|
|||
Валерио Массимо Манфреди. Александр Македонский. Пески Амона. Александр Македонский – 2. Аннотация. ВАЛЕРИО МАССИМО МАНФРЕДИ. АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ. ПЕСКИ AMOHAСтр 1 из 22Следующая ⇒ Валерио Массимо Манфреди Александр Македонский. Пески Амона
Александр Македонский – 2
Аннотация
«— Зачем ты принес войну на эту землю?.. — Я пришел построить величайшее царство, какое только видели на земле. И ничто меня не остановит, пока я не дойду до волн последнего Океана… Пока существуют границы и барьеры, различные языки и обычаи, мира не будет». Эти слова оправдались. Александр Македонский построил величайшую империю своего времени.
ВАЛЕРИО МАССИМО МАНФРЕДИ АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ ПЕСКИ AMOHA
ГЛАВА 1
С вершины холма Александр окинул взглядом песчаный берег. Картина почти в точности воспроизводила то, что происходило на этом самом месте тысячу лет назад: сотни протянувшихся вдоль морского берега кораблей, тысячи воинов, — но город Илион, наследник древней Трои, на этот раз не готовился к десятилетней осаде, а, наоборот, распахнул ворота, чтобы принять его, Александра, потомка Ахилла и Приама. Увидев скачущих к нему товарищей, царь пришпорил Букефала и направил его к крепости на горе. Ему хотелось войти в древнее святилище Афины Илионской первым и в одиночестве. Доверив коня подошедшему рабу, Александр ступил на землю храма. Внутри, погруженные во мрак, поблескивали неясные фигуры, и после лазурного неба Троады и полуденного солнца глаза не сразу привыкли к темноте. Старое здание заполняли древности — оружие, хранящее память еще о Гомеровой войне, об эпопее десятилетней осады стен, построенных богами. Возле каждого из этих овеянных столетиями предметов виднелись таблички с надписями: вот кифара Париса, а вот доспехи Ахилла с огромным, расписанным людскими фигурами щитом. На протяжении веков блеск этих реликвий поддерживали чьи‑ то невидимые руки — из благочестия и ради любопытства верующих. Реликвии висели на колоннах, на потолочных балках, на стене целлы . . Но насколько все это истинно? А насколько лишь продукт хитрости жрецов и их желания обогатиться? Александр внезапно почувствовал, что в этом беспорядочном нагромождении предметов, напоминающем скорее кучу барахла на рынке, чем обстановку святилища, истинна лишь одна вещь — его страсть к древнему слепому поэту, его собственное безграничное восхищение героями, которых низвело в прах время и бесчисленные события, происшедшие с тех пор меж берегами Проливов. Он пришел сюда без предупреждения, как однажды его отец Филипп явился в храм Аполлона в Дельфах, где никто его не ожидал. Услышав чьи‑ то шаги, Александр спрятался за колонной рядом с культовой статуей — внушительным каменным изображением богини Афины Паллады, раскрашенным и в настоящих металлических доспехах. Грубый примитивный образ богини был высечен из цельного темного камня, а на лице, почерневшем от времени и лампадного дыма, эффектно выделялись перламутровые глаза. К статуе подошла девушка в белоснежном пеплосе и с волосами, собранными под такой же белоснежной шапочкой; в одной руке она держала ведерко, а в другой губку. Девушка поднялась на пьедестал и стала вытирать губкой поверхность скульптуры, распространяя под высокими стропилами сильный и резкий запах алоэ и лаванды. Александр бесшумно подошел к ней сзади и спросил: — Ты кто? Девушка вздрогнула и выронила ведерко, которое упало на пол и откатилось к самой колонне. — Не бойся, — успокоил ее царь. — Я всего лишь паломник, желающий выказать почтение богине. А ты кто, как тебя зовут? — Мое имя — Дауния, и я храмовая рабыня, — ответила девушка, напуганная видом Александра, который явно не был простым паломником: под его плащом виднелись блестящий панцирь и поножи, а когда он двигался, под нагрудными латами слышалось бряцание звеньев металлической портупеи. — Храмовая рабыня? Никогда бы не сказал. У тебя прекрасное лицо и очень гордый взгляд — видно, что ты из знатного рода. — Возможно, ты привык видеть рабынь в храмах Афродиты; они действительно в первую очередь рабыни, — рабыни мужской похоти, — а уж потом служат храму. — А ты нет? — спросил Александр, поднимая с пола ее ведро. — Я девственница. Как и богиня. Ты никогда не слышал о городе женщин? Я прибыла оттуда. Ее акцент звучал очень необычно, царь никогда такого не слышал. — Я даже не знал, что есть такой город. Где он находится? — В Италии. Называется он Локры, и им правят женщины. Его основали сто семейств — потомки женщин, некогда бежавших из Локриды, их изначальной родины. По преданию, оставшись вдовами, они жили со своими рабами. — А почему же ты оказалась здесь, в столь далекой стране? — Чтобы искупить вину. — Вину? Какое преступление могла совершить такая молодая девушка? — Это не я. Тысячу лет назад, когда на Трою легла ночь, вот здесь, на этом самом месте — на пьедестале священного Палладия, чудесного изображения Афины, что упало сюда с неба, — Аякс Оилид, наш национальный герой, насильно овладел Кассандрой, дочкой Приама. С тех пор локры платят за это кощунство дань: по две девушки из самых знатных семей должны целый год отдать служению