|
|||
Л.Н. ТолстойСписок произведений: роман-эпопея «Война и мир» О том, что такое война, Л. Н. Толстой знал из собственного опыта: впечатления о Крымской войне отразились в его «Севастопольских рассказах» (1856), воспоминания о войне на Кавказе — в расска- зах «Набег», «Рубка леса». На основе анализа ранних произведений критик Н. Г. Чернышевский выявил в качестве ведущих свойств тол- стовской прозы новый — по сравнению с предшественниками — уро- вень постижения психологии человека и «чистоту нравственного чув- ства». Присущий Толстому психологизм критик назвал «диалектикой души»: это умение показать текучесть и подвижность человеческого сознания, раскрыть способность человека одновременно переживать самые противоречивые чувства, выявление нравственной сути челове- ка через его поступки. В романе-эпопее «Война и мир» (1863–1869) несколько важ- нейших проблемных пластов: это и обсуждение закономерностей исторического движения (философия истории), и раскрытие под- линных и мнимых ценностей, к которым стремится в своей жизни че- ловек, и выявление сути русского национального характера. Однако главным проблемным стержнем книги является вопрос о том, «как стать счастливым»: что помогает, а что мешает человеку в обретении счастья, какое понимание счастья считать истинным, а какое — лож- ным. Временные рамки эпопеи охватывают события протяженностью в 14 лет (с 1805 по 1819 год), причем историческая кульминация «Вой- ны и мира» — Бородинское сражение — находится в самом хроноло- гическом центре книги, обеспечивая ей композиционную симметрию и одновременно придавая высшую степень ясности выражаемой в ней авторской концепции истории. За это время на огромной территории в России и за ее пределами разворачиваются грандиозные события, участниками которых становятся множество людей — от простых кре- стьян и солдат до фельдмаршалов и императоров (всего в «Войне и мире» более 500 персонажей — как вымышленных героев, так и ре- альных исторических лиц). Основу «романного» сюжета книги составляют судьбы трех дво- рянских семей в трех поколениях: именно «семейный» принцип груп- пировки персонажей положен в основу системы образов «Войны и мира». Каждый поворот в жизни пяти главных героев романа — Ан- дрея и Марьи Болконских, Пьера Безухова, Наташи и Николая Росто- вых — обстоятельно выписан и осмыслен писателем. Но при этом все пять перекрещивающихся индивидуальных «траекторий» судьбы под- чиняются единым нравственным законам и одинаково прочно связаны с жизнью всего русского народа, с жизнью «мира». Образ «мира» представлен Толстым в разных значениях — и в зна- чении «мирной жизни» (антонима к слову «война»), и применительно к человеческим общностям (сословие, нация, все человечество), и по отношению к Божьему творению (Вселенной). Этим взаимопро- никновением частного и общечеловеческого, а также соотнесением персональной жизни героя с историей целых государств обусловлен жанровый статус произведения: «Война и мир» — исторический роман-эпопея. Использованный в заглавии произведения союз «и» не только соединяет ключевые образы-понятия, но и разделяет их: речь идет как о влиянии войны на жизнь человека и нации, так и о двух разных системах нравственных представлений, о двух фундаментальных прин- Литература. Полный курс подготовки к ЕГЭ 155 ципах бытия. Жизнь в соответствии с принципом «войны» предпо- лагает соперничество с другими, преследование человеком внешних «статусных» целей (карьера, выгодная женитьба, материальное бо- гатство, личная слава и т. п. ). Бытие, основанное на категории «мира», знаменует иные духовные ориентиры: жизнь для других, стремление к преодолению эгоизма, умение радоваться природе и всему тому — большому и малому, — что Бог дал человеку (именно такие внешне нехитрые «нравственные уроки» преподает Пьеру Безухову — само- му близкому к автору персонажу — простой русский мужик Платон Каратаев). В этом смысле важнейшим композиционным приемом романа- эпопеи является прием антитезы: каждому нравственному принци- пу (и его воплощению в жизни персонажа или людских сообществ) в «Войне и мире» обязательно находится его полярный противовес. Противоположным оказывается отношение к войне у Наполеона и Кутузова (шире — у французской и русской армий); разными жизнен- ными целями руководствуются, например, Анатоль Курагин и Андрей Болконский (или Элен и Наташа). Отношениями антитезы связаны образы двух российских сто- лиц — Москвы и Петербурга (или собирательного образа «штабных трутней» и подлинных — внешне невзрачных, «маленьких» — героев войны, таких как капитаны Тушин и Тимохин). Даже лейтмотивные метафоры (метафора «швейной мастерской» в описании салона Ше- рер или метафора людского «муравейника» в изображении Москвы после пожара; образы «стада» применительно у французской армии или «пчелиного роя» по отношению к воюющим русским) соотносятся друг с другом, как черное и белое, — одним словом, они намеренно резко, дидактически отчетливо противопоставлены друг другу. Весомым элементом общей композиции романа-эпопеи стали объ- емные авторские отступления-обобщения, представляющие собой историко-философские комментарии Л. Н. Толстого к тем событиям, о которых идет речь в сюжете, и по отношению к тем историческим лич- ностям, которые в них участвуют. Л. Н. Толстой считал, что духовные связи между людьми превыше всех других связей. Именно в духовном единении русских людей (в «скрытой теплоте патриотизма») писатель видел путь к преодолению противоречий современной ему жизни, к лучшему будущему русского народа. Для него абсолютно неприемлем ложный взгляд на историю как на результат деяний «великих людей» — таких, как Наполеон, а по- тому много места в авторских комментариях уделено развенчанию ложного величия французского императора и полемике с историками, которые считали, что ход войны 1812 года