Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Поражения, неудачи и страх перед ними!



ЗАМЕТКИ

Поражения, неудачи и страх перед ними!

Решил начать делится опытом и мыслями. Открываю рубрику - " Заметки гроссмейстера". Хочу сразу предупредить, что все мысли и советы субъективны и не претендуют на истину, я как и все мы могу ошибаться, я всего лишь человек .

Поражения, неудачи и страх перед ними!
Это все случается на жизненном пути. Успеха добивается тот кто старается, тот кто способен. Но даже у таких случаются неудачи. У нас всегда есть выбор - например я проиграл важную партию, я могу пойти поплакать, начать жаловаться на свою судьбу, думать как не справидло, я этого не заслужил. Я могу думать, что это все закономерно, что я мало предпринял усилий, мало старался, мой соперник был в данный момент сильнее и лучше готов. Есть ещё много вариантов. Но вопрос в том, что я буду делать дальше? Либо я подумаю, что в жизни и так все предопределено и как бы я не старался, результат будет один и тот же и перестану прикладывать усилия, но уже переживать не буду из-за неудач. Либо я подумаю, что я выбрал не тот путь, что в шахматах я не добьюсь большего, выше головы не прыгнешь и займусь другим делом. Либо я попробую разобраться в причинах, понять, что не на все процессы я могу влиять, не все зависит от меня, но то что не зависит от меня на это я повлиять не могу, а вот тот процент усилий для достижения успеха, который в моих силах надо использовать. Есть ещё много вариантов. И я думаю, что все варианты правильные, у жизни нет не правильного пути. Для себя я решил, что единственное чего не надо делать это боятся и переживать, мне жаль тратить на это время и энергию. Поэтому мой совет прост - не бойтесь неудач и поражений, " все что нас не убивает, делает нас сильнее", продолжайте жить и радоваться жизни она прекрасна во всех ее проявлениях!

Что делать если ребенок проиграл?
" Заметки гроссмейстера" выпуск 2.

На своем жизненном пути я встречал разное отношение родителей и даже в одной семье один из родителей мог сделать так, другой иначе. Кто-то ругает, как ты мог, не старался, не думал и т. д. кто-то успокаивает, ничего страшного, в следующий раз... кто-то не обращает внимание. Как же делать правильно?

Чтобы не промахнуться подключите бабушку и дедушку и пусть каждый пробует свой метод!!! ))) (Шутка).
Во первых я думаю надо разложить по полочкам все аспекты этого явления. Проиграл ребенок, а делать надо что-то родителям? Получается, что ребенок не оправдывает ваши ожидания? Почти все родители считают своих детей уникальными, самыми умными, ловкими и т. д. и вам становится не понятно как так мой самый умный ребенок проиграл? Дальше каждый родитель начинает действовать, как говорится в меру своей воспитанности. Кто-то винит ребенка, что он мало занимается, начинает наседать на него, решай задачи, читай книги. Кто-то начинает винить тренера, что тот плохо с нашим ребенком занимается, начинаются разговоры с тренером или поиски нового. Кто-то винит себя плохо воспитал, мало уделял внимание, надо мне с ним больше играть и заниматься. Но реально лишь единицы думают при этом о ребенке, что ему на самом деле надо и нужно? Ваш ребенок проиграл, а расстроились при этом вы! Вот ключь к разгадке этой проблемы. Моё мнение такое - все дети уникальны на самом деле, они рождаются и начинают позновать этот мир, при этом заметьте, что им все интересно, они все пробуют, трогают, проверяют на прочность, когда вы им чего то не разрешаете это им хочется сделать ещё больше, ведь они сами не убедились как это работает, как это устроено, они не хотят верить вам на слово. Знакомясь с шахматами они также познают эту игру, им она интересна. Быть тренером по шахматам - очень лёгкая работа, по сути делать ничего не надо, надо лишь не убить этот интерес, немного помочь ему развиться, немного направить его в нужное русло, а ребенок будет сам позновать их, ведь в каждом из них есть природное любопытство. Родителям я бы посоветовал делать тоже самое, просто наблюдать и слушать ваших детей, чего они хотят сами? Взяли книгу в руки хорошо, попросили сыграть партию хорошо, не хочет заниматься тоже нормально, не исключено, что вашему ребенку суждено стать великим танцором, а вы пытаете его какими то шахматами. Лучший способ убедить ребенка чем то заниматься, это собственный пример, дети не слушают слов, но они видят что делают родители! И главный мой совет - берегите теплые отношения в семье, проигрыш какой-то партии не так важен!

