Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Для госов.



 

«механизмы и приемы коррекционного воздействия», используя материалы научного обзора

Какими бы плодотворными ни были усилия консультанта в выяснении истинного смысла проблемы клиента, они сами по себе не способны изменить позицию самого клиента, стимулировать его на возможность и необходимость конструктивных перемен в себе и своем окружении. Поэтому решение собственно терапевтической задачи возможно только при условии реализации приемов и способов коррекционного воздействия на клиента. В этой связи выделение психологических механизмов таких воздействий предполагает ответ на вопрос: " За счет чего происходят такие изменения? ", а выделение приемов коррекционного воздействия - ответ на вопрос: " Каким образом реализовать эти изменения посредством той или иной методики действий консультанта? ".
Основные механизмы коррекционного воздействия
Облегчение гнета психологических проблем. Все знают, какой огромный психологический эффект таит в себе религиозное " отпущение грехов". Поведав о сокровенном, человек ощущает, как исчезают хроническое напряжение и беспокойство, так как разделенная ноша меньше тянет вниз. Понимая психологическое состояние клиента, психолог, как и духовное лицо, берет на себя труд разделить его бремя, помочь побороть дискомфорт. Он принимает от человека какую-то часть его страхов и тревог, причем, " отдавая" эти тревоги и сомнения, люди верят, что они теперь не одиноки перед лицом своих проблем, а слова психолога обязательно сбудутся. Так, дети, отдавая свой рисунок психологу, твердо верят, что тот сумеет справиться с их " страшилками и чудищами".
Не всегда бывает достаточно добровольной " исповеди" самого клиента. В некоторых случаях к ней нужно как бы подвести человека, когда бы стало возможным свободное проявление эмоций. Помощь клиенту в свободном проявлении эмоций лежит в основе эффекта эмоционального отреагирования, использующегося во многих терапевтических подходах (психоанализе, психодраме, терапии творческим самовыражением, гештальт терапии и т. п. ). Отреагирование (эмоциональное) - завершение эмоциональных переживаний, вызванных вытесненными из сознания психотравмирующими факторами, конфликтами и другими причинами, связанными с психологическими проблемами человека. Такое Отреагирование позволяет преодолеть неблагоприятные эмоциональные состояния клиента, дает эмоциональную разрядку, настраивает его на восприятие психокоррекционного воздействия. Освобождаясь от пресса эмоций, собеседник готов более взвешено и последовательно рассказывать и понимать то, что ему говорит психолог.
Иногда не лишними будут и некоторые формы негипнотического внушения. Так, психолог-консультант, пробует вселить веру: " В том, что произошло, нет (почти нет) Вашей вины", или убеждает: " При соблюдении определенных условий можно поправить безнадежное, как Вам представляется, положение вещей, поэтому нет смысла паниковать".
Вникая в чье-то беспокойство или освобождая от ущемленных чувств, неэффективных психологических защит или комплексов, психолог открывает для человека горизонты обновленной жизни, где не все так безнадежно плохо, как кажется на первый взгляд, а многое прямо зависит от того, как его воспринимать, то есть необходимо только изменить " угол зрения" на проблему.
Поиск нового ракурса видения проблемы. Оценивая проблему и свои возможности ее решения, человек редко самостоятельно может подняться над ситуацией, с которой (по его мнению) связаны и под углом зрения которой мыслятся все его неудачи. Для этого необходима смена " позиции наблюдения", смена, может быть, жизненной философии, т. е. определенного стиля отношения к жизненным событиям. Данный механизм может быть реализован, например, посредством:
- перехода в новую плоскость фокусирования информации;
- реконструкции утраченного смысла;
- расширения горизонтов видения мира;
- переоценкой ценностей клиентом и т. п.
Переход в новую плоскость фокусирования информации. Смысл данного механизма - в переводе эмоционально сфокусированных до этого жизненных впечатлений клиента в новую плоскость - плоскость проблемной сфокусированности.
