор ее называла так вся Россия". Вертинский посвящал ей одну за другой свои песни: " Лиловый негр", " В этом городе шумном…", " Где вы теперь? " и другие. Этапным в истории отечественного немого кино киноведы называют фильм " Жизнь за жизнь", снятый по роману французского писателя Жоржа Онэ " Серж Панин". У зрителей и критики фильм имел грандиозный успех, а Холодная стала кинозвездой первой величины и заняла трон " королевы экрана". Впервые в истории отечественного кинематографа была объявлена предварительная запись на билеты. " Обозрение театров" отметило и следующую работу с участием Веры Холодной — фильм " Одна из многих". " Большое впечатление оставляет В. В. Холодная, целым рядом нюансов оттенившая постепенный переход женской души от первых чистых порывов юности до чувственного безразличия женщины, торгующей своей любовью. Нежен ее облик в образе девушки-курсистки, и дикий, загнанный зверек глядит из ее глаз в разгуле фогелевского " уголка". Г-жа Холодная вполне овладела замыслом автора, и ей удалось дать жизненный образ героини. В движениях нет резкости, нет угловатых поз". О жизни Холодной ходили многочисленные слухи. Сплетни раздувались одна фантастичнее другой, совсем как в Голливуде. Рассказывали, например, что сын одесского " чайного короля" застрелился из-за неудачного романа с актрисой! Вера Холодная застраховала свои глаза на полмиллиона рублей! Всех партнеров актрисы зачисляли ей если не в мужья, то в любовники… Последний фильм, снятый в ателье Ханжонкова с участием Холодной в роли Инны Чернецкой, назывался " Шахматы жизни". Кинозвезды В. Холодная, В. Максимов, В. Полонский, О. Рунич перешли к Харитонову, где им были обещаны солидные гонорары. Сама же Вера Васильевна говорила: " С моим переходом в ателье Д. И. Харитонова простор для творчества — еще шире. Наша небольшая " коллегия", как теперь выражаются, артистов (я, Максимов, Рунич и Худолеев) и режиссер во всем работаем дружно. Мы, артисты, делаем сцену, режиссеры помогают нам выявить наиболее рельефно для экрана наши творческие замыслы. Да иначе и нельзя. Необходима полная свобода творчества артиста. Нельзя быть обезьянкой, повторяющей указку режиссера. Нужно и важно отходить от шаблона, в каждой роли — быть иной и искать нового". В ателье Харитонова во второй половине 1916 года Вера Холодная снялась в трех фильмах: " Столичный яд" по роману С. Фонвизина " Сплетня" (Вера Даровская), " Ради счастья" — по одноименному роману Ст. Пшибышевского (Ольга) и " Пытка молчания" по пьесе Анри Бернштейна " Вор" (Мария-Луиза). Надо сказать, что салонные психологические драмы пользовались тогда успехом. Снимал их Чардынин, " актерский режиссер". Для Веры Холодной он создал даже специальный репертуар. Но шумная реклама не радовала Холодную, а участие в фильмах с надуманными сюжетами было чуждо актрисе. Безвольная жертва своих или чужих страстей — будь то графиня, кокотка или циркачка — такова чаще всего героиня Холодной. И тщетно актриса пыталась выйти из заданного ей амплуа! Но вот на съемках фильма " Ради счастья" она встретилась со своим учителем, прекрасным актером В. Максимовым. Уже пробная репетиция убедила Максимова, что перед ним великий талант. Вера оказалась необыкновенно способной и трудолюбивой. В картинах, где она имела возможность работать над ролями под руководством Максимова (а таких в общей сложности было более десятка), все отчетливее раскрывалось ее яркое дарование. Артисты часто собирались дома у Холодной. На этих " академических" занятиях обычно присутствовал вернувшийся с фронта после второго тяжелого ранения Владимир Григорьевич Холодный. Одной из лучших работ П. Чардынина в период его работы в ателье Харитонова, бесспорно, является картина " У камина", в которой Вера Холодная исполнила роль Лидии Ланиной. Этот фильм был навеян известным одноименным романсом и прибавил славы и Холодной, и Максимову, сыгравшему роль князя Пещерского. " Киножурнал" отозвался восторженной рецензией: " …Героиня В. В. Холодная выдержала искус: в огне экранной любви закалилась. Образ героини, любящей и жертвующей собой, просто и искренне передается артисткой. Лирические переживания гармонируют с