Разряды, рейтинги и оценки.
" Заметки гроссмейстера" Выпуск 3.

Последнее время часто меня спрашивают, стоит ли мне играть в этом турнире, ведь я могу опустить рейтинг? А как мне выполнить какой-то разряд? И т. п.

Ответы просятся сами собой – в турнирах больше играть в обще не стоит, чтобы не опускать свой большой рейтинг)).

Как обычно, начнем потихоньку разбираться. Для начала давайте поймем суть рейтингов, разрядов и оценок в школе? Это все показатели знаний и навыков, в той или иной степени, согласны? Возникает мысль, а что главнее, что важнее, чтобы были знания или чтобы были хорошие оценки и разряды?
Видимо сегодня заметка будет маленькая, думаю дальше всем уже все понятно)).

Разряды, рейтинг и оценки – это не плохо, это как дополнительный стимул для роста, но у многих сбиваются ориентиры и вот мать и дитя начинают переживать за рейтинг, перестают играть в турнирах. Кто то начинает ругать за двойку, а ребенок начинает понимать суть, главное принести домой хорошую оценку.

 

Отношения родитель – тренер.
Записки гроссмейстера. Выпуск 4.

Тема для меня очень сложная и очень больная.
Что только не было у меня с родителями моих учеников, от самых разных страшных сор, даже Путину на меня письма писали с жалобами на мою работу - до хороших теплых отношений, когда я чувствовал, что могу обратиться с любой просьбой.
Хочется написать прямо - тренер лучше знает, что и как надо делать, как заниматься и т. д. родителям надо просто слушаться тренера)). (шутка, хотя…)

Вспомнился случай, когда бабушка одна, которая даже играть в шахматы не умела, говорит мне,
- Вам надо позаниматься с моей внучкой эндшпилем!
О-О-О, представляете мое удивление? Бабушка…, слово «эндшпиль»…, не каждый знает это слово, кто занимается шахматами)). Я говорю
– Вы почему так решили? Судя по ее партиям, когда она переходит в эндшпиль у нее обычно уже не хватает ладьи, ей наверное задачи стоит порешать или подумать на тему «зевков»?
Бабушка:
- Это она мне так сказала, что все партии проигрывает из-за того, что не знает эндшпиль.
Я посмеялся немного. Но через несколько дней, придя в номер (мы были на соревнованиях, в гостинице) к этой девочке и бабушке, я к своему разочарованию обнаружил, что девочка в скайпе занимается с другим тренером эндшпилем. Трудно передать весь букет чувств и эмоций, которые у меня пронеслись внутри, во первых - рано ей, пустая трата времени и денег, во вторых – полное недоверие ко мне как тренеру, честно признаюсь, ощущения схожие с ударом ножом в спину.

Ладно, хватит лирики, включаем логику:
Родитель и тренер – заинтересованы в одном и том же, цель у них одна. Только тренер знает как это делать, родитель - не очень. Но у родителей очень часто возникают мысли, что ребенок то у меня один, а у тренера учеников много и тренер недостаточно много уделяет внимания именно моему сыночку (дочке). Хочу развеять этот миф, тренер смотрит на ситуацию как бы с боку, да у него много учеников и именно из-за этого он не теряет объективности к отдельно взятому своему ученику, в отличии от родителя, у которого чадо одно и видя как тренер ласкового и мило общается не с моим сынулькой (дочуркой), начинает екать сердце, «неужели он про нас забыл? ой нет, вот он к нам идет! УРА! все хорошо! он нас помнит, наш тренер самый лучший! )) (шутка)

Гораздо лучше идет работа, если родитель отходит немного в сторонку и позволяет тренеру работать спокойно. Да, признаюсь честно, я забывал иногда что то, показать какой то дебют, обратить внимание на какую то деталь при подготовки к партии и т. п. Но реально это все мелочи, играть, делать ходы, принимать решения и думать все равно ему, вашему ребенку и по большой части будет иметь значение именно ВЕСЬ его опыт, что он впитал за все наши тренировки, а не за 5-10 минут до партии.