Человек, имеющий психологические трудности, преимущественно концентрирует свои усилия в плоскости эмоционально насыщенных образов и переживаний. Это блокирует его возможности самостоятельно справиться с психологическими затруднениями. Психолог прямо или опосредованно, через уточнение деталей или включение новой информации, смещает точки напряжения, переставляет акценты. Реализации данной задачи способствует применение метода интерпретации.
Реконструкция утраченного смысла. Люди, которые видят смысл собственного бытия, легче справляются с психологическими трудностями. Как удачно подметил Ф. Ницше: " Тот, кто имеет, зачем жить, может вынести любое как". Поэтому смысл данного механизма состоит в том, чтобы '" повернуть" проблему так, чтобы устранить " экзистенциальный вакуум", образованный в сознании клиента.
Чем бы ни были вызваны фрустрации и отчаяние человека - смертью близких, неизлечимой болезнью, врожденным или приобретенным физическим изъяном или увечьем, неразделенной любовью, бойкотом окружающих, внутренним конфликтом, - во всех случаях необходимо отыскать смысл в чем-либо: в прошедшем, настоящем, будущем. Угадать, что может подтолкнуть человека к внутренней работе по приобретению смысла своей жизни, непросто, но если удастся это сделать - успех гарантирован.
Расширение горизонтов видения мира и переоценка ценностей.
Речь в данном случае идет об освоении человеком новых духовных горизонтов, изменении " масштаба" видения себя и окружающего мира, корректировке " мерки", с которой человек подходит к оценке своих несчастий. Психологический смысл любой жизненной проблемы будет меняться в зависимости от системы отсчета, в которой она рассматривается. Например, можно рассматривать ее в масштабе: а) жизни личности в целом; б) жизни людей, которым небезразлична судьба этого человека; в) жизни общности, членом которой он является; г) и даже жизни личности и существования цивилизации на Земле как одной из планет беспредельного космоса. Актуализируя для клиента новый уровень восприятия мира или сопоставляя его проблемы с более приземленными обстоятельствами, с проблемами жизни других людей, затрагивающих, может быть, вопросы сохранения самой их жизни, здоровья, можно превратить его проблему в очень маленькую. Не достойную, по крайней мере, силы тех переживаний, которым отдается человек.
Однако прежде чем действовать, необходимо хорошо обдумать все, что хочется сказать клиенту, чтобы высказывания не были восприняты двусмысленно, а их содержательная нагрузка несла только положительные стимулы.
Переоценка ценностей и переориентация особенно полезна тем, кто " зациклился" на собственных негативных переживаниях и эмоциях, кому не столько события жизни, сколько собственные страдания по этому поводу " застилают свет". С ними стоит вести разговор о том, что всякий опыт, даже болезненный, тоже имеет немалую ценность. Что, только преодолевая трудности, человек развивается и по-настоящему начинает понимать себя и других, что принятие темных сторон своей личности, собственных ошибок и просчетов " закаляет душу", добавляет мудрости, учит принимать других такими, какими они есть и т. д.
Побуждение к противоположным действиям. Нередко в жизни возникают такие ситуации, когда бороться " в лоб" с каким-либо явлением бесперспективно, а то и вредно. Попытайтесь удержать гипертимного подростка, у которого ярко выражена реакция эмансипации, и вы получите противоположный результат: чем больше вы будете его опекать, тем отчаяннее он будет вырываться из-под вашей опеки. В таком случае неизбежно жди беды. Поэтому поговорка: " Запретный плод - сладок" или известная психологическая установка: " Не думайте о розовой обезьяне" (пожалуйста, попробуйте какое-то время не думать о ней, когда вас предупредили, что думать о ней нельзя) могут подсказать более тонкий вариант психологического воздействия.
