Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





II Человек. III. Деятельность



 

II Человек

Антропогенез процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества Антропогенез изучает происхождение человека, становление его как вида в процессе историко-эволюционного развития. Учение об антропогенезе — раздел антропологии, центральная проблема эволюционной антропологии, при изучении которой используются данные ряда естественных и общественных наук о человеке и Земле.
Социогенез процесс исторического и эволюционного формирования общества  
Антропосоциогенез   процесс становления и развития человека, как социального существа субъекта сознания и деятельности.  
Антропология (от греч. апНггороз — человек и 1о§оз — слово, учение) — наука о сущности, происхождении и эволю­ции человека.
  1. Естественно-научная и медицинская антрополо­гия изучает биологическую природу человека, ее развитие, оп­ределяет место человека в царстве живых существ.
  2. К ней отно­сятся анатомия, физиология, учение о расах и т. п.
  3. Философская антропология — философское учение о природе и сущности че­ловека, в самом общем виде призванное ответить на вопрос «Что такое человек? », определить его место и назначение в суще­ствующем мире.
Биоэтика научное направление в философии, связан­ное с исследованием проблемы человека в единстве природно-биологического и этического аспектов.
  1. В сферу научного анализа биоэтики входит широкий круг проблем проявления подлин­ной гуманности: трансплантация органов, эвтаназия (умерщв­ление неизлечимого больного по его просьбе или по просьбе его родственников, если он сам находится долгое время в бес­сознательном состоянии), искусственное зачатие, клонирование и др.
  2. Биоэтика — междисциплинарная область знания: она име­ет отношение и к медицине, и к юриспруденции, и к биологии, и к антропологии, так как затрагивает самые основы биологи­ческого существования человека, его сущностные характерис­тики
Сознание высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании поведения человека. одно из основополагающих понятий филосо­фии, психологии и социологии, обозначающее способность человека воспроизводить действительность в идеальных обра­зах. Сознание связано с речью и целеполагающей деятельно­стью человека. Оно интегрирует (сочетает) способности чело­века осмысливать бытие мира и себя в этом бытии, осознавать себя, общаться с другими людьми, создавать условия для само­реализации и т. д. Сознание охватывает сферы рационального мышления, духовно-образного, чувственного восприятия мира, волевые процессы, память. Интуиция и воображение также аспекты сознания. Особенность сознания — его направленность как на внешний, так и на внутренний мир человека, способность к самооценке, самоанализу, саморегуляции и т. д. В сознании представлены самые разнообразные чувства и переживания, включая любовь и ненависть, радость и грусть, страх и веру. На состояние сознания влияют неосознанные процессы психики человека (см. Бессознательное). В процессе сознательного отражения и регуляции поведе­ния у человека постоянно присутствует ощущение своего «Я». Иными словами, человек не только что-то знает о действитель­ности, но и знает, что он знает о ней. Это характеризует актив­ность и многоплановость сознания, которые обеспечивают ус­пешное взаимодействие человека с природной и социальной средой его существования и деятельности.  
Самосознание осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.  
Рефлексия свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями. 1. Рефлексия " поворачивает" сознание человека на свой внутренний мир. 2. Рефлексия есть обращенность сознания на процесс собственного мышления.
Мышление высшая форма активного отражения объективной действительности, состоящая в целенаправленном, обобщенном, абстрактном познании окружающего мира.  
Бессознательное совокупность психических процессов, функций, состояний, не представленных в структуре сознания. 1. К ним, в частности, относятся желания, влечения, пережи­вания, в которых человек обычно не признается себе и которые по этой причине либо «не допускаются» к сознанию, либо вы­тесняются из него. 2. Бессознательное побуждает человека к тем или иным действиям (поступкам), проявляясь в них в искажен­ном виде; 3. оно часто представлено в сновидениях и переживани­ях, в оговорках, творческих «порывах» и т. д. 4. В отличие от сознания (см. Сознательное), бессознательное не отделяет себя от объекта, а сливается с ним в переживании.  
Бытие человека наиболее общее понятие, обознача­ющее: 1) существование человека во всем многообразии его проявлений; 2) реальный процесс жизни, деятельности, об­щения.  
  1. Понятие бытия — центральное философское понятие.
  2. Бытие — предмет изучения онтологии.