в святилище богини. Александр покачал головой, словно не веря своим ушам. Снаружи донесся топот множества конских копыт — подъехали его товарищи. Тут вошел жрец, который сразу понял, кто стоит перед ним, и отвесил глубокий поклон: — Добро пожаловать, властительный господин. Мне жаль, что нас не предупредили: мы бы оказали тебе иной прием. Он кивнул девушке, чтобы ушла. Но Александр задержал ее. — Я как раз хотел прийти вот так — незаметно. Эта девушка рассказала мне необычайную историю, какой я и вообразить себе не мог. Я слышал, что в этом храме хранятся реликвии Троянской войны. Это правда? — Конечно. А образ, что ты видишь перед собой, — это Палладий, точная копия упавшей с неба древней статуи Афины; образ делал неприступным тот город, где находился. В храм вошли Гефестион, Птолемей, Пердикка и Селевк. — А где настоящая статуя? — спросил Гефестион, приблизившись. — Некоторые говорят, что ее забрал герой Диомед и увез на Аргос; другие говорят, что Улисс, отправившись в Италию, подарил ее царю латинов. Третьи утверждают, что Эней установил ее в храме неподалеку от Рима, где она и находится по сей день. Во всяком случае, многие города хвастают обладанием истинной статуей. — Охотно верю, — кивнул Селевк. — Подобные убеждения придают мужества. — И в самом деле, — подтвердил Птолемей. — Аристотель сказал бы, что предсказания приводят к событиям. — Но чем отличается истинный Палладий от остальных изображений? — спросил Александр. — Настоящая статуя, — объявил жрец торжественным тоном, — может закрывать глаза и потрясать копьем. — Ну, это сделать нетрудно, — заметил Птолемей. — Кто‑ нибудь из наших военных инженеров мог бы соорудить игрушку такого рода. Жрец метнул в него гневный взгляд. Царь тоже покачал головой: — Ты во что‑ нибудь веришь, Птолемей? — Да, конечно, — ответил юноша, положив руку на рукоять меча. — Вот в это. — А потом, коснувшись плеча Александра, добавил: — И в дружбу. — И все‑ таки, — настаивал жрец, — предметы, что вы видите, почитаются в этих священных стенах с незапамятных времен, а курганы вдоль берега хранят в себе кости Ахилла, Патрокла и Аякса. Послышался шум шагов — это Каллисфен пришел почтить знаменитое святилище. — А ты что об этом скажешь, Каллисфен? — спросил Птолемей. — Ты веришь, что это действительно доспехи Ахилла? А вон там прислонена к колонне кифара Париса? — Он коснулся струн, вызвав приглушенный нестройный аккорд. Александр не слушал больше: он наблюдал за локрийской девушкой, которая подливала в лампады благовонного масла, любовался ее совершенными формами под прозрачным легким пеплосом, который пронизывали лучи света, созерцал тайну, мерцавшую в ее неуловимом взгляде под полуопущенными ресницами. — Все это не имеет никакого значения, вы сами прекрасно знаете, — ответил Каллисфен. — В Спарте, в храме Диоскуров, выставлено яйцо, из которого якобы родились близнецы, братья прекрасной Елены, но я почти не сомневаюсь в том, что это яйцо страуса — в Ливии водится такая птица, ростом с лошадь. Наши святилища полны подобных реликвий. Важно то, во что люди хотят верить, а людям необходимо иметь мечту. — С этими словами он повернулся к Александру. Царь подошел к огромной бронзовой, украшенной оловом и серебром паноплии и провел рукой по щиту с отчеканенными полосами, изображавшими описанные Гомером сцены, по шлему с тремя гребнями. — Как здесь оказались эти доспехи? — спросил он жреца. — Их вернул Улисс. Мучимый угрызениями совести, что несправедливо забрал их у Аякса, он положил доспехи у его могилы в качестве жертвы духу умершего, умоляя о возвращении на Итаку. А потом их собрали и принесли на хранение в это святилище. Александр приблизился к жрецу. — Тебе известно, кто я такой? — Да. Ты Александр, царь македонян. — Это так. И по материнской линии я прямой потомок Пирра, сына Ахилла. Пирр основал эпирскую династию, а, следовательно, я наследник Ахилла. И потому эти доспехи мои и я хочу их забрать. Жрец побледнел. — Господин… — Вот как! — с усмешкой воскликнул Птолемей. — Мы должны верить, что это кифара Париса, что это доспехи Ахилла, выкованные лично Гефестом, а ты не веришь, что наш царь ведет свой род напрямую от Ахилла Пелида? — О нет, — забормотал жрец, — дело в том, что это священные предметы, которые никто не может… — Россказни, — прервал его Пердикка. — Вели сделать другие такие же. Никто не заметит разницы. Видишь, они понадобились нашему царю. И потом, они же принадлежали его предку…— Он развел руками, словно говоря: «Наследство есть наследство». — Велите отнести их в лагерь, и пусть перед каждой битвой их выставляют перед войском как знамя, — приказал Александр. — А теперь пошли отсюда: визит завершен. Они вышли по одному, задержавшись, чтобы еще раз осмотреть невероятное скопление вещей на колоннах и стенах. Жрец заметил, что Александр не сводил глаз с девушки, пока она не скрылась за боковой дверью. — Каждый вечер после захода солнца она купается в море близ устья Скамандра, — шепнул он царю на ухо. Тот ничего не сказал. Чуть погодя жрец с порога храма увидел, как Александр вскочил на коня и удалился в направлении лагеря, копошащегося на берегу моря, как гигантский муравейник.