Речь в данном случае идет о побуждении клиента не совершать какие-то действия, на выполнение которых (зная обыденную психологию большинства людей нарушать или не соблюдать запреты) как раз и рассчитан позитивный психотерапевтический эффект. Например, ребенок не хочет учиться музыке, и психолог запрещает ему и близко подходить к скрипке. Очень скоро маленькому ученику самому захочется попробовать свои силы, и он берет скрипку сам. В основе данной техники (техники парадоксальной интенции и техники дерефлексии) лежит механизм размыкания нежелательного рефлекса, когда побороть фобию, заикания, страх и т. п. можно, оставив без подкрепления ожидания клиентом неудачи. То есть клиент должен захотеть того, чего боится (не хочет делать и т. п. ).
Освобождение от психологических условностей и ограничений. Реализация данного механизма предполагает устранение искусственных ограничений к достижению гармоничности и уравновешенности человека, ощущению им внутренней свободы человека.
К данным ограничениям и обстоятельствам, не позволяющим человеку произвольно, по своему усмотрению распорядиться собственной жизнью, могут относиться: законы социальной жизни, жестко соблюдаемые принципы и нормы морали, ложные стереотипы и установки, сформированные в специфических жизненных ситуациях и непригодные в новых условиях. Важнейшим терапевтическим фактором может и должно стать ощущение внутренней свободы человека, предполагающее способность к выдвижению и реализации большого количества альтернатив.
Организация ситуаций высокого эмоционального накала. Жизнь любого человека насыщена событиями и ситуациями, когда определению верного варианта действий в этих ситуациях предшествуют значительные душевные переживания. В таких случаях говорят, что то или иное решение " выстрадано" человеком. Драматические события могут закалить, а могут и сломать, раздавить людей. Ситуацию высокого эмоционального накала можно организовать и в условиях консультативного взаимодействия. Коррекционный эффект такой ситуации направлен на превентивное " обнажение" клиентом своих чувств, что позволяет выявить скрытый внутриличностный конфликт, не дожидаясь стихийного и неконтролируемого его разрешения.
Организация эффекта отсроченного последействия. Смысл данного эффекта состоит в информировании (предостережении) человека о тех или иных последствиях неконструктивного (или напротив конструктивного) поведения, предоставляемого в виде психологической информации-обобщения такого рода случаев. Это взвешенное, причинно-логическое обоснование будущих изменений в жизни клиента. Следует различать конструктивные, т. е. обоснованно-созидательные, и неконструктивные предостережения, имеющие целью манипулирование сознанием человека. Среди конструктивных выделяются: а) позитивно-содержательные, открывающие эмоционально-привлекательные перспективы; б) негативно-содержательные, несущие негативно-окрашенные картины будущего; в) нейтральные, констатирующие что-либо без определенных эмоциональных оттенков.
Предлагая ту или иную информацию, необходимо тщательно взвесить все особенности социальной ситуации жизни клиента, систему его защитных механизмов и т. п.
Поддержка положительной Я-концепции. Терапевтический эффект данного механизма основан на формировании положительных установок клиента на будущее собственное поведение через положительное оценивание его как личности, его реальных действий сейчас. Авансирование доверием является мощным стимулом к самоизменению. Экспериментально установлено, что от характера связи подкрепления с ожиданиями самого человека зависит и последующий тип его поведения. Положительное поведение формируется преимущественно положительными ожиданиями и подкреплениями со стороны значимых других людей.
Приемы воздействия на клиента
Обсудим некоторые приемы и техники, которые лежат в основе реализации вышеуказанных механизмов коррекционного воздействия.
Интерпретация. Как правило, для того, чтобы пошатнуть устоявшиеся взгляды консультируемого на имеющуюся проблемную ситуацию, используется довольно универсальный прием психологической интерпретации. Интерпретация - трактовка психологом-консультантом информации о характере психологических проблем клиента с целью улучшения его понимания природы и причин собственных затруднений.
От вариативного повторения уже сказанного (перефразирования, резюмирования) она отличается тем, что способствует возникновению в сознании клиента новых личностно значимых представлений о себе и своем поведении.
