II Человек. III. Деятельность
II Человек
| Антропогенез
| процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества
| Антропогенез изучает происхождение человека, становление его как вида в процессе историко-эволюционного развития. Учение об антропогенезе — раздел антропологии, центральная проблема эволюционной антропологии, при изучении которой используются данные ряда естественных и общественных наук о человеке и Земле.
| Социогенез
| процесс исторического и эволюционного формирования общества
|
| Антропосоциогенез
| процесс становления и развития человека, как социального существа субъекта сознания и деятельности.
|
| Антропология
| (от греч. апНггороз — человек и 1о§оз — слово, учение) — наука о сущности, происхождении и эволюции человека.
| - Естественно-научная и медицинская антропология изучает биологическую природу человека, ее развитие, определяет место человека в царстве живых существ.
- К ней относятся анатомия, физиология, учение о расах и т. п.
- Философская антропология — философское учение о природе и сущности человека, в самом общем виде призванное ответить на вопрос «Что такое человек? », определить его место и назначение в существующем мире.
| Биоэтика
| научное направление в философии, связанное с исследованием проблемы человека в единстве природно-биологического и этического аспектов.
| - В сферу научного анализа биоэтики входит широкий круг проблем проявления подлинной гуманности: трансплантация органов, эвтаназия (умерщвление неизлечимого больного по его просьбе или по просьбе его родственников, если он сам находится долгое время в бессознательном состоянии), искусственное зачатие, клонирование и др.
- Биоэтика — междисциплинарная область знания: она имеет отношение и к медицине, и к юриспруденции, и к биологии, и к антропологии, так как затрагивает самые основы биологического существования человека, его сущностные характеристики
| Сознание
| высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании поведения человека.
| одно из основополагающих понятий философии, психологии и социологии, обозначающее способность человека воспроизводить действительность в идеальных образах. Сознание связано с речью и целеполагающей деятельностью человека. Оно интегрирует (сочетает) способности человека осмысливать бытие мира и себя в этом бытии, осознавать себя, общаться с другими людьми, создавать условия для самореализации и т. д. Сознание охватывает сферы рационального мышления, духовно-образного, чувственного восприятия мира, волевые процессы, память. Интуиция и воображение также аспекты сознания. Особенность сознания — его направленность как на внешний, так и на внутренний мир человека, способность к самооценке, самоанализу, саморегуляции и т. д. В сознании представлены самые разнообразные чувства и переживания, включая любовь и ненависть, радость и грусть, страх и веру. На состояние сознания влияют неосознанные процессы психики человека (см. Бессознательное).
В процессе сознательного отражения и регуляции поведения у человека постоянно присутствует ощущение своего «Я». Иными словами, человек не только что-то знает о действительности, но и знает, что он знает о ней. Это характеризует активность и многоплановость сознания, которые обеспечивают успешное взаимодействие человека с природной и социальной средой его существования и деятельности.
| Самосознание
| осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
|
| Рефлексия
| свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями.
| 1. Рефлексия " поворачивает" сознание человека на свой внутренний мир.
2. Рефлексия есть обращенность сознания на процесс собственного мышления.
| Мышление
| высшая форма активного отражения объективной действительности, состоящая в целенаправленном, обобщенном, абстрактном познании окружающего мира.
|
| Бессознательное
| совокупность психических процессов, функций, состояний, не представленных в структуре сознания.
| 1. К ним, в частности, относятся желания, влечения, переживания, в которых человек обычно не признается себе и которые по этой причине либо «не допускаются» к сознанию, либо вытесняются из него.
2. Бессознательное побуждает человека к тем или иным действиям (поступкам), проявляясь в них в искаженном виде;
3. оно часто представлено в сновидениях и переживаниях, в оговорках, творческих «порывах» и т. д.
4. В отличие от сознания (см. Сознательное), бессознательное не отделяет себя от объекта, а сливается с ним в переживании.
| Бытие человека
| наиболее общее понятие, обозначающее: 1) существование человека во всем многообразии его проявлений; 2) реальный процесс жизни, деятельности, общения.
| - Понятие бытия — центральное философское понятие.
- Бытие — предмет изучения онтологии.
| Воспитание
| приобщение к миру человеческой культуры, включающее освоение ценностей, способов и форм деятельности, опыта предшествующих поколений.
| 1. В близком к этому значению довольно часто употребляется понятие социализация. В отличие от социализации воспитание — процесс всегда целенаправленный.