Воспитание приобщение к миру человеческой куль­туры, включающее освоение ценностей, способов и форм дея­тельности, опыта предшествующих поколений. 1. В близком к этому значению довольно часто употребляется понятие социа­лизация. В отличие от социализации воспитание — процесс всегда целенаправленный. 2. В науке воспитание традиционно определяется как воздей­ствие на человека с целью его физического, нравственно­го, интеллектуального и эстетического развития, подготовки к семейной, общественной, производственной и культурной жизни. 3. Задача воспитания — подготовить индивида к выполнению тех социальных ролей, которые ему предстоит играть в обще­стве. Поэтому система воспитания в каждом обществе опреде­ляется требованиями социальной, экономической и духовной жизни в зависимости от присущих данному обществу специфи­ческих черт. Осуществляется процесс воспитания в ходе соб­ственной активности индивида и под влиянием природной, соци­альной и культурной среды, в том числе специально организо­ванной целенаправленной деятельности родителей и педагогов, взаимодействия воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой. В этой связи можно выделить: а) непосредственное воспитание (родитель — ребенок, учи­тель — ученик и т. п. ); б) опосредованное воспитание (создание материальных, се­мейных, политических, бытовых и других условий); в) самовоспитание, т. е. творение человеком самого себя в соответствии с его собственными представлениями о себе и мире Воспитание содействует принятию общественных ценностей, нравственных и правовых норм, выработке определенных качеств личности, образцов поведения. Организация воспитания связана с созданием таких условий жизнедеятельности, которые направляют развитие человека, вырабатывают его опыт самостоятельного решения сложных нравственных проблем. Именно активность человека влия­ет на ход взаимодействия внешних и внутренних процессов Результатом такого взаимодействия выступает индивидуаль­ность человека как уникальный сплав знания, переживания и опыта. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государ­ственные и общественные организации, в том числе религиоз­ные, учебно-воспитательные заведения, средства массовой ком­муникации и др. Важной задачей является обеспечение един­ства общественного и семейного воспитания. В случае несогла­сованности воспитания в семье и в общественных организаци­ях, учреждениях возможно развитие отклоняющегося поведе­ния человека, нарушения в структуре его личности. Законы воспитания и особенности их использования изуча­ет одна из наук о человеке — педагогика
Гуманизм (от лат. питапиз — человечный, человечес­кий) — 1) в широком смысле — совокупность идей и взглядов, возвышающих достоинство и ценность человеческой личности, ее прав на свободу и справедливость, на благополучие. Гума­низм признает ценность человека как индивидуальности, сво­бодное развитие которой подразумевает создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека. В соответствии с этими идеями лишь благо человека может быть критерием оценки справедливости общества. Идеи гуманизма предполагают большое внимание общества к проблемам личности, ее запросам, интересам; особое значение имеет нравствен­ное воспитание, изучение общественных дисциплин; 2) в более узком смысле гуманизмом называют светское вольномыслие эпохи Возрождения (середина XIV — середина XVI в. ), противостоящее духовному господству церкви и утвер­ждающее достоинство человеческой личности, веру в ее воз­можности и способности.
Индивид единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь. Социальная история человека началась тогда, когда он от­делился от природы, стал индивидом. Предполагают, что чело­век тогда увидел себя нагим, ощутил стыд, почувствовал беспо­мощность и одиночество. Но индивид обладал полным набором биологически обусловленных потребностей, которые необхо­димо было удовлетворить, для чего он вступал в отношения е другими людьми. По сравнению с тем индивидом индивид сегодняшний не­сравненно более развит умственно и эмоционально. Условия жизни человеческого общества определяли все изменения ин­дивида. Изменения общества приводили к изменениям индиви­да. Вот почему существует взгляд на индивида как на малую частицу общества. Накопление индивидом духовных, психологических, соци­альных качеств есть процесс становления и развития лич­ности.  
Индивидуальность неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности Если, употребляя слово индивид, мы пытаем­ся отметить связь человека с другими представителями челове­ческого рода, то понятие «индивидуальность», напротив, выде­ляет человека из сообщества других людей. Через это слово проступает непохожесть человека на других, его социально зна­чимые отличия, своеобразие, неповторимость его психики и лич­ности. . . • Как противоположность общего, типичного слово «индиви­дуальность» может быть применимо не только к человеку, но и к какому-либо явлению, существу.  