По своей функции во время консультации интерпретации могут быть направлены на решение следующих задач:
- установление связей между якобы раздельными утверждениями, проблемами, событиями;
- акцентирование каких-либо особенностей поведения или чувств клиента;
- интерпретация способов психологической защиты клиента, его реакций сопротивления или переноса;
- увязывание нынешних событий, мыслей и переживаний с прошлым;
- предоставление клиенту новой возможности понимания чувств, поведения или проблем.
Формы интерпретации тоже могут быть различными. Наиболее используемым ее видом является интерпретация как комментарий - трактовка или подача в новом ракурсе сказанного или продемонстрированного клиентом, а также того, что было выявлено с помощью диагностических методик и процедур до начала и в процессе общения.
Специфика интерпретации как обобщения заключается в переходе к другому масштабу видения ситуации или в сведении в одну логическую систему разрозненных и часто не связанных в сознании клиента деталей психологической ситуации, поднимающей его на новый уровень понимания проблем.
Интерпретация как вывод будет уместной тогда, когда обнаруживаются причинно-следственные связи между явлениями, т. е. варианты решения психологических проблем логически вытекают из ситуации, но это не явно для клиента.
К интерпретации как аналогии прибегают тогда, когда с помощью яркого образа, метафоры стимулируют мыслительные потенции клиента, подсказывают пути самостоятельного поиска способов решения психологической задачи.
Прибегая к интерпретации, применяя ту или иную схему интерпретации, необходимо указывать, в рамках какого теоретического направления или подхода осуществляется анализ. В любом случае интерпретация должна быть понятной клиенту. Она должна связываться с тем, что клиент уже знает. Интерпретирование высказываний клиента должно опираться также и на определенный объем информации, не быть продуктом домысливания самого психолога. В некоторых случаях интерпретация применяется с целью снизить тревогу клиента, снять невротический синдром, превращая симптом из непонятного для него препятствия в установленную задачу, которую можно и надо решать.
Консультант обязан уметь понимать реакции клиентов на суть интерпретаций. Эмоциональное равнодушие клиента должно заставить подумать консультанта о соответствии интерпретации действительности. Однако если клиент прореагировал враждебно и сразу отверг интерпретацию как неправдоподобную, есть основание предполагать, что интерпретация затронула корень проблемы.
Наиболее обоснованной будет интерпретация, которая базируется на систематизированных и теоретически выверенных психологических и психотерапевтических концепциях и моделях, результатах научно-экспериментальных психологических исследований или отдельных достижениях различных отраслей наук о человеке. Вот почему эрудиция специалиста должна быть как можно шире. Ведь каждая жизненная ситуация неповторима. В одном случае достаточно меткого выражения, запавшего в душу, например, резюме-интерпретация женщине, которая болезненно переживает развод: " Вы всю жизнь прожили для своего мужа, когда же Вы начнете жить для себя? ". В другом потребуется, например, убедительное обоснование ошибок ролевого взаимодействия с точки зрения транзакционного анализа Э. Берна, чтобы человек спроецировал на себя представленные там ролевые позиции и понял суть своих затруднений в общении с другими людьми.
Конфронтация. Конфронтацию можно определить как всякую реакцию консультанта, противоречащую " двойственному" поведению клиента, с целью показа ему способов психологической защиты, с помощью которых он стремится избежать обсуждения важных тем, а также мешающих увидеть и решить свои насущные проблемы в реальной жизни. Двойственным поведением могут быть " игры", хитрости, сокрытие фактов или необоснованные оправдания своих действий, извинения и т. п.
Выделяются следующие функции, которые выполняет конфронтация в процессе консультирования:
- обращение внимания клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах или между ними;
- оказание помощи клиенту в возможности увидеть ситуацию объективно, вопреки представлению о ней клиента в контексте его потребностей;
- обращение внимания клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем (в некоторых случаях - на изменение темы обсуждения в процессе повествования).