2. В науке воспитание традиционно определяется как воздействие на человека с целью его физического, нравственного, интеллектуального и эстетического развития, подготовки к семейной, общественной, производственной и культурной жизни.
3. Задача воспитания — подготовить индивида к выполнению тех социальных ролей, которые ему предстоит играть в обществе. Поэтому система воспитания в каждом обществе определяется требованиями социальной, экономической и духовной жизни в зависимости от присущих данному обществу специфических черт. Осуществляется процесс воспитания в ходе собственной активности индивида и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов, взаимодействия воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой. В этой связи можно выделить: а) непосредственное воспитание (родитель — ребенок, учитель — ученик и т. п. ); б) опосредованное воспитание (создание материальных, семейных, политических, бытовых и других условий); в) самовоспитание, т. е. творение человеком самого себя в соответствии с его собственными представлениями о себе и мире
Воспитание содействует принятию общественных ценностей, нравственных и правовых норм, выработке определенных качеств личности, образцов поведения. Организация воспитания связана с созданием таких условий жизнедеятельности, которые направляют развитие человека, вырабатывают его опыт самостоятельного решения сложных нравственных проблем. Именно активность человека влияет на ход взаимодействия внешних и внутренних процессов Результатом такого взаимодействия выступает индивидуальность человека как уникальный сплав знания, переживания и опыта. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные организации, в том числе религиозные, учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации и др. Важной задачей является обеспечение единства общественного и семейного воспитания. В случае несогласованности воспитания в семье и в общественных организациях, учреждениях возможно развитие отклоняющегося поведения человека, нарушения в структуре его личности. Законы воспитания и особенности их использования изучает одна из наук о человеке — педагогика
| Гуманизм
| (от лат. питапиз — человечный, человеческий) — 1) в широком смысле — совокупность идей и взглядов, возвышающих достоинство и ценность человеческой личности, ее прав на свободу и справедливость, на благополучие.
| Гуманизм признает ценность человека как индивидуальности, свободное развитие которой подразумевает создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека. В соответствии с этими идеями лишь благо человека может быть критерием оценки справедливости общества. Идеи гуманизма предполагают большое внимание общества к проблемам личности, ее запросам, интересам; особое значение имеет нравственное воспитание, изучение общественных дисциплин;
2) в более узком смысле гуманизмом называют светское вольномыслие эпохи Возрождения (середина XIV — середина XVI в. ), противостоящее духовному господству церкви и утверждающее достоинство человеческой личности, веру в ее возможности и способности.
| Индивид
| единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям
| Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь.
Социальная история человека началась тогда, когда он отделился от природы, стал индивидом. Предполагают, что человек тогда увидел себя нагим, ощутил стыд, почувствовал беспомощность и одиночество. Но индивид обладал полным набором биологически обусловленных потребностей, которые необходимо было удовлетворить, для чего он вступал в отношения е другими людьми.
По сравнению с тем индивидом индивид сегодняшний несравненно более развит умственно и эмоционально. Условия жизни человеческого общества определяли все изменения индивида. Изменения общества приводили к изменениям индивида. Вот почему существует взгляд на индивида как на малую частицу общества.
Накопление индивидом духовных, психологических, социальных качеств есть процесс становления и развития личности.
| Индивидуальность
| неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности
| Если, употребляя слово индивид, мы пытаемся отметить связь человека с другими представителями человеческого рода, то понятие «индивидуальность», напротив, выделяет человека из сообщества других людей. Через это слово проступает непохожесть человека на других, его социально значимые отличия, своеобразие, неповторимость его психики и личности. . . •
Как противоположность общего, типичного слово «индивидуальность» может быть применимо не только к человеку, но и к какому-либо явлению, существу.
| Личность
| индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни
| Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др. ). Возникновение этих качеств связано с тем, что индивид в совместной деятельно-I сти с другими индивидами познает и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания и этих изменений одновременно является процессом становления личности.
Термин «личность» (англ. регзопаШу) происходит от латинского слова регзопа, обозначавшего маску, которую надевал актер в театральном представлении. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, социальный образ, некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.
Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой.
Природные свойства и особенности индивида проявляются в личности как ее социально обусловленные элементы. Так, например, особенности структуры мозга обусловлены биологи* чески, но порождаемые ею черты характера становятся особенностями личности в ходе ее деятельности и общения с другими людьми.