Личность индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни Это человек со своими социально сформированными и индиви­дуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоцио­нальными, волевыми, нравственными и др. ). Возникновение этих качеств связано с тем, что индивид в совместной деятельно-I сти с другими индивидами познает и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания и этих изменений одновременно является процессом становления личности. Термин «личность» (англ. регзопаШу) происходит от латин­ского слова регзопа, обозначавшего маску, которую надевал актер в театральном представлении. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, социальный образ, некая «личина», общественное лицо, обращенное к ок­ружающим. Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой. Природные свойства и особенности индивида проявляются в личности как ее социально обусловленные элементы. Так, например, особенности структуры мозга обусловлены биологи* чески, но порождаемые ею черты характера становятся особен­ностями личности в ходе ее деятельности и общения с други­ми людьми. Личность характеризуется активностью, т. е. стремлением выходить за свои собственные пределы, развиваться, расширять сферу своей деятельности. Личность открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Различные исследователи рассматривают развитие личности в ходе социализации инди­вида, его воспитания, его деятельности; непохожесть одного человека на других, его социально значимые отличия, своеобра­зие, неповторимость (см. Индивидуальность). Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несет ответственность за свой выбор, свои решения, свою деятель­ность. В поле внимания н деятельности личности не только внеш­ний мир, но и она сама. Подчеркивая способность личности к самосовершенствованию, философы говорят о неисчерпаемос­ти личности, ее бесконечном содержании.
Потребности нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности. Обществоведы выделяют биологические, социальные и духовные потребности человека. В современной социологии выделяются разумные потребности (способствующие духовному и физическому совершенствованию и не наносящие ущерба другим людям) и мнимые потребности (способствующие физической и духовной деградации человека и наносящие ущерб другим людям). Неудовлетворение потребности может привести либо к изменению нормальной жизнедеятельности организма, либо к его гибели. Для животных характерно ис­пользование предметов потребностей, которые в готовом виде даны природой; для человека — производство предметов по­требностей. Потребности являются источником активности людей. Про­цесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправ­ленная деятельность. Каждая из трех групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности: материальную (производственную), социально-политическую и духовную. Потребности динамичны, изменчивы. Они носят историчес­кий характер и зависят от уровня культуры человеческого об­щества и отдельного человека. Чем более богата, разнообразна, развита жизнь общества, тем богаче, разнообразнее потребно­сти людей. В процессе вовлечения человека в различные сферы и виды деятельности на базе удовлетворенных потребностей возникают новые. Источник развития потребностей — взаимо­связь между производством и потреблением материальных и духовных благ.
Способности индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенного рода деятельностью. 1. Формирование способностей происходит на основе определенных задатков. 2. Выделяют разные виды способностей: интеллектуальные, художественные, организаторские, коммуникативные и т. п.
Задатки врожденные, анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. 1. Задатки, в отличие от способностей, являются даром природы, а не продуктом человеческой деятельности. 2. Для развития специальных (узких) способностей нужны особые задатки – музыкальные, математические, технические.
Одаренность сочетание высокоразвитых способностей. 1. Одаренным является человек, способный ко многим видам деятельности. 2. Уровень, качество и характер одаренности является результатом сложного взаимодействия задатков и социальной среды.
Талант выдающиеся способности, при которых деятельность человека отличается совершенством, оригинальностью. 1. Талантливые люди создают новые основы для развития общества. 2. Талант нуждается в упражнении, чтобы достичь определенной степени совершенства.
Гениальность высший уровень развития талантов и способностей, связанный с созданием качественно новых, уникальных творений. 1. Гениальность способствует осуществлению принципиальных сдвигов в той или иной сфере творчества. 2. По мнению психологов, гениального человека отличают упорный труд и непреодолимое стремление к высшей степени совершенства. 3. Гениальная личность достигает таких результатов в твор­ческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни обще­ства, в развитии культуры.  
Характер индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющихся в типичных способах поведения. 1. В структуре личности характер занимает центральное место, т. к. определяет индивидуальность и своеобразие личности, влияет на все другие ее свойства. 2. Характер проявляется в отношении человека к труду, к другим людям и к себе, к окружающей действительности.