Мой совет родителям:
Постарайтесь не думать об успехах вашего ребенка, не сосредотачивайтесь на том, что ему надо во что бы то ни стало стать чемпионом. Лучше всего как мне кажется, заняться каждому своей жизнью, ребенку отвечать и думать за свою жизнь, поверьте дети сами не любят проигрывать и они сами хотят стать чемпионами, родителю - за свою (многие родители сложили свою успешность на алтарь семьи – лишь бы дети выросли счастливы! Мне кажется дети будут счастливее гораздо, если окружать их будут счастливые родители, которые сами пытаются, растут и добиваются успеха) тогда уверяю, у вас не будет конфликтов не с тренерами, не с ребенком. Хороший пример в этом плане многодетные семьи, там родителям некогда бегать за детьми, тем более уж проверять работу тренеров. Представляю утро такой семьи – шум, гам, суета, крик мамы – Завтрак готов!, считаные секунды все за столом, как известно в большой семье, клювом не щелкают)). Поели, оделись и в школу, некогда смотреть и проверять уроки, не говоря про спорт, кто то, чем то занят, куда то ходит и отлично, главное, что не на улице))).
Так же хочу добавить про поиски хорошего тренера и методы работы тренеров. Каждый тренер с опытом работы приобретает определенный алгоритм работы, который ему удобен и который как он считает приносит лучшие результаты, поэтому сравнивать нас тренеров между собой не надо, тут все индивидуально. Плох я считаю лишь тот тренер, который убивает желание в ребёнке заниматься, но я таких пока не встречал.

Мой совет тренерам: Постарайтесь найти взаимопонимание с родителями и просто выполнять хорошо свою работу дальше.

Гаджеты и шахматы
Заметки гроссмейстера. Выпуск 5.

Странная немного тема, хочется написать, что тут все ясно, запретить, вредно и все согласятся!
Но я один из таких людей, которые на слово не верят. Давайте попробуем поразмышлять. Играя и занимаясь шахматами мы напрягаем мозг, мало двигаемся. Играя в телефон или планшет или компьютер мы тоже напрягаем мозг и мало двигаемся. Опять короткая заметка получилась). Мой совет очень прост - спорт, по опыту скажу, что шахматы хорошо сочетаются с плаванием.

Пытайтесь отвлекать от гаджетов, собственным примером, предлагать ребенку занятсячем то интересным. Забирать наверное не стоит, тогда ребенок начинает только об этом и думать. Лучше забирайте шахматы, пусть он о шахматах все время думает)).

Как стать гроссмейстером?
Заметки гроссмейстера. Выпуск 6.

Не простой вопрос. Я могу рассказать свой путь, но не исключаю, что и другие пути могут привести к тому, что вы начнете играть в силу гроссмейстера.

Начну с детства – научился играть в 6 лет, смотрел как играл мой отец с друзьями. Отец мне никогда не поддавался, партий 5 первых он мне поставил детский мат, а потом, когда в следующий раз начали играть, он предложил говорить, о чем я думаю, когда решаю сделать тот или иной ход. Но я к его сожалению, тогда практически не о чем не думал)). Серьезно начал заниматься только в 13 лет, для современных шахмат, когда в 14 лет уже гроссмейстерами становятся, это очень поздно. Но начал очень серьезно, читал много книг, по моей памяти мог заниматься по 6 часов в день, разыгрывал партии из книг, изучал дебюты, эндшпили, стратегии и тактики, в общем все что только мне попадалось под руку шахматное, помню что родители даже в какой то момент заметив это, предлагали мне все бросить пойти погулять или даже телевизор посмотреть)). Результат не заставил себя ждать, через год в 14 лет первый взрослый разряд, еще через 2 – кмс, в 20 лет удалось стать мастером, до этого момента, постоянные турниры и занятия, и книги. Но тут войдя во взрослую жизнь, я неожиданно понял, что я не совсем умею жить)). Начав, учебу в университете я обнаружил, что за мной никто не бегает, не просит пересдать что то или исправить какую то двойку или ругает за прогулы, ощущение было, что всем на тебя наплевать, но с этим ощущением пришла мысль, что я стал взрослым и свободным! Эта свобода таила в себе много опасностей. Анализируя сейчас свою жизнь, я понимаю, что родители меня вырастили в оранжерее, решая за меня все мои проблемы, а когда настало время самому их решать, я не знал как это делать, поэтому 2 незаконченных высших образования, армия, поспешное решение создать семью, хотя сейчас я не жалею не о чем, но понимаю, что с опытом сегодняшним моим я бы сделал все легче и проще! Но как говорится взялся - ходи, в жизни как и в шахматах ходы не возвращают)). Да я научился играть в шахматы, но как дружить, как решать бытовые проблемы, да и в обще как жить? Повезло еще, что шахматы мне приносили уже неплохой доход тогда и выбор профессии тоже был уже очевиден. С 20 до 29 лет, (в 29 я стал гроссмейстером) я не так много занимался, отвлекаясь на взрослую жизнь и даже в какой-то момент думал уже не выполню заветную третью норму гроссмейстера.