Личность характеризуется активностью, т. е. стремлением выходить за свои собственные пределы, развиваться, расширять сферу своей деятельности. Личность открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Различные исследователи рассматривают развитие личности в ходе социализации индивида, его воспитания, его деятельности; непохожесть одного человека на других, его социально значимые отличия, своеобразие, неповторимость (см. Индивидуальность).
Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несет ответственность за свой выбор, свои решения, свою деятельность.
В поле внимания н деятельности личности не только внешний мир, но и она сама. Подчеркивая способность личности к самосовершенствованию, философы говорят о неисчерпаемости личности, ее бесконечном содержании.
| Потребности
| нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности.
| Обществоведы выделяют биологические, социальные и духовные потребности человека.
В современной социологии выделяются разумные потребности (способствующие духовному и физическому совершенствованию и не наносящие ущерба другим людям) и мнимые потребности (способствующие физической и духовной деградации человека и наносящие ущерб другим людям). Неудовлетворение потребности может привести либо к изменению нормальной жизнедеятельности организма, либо к его гибели. Для животных характерно использование предметов потребностей, которые в готовом виде даны природой; для человека — производство предметов потребностей.
Потребности являются источником активности людей. Процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность. Каждая из трех групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности: материальную (производственную), социально-политическую и духовную.
Потребности динамичны, изменчивы. Они носят исторический характер и зависят от уровня культуры человеческого общества и отдельного человека. Чем более богата, разнообразна, развита жизнь общества, тем богаче, разнообразнее потребности людей. В процессе вовлечения человека в различные сферы и виды деятельности на базе удовлетворенных потребностей возникают новые. Источник развития потребностей — взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ.
| Способности
| индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенного рода деятельностью.
| 1. Формирование способностей происходит на основе определенных задатков.
2. Выделяют разные виды способностей: интеллектуальные, художественные, организаторские, коммуникативные и т. п.
| Задатки
| врожденные, анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.
| 1. Задатки, в отличие от способностей, являются даром природы, а не продуктом человеческой деятельности.
2. Для развития специальных (узких) способностей нужны особые задатки – музыкальные, математические, технические.
| Одаренность
| сочетание высокоразвитых способностей.
| 1. Одаренным является человек, способный ко многим видам деятельности.
2. Уровень, качество и характер одаренности является результатом сложного взаимодействия задатков и социальной среды.
| Талант
| выдающиеся способности, при которых деятельность человека отличается совершенством, оригинальностью.
| 1. Талантливые люди создают новые основы для развития общества.
2. Талант нуждается в упражнении, чтобы достичь определенной степени совершенства.
| Гениальность
| высший уровень развития талантов и способностей, связанный с созданием качественно новых, уникальных творений.
| 1. Гениальность способствует осуществлению принципиальных сдвигов в той или иной сфере творчества.
2. По мнению психологов, гениального человека отличают упорный труд и непреодолимое стремление к высшей степени совершенства.
3. Гениальная личность достигает таких результатов в творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.
| Характер
| индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющихся в типичных способах поведения.
| 1. В структуре личности характер занимает центральное место, т. к. определяет индивидуальность и своеобразие личности, влияет на все другие ее свойства.
2. Характер проявляется в отношении человека к труду, к другим людям и к себе, к окружающей действительности.
| Социализация
| проходящий на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.
| 1. От степени успешности социализации зависит степень самореализации личности в процессе общественной жизни.
2. Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры
| Мировоззрение
| обобщенные представления о мироздании, природе, обществе, человеке, которые отражают целостное восприятие мира и отношение к нему, реализуются в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
| 1. В структуру мировоззрения входят знания, убеждения, принципы, духовные ценности, идеи и идеалы. Носителями мировоззрения выступают отдельная личность, социальная группа, определенное общество в целом, все человечество в ту или иную эпоху. Выделяют следующие типы мировоззрения: житейское, мифологическое, религиозной, научное. Мировоззрение — это прежде всего идеи, концептуальные образы, создающие определенную картину мира и человека.
На этой основе осуществляется оценка человеком себя, своего окружения, своей жизни в окружающем мире; выявляется система смыслов и ценностей, вырабатываются идеалы. т е. всеобщие принципы, представления о благе, пользе, истине и др.
Идеалы соединяют идеи с реальной жизнью.