Технологически реализация приема конфронтации делится на два шага - высказывании консультанта:
- на первом шаге он констатирует определенный аспект поведения клиента;
- на втором шаге репрезентируется само противоречие. Схема высказывания консультанта следующая: " Да (я согласен, это так)..., но (однако, вместе с тем)... ".
Необходимо помнить следующие правила для применения конфронтации:
- ее нельзя использовать как наказание за неприемлемое поведение клиента;
- она не предназначена для разрушения механизмов психологической защиты клиента (только помочь распознать эти способы);
- нельзя использовать конфронтацию для удовлетворения потребностей или самовыражения консультанта;
- она не должна быть категоричной и агрессивной (начинать необходимо словами " мне кажется", " если я не ошибаюсь", которые выражают определенные сомнения психолога и смягчают тон высказывания).
Парадоксальные вопросы. Перевести разговор в новую плоскость можно также с помощью техники парадоксальных вопросов, позволяющей пошатнуть " абсолютные истины", которыми оперирует клиент. Например, когда клиентка, обратившаяся по поводу разногласий с мужем, в один из моментов разговора в сердцах воскликнула: " Не могу же я сказать об этом (сексуальная дисгармония) своему мужу! ", психолог парировал: " А почему бы ему об этом и не сказать? Давайте поразмыслим, что бы из этого вышло".
Во многих подобных случаях достаточно лишь небольшого толчка, чтобы заставить человека задуматься над тем, что прежде не вызывало сомнений, а затем найти конструктивные пути преодоления возникших проблем.
Добиться углубления понимания себя и окружающих помогут и несовпадения между тем, что собеседник утверждал в начале беседы, и тем, что он говорит на протяжении дальнейшего разговора. Обратить на них внимание клиента можно, пользуясь короткими заметками или схематическими рисунками, которые психолог создает в течение всего разговора. Время от времени с этими материалами стоит знакомить и собеседника, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений.
Подобное использование может иметь также информация, полученная в процессе диагностических процедур, умело вплетенных в консультативный процесс. Например, в опроснике, который предлагался для заполнения в начале работы, клиентка ответила, что не может смириться с тем, что ее муж такой бесхарактерный, хочет, чтобы он был настоящим мужчиной. А вскоре в беседе на вопросы психолога: " Считаете ли Вы, что ваш муж имеет право на собственное мнение? " ответила: " Нет, он должен соглашаться со мной" 1.
Паузы молчания. Организация и распознавание пауз в консультативной беседе - один из важных навыков консультирования. Паузы молчания могут специально применяться психологом (т. н. организованная тишина) в целях предоставления возможности клиенту " погрузиться" в себя, изучить свои мысли и чувства, понять свою ответственность за беседу. Вообще спектр смысловых нюансов молчания в консультировании достаточно широк и они могут выражать следующие аспекты:
- тревогу клиента, его плохое самочувствие, растерянность и т. п.;
- поиск нужных слов клиентом для продолжения повествования или обдумывание психологом наиболее важных вопросов;
- надежду консультанта и клиента на продолжение беседы со стороны друг друга;
- поиск нового направления беседы, если она зашла в тупик;
- сопротивление клиента процессу консультирования;
- обобщение без слов той информации, которая обсуждалась до этого.
Предоставление информации. Предоставление информации клиенту реализуется через высказывание своего мнения консультантом и его ответы на вопросы клиента. Как правило, предоставлению информации предшествуют вопросы клиентов, за которыми скрыты глубоко личные проблемы с сопутствующими им тревогами, страхами, надеждами. Задавая вопрос, клиент подсознательно надеется на подтверждение ложности своих опасений, и это должен учитывать консультант. Нельзя уходить от ответа или отвечать неопределенно, так как это еще больше настораживает клиента, углубляя его сомнения и опасения. Иногда вопросы задаются с целью ухода от обсуждения тех или иных вопросов, зондирования мнения психолога по отношению к конкретным ситуациям, явлениям или событиям, чтобы ориентироваться в своих дальнейших ответах на это мнение. Это также может быть важным диагностическим признаком наличия проблем в этой области у клиента или важности этой темы для него.