Что я думаю важно:
1. Моральная устойчивость прежде всего, поражения, победы, взлеты падения, сквозь все это надо пройти и не сломаться, а стать сильнее!

2. Баланс занятий и практики. Как показал мой опыт, можно изучить все по книгам, но можно и может лучше искать истину самому, играя побольше в турнирах. Я знаю несколько людей, которые стали гроссмейстерами не сильно много прочитав книжек (хотя может они это мне так сказали? ))

3. Ну и опять же, главный двигатель прогресса — ЖЕЛАНИЕ, какой бы путь не был выбран, без желания ничего не выйдет. И не расстраивайтесь, ели оно было и пропало, иногда бывают периоды застоя, для того, чтобы остановится и понаблюдать за собой, за тем что мне нужно, что мне хочется. Такие периоды не менее важны, информация накопленная за какое то время должна оседать, перевариваться и часто бывает именно после таких периодов, когда желание снова приходит, идет большой взлет вверх.

Настрой на партию.
Записки гроссмейстера. Выпуск 7.

Интересная тема. Никогда сильно до этого не думал над ней, считал, что настрой важен, но это дело индивидуально каждого.

Наблюдал по детям, как они иногда производят самонастрой и тут тоже все по-разному, кто-то совсем не пытается настраиваться, веселится, болтает, таких кстати большинство, а кто-то видно весь трясётся, боится, переживает. Мне больше кстати импонируют первые, так как здесь задета тема первой заметки, «страх поражений» https: //vk. com/id45558905? w=wall45558905_585/all. Собственно мысли такие, что настраиваться на партию надо тем, кто переживает или сильно радуется, надо привести себя в чувства, убрать страх и другие эмоции, так как это все мешает думать и принимать решения. Помните совет в экстренных ситуациях – сохраняйте спокойствие! Теперь возникает вопрос как?

Когда я учился в школе, меня направили к психотерапевту, я сильно заикался. Врач попался интересный, мы с ним беседовали на разные темы, в том числе и про шахматы и вот однажды я ему сказал, что испытываю страх перед некоторыми партиями (чаще это какие-то важные партии или соперник сильный, которого я боялся). Он мне посоветовал такой способ, которым я пользуюсь и по сегодняшний день.

Прийти немного заранее, сесть за доску, закрыть глаза, медленно, мысленно досчитать до 7. Дальше не открывая глаз сказать самому себе – я могу проиграть эту партию, это случается с каждым, но я сейчас не буду переживать из-за этого, потому что я сделаю все, что в моих силах, я буду хорошо и быстро рассчитывать варианты, я буду разгадывать планы соперника и обязательно делать проверку на «зевок» и не «зевать».

Текст на самом деле произвольный, тогда врач мне говорил другой, я в процессе своей эволюции пришел к такому варианту)).

В целом подытожив можно сказать, что настрой нужен, что перед партией важно отбросить все эмоции и быть спокойным, расчетливым и объективным. Я думаю каждый кто задумывался на эту тему нашел свой способ настраиваться на партию, напишите в комментариях свой способ, я думаю всем будет интересно.

Концентрация во время партии.
Записки гроссмейстера. Выпуск 8.

Всегда считал, что это очень важно, потому что именно в шахматах, как мне кажется надо уметь не замечать весь остальной мир и уйти с головой в партию, тогда процесс расчета вариантов и построение планов своих и соперника происходит как бы сам собой на подсознательном уровне. А чтобы понять тем кто не играет в шахматы, что это такое, можно взять такой случай, когда вы за рулем куда то приезжаете, и понимаете, что не помните саму дорогу, как доехали, были у вас такие случаи? Если да, то это вот похожий транс, когда вы все осознаете, но управляет вашими действиями не сознание, а подсознание, которое, к слову, гораздо более мощное.

