Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Статусы и роли



 

1. в чем различия понятий человек индивид личность

Человек - это родовое понятие, название любого человеческого существа, которое соотносится с совокупностью физиологических и психологических особенностей, присущих именно человеку и отличающих человеческое существо от других живых существ.
Употребляя термин " индивид", обычно имеют в виду конкретного представителя человеческого рода, " этого человека" в его противопоставлении от всех других людей.
Таким образом, если индивид " экземплярен" (т. е. повторяет черты всех других людей), то личность всегда оригинальна, поскольку здесь имеются в виду только те качества, которые присущи данному человеку.

2. какова структура личности?

структура личности включает в себя 1. факт осознания своего рождения. 2. факт осознания действительности. 3. факт осознания неминуемой смерти.

********************
Личность - человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида
1)единство (но не тождестве) чувственной сущности ее носителя - индивида и условий социальной среды
2)Природные свойства
3)звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида
4)стремление субъекта выходить за собственные пределы
5) устойчивая совокупность интраиндивидных ее качеств
6)структура характера
7) симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность
************************

В общественных науках, понятие личности трактуется по-разному.
В целом можно дать следующее определение: личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.
В структуру личности исследователи относят разные элементы. По этому вопросу нет единства. Но чаще среди них называются такие:
1) как индивидуальное сознание,
2) ценностные ориентации,
3)социальная деятельность,
4)культура,
5) определенная автономность в отношении к обществу, 6)ответственность за свои поступки и другие.
Индивидуальное сознание тесно связано и детерминируется общественным сознанием.
По отношению к каждому человеку общественное сознание объективно; оно выступает как часть социальной среды. Из нее сознание индивида черпает жизненный материал.
Для индивида общественное сознание представляется в виде суммы знаний и опыта, норм, оценок и традиций.
Индивидуальное сознание отличается от общественного не только меньшим объемом, но и способом отражательной деятельности, хранения информации.
Это обусловлено своеобразием внутреннего мира человека.
Ценностные ориентации личности есть разделяемые личностью социальные ценности. Под последними понимаются более или менее общепризнанные поведенческие стандарты. Понятие социальные ценности было введено в социологию М. Вебером. В дальнейшем Т. Парсонс и другие структурные функционалисты рассматривали общность социальных ценностей как важнейший принцип, на основе которого достигается социальное согласие.
Культура личности выступает как совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в своей деятельности. Социальная деятельность является способом реализации потребностей и интересов личности.
Каждая личность в обществе имеет свой социальный статус и играет свою социальную роль

3. в чем суть статусно-ролевой концепции личности

Статусно-ролевая концепция личности предполагает различение следующих понятий:

  • Индивид (как единичный представитель чего-либо целого)
  • Индивидуальность (то особенное, что отличает человека от других, включая как природные, так и социальные свойства).
  • Личность (совокупность индивидуальных и социально-психических свойств, делающих человека способным к полноценному участию в социальном взаимодействии).

Выработка личностных свойств происходит в ходе перемещения человека по различным статусным позициям (например, сын, муж, разведенный человек... )

Статусы и роли

Статусы - некие позиции в многомерном социальном пространстве. Статус можно брать обобщенный или в сечении (экономический статус, статус в малой группе). Каждой статусной позиции соответствует соответствующий образец поведения, нормативно одобренный и ожидаемый от каждого, кто занимает эту позицию. Такой образец поведения называется социальной ролью.

Роль - нормативно регулируемое участие индивида в конкретном процессе социального взаимодействия с определенными ролевыми партнерами.

Ролевая идентификация - усвоение образцов поведения (кодов), связанных с той или иной статусной позицией. Чем выше статусная позиция, тем выше предписания относительно допустимых действий и т. д.

Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом ведет к многообразию ролевого набора (к репертуару социальных ролей). Это дает возможность ролевого конфликта. Такой конфликт может возникнуть между ролями как несовместимость в данной конкретной ситуации. Конфликт может возникнуть в связи с различными требованиями к выполнению одной и той же роли. Возможна ситуация, когда личность находится в пограничной, маргинальной ситуации.

Процессы социальной мобильности обуславливают возникновение маргинальных ситуаций. Это состояние индивидов или групп людей, находящихся на границе культур и социальных общностей, которые участвуют во взаимодействии, но не примыкают полностью ни к одной из них.

Маргинальная ситуация может стать причиной конфликтов, отклоняющегося поведения. Эта ситуация может сформировать у личности беспокойство, агрессивность, сомнение в личной ценности, боязнь в принятии решений. Но маргинальная ситуация может стать источником социально эффективных творческих действий.

Личность в статусно-ролевой концепции предстает как репертуар социальных ролей, причем социальная роль - своеобразный механизм взаимодействия личности и общества. Посредством ролей общество как бы " набирает персонал". Это не исключает определенной автономии, связанной с возможностью выбора. Функция выбора - основа формирования личности, и именно выбор является реализацией субъективности человека.

4. каков механизм воздействия общества на личность и личности на общество

Общество непосредственно влияет на большинство личностей, оказывая на него (личность) большое влияние вплоть до изменения верований, миропонимания и т. д. , а на общество личность влияет в меньшей мере, общество меняется лишь под влиянием сильных (харизматичных) личностей, такие как Сталин, Ленин, Че Гевара, Жанна Дарк и т. д.
Мое субъективное мнение

5. какие факторы оказывают влияние на социализацию личности. Что играет ведущую роль в процессе социализации?

Основными факторами — механизмами социализации человека являются: наследственность, семья, школа, улица, телевидение и Интернет, книги, общественные организации (армия, спортивная команда, партия, тюрьма и т. д. ), тип общественного строя, тип цивилизации. Соотношение их в истории человечества и индивида различно. В семье и школе закладываются основы мировоззрения, морали, эстетики, приобретаются первичные роли, навыки, традиции. В школе, институте, СМИ формируются разнообразные знания. На работе, на улице, в армии формируются профессиональные, гражданские, родительские и т. п. роли.

Роль перечисленных факторов в социализации человека опирается, по мнению Т. Парсонса, на несколько потребностно-когнитивно-оценочных механизмов. Подкрепление - процесс, связывающий потребность и ее удовлетворение, когда последнее усиливает стандарт поведения. Репрессия - умение отвлекаться от одной потребности ради другой. Замещение - процесс перемещения потребности с одного предмета на другой. Имитация — отвлечение знаний, умений, ценностей от процесса потребления и их самостоятельное рассмотрение. Идентификация - принятие ценностей и ролей данного общества как своих на основе взаимной привязанности воспитателя и воспитуемого.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.