Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СТИЛЬ БИДЕРМАЙЕР. В ИНТЕРЬЕРЕ



 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ

им. А. Л. Штиглица.

 

Кафедра гуманитарных наук и искусствоведения

Факультет декоративно-прикладного искусства

 

 

СТИЛЬ БИДЕРМАЙЕР

В ИНТЕРЬЕРЕ

                                                                                                 Работу выполнила Базанова Е. И.

Студентка III курса

Группы иск-31

Преподаватель: Ковалева Т. В.

 

СПб

 

Бидермайер - игра слов: " порядочный господин Майер". Это художественно-исторический стиль, сложившийся в 1815 - 1848 годах в Германии и Австрии в живописи, графики, оформлении интерьера, мебели, росписи фарфора и стекла. Получил распространение и в других европейских странах, что позволяет рассматривать его как феномен общеевропейского масштаба. Название стиля возникло курьезно. В 1848 г. немецкий поэт Шеффель опубликовал два стихотворения " Вечернее уютное времяпрепровождение бидерманна" и " Сетования праздного Майера", а в 1850 г. другой немецкий поэт Айхордт из существительного " Bidermann" (порядочный человек) и фамилии Майер составил псевдоним, под которым стал публиковать свои сентиментальные и наивные стихотворения. Вскоре этот псевдоним начал широко использоваться в литературе. В искусствознании термин " Бидермайер" впервые применен в 1894 г. в статье Г. Бёттихера " Будущее орнамента на примере развития обойного дела" и позднее в книге Шмидта " Живопись Бидермайера" (1922). Долгое время этот период в истории немецкого искусства именовался " постмартовским", так как с одной стороны был ограничен окончанием наполеоновским войн, а с другой - " мартовскими событиями" 1848 г., началом революции в Германии. Стиль Бидермайер периода немецко-австрийской Реставрации характеризуется прежде всего " снижением" романтических идей. Для этого стиля характерно ограниченное восприятие действительности, тяготение к интимным, камерным, сентиментальным образам и сюжетам, поэтизация мира вещей, уюта домашнего интерьера, выражающие мировоззрение немецкого бюргерства, среднего класса. Одна из главных черт стиля Бидермайер - провинциальность и отсутствие художественных центров. Это не столичное искусство, не смотря на то, что его художники работали в Берлине и Вене. При прусском дворе официально поддерживались два течения: " прусские эллинизм" и Неоготика. В отличие от этих течений Бидермайер выражал, прежде всего, стремление к " самоизоляции" провинциального бюргерства, наслаждению спокойной и тихой жизнью. Главный упор бидермайер делает на практичность.

 

В искусстве оформления интерьера и мебели происходила переработка форм столичного Ампира, от которого унаследовал основные принципы построения и лаконизм.

 Смягчилиь углы, излишне холодные и жесткие прямые линии заменялись слегка изогнутыми, прямоугольные плоскости - округлыми, овальными. Стали цениться простота, комфорт, выяление естественных свойств материала. Даже в комнатах с высокими потолками пости все элементы обстановки и украшения сосредоточивались не выше уровня глаз. Обязательные качества мебели - прочность, доброкачественность, удобство; она свободна от архитектурных форм и чужеродного декора. Мебель практична, часто многофункциональна, комбинирована. Это раздвижные столы, столы с выдвижными или откидными столешницами, стулья и столы, трансформируемые в библиотечную лестницу, письменные столы с удобными разными по конструкции ящичками. Для декорирования мебели бидермайера применялось фанерирование, практически не использовалась инкрустация.

Жилой интерьер производит довольно цельное впечатление. Помещения просторные, светлые. В одном из углов помещения в круглой нише может помещаться изящная белая печь. Выдержанность пропорций. Потолки, как правило, сводчатые, оконные проемы глубокие.

Большим картинам в золоченых рамах здесь предпочитали мелкоформатную, более интимную по звучанию живопись, окантованную в простой багет и развешанную в несколько рядов. Стены окрашивались простыми, яркими красками, потолок - в белый или серый цвет. Было много удобных сидений, не ощущалось недостатка в мелких предметах обстановки, но комнаты этой эпохи могли показаться несколько суровыми. Эту суровость подчеркивают полы- очень простой паркет или просто дощатые, устланные ковриком. В некоторых интерьерах стиля бидермайер фоном для невысокой мебели служили обои или ткань в полоску с мелким цветочным узором. Простота форм мебели компенсировалась яркой расцветкой обивок и занавесок. Занавески и драпировки, обычно светлых тонов, подвешивались на бронзовых карнизах, применялись скользящие шторы, укрепленные у самой оконной рамы. Сохранялся популярный ещё в эпоху ампира прием драпировки стен, а иногда и потолков тканью, собранной в складки, волны которой обрамляли большие зеркала.

 В немецко-австрийской мебели 1830-х годов появились характерные для рококо плавно изогнутые силуэты локотников кресел, спинок диванов. У мебели для сидения ножки делаются гнутыми и точеными.

 Наиболее известный художник мебели стиля Бидермайер - австрийский живописец Данхаузер Старший. В 1804 г. он основал мебельную фабрику в Вене, а после войны выпускал мебель в новом стиле. Его дело до 1838 года продолжал его сын Данхаузер Младший. В период Бидермайера проявляется нечастое в истории искусства почти полное соответствие стиля искусства и стиля жизни широкого круга людей. В эти годы в бюргерских домах сложился обычай содержать так называемую " чистую комнату" для приема гостей и демонстрации " хорошего вкуса" хозяев. Такие комнаты заполнялись этажерками и угловыми шкафчиками с коллекциями безделушек, самодельными акварелями по стенам, вышитыми занавесками и салфетками на мебели - антимакассарами, цветами на подоконниках. Предпочтение отдавалось светлым, естественным тонам дерева: груши, клена, ореха. Для обивки использовали ситец с мелким цветочным узором, букеты в разболску или полосатый репс. Ситцем в мелкую полоску обтягивали мебель и стены. Бумажные обои также были в полоску с цветами. Были в употреблении гвозди для обивок с большими белыми фарфоровыми шляпками. Создавалось много корпусной мебели: шкафов, комодов, буфетов. Появляется разновидность корпусной мебели - умывальники.

Мотив цветочных букетов и натюрморта с цветами переходил из живописи Бидермайер в роспись фарфора.

Влияние бидермайера проникло во все социальные слои, вплоть до самых высших: в этом стиле было создано, например, в 1820-х убранство гостиной эрцгерцогини Софии в Лаксенбурге под Веной, которое сильно отличается от всего, что считалось модным тогда во всей остальной Европе.

В 1840-х гг. Бидермайер постепенно перерастает в формы входившего в моду Неорококо.

 

 

Список литературы:

 

1) Власов В. Г. Словарь изобразительного искусства.

2) Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М.: " Искусство", 1990

3) Матюнина Д. С. История интерьера. М.: Культура, 2008

4) Федотова Е. Д. Бидермайер. М.: Белый город, 2005



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.