Этому я в последствии получил подтверждение в книге «Беседы с шахматным психологом», автор Сергей Лысенко, рекомендую, там много полезной информации, когда я читал эту книгу, меня не покидало чувство, что я все это знал, но как-то не задумывался над этим)). Автор считает, что хороший шахматист впадает в некий транс во время партии. И многие соперники, я думаю вы это тоже замечали, пытаются всячески вывести вас из этого транса, думаю, что тоже не осознанно. Приемов куча, пошуметь как то, ударить ногой под столом случайно и т. д. Поэтому, я сам, когда сужу соревнования стараюсь следить, чтобы не было лишних шумов и разговоров, это выводит из транса, теряется концентрация, партии получается не качественные.

Как же входить в этот транс? Хороший вопрос, не знаю)). Он получается как то сам собой, по крайней мере у меня, в книге я припоминаю, что дан какой то совет, как то даже тренироваться можно этому в домашних условиях. Смотреть долго в одну точку, и замедлять свое дыхание, как можно более глубокие вдохи и выдохи, если я не ошибаюсь, так написано в книге.

И еще мои личные наблюдения, если я вошел в транс, то у меня обязательно играет какая-то песенка или мелодия в голове. Думаю эта тема близка творческим людям, художникам и музыкантам например.

Проигрыш – это маленькая смерть!
Заметки гроссмейстера. Выпуск 9.

Я писал уже про страх, про то как относится родителям к проигрышу детей, но я не писал, про то как самому виновнику торжества это делать.

Партия в шахматы – это маленькая жизнь. В ней есть первые шаги, первые слова, бурная молодость, есть старость, которая зависит от того, как прошла молодость)). И вот поражение – я ассоциирую с маленькой смертью, потому как умирают все твои надежды и планы, ты понимаешь, что в жизни (партии) где-то свернул не туда, где-то выбрал не тот путь, а бывает и наоборот делал все правильно, но вдруг один не верный шаг и ты уже за бортом жизни. Ассоциации подобные и они очень схожи с тем, что происходит внутри у того, кто реально старался, кто ставил многое на кон партии, в результате крах.

Самое опасное в поражении, как я думаю – это падении самооценки, несколько поражений и ты овощ – «огурец», например)), не способный не на что и не верующий в свои силы совершенно, поэтому много проигрывать и тем более подряд не рекомендуется или менять отношение к делу. Но как?

Для себя я нашел такой вариант, во-первых, понять причины, постараться объективно не предвзято, чтобы в дальнейшем не допускать. Во-вторых, поднять левую руку, опустить резко и сказать – фиг с ним)). Так же можно пофилосовствать немного, на тему – поражения — это неотъемлемая часть жизни, без них мы бы не осознавали, что такое победа.

Еще плохие эмоции уходят часто во время занятий спортом или длительной прогулки. Алкоголь – не рекомендую, становиться легче сегодня, а на завтра в два раза больнее, не решает саму проблему, а просто отодвигает ее на будущее.

Психологические игры.
Заметки гроссмейстера. Выпуск 10

Я писал уже про важность концентрации во время партии. Во основном все психологические приемы и уловки служат для того, чтобы вывести вас из этого состояния. Разозлить вас, заставить испытывать какие-то эмоции. Я не советую вам использовать такие методы, потому что это не честно, это может послужить вам плохо на будущее, выиграете так несколько партий и подумаете, «зачем мне заниматься? Я и так теперь всех буду обыгрывать», ну и самое главное, если вы осознанно это делаете, значит вы сами не концентрируетесь в данный момент и играете не в полную свою силу и не факт, что сбив соперника с концентрации, вы сможете у него выиграть, будучи сами не сконцентрированными.

Что делать, если все-таки соперник или в обще все что угодно вывело вас из состояния концентрации? Если не ваш ход, то лучше отойти от стола, попить водички, дальше сделать штук 5-10 глубоких вдохов и выдохов, сказать себе мысленно – ты используешь нечестные приемы, но тебе это не поможет, я умею концентрироваться, не смотря не на что. Ну если соперник продолжает вести себя в таком же духе, обращайтесь к судье, не стесняйтесь, помните, что концентрация это очень важно, без концентрации вы играете в разы хуже, не стоит сопернику спускать с рук эти уловки и не честное поведение.
Если вам мешают играть посторонние шумы, то помните, ничего страшного, они так же мешают сопернику, вы в равных условиях, но все таки у меня получалось концентрироваться и при посторонних шумах.