был обусловлен верными или ошибочными решениями полководцев. Так, в одном из отступле- ний третьего тома Л. Толстой писал: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения истори- ческих, общечеловеческих целей. <... > Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с большими людьми он связан, <... > тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка. “Сердце царево в руце Божьей”. Царь есть раб истории» (курсив составителей пособия). Концепция истории Л. Н. Толстого проникнута идеями фатализма (неуклонной предопределенности) и надперсональ- ности (важнейшая роль в исторических событиях принадлежит не лич- ностям, но народным массам). Наиболее органичная общность людей, согласно убеждениям Толстого, — семья, в кругу которой происходит становление лич- ности. Именно в семейной жизни, прежде всего в воспитании детей, человек находит истинное счастье. «Мысль семейную» Толстой рас- крывает главным образом на примере семейств Ростовых, Болкон- ских и Курагиных. Нравственный идеал писателя отчетливо выражен в финальных главах романа-эпопеи и в эпилоге, когда семья Кураги- ных оказывается на грани вымирания, а вот Наташа и Пьер, а также Николай и Марья обретают духовную гармонию в семейной жизни. Вот как сообщает об этой жизни автор: «Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно раз- личных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и де- лая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое». Образ «круглого» гармоничного целого выражает толстовский иде- ал единения людей. В рамках семейной темы раскрывается в одном из эпизодов романа внутренняя фальшь и наигранность поведения Наполеона. Накануне Бородинской битвы ему приходит подарок от импера- трицы — аллегорический портрет сына. Зная, что все то, «что он скажет и сделает теперь, — есть история», Наполеон «подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. <... > Глаза его отума- нились, он подвинулся, оглянулся на стул... и сел на него против портрета. Один жест его — и все на цыпочках вышли, предостав- ляя самому себе и его чувству великого человека». Не случайно в эпилоге Наполеон прямо назван актером: «Действие совершено. Последняя роль сыграна. Актеру велено раздеться и смыть сурьму и румяны: он больше не понадобится». Однако главные достоинства толстовского романа-эпопеи — не в совокупности высказанных автором историософских идей и нравствен- ных обобщений, а в художественном мастерстве воссозданных картин: и зарисовок жизни поместного дворянства (чего стоит, например, одна только сцена охоты в имении Ростовых! ), и батальных эпизодов, и — главное — «внутренних сюжетов» эволюции сознания, психологиче- ских процессов в душах любимых Толстым героев. В изображении исторических событий писатель, как правило, пользуется точкой зрения вымышленного персонажа (иногда один и тот же эпизод подается в восприятии нескольких героев). Так, напри- мер, Шенграбенское сражение дано сквозь призму сознания Андрея Болконского и Николая Ростова, Бородинская битва увидена глазами того же Болконского и — в еще большей степени — Пьера Безухова, эпизод военного совета в Филях передан с опорой на незамутненное наивное восприятие крестьянской девочки Малаши. Важный композиционный принцип Л. Н. Толстого — прием «со- пряжения», соотнесения «великого» и «малого», универсальных законов бытия и прихотливых движений человеческой души, устой- чивой в своей изменчивости жизни природы и столь же диалектич- ного внутреннего состояния отдельного героя. Вот почему панорам- ные описания масштабных сражений включают в себя «ролики» прокручивающихся в сознании отдельного персонажа мыслей и переживаний, а в минуты судьбоносных для героя событий ему мо- жет открыться картина дневного или ночного неба — или дважды встретиться в дороге сначала старчески унылый, а потом молодо зеленеющий дуб (так происходит по дороге в Отрадное и обратно с Андреем Болконским). Излюбленный прием писателя — передача чувств и мыслитель- ных реакций через внутренний монолог персонажа. Такие монологи могут быть развернутыми и занимать не меньше места, чем прямые сообщения о происходящем, а потому существенно замедлять сюжет- ное движение, либо на время вовсе останавливать его. Внутренний монолог, как правило, строится на многократном повторении и варьи- ровании наиболее «травматичного» для персонажа вопроса или вол- нующей его частной подробности. Вот как передан, например, поток размышлений Пьера после разрыва с Элен: «А я стрелял в Долохова за то, что я счел себя оскорбленным, а Людовика XVI казнили за то, что его считали преступником; а через год убили тех, кто его казнил, тоже за что-то. Что дурно? Что хорошо? Что надо любить? Что не- навидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? » Разнообразны и другие приемы психологического анализа: несобственно-прямая речь, передача снов или символических видений персонажей, проявления их эмоций через мимику и жесты и даже зву- ковые ассоциации. Вот как передано, например, состояние смертельно раненного Андрея: «И пити-пити-пити и ти-ти, и пити-пити — бум, ударилась муха... И внимание его вдруг перенеслось в другой мир дей- ствительности и бреда, в котором что-то происходило особенное». Раскрытию внутреннего мира персонажа служат и лаконичные (но многократно повторяющиеся) портретные детали (таковы, например, «лучистые глаза» княжны Марьи, «плоское» лицо князя Василия или «ныряющая» походка Кутузова). Своеобразны лексика и синтаксис толстовского текста. В одной фразе порой сочетаются слова высокого и сниженного стилей, а сама фраза подчас стремится вобрать в себя все аспекты и нюансы обозна- чаемой ситуации, а потому разрастается до абзаца за счет множества уточняющих конструкций. В то же время «развесистый» повествова- тельный период может быть оттенен лаконичной финальной фразой. __
|
|||
|