Мировоззрение предполагает выработку человеком своей жизненной позиции на основании своего жизненного и духовного опыта. Ее составляющие — личностные убеждения и принципы, являющиеся сущностной характеристикой личности.
Мировоззрение определяет самочувствие человека в социуме, его неповторимый образ мышления, самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение. Мировоззрение человека — это относительное единство побуждений и действий, мыслей и чувств, слов и дел, сознательного и бессознательного.
Развитие системы мировоззрения связано и обусловлено возрастными особенностями личности, т. е. жизненным опытом.
Известны следующие типы мировоззрения: религиозно-мифологическое, естественно - научное, философское, обыденно-практическое (житейское).
В повседневной жизни люди, как правило, пользуются отдельными идеями и положениями, связанными с каждым из этих типов и ориентированными на решение конкретных жизненных проблем.
| Межличностные отношения
| результат психологического взаимодействия людей в процессе общения – взаимопонимания и взаимопереживаний.
| 1. В межличностных отношениях проявляются как индивидуальные качества личности, так и усвоенные этой личностью социальные нормы и ценности.
2. Вступая в межличностные отношения, индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
| Свобода
Ответственность
| это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими устремлениями, желаниями, намерениями, идеалами и ценностями
объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований
| 1. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет.
2. Границей свободы человека могут быть лишь права и свободы других людей.
3. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.
4. Ответственность человека проявляется в его сознательной готовности следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения последствий для окружающих.
|
| Необходимость
| философская категория (понятие), выражающая объективные связи реального мира с точки зрения их внутренних особенностей (структуры, определенных закономерностей).
| Необходимость — это то, что обязательно должно произойти в данных условиях, т. е. то, что неизбежно. Необходимости в философии противостоит случайность (эти понятия употребляются, как правило, в паре). Случайность — это то, что может быть и не быть, может произойти так или иначе под воздействием непредвиденных обстоятельств.
|
| Общение
| взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми. Более точно общение можно определить как установление и развитие контактов между людьми.
| Общение включает, как минимум, три различных процесса:
• обмен информацией, ее уточнение, обогащение;
•обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия;
•восприятие н понимание партнера, его психологических особенностей и особенностей поведения.
Иными словами, можно сказать, что общение включает обмен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными действиями. В процессе такого обмена субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Общение предполагает установление взаимопонимания между его участниками. Участвующие в общении люди оказывают взаимное влияние на намерения, мысли, чувства друг друга, линию поведения.
Различают познавательное, деловое и интимно-личностное общение. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п. ).
Общение играет важную роль в личных и деловых отношениях людей. В общении человек самовыражается, т. е. обнаруживает свои индивидуальные особенности. Можно увидеть проявления его общей культуры, характера. Не случайно все чаще говорят о необходимости обучения искусству общения.
Специалисты в этой области разработали специальные приемы и средства развития способностей и навыков общения, а в ряде случаев его корректировки.
|
| Поведение
| процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. Источник поведения — потребности живого существа.
| В широком смысле понятие «поведение» включает различные формы активности (жизнедеятельности) животных и человека. В более узком — это деятельность, направленная на других людей, так или иначе затрагивающая межличностные отношения. В этом случае полагают, что поведение слагается из отдельных поступков, и соотносят его с нравственными действиями личности.
Рассматривать, изучать поведение можно только в единстве его внутренних и внешних проявлений, так как присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой опосредовано (определяется) их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.
Термин «поведение» применим как к отдельным индивидам, так и к их совокупностям. Например, можно говорить о поведении животных того или иного вида, о поведении определенной социальной группы, о поведении конкретного человека.
Поведение человека всегда обусловлено личностными качествами и общественными процессами. Оно зависит от его индивидуальных качеств, характера взаимоотношений с окружающими (в том числе группами, членом которых он является), социальных норм, ценностей, правил и др.
Поведение человека изучается психологией, социологией.
|
| Сознательное
| важнейшая способность человека, проявляющаяся прежде всего в рациональном отношении к миру, в его готовности вступать в заранее запланированные отношения с людьми, вещами, природой.
| Сознательное — очевидный антипод бессознательного. Оно отличается сложным сочетанием мыслительных, чувственных, эмоциональных, волевых процессов и теснейшим образом связано с речью. Тем не менее конкретные проявления сознания, его ошибки, преувеличения (фантазии) находятся в разнообразной зависимости от области явлений бессознательного. Сознательное выступает в двух формах: в индивидуальном (индивидуальное, личное сознание) и общественном (общественное сознание).