P/s Не ждите от судьи каких то супермер, он скорее всего ограничится замечанием, но соперник поймет, что если он будет продолжать то это может плохо для него кончится и сам перестанет.

Как стать гроссмейстером - 2?
Заметки гроссмейстера. Выпуск 11.

Поступают отзывы о моих заметках, очень приятно, получать обратную связь и конструктивную критику. Поступил вопрос - просьба, уточнить процесс занятий, какие книги читать, на что именно обратить внимание при занятиях шахматами.

Все мы разные, с разными характерами, разными задатками и тараканами) и далеко не всем подойдут мои методы и способы тренировок. Попробую описать в общем, как на сегодняшний день я считаю надо заниматься эффективно шахматами.

1. Психология. Считаю наиболее важной частью, так как очень часто не дают вперёд шагнуть наши страхи, эмоции, переживания и ожидания. Но тут как мне кажется важно заглянуть внутрь себя, спросить себя, что мне мешает преодолеть этот барьер, подумать из-за чего я на самом деле проигрываю много партий. В помощь книга " беседы с шахматным психологом" в ней рассмотрены различные примеры, таких проблем, о ней я уже писал.

2. В здоровом теле - здоровый дух! Вторая важная по моему мнению часть. Шахматы, очень малоподвижный вид спорта и очень стрессовый. Просто обязательно надо паралельно заниматься физическим спортом, лучше всего по моему мнению - плавание. Но подойдёт в целом и любой другой, я допустим люблю игровые виды спорта, футбол, баскетбол, теннис. Сейчас занимаюсь йогой кстати тоже рекомендую, хорошо совмещается с шахматами.

3. Практика. Чаще и больше играть, особенно с сильным противниками, так как у них можно на деле перенять и убедиться в силе каких либо приемов. Отточить свои изученные дебюты и приемы.

4. Тренировка техники расчета вариантов. Умея хорошо и быстро рассчитывать варианты, необязательно много знать, можно все расчитать.

5. Теория. Знание дебютов, стратегических и тактических приемов сильно облегчит игру, но по-моему мнению это самая неважная часть, иногда лучше не знать, а постигать самому, чужие мысли подчерпаные в книге или от тренера могут помочь лишь в том случае, если они реально на сто процентов правильные. Поэтому призываю вас критически относится ко всему, что вы читаете и даже к тому, что я здесь пишу тоже)). Придумывает новинки и открывает новые горизонты лишь тот кто не подвержен чужому мнению, а старается мыслить самостоятельно!

Тренировочный процесс. Рекомендации тренерам, родителям и руководителям клубов.
Заметки гроссмейстера. Выпуск 12.

За свою тренерскую карьеру я не раз сталкивался с разного рода проблемами, такими как нормы, часы, ведение журналов и отчетов, а также сбор денег за тренировки.
Попробую по порядку.

1. Идеальная группа.

Для занятий шахматами, по моему мнению это 6 – 8 человек, детям не скучно, тренеру не трудно. В такой группе за тренировку тренер успеет обратить внимание на каждого ученика. Мне доводилось вести от частных тренировок до 16 человек в группе. На частных тренировках, ребенку зачастую не хватает конкуренции, становится немного скучно, но с более сильными шахматистами для прорабатывания каких-то индивидуальных моментов, такой вариант лучший, скажем не плохо один раз в неделю так заниматься, так я всегда советую родителям, кто ко мне обращается с просьбами индивидуальных тренировок. Когда же приходит 15 человек, очень много времени уходит на дисциплину, хотя я действовал обычно другим способом, главный мой девиз был в таких случаях, что дети не будут баловаться, если им не скучно. Это конечно замечательно, когда тренировки проходят весело и не скучно, но тренер часто такие тренировки проводит на пределе возможностей, особенно с маленькими детьми, не всегда так получается.

2. Количество часов.