ее трогательным образом. Без резких движений, шероховатостей… артистка показала, что она может чутко и искренне передавать образ любящей". После триумфального успеха фильма " У камина" его создатели сняли продолжение " Позабудь про камин — в нем погасли огни", хотели даже выпустить и третью — " Камин потух", но это сделать не удалось. Вторая серия вышла через месяц после Октябрьской революции, и, несмотря на сложную обстановку в стране, интерес зрителей к новой работе Холодной был огромен. Сентиментальная картина принесла колоссальные сборы. В 1918 году ателье Харитонова взялось за экранизацию пьесы Л. Толстого " Живой труп". Роль Маши явилась для актрисы серьезным творческим испытанием, на которое она шла с большой тревогой. Как рассказывал режиссер Ч. Г. Сабинский, Вера Холодная, несмотря на его требования, никак не соглашалась менять прическу и плакала несколько дней подряд. В то время она больше всего боялась изменить свой пленительный образ, так полюбившийся зрителям. В фильме " Живой труп" Холодная показала себя по-настоящему одаренной драматической актрисой, обладающей большим темпераментом. Роль цыганки Маши можно считать вершиной творческой деятельности Веры Холодной. Благодаря бережному отношению к произведению Толстого, фильм " Живой труп" причислен кинокритиками к лучшим экранизациям классики. Роль Феди Протасова достойно завершила список актерских работ Максимова в дореволюционном кино. " Киножизнь" в одном из своих номеров писала: " Публика требует только Веру Холодную. И если какой-нибудь театр не делает сборов, стоит только поставить картину с участием Веры Холодной, как перед кассой вырастают очереди". Актрисе приходилось работать в тяжелых условиях войны: ночью часами простаивать в гриме, возвращаться домой под утро с резкой головной болью и воспаленными от яркого электрического освещения глазами. Но она никогда не роптала. В начале 1918 года за ней и другими известными русскими киноартистами стали охотиться многие заграничные компании. Вера Холодная всегда отвечала категорическим отказом: " …расстаться с Россией, пусть измученной и истерзанной, больно и преступно, и я этого не сделаю". Летом 1918 года группа Харитонова, под руководством П. Чардынина, выехала на юг для завершения натурных съемок. Веру Холодную знали и любили как киноактрису, но не многим известно, что наиболее полно она раскрывалась в своих концертных выступлениях. ера Холодная и Осип Рунич давали аншлаговые концерты в Киеве, Харькове, Кишиневе и, наконец, в Одессе. Актриса выступала в одноактных пьесах " Официант" и " Самая маленькая трагедия" Э. Элирова, трехактной комедии Г. Запольской " Козырь", в пьесе Аркадия Аверченко " Красивая женщина", в реалистической драме классика шведской литературы А. Стриндберга " Фрекен Жюли". Что же касается игры актрисы, то журнал " Фигаро" писал: " Успех гастролеров в мимодраме " Рука" и " Последнем танго" — успех исключительно оглушительный… В нем по-своему, по-экранному, много эффекта и жгучей экспрессии в глубоких глазах Веры Холодной…" Одесский период кинодеятельности актрисы во многом остается неясным. Город был отрезан от страны фронтами гражданской войны. Часть снятых в Одессе картин с участием Веры Холодной по причине отсутствия позитивной пленки не вышли на экран вообще, а негативы вывез за границу эмигрировавший Харитонов. Вероятная фильмография состоит из восьми десятков названий… Ателье Харитонова продолжило работу " Княжны Таракановой". В Одессе и ее окрестностях шли натурные съемки. К сожалению, этот фильм не сохранился, как не сохранилась и " Цыганка Аза" — инсценировка пьесы М. Старицкого. Исчезли и последние фильмы с участием Веры Холодной: " Дама с камелиями", " Мисс Кетти", " В тисках любви", " Песнь Персии" … В ноябре 1918 года Вера Холодная заболела. Лечили ее лучшие врачи Одессы. Но спасти " королеву экрана" не удалось: 16 февраля 1919 года, в воскресенье, она скончалась. Ей было всего двадцать шесть лет. В тот же вечер во всех театрах было объявлено о кончине Веры Холодной, все спектакли были отменены. Тело артистки перевезли в Москву, где 20 февраля при огромном стечении народа состоялись похороны.
|
|||
|