Хотя сознание любого индивида уникально, тем не менее оно не произвольно и обусловлено факторами внешними по отношению к индивиду (в первую очередь системой социальных связей).
В ходе индивидуального развития каждый человек приобщается к общественному сознанию (совместному знанию) путем овладения языком. Индивидуальное сознание формируется под влиянием языка и носит общественно-исторический характер.
|
| Гуманизация
| Очеловечевание чего-либо, тенденция усиления человеколюбивых мотивов.
| Современный разрыв между технико-экономическими достижениями в развитых странах и малым духовным самоощущением человека может привести к глубокому кризису всей человеческой цивилизации. Именно поэтому актуальной становится проблема гуманизации прогресса, отхода от традиционных технократических критериев развития в пользу критериев психологических, проблема гармонизации норм обладания и норм естественного бытия человека.
|
| |
|
|
III. Деятельность
| Деятельность
| вид активности человека, направленный на такое изменение внешней среды и самого человека, в результате которого получается нечто новое.
| 1. Деятельность является особенностью человеческого бытия, что отличает его от животного мира.
2. Любой вид деятельности предполагает наличие
- человека (субъекта) с его целями, ценностями, знаниями и навыками,
- операций целесообразной деятельности,
- объектов, на которые направлена деятельность.
3. В структуре деятельности обязательно присутствуют следующие элементы: мотивы, цель, средства и результат.
4. К видам деятельности относят игровую, учебную, трудовую деятельность и общение.
Деятельность всегда связана с определенной потребностью, она и осуществляется ради удовлетворения потребности. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны такие черты, как сознательность, продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства, результат, а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий или поступков. Исходя из различных оснований понятие деятельности трактуют по-разному. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяется на практическую и духовную. В зависимости от общественных сфер, в которых она протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Ее можно соотносить с ходом истории и вести речь о прогрессивной или реакционной направленности деятельности. В зависимости от существующих общекультурных ценностей, социальных норм можно определять законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность. Понятие деятельности можно конкретизировать и в связи с ее социальными формами (коллективная, массовая, индивидуальная), и в зависимости от потенциала нового в ней (инновационная, изобретательская, творческая или рутинная). Деятельность человека, с одной стороны, является условием существования и развития общества, а с другой — единственным эффективным способом стать личностью.
| Материальная (практическая) деятельность
| непосредственное преобразование природы и социума (включая человека).
| 1. Практическую деятельность принято разделять на материально-производственную (преобразование природы) и социально-организационную (преобразование общества).
2. Практическая деятельность людей позволяет удовлетворять материальные потребности общества.
| Духовная деятельность
| создание идей, образов, научных, художественных, нравственных ценностей с целью изменения сознания человека.
| 1. Духовную деятельность принято разделять на духовно-практическую (отражение действительности в художественной форме, мифах, религиозных учениях) и духовно-теоретическую (отражение действительности в науках, законах природы и общества).
2. Духовная деятельность включает в себя ценностное осмысление окружающего мира, которое выражается в идеологии и мировоззрении.
| Игровая деятельность
| вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе
| 1. Игровая деятельность носит условный характер, в ней используются замещающие предметы.
2. Игровая деятельность готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.
| Учебная деятельность
| деятельность, основной целью которой является приобретение знаний, умений и навыков.
| 1. Учебная деятельность является общественной по своему содержанию, т. к. в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством.
2. Учебная деятельность является общественно значимой и общественно оцениваемой.
3. В результате учебной деятельности происходят изменения в самом субъекте данной деятельности.
| Трудовая деятельность
| одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ
| 1. В структуре трудовой деятельности выделяют:
1) сознательно поставленные цели;
2) предметы труда;
3) средства труда;
4) используемые технологии
2. О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям, которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника.
| Общение
| процесс обмена информацией, идеями, эмоциями, конкретными действиями между равноправными субъектами деятельности.
| 1. Общение выполняет социальные функции: обмен информацией, передача опыта, объединение и управление людьми.
2. Общение определенным образом воздействует на психическое состояние человека.
3. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом.
| Коммуникация
| процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации.
| 1. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает).
2. Обратная связь между субъектами коммуникации, в отличие от процесса общения, отсутствует.
|
|