Социализация проходящий на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.  1. От степени успешности социализации зависит степень самореализации личности в процессе общественной жизни. 2. Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры
Мировоззрение обобщенные представления о мироздании, природе, обществе, человеке, которые отражают целостное восприятие мира и отношение к нему, реализуются в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. 1. В структуру мировоззрения входят знания, убеждения, принципы, духовные ценности, идеи и идеалы. Носителями мировоззрения выступают отдельная личность, социальная группа, определенное общество в целом, все человечество в ту или иную эпоху. Выделяют следующие типы мировоззрения: житейское, мифологическое, религиозной, научное. Мировоззрение — это прежде всего идеи, концептуальные образы, создающие определенную картину мира и человека. На этой основе осуществляется оценка человеком себя, своего окружения, своей жизни в окружающем мире; выявля­ется система смыслов и ценностей, вырабатываются идеалы. т е. всеобщие принципы, представления о благе, пользе, исти­не и др. Идеалы соединяют идеи с реальной жизнью. Мировоззрение предполагает выработку человеком своей жизненной позиции на основании своего жизненного и духовно­го опыта. Ее составляющие — личностные убеждения и принципы, являющиеся сущностной характеристикой личности. Мировоззрение определяет самочувствие человека в соци­уме, его неповторимый образ мышления, самосознание лично­сти, ее ценностные ориентации, оценки и поведение. Мировоззрение человека — это относительное единство побуждений и действий, мыслей и чувств, слов и дел, созна­тельного и бессознательного. Развитие системы мировоззрения связано и обусловле­но возрастными особенностями личности, т. е. жизненным опытом. Известны следующие типы мировоззрения: религиозно-мифологическое, естественно - научное, фило­софское, обыденно-практическое (житейское). В повседневной жизни люди, как правило, пользуются от­дельными идеями и положениями, связанными с каждым из этих типов и ориентированными на решение конкретных жизненных проблем.
Межличностные отношения результат психологического взаимодействия людей в процессе общения – взаимопонимания и взаимопереживаний. 1. В межличностных отношениях проявляются как индивидуальные качества личности, так и усвоенные этой личностью социальные нормы и ценности. 2. Вступая в межличностные отношения, индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Свобода   Ответственность это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими устремлениями, желаниями, намерениями, идеалами и ценностями   объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований 1. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. 2. Границей свободы человека могут быть лишь права и свободы других людей. 3. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами. 4. Ответственность человека проявляется в его сознательной готовности следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения последствий для окружающих.
  Необходимость философская категория (понятие), вы­ражающая объективные связи реального мира с точки зрения их внутренних особенностей (структуры, определенных законо­мерностей).   Необходимость — это то, что обязательно должно произой­ти в данных условиях, т. е. то, что неизбежно. Необходимости в философии противостоит случайность (эти понятия употребля­ются, как правило, в паре). Случайность — это то, что может быть и не быть, может произойти так или иначе под воз­действием непредвиденных обстоятельств.
  Общение взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми. Более точно общение можно определить как установление и развитие контактов между людьми. Общение включает, как минимум, три различных процесса: • обмен информацией, ее уточнение, обогащение; •обмен действиями, построение общей стратегии взаимо­действия; •восприятие н понимание партнера, его психологических особенностей и особенностей поведения. Иными словами, можно сказать, что общение включает об­мен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными действиями. В процессе такого обмена субъективный мир одно­го человека раскрывается для другого. Общение предполагает установление взаимопонимания между его участниками. Участву­ющие в общении люди оказывают взаимное влияние на намере­ния, мысли, чувства друг друга, линию поведения. Различают познавательное, деловое и интим­но-личностное общение. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п. ). Общение играет важную роль в личных и деловых отноше­ниях людей. В общении человек самовыражается, т. е. обнару­живает свои индивидуальные особенности. Можно увидеть про­явления его общей культуры, характера. Не случайно все чаще говорят о необходимости обучения искусству общения. Специалисты в этой области разработали специальные при­емы и средства развития способностей и навыков общения, а в ряде случаев его корректировки.
  Поведение процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. Источник поведения — потребности жи­вого существа. В широком смысле понятие «поведение» включает различ­ные формы активности (жизнедеятельности) животных и чело­века. В более узком — это деятельность, направленная на других людей, так или иначе затрагивающая межличностные отношения. В этом случае полагают, что поведение слагается из отдельных поступков, и соотносят его с нравственными дей­ствиями личности. Рассматривать, изучать поведение можно только в единстве его внутренних и внешних проявлений, так как присущее жи­вым существам взаимодействие с окружающей средой опосре­довано (определяется) их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин «поведение» применим как к отдельным индиви­дам, так и к их совокупностям. Например, можно говорить о поведении животных того или иного вида, о поведении опре­деленной социальной группы, о поведении конкретного че­ловека. Поведение человека всегда обусловлено личностными ка­чествами и общественными процессами. Оно зависит от его ин­дивидуальных качеств, характера взаимоотношений с окружаю­щими (в том числе группами, членом которых он является), со­циальных норм, ценностей, правил и др. Поведение человека изучается психологией, социологией.  