***
Александр следил за тем, как девушка быстрыми и уверенными шагами идет в темноте по левому берегу реки. Она остановилась там, где воды Скамандра смешивались с морскими волнами. Стояла тихая, безмятежная ночь, и из моря только что начала восходить луна, вычертив длинную серебряную дорожку от горизонта до реки. Девушка скинула одежды, распустила волосы и в лунном свете вошла в воду. Ее тело, ласкаемое волнами, светилось, как полированный мрамор. — Ты прекрасна, как богиня, Дауния, — прошептал Александр, выходя из тени. Девушка погрузилась по подбородок и обернулась. — Не причиняй мне зла. Я посвящена богу. — Чтобы искупить совершенное в древности изнасилование? — Чтобы искупить всякое изнасилование. Женщины вечно осуждены страдать. Царь разделся и тоже вошел в воду. Девушка, закрываясь, прижала руки к груди. — Говорят, Афродита Книдская, изваянная божественным Праксителем, так же прикрывает грудь, как ты сейчас. Афродита тоже стыдлива… Не бойся. Иди ко мне. Она медленно пошла к нему по камням на дне. Ее божественное тело, по которому струилась вода, постепенно появлялось из моря, а морская поверхность опускалась, лаская ее бока, а потом живот. — Сплавай со мной к кургану Ахилла. Я не хочу, чтобы кто‑ нибудь нас увидел. — Плыви за мной, — сказала Дауния. — Надеюсь, ты хорошо плаваешь. Она повернулась на бок, скользя по волнам, как Нереида, нимфа пучины. Широкий залив, уже освещенный кострами лагеря, заканчивался мысом, на самом конце которого возвышался земляной курган. — Не беспокойся, я хорошо плаваю, — ответил девушке Александр. Держась подальше от берега, девушка пересекала залив посредине, направляясь прямо к мысу. Она двигалась изящно, легко и плавно, рассекая воду почти бесшумно, как морское создание. — Ты очень смелая, — заметил Александр, тяжело дыша. — Я родилась на море. Подумай, тебе все еще хочется добраться до Сигейского мыса? Александр молча продолжал плыть, пока не увидел, как в свете луны вдоль песчаного берега расцветает пена и на берег набегают волны, облизывая основание большого кургана. Держась за руки, они вышли из воды, и царь подошел к темной громаде могилы Ахилла. Он чувствовал, или ему казалось, что он чувствует, как дух героя проникает в него, и, когда Александр повернулся к своей спутнице, которая стояла, выпрямившись перед ним в серебристом свете, и в темноте ловила его взгляд, ему померещилось, что он видит розовощекую Брисеиду. — Подобные мгновения дозволены лишь богам, — прошептал Александр, поворачиваясь в дуновениях теплого морского ветра. — Вот здесь, на этом месте, сидел Ахилл, оплакивая смерть Патрокла. И здесь его мать, океанская нимфа, дала ему выкованные богом доспехи. — Так значит, ты веришь в это? — спросила девушка. — Да. — Но почему же тогда в храме… — Здесь все не так. Ночью еще можно услышать отдаленные, уже затихшие голоса. И ты сияешь передо мной без покровов. — А ты, в самом деле, царь? — Посмотри на меня. Кто я, по‑ твоему? — Ты юноша, чье лицо я видела во сне, когда спала с моими подругами в святилище богини. Юноша, которого я хотела бы любить. Александр приблизился и положил голову ей на грудь. — Завтра я ухожу. Через несколько дней меня ждет суровая битва. Я одержу победу или погибну. — Тогда, если хочешь, насладись мной на этом еще теплом песке и позволь мне сжать тебя в объятиях, пусть даже потом нам придется пожалеть об этом. — Дауния поцеловала его долгим поцелуем, гладя его волосы. — Подобные мгновения дозволены только богам. И мы станем богами, пока длится ночь.
|
|||
|