Тут все зависит часто от возраста. По своему опыту –
3-4 года – 30 минут.
5-8 лет – 1 час.
9-14 лет – 1, 5 часа.
15-20 лет – 2-3 часа.
Но опять же очень много все индивидуально, дети разные и желание и способности тоже разные, я иногда отдельных родителей просил забирать детей пораньше, так как замечал, что ребенку хватает, скажем 30 минут и потом он не хочет и не может и начинает просто мешать мне и другим детям, иногда в таких случаях предлагал таким детям порисовать спокойно или поделать поделки из бумаги. Если таких детей 1-2, если их больше, значит надо задуматься уже тренеру, что он делает не так. Это, кстати, далеко не значит, что такой ребенок будет плохо играть, были примеры обратные, ребенок целый год ходил на 30-40 минут ко мне, так как у него футбол начинался, а тренировка 1, 5 часа, но в первых же соревнованиях он обыграл всех, с кем пришел заниматься в начале года. А были дети, которых не мог выгнать с тренировки, так как они еще не наигрались и это тоже нормально.
Еще совет тренерам – проводите тренировку так, чтобы заинтересовать детей, чтобы дети уходили немного голодными, тогда придя домой он еще сам позанимается и это будет очень хорошо.
Совет родителям – не заставляйте детей заниматься, многие родители я прям видел, как силком тащат ребенка. Они думают он занимается шахматами и станет умным, разочарую – не станет! «Умными», и другие способности, которые могут развить шахматы приобретают лишь те дети, которые хотят и желают, тогда у детей начинается самоконтроль и саморазвитие, а дальше дети сами нарабатывает все эти качества, которые нужны, чтобы выигрывать партии.

3. Какие темы и как заниматься на тренировках, совет тренерам.

Я обычно делил тренировку на 3 примерно равные части. 1 часть – решение задач. 2 часть – теория. 3 часть - игра. Но по моему мнению самая важная часть – это игра! Сейчас я бы, наверное, пересмотрел это и давал детям побольше играть. Именно в процессе игры, ребенок познает многое, да еще и с удовольствием.
Ряд занимательных игр, я даю играть детям, когда вижу, что им стало немного скучно играть в простые шахматы – Поддавки, Вампир (до первого шаха, без ферзей), Оборотень (где фигура превращается в ту в зависимости от вертикали на какой стоит), шахматы невидимки (проявляется та фигура, которая сделала ход, считаю чуть ли не лучшая игра, так как тренирует работу мозга по запоминанию позиции и расчет вариантов), Шведские шахматы (сказки), охранник границы (конь против ферзя, когда коню надо достичь последней горизонтали), эндшпильные позиции с малым количеством фигур. Иногда я делал физ. Паузы (кто больше раз присядет и т. п. ) или занимательные паузы (логические задачки и т. п. )

4. Советы руководителям клубов.

Тренер – ваша главная боевая единица, от того как он работает, будет многое зависеть. Поэтому постарайтесь сделать все, чтобы ему было комфортно.
- Поменьше отчетов и писанины, я понимаю, что без этого никуда, но все же старайтесь ограничить, только минимальные – допустим отмечать присутствие и писать тему занятия, остальное – такое как годовой план или методика преподавания или отчет по внеклассной работе или еще что…. что я только не делал на разных местах работы – это просто лишние, либо наймите методиста, который будет это все делать за тренера, если уж так вам нужны все эти отчеты.
- Пользуйтесь современными технологиями, интерактивные доски, проекторы, компьютерные классы сильно облегчают и улучшают качества тренировок.
- Проводите тренерские советы с целью – делится опытом и наработками.
- Не заставляете тренеров собирать деньги, это очень большая нагрузка, меня раздражало больше всего заниматься именно этим. Как будто я коллектор))

5. Советы родителям.

Помните у вас с тренером одна цель – развить в ребёнке способности.
- Не все станут и смогут стать чемпионами, забудьте про это! Просто старайтесь, чтобы ребенок развивал свои способности, если он не станет чемпионом, то он станет просто умным, хорошим человеком и это тоже хорошо.
- Помогайте тренеру, спрашивайте у него, чем и как по вашему мнению я могу помочь и просто старайтесь выполнять рекомендации.
- Опять же не забывайте, что главное — это желание и интерес ребёнка, если он сам захочет он горы свернет, не заставляйте заниматься силком, прислушивайтесь к детям, не манипулируйте – типа решишь 100 задач, я дам поиграть в компьютер, телефон – это приведет лишь к тому, что компьютер, телефон ваш ребёнок полюбит, а шахматы и задачи – нет!
- Подумайте именно как повысить интерес ребенка. Допустим по себе знаю – что детям всегда интересно наблюдать, что делают родители, если родитель возьмет сам почитает шахматную книжку, сам порешает задачи или рассмотрит пару партий или просто предложит поиграть, а если еще это сделать так, что «вот смотри какая интересная задача, я не могу ее решить, а ты? »



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.