  Сознательное важнейшая способность человека, проявляющаяся прежде всего в рациональном отношении к миру, в его готовности вступать в заранее запланированные отноше­ния с людьми, вещами, природой. Сознательное — очевидный антипод бессознательного. Оно отличается сложным сочета­нием мыслительных, чувственных, эмоциональных, волевых про­цессов и теснейшим образом связано с речью. Тем не менее конкретные проявления сознания, его ошибки, преувеличения (фантазии) находятся в разнообразной зависимости от области явлений бессознательного. Сознательное выступает в двух фор­мах: в индивидуальном (индивидуальное, личное созна­ние) и общественном (общественное сознание). Хотя сознание любого индивида уникально, тем не менее оно не произвольно и обусловлено факторами внешними по отношению к индивиду (в первую очередь системой социальных связей). В ходе индивидуального развития каждый человек приобща­ется к общественному сознанию (совместному знанию) путем овладения языком. Индивидуальное сознание формируется под влиянием языка и носит общественно-исторический характер.  
  Гуманизация Очеловечевание чего-либо, тенденция усиления человеколюбивых мотивов. Современный разрыв между технико-экономическими достижениями в развитых странах и малым духовным самоощущением человека может привести к глубокому кризису всей человеческой цивилизации. Именно поэтому актуальной становится проблема гуманизации прогресса, отхода от традиционных технократических критериев развития в пользу критериев психологических, проблема гармонизации норм обладания и норм естественного бытия человека.
       

III. Деятельность

Деятельность вид активности человека, направленный на такое изменение внешней среды и самого человека, в результате которого получается нечто новое. 1. Деятельность является особенностью человеческого бытия, что отличает его от животного мира. 2. Любой вид деятельности предполагает наличие - человека (субъекта) с его целями, ценностями, знаниями и навыками, - операций целесообразной деятельности, - объектов, на которые направлена деятельность. 3. В структуре деятельности обязательно присутствуют следующие элементы: мотивы, цель, средства и результат. 4. К видам деятельности относят игровую, учебную, трудовую деятельность и общение. Деятельность всегда связана с определенной потребнос­тью, она и осуществляется ради удовлетворения потребности. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны такие черты, как сознательность, продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства, результат, а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий или поступков. Исходя из различных оснований понятие деятельности трак­туют по-разному. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяется на практическую и духовную. В зависимости от обще­ственных сфер, в которых она протекает, различают эконо­мическую, политическую, социальную деятель­ность и др. Ее можно соотносить с ходом истории и вести речь о прогрессивной или реакционной направленности деятельности. В зависимости от существующих общекультурных ценностей, социальных норм можно определять законную и незаконную, моральную и аморальную дея­тельность. Понятие деятельности можно конкретизировать и в связи с ее социальными формами (коллективная, массовая, ин­дивидуальная), и в зависимости от потенциала нового в ней (ин­новационная, изобретательская, творческая или рутинная). Деятельность человека, с одной стороны, является услови­ем существования и развития общества, а с другой — един­ственным эффективным способом стать личностью.  
Материальная (практическая) деятельность непосредственное преобразование природы и социума (включая человека). 1. Практическую деятельность принято разделять на материально-производственную (преобразование природы) и социально-организационную (преобразование общества). 2. Практическая деятельность людей позволяет удовлетворять материальные потребности общества.
Духовная деятельность создание идей, образов, научных, художественных, нравственных ценностей с целью изменения сознания человека. 1. Духовную деятельность принято разделять на духовно-практическую (отражение действительности в художественной форме, мифах, религиозных учениях) и духовно-теоретическую (отражение действительности в науках, законах природы и общества). 2. Духовная деятельность включает в себя ценностное осмысление окружающего мира, которое выражается в идеологии и мировоззрении.
Игровая деятельность вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе 1. Игровая деятельность носит условный характер, в ней используются замещающие предметы. 2. Игровая деятельность готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.
Учебная деятельность деятельность, основной целью которой является приобретение знаний, умений и навыков. 1. Учебная деятельность является общественной по своему содержанию, т. к. в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством. 2. Учебная деятельность является общественно значимой и общественно оцениваемой. 3. В результате учебной деятельности происходят изменения в самом субъекте данной деятельности.
Трудовая деятельность одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ 1. В структуре трудовой деятельности выделяют: 1) сознательно поставленные цели; 2) предметы труда; 3) средства труда; 4) используемые технологии 2. О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям, которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника.
Общение процесс обмена информацией, идеями, эмоциями, конкретными действиями между равноправными субъектами деятельности. 1. Общение выполняет социальные функции: обмен информацией, передача опыта, объединение и управление людьми. 2. Общение определенным образом воздействует на психическое состояние человека. 3. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом.
Коммуникация процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. 1. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает). 2. Обратная связь между субъектами коммуникации, в отличие от процесса общения, отсутствует.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.