Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«У НАС В ПОЛНОЙ МЕРЕ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ СОЗДАТЬ ОБЩНОСТЬ «СОВЕТСКИЙ НАРОД»



«У НАС В ПОЛНОЙ МЕРЕ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ СОЗДАТЬ ОБЩНОСТЬ «СОВЕТСКИЙ НАРОД»

- В последние советские годы вы много ездили по горячим точкам, возникавшим в братских республиках СССР - Азербайджанской, Армянской, Узбекской, Грузинской. Почему интернационализм, на котором во многом держалась официальная партийная идеология в Советском Союзе, дал такую непреодолимую трещину?

- Да, мои поездки по горячим точкам - это 1987-1989 годы. Во многом это и предопределило мою последующую депутатскую судьбу. Когда курсанты училища, где я в это время преподавал (Высшее политическое училище МВД имени 60-летия ВЛКСМ - прим. ред. ) предложили мне избраться депутатом, я согласился потому, что насмотрелся на происходившее в Карабахе, Фергане, Баку или Ереване. Собственно, я и шел на выборы под лозунгом, что нельзя больше допускать кровопролития и губить людей. Помните, был такой Рафик Нишанов, первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана? Как раз случились ферганские события, и мы туда с училищем прилетели, чтобы на месте разобраться в ситуации. В Фергане во время смуты вырезали более трехсот семей, разгромили целые городские кварталы, и из-за чего? По словам Рафика Нишановича, все началось после спора на базаре из-за клубники. Якобы турок-месхетинец вступил в словесную перепалку с продавщицей-узбечкой, опрокинул ей клубнику, после чего у нее нашлись заступники, завязалась драка. Это выглядело нелепо, но мы своими глазами увидели кровь и почувствовали, что Союз начинает трещать по швам. А в Ереване, кстати, меня назначили комендантом Ленинского района города. Приходилось не только восстанавливать порядок, но и вести своего рода политико-воспитательную работу с народом: встречаться, разъяснять, призывать людей к миру.

Поэтому одним из моих главных лозунгов был таким: прекратить войну. Мой друг Николай Колошинский сделал замечательный фильм «Огонь на себя», где рассказал о межнациональных конфликтах в братских союзных республиках. Лента неожиданно понравилась Борису Гидаспову, тогдашнему первому секретарю Ленинградского обкома партии, и он даже распорядился показать ее по ленинградскому телевидению. Это было сделано дважды: в прайм-тайм в 19: 30, как сейчас помню. И тогда меня многие стали узнавать, что, конечно же, сыграло свою роль в моем депутатстве. В итоге я победил во втором туре 16 марта 1990 года и возглавил в Верховном Совете подкомитет с длинным замысловатым названием - по делам инвалидов, ветеранов войны и труда, социальной защите военнослужащих и членов их семей. Позднее его переименовали в комитет по вопросам обороны и безопасности. Началась наша законотворческая деятельность, связанная с формированием новой армии, МВД и спецслужб. Кстати, в мае 1991-го был создан КГБ РСФСР.

Так что все происходило на моих глазах: и первые межнациональные конфликты, и тревожные симптомы, предвещавшие гибель СССР, и попытки выстроить новую страну. Самым страшным был, конечно, армяно-азербайджанский конфликт - Сумгаит я никогда не забуду. В споре армян и азербайджанцев участвовали уже все кому не лень - в том числе и те, кто потом развяжет войну в Чечне.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.