Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Возможности профессионального обучения инвалидов



Возможности профессионального обучения инвалидов

в учреждениях СПО.

Перечень рекомендуемых специальностей.

 

 

Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Бурятия.

Многие из этой категории граждан стремятся к социально-активной и максимально независимой жизни, профессиональной занятости. Но воплотить в жизнь эти стремления удается пока далеко не всем. Несмотря на активное проведение государственной и областной политики содействия занятости лиц с ОВЗ и инвалидов, без профессионального образования уделом инвалидов становятся лишь малоквалифицированные и низкооплачиваемые работы, которые зачастую по своему качеству намного отстают от потенциальных возможностей этой категории населения. В результате проигрывают и сами инвалиды, и все общество. Для инвалидов это – явное сужение горизонтов самореализации, для общества и государства – неэффективное использование столь дефицитных в нашей стране трудовых ресурсов. Низкая конкурентоспособность инвалидов на рынке труда связана не только с теми ограничениями, которые накладывает их здоровье на профессиональную занятость, но и с более низким уровнем образования инвалидов по сравнению с населением, не имеющим ограниченных возможностей здоровья.

Каковы возможности получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья?

В соответствии с особенностями состояния здоровья, специфическими потребностями, возможностями обучения и последующей трудовой реализацией обучающихсяможно разделить на 3 группы.

 

Первая группа – лица с аномалиями психофизического развития (задержками психического развития, умственной отсталостью, девиантным поведением). Это наиболее значительная по количеству группа, испытывающая наибольшие трудности в связи с профессиональной подготовкой и последующей трудовой реализацией. Проблема усугубляется как ограниченным выбором профессий и специальностей, так и узким полем трудовой реализации. Для данного контингента лиц с ограниченными возможностями здоровья целесообразны профессиональная подготовка и начальное профессиональное обучение с целевой ориентацией на последующую занятость в сфере коммунального хозяйства.

Вторая группа – это инвалиды с полностью сохранным интеллектом при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата или органов зрения. В плане профессионального обучения это - наиболее перспективная группа, имеющая высокую мотивацию получения специальности и повышенный интерес к трудовой реализации, но – нередко - и особые способности, как в форме компенсаторных личностных данных, так и в форме ярко выраженного таланта к определенным видам деятельности. Для обеспечения необходимых условий обучения данной группы требуются не столько особые образовательные технологии, сколько обеспечение доступности учебной среды (оборудование пандусов, широких дверных проемов, туалетных комнат, установка лифтов). Данная группа учащихся легче всего интегрируется в коллективы сверстников с нормальным психофизическим развитием и не имеет особых сложностей обучения в инклюзивных группах.

Здесь уместно говорить и о дистанционном обучении. В системе образования дистанционное обучение отвечает гуманистическому принципу, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, пространственной или временной изолированности, социальной незащищенности или невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков. Данная форма обучения представляется наиболее оптимальным способом организации учебного процесса лиц с ОВЗ, поскольку учась дистанционно, инвалид перестает быть ограниченным пространственными и временными рамками - у него появляется связь фактически со всем миром. Он может учиться, не выходя из дома, по индивидуальному расписанию и в удобном для себя темпе.

Третья группа – инвалиды с серьезными нарушениями слуха и речи, которые, как правило, имеют проблемы не только с коммуникацией, но и замедленное восприятие информации и новых знаний, что требует особых технологий. Так, например, можно использовать технологию частичной интеграции, которая состоит в том, что в течение всего периода обучение ведется в отдельных группах с применением адаптационной составляющей учебных планов и всех видов реабилитации параллельно с учебным процессом. Однако группы лиц с ОВЗ обучаются на территории обычного учебного заведения, что позволяет включить студентов-инвалидов в его общественную, научную, культурную, спортивную жизнь вместе с остальными обучающимися.

Таким образом, согласно российскому законодательству, инвалид, при наличии документа, подтверждающего полученное ранее образование, имеет право поступить в любое учебное заведение среднего профессионального образования. Но, на практике, даже при наличии безбарьерной среды для обучения инвалидов (техническая оснащенность, методическое обеспечение, подготовленный педагогический и медицинский персонал) реализовать это право лицу с ОВЗ далеко не просто. Наличие медицинских ограничений и противопоказаний резко сужает выбор инвалидом не столько учебного заведения, сколько желаемой специальности и квалификации. Разобраться лицу с ОВЗ самостоятельно с этим вопросом практически невозможно. Ниже приводится фрагмент перечня специальностей СПО, рекомендованные для обучения лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 

ФРАГМЕНТ ПЕРЕЧНЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

(ПРИ СОХРАННОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ)

 

030000ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

030900Юриспруденция

030912Право и организация социального обеспечения

Юрист

Реализация правовых норм в социальной сфере, выполнение государственных полномочий по пенсионному обеспечению, государственных и муниципальных полномочий по социальной защите населения.

Не рекомендуется лицам с серьёзными нарушениями слуха и речи

Основание:

- Письмо Минобрануки РФ от 12. 07. 2007 № 03-1563 «Об организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья»;

- Приказ МинздравмедпромаРФ от 14. 03. 1995 № 60 " Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного возраста  на основе медико-экономических нормативов", раздел «Основные ориентиры для педиатров при врачебно-профессиональном консультировании школьников»

 

031600Реклама и связи с общественностью

031601Реклама

Специалист по рекламе

Организация и проведение работ по разработке и производству рекламного продукта с учетом требований заказчика.

Не рекомендуется лицам с серьёзными нарушениями органов зрения

Основание:

- Письмо Минобрануки РФ от 12. 07. 2007 № 03-1563 «Об организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья»;

- Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1995 г. № 60 " Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного возраство на основе медико-экономических нормативов", раздел «Основные ориентиры для педиатров при врачебно-профессиональном консультировании школьников».

 

034700Документоведение и архивоведение

034702Документационное обеспечение управления и архивоведение

Специалист по документационному обеспечению управления, архивис. Деятельность в секретариатах, службах документационного обеспечения, кадровых службах и архивах государственных органов и учреждений, в органах местного самоуправления, негосударственных организациях всех форм собственности, общественных организациях (учреждениях).

Не рекомендуется лицам с серьёзными нарушениями слуха и речи, а так же органов зрения

Основание:

-Письмо Минобрануки РФ от 12. 07. 2007 № 03-1563 «Об организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья»;

- Приказ Минздравмедпрома РФ от 14. 03. 1995 № 60 " Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольноговозраство на основе медико-экономических нормативов", раздел «Основные ориентиры для педиатров при врачебно-профессиональном консультировании школьников».

035000Издательское дело

Специалист издательского дела

Подготовка, выпуск и распространение издательской продукции в печатной и электронной форме.

Не рекомендуется с серьёзными нарушениями органов зрения и при серьёзных нарушениях опорно-двигательной системы

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.