Структурирование консультирования. Эта процедура проходит через весь процесс консультирования. По сути дела само консультирование и есть процесс структурирования внутреннего мира клиента. Структурирование означает организацию отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценку их результатов, а также предоставление информации о процессе консультирования. Структурирование происходит по принципу " шаг за шагом". Каждый новый этап начинается с оценки того, что достигнуто. Это способствует осознанию клиентом позитивного продвижения в разрешении его проблемы, активизирует его участие в планировании процесса консультирования.
Описанные приемы и техники не только помогают выяснять скрытые мысли и чувства клиента, но и дают возможность перевести разговор в " фокус" более плодотворного сотрудничества.
Заканчивая разговор о технологии ведения консультативной беседы, подчеркнем, что за каждым, даже простейшим, приемом стоит множество маленьких профессиональных тонкостей, знание которых приходит лишь с опытом работы. Применение каждого из них должно быть увязано с другими, соотнесено со степенью готовности клиента воспринять и принять ту или иную информацию, образ действий психолога. То есть применение каждого приема должно быть своевременным и целесообразным. Например, до интерпретации дело может дойти лишь тогда, когда между психологом и клиентом возник доверительный контакт, чувство принятия и согласия. Образно говоря, может возникнуть ситуация, когда прием " не долетает" или " перелетает", потому что партнер еще не " созрел" до восприятия новой и непривычной для себя информации.
Рекомендуемая литература:
1. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц. - М., 1992.
2. Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. - Киев, 1995.
3. Гринсон Р. Р. Практика и техника психоанализа. - Новочеркасск, 1994.
4. Гулина М. А. Основы индивидуального психологического консультирования. - СПб., 2000.
5. Данилова В. Как стать собой. Психотехника индивидуальности. Пособие для самообразования. - Х., 1994.
6. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. - М., 1997.

Итоговый семинар по психпомощи
Разбиение – по каждому вопросу 2 человека:
1. Консультация, ориентированная на конкретный случай. Группы «консультант - персонал». Психологическое обучение.
2. Организационная консультация.
3. О6учение и развитие.
4. Техническое, содействие.
5. Консультация по вопросам управления.
6. Основные подходы к организации консультирования тревожных элементов, при реакциях страха и фобиях.
7. Концепция кризисного состояния личности, источники вины, переживаемые личностью, этапность психологического консультирования при ее переживании.
8. Основные приемы, используемые психологом при консультировании в случае смерти близкого человека.
9. Трехстадийная модель работы с кризисом.
10. Основные принципы работы профконсультанта.
11. Профконсультирование в школе.
Разобрать материал, используя все накопленные ресурсы. Практический пример презентует каждый участник семинара (до 10-ти -12-ти баллов).

Основные причины обращения к психологу-консультанту
Целесообразно выделить несколько основных групп причин, побуждающих людей обращаться за помощью к психологу-консультанту.
Квалификация данных причин не является психологическим диагнозом. Это скорее исходный динамический фактор. Его не следует автоматически сводить к содержанию проблемы клиента, поскольку он отражает лишь наличные возможности его самопрезентации. Следует также отметить, что наличие у клиента того или иного состояния вовсе не исключает возможности других. Отнесение же случая к той или иной категории предполагает, что в настоящий момент именно данная причина является ведущей в общей картине обращения за психологической помощью.
Это следующие причины обращения за психологической помощью:
Тревога. Состояние тревоги, беспокойства встречается очень часто.
Могло сказать, что в той или иной степени оно свойственно едва ли не
всем, обращающимся за психологической консультацией. Однако в некоторых случаях состояние тревоги определенно является ключевым и, не доискиваясь до предполагаемых глубинных истоков, есть смысл считать
его основным фактором, обусловливающим данные проблемы клиента, и
именно в связи с этим состоянием необходимо ориентировать основные
усилия психолога-консультанта.
Главной особенностью клиентов, пребывающих в данном состоянии, являются обеспокоенность, связанная с каким-либо конкретным обстоятельством (происшедшим или могущим произойти в их жизни), либо беспокойство как легкая эмоциональная " доминанта", не имеющая однозначного событийного истолкования. Здесь достаточно иногда лишь несколько вопросов со стороны консультанта, чтобы выявить целое " поле" значимых острых проблем.
Состояние тревоги может выступать в качестве негативного контекста для развития более серьезных проблем как для клиента, так и для его ближайшего окружения. Очень часто вследствие длительного состояния тревоги люди начинают срываться на близких людей, проявлять агрессивность и т. п.
Таким образом, актуальная тревога клиента - как его начальное состояние становится как бы определенным " сигналом", обращенным к консультанту, " сигналом" о некотором весьма глубоком и болезненном круге проблем, мотивирующих обращение клиента к психологу-консультанту. От способности консультанта почувствовать эту болезненную " зону" и подвести клиента к ее открытому обсуждению во многом зависит эффект работы с подобными случаями.
Сомнение, неуверенность. В эту группу следует отнести те случаи
обращений, которые вызваны трудностями в принятии важного жизненного решения или же, наоборот, сомнениями в правильности уже совершенного поступка.
Случаи сомнения, неуверенности по сравнению с тревогой можно рассматривать как более выраженную степень осознания возникших проблем клиентом. Как правило, то, что при тревоге таится " на полпути" к сознанию и, не находя выхода и адекватного словесного выражения приводит к беспокойству, в данном случае достаточно ясно представлено в сознании, причем нередко как фундаментальная жизненная проблема, не раз уже бывшая предметом самостоятельных размышлений.
Проблема клиента (а отсюда и проблема консультанта) здесь нередко состоит в том, смогут ли оба приступить к ее открытому обсуждению, не скрывая друг от друга и тех мыслей, которые думают " про себя". Поэтому в работе с данной категорией клиентов чрезвычайно важна - с одной стороны - их личная способность быть честными перед самим собой, с другой - чувствительность консультанта к этому " намерению" клиента.
Уныние. Главной особенностью случаев этой группы является
преимущественно эмоциональное реагирование на происходящие
травмирующие жизненные события. Клиента тяготят чувства тоски, уныния, обиды и он, более или менее осознанно, стремится разделить их с кем-либо, получить утешение в беседе с авторитетным для него человеком.
В данном случае главная проблема для клиента и консультанта состоит в том, чтобы подойти к обсуждению тех интимно значимых ценностей и желаний, в которых клиент фрустрирован. Как правило, это наиболее глубокие, " базальные" потребности, в которых человек испытывает неудовлетворенность.
Очень важно, чтобы сочувственно-помогающая установка консультанта была уравновешена долей здравого смысла, подсказывающая и напоминающая о том, насколько часто в жизни любой человек сталкивается с неудовлетворенностью и разочарованием в казалось бы самых важных и насущных своих запросах, и что не так часто имеет место противоположное. Одним на обстоятельств, осложняющих консультативную, работу с некоторыми представителями данной группы клиентов, является тенденция к " опредмечиванию" своих невзгод и устойчивая фиксация на ком-либо из своего окружения, кто воспринимается как " корень зла", " виновник" и т. д. В условиях профессиональной деятельности это может быть начальник, сослуживец, дома - супруг, дети, родители.
< b> Потрясение< /b>. К этой группе относятся состояния, связанные с
тягостным ощущением исключительности произошедшей с клиентом беды или совершенного им самим проступка. Психотравмирующее событие представляется человеку настолько чудовищным, противоречащим самим основам его жизни, что он, как правило, не может или (и) не хочет поведать о нем людям из своего окружения и вместе с тем явно не в состоянии справиться с ним в одиночку.
Нередко сам по себе подробный рассказ о вызывающих душевную боль обстоятельствах или воспоминаниях приносит существенное облегчение. В результате преодоления безумной замкнутости человек перестает чувствовать себя один на один со своей обидой или виной.
Как правило, здесь мы сталкиваемся с такой обнаженной душевной травмой, что у человека не находится никаких средств психологической защиты протий нее. Это отличает, в частности, данное состояние от уныния, где данная фаза - фаза острого страдания, если и имела место, - уже пройдена, и нередко само уныние можно рассматривать как своеобразное - непродуктивное - средство психологической компенсации.
Данные случаи предъявляют, пожалуй, максимальные требования к способности консультанта к искреннему сопереживанию. Возникающее в таких случаях эмоциональное взаимопонимание консультанта с клиентом уже само по себе доставляет существенное облегчение.
Точная квалификация данного состояния может быть затруднена привычной ориентацией консультанта на сам характер психотравмирующих обстоятельств - на внешнюю фабулу рассказа клиента, а не на тот " след", который она оставила в его душе. Состояние потрясения может иметь место при, казалось бы, вполне заурядных и с внешней точки зрения - довольно безобидных обстоятельствах. И наоборот, самые драматичные ситуации, производя огромное впечатление на консультанта, могут совсем по-иному восприниматься самим клиентом, существенно не нарушая его эмоциональное равновесие.
Подлинное потрясение, захватывая человека " врасплох" и разрушая защитные механизмы, делает его одновременно очень открытым и как бы нуждающимся в диалоге с консультантом. Напротив, излишнее акцентирование травмирующих обстоятельств, более или менее прямые требования признания себя в качестве " страдальца" свидетельствуют о некоторой степени освоения человеком своей ситуации, что в свою очередь позволяет предполагать, что здесь мы имеем дело уже не с потрясением, и на первый план выступило какое-то иное состояние.
Порочный круг конфликта. В случае этого типа обращает на себя
внимание главным образом сама ситуация, в которой находится клиент. Как правило, это ситуация актуального конфликта с кем-либо из своих близких, знакомых, начальников (подчиненных). Конфликта, из которого он не может или не хочет выйти. Данное состояние характеризуется, в первую очередь, чрезвычайной эмоциональной значимостью участников конфликта друг для друга при крайне болезненных и, порой, уродливых формах " осуществления" этой значимости.
Профессиональная задача психолога-консультанта - содействовать эмоциональному " отделению" участников конфликта друг от друга. Символом этого отделения (и, в определенной степени, высвобождению из-под власти конфликта) становится раздельное обсуждение с консультантом своих проблем. В той мере, в какой подобное - раздельное - обсуждение приобретает для клиентов самостоятельное, не зависящее от обстоятельств их " борьбы" значение, можно говорить о процессе эмоционального дистанцирования, который является важнейшей предпосылкой выхода человека из " порочного круга" конфликта.
Поиск участия. Недостаток душевной близости в жизненных контактах с людьми побуждает человека искать компенсации " на стороне", в частности - в общении с психологом - консультантом по поводу тех или иных личных психологических проблем. В этом случае основной смысл консультирования состоит в обоюдном стремлении к близости, и взаимоотношения клиента с психологом-консультантом приобретают как бы самоценный характер.
У клиентов данного типа сильно выражено стремление к установлению близких эмоциональных отношений с другим человеком, притом, что их личная жизнь нередко отмечена одиночеством. Объективные жизненные трудности и присущая этим людям склонность к " самокопанию" делает их уязвимыми для настроений безнадежности и отчаяния. Их первый визит к психологу нередко происходит под влиянием этих чувств. Для клиентов в поисках участия необходимо найти в консультанте как бы соучастника своей жизни, и они изначально настроены на длительное, " углубленное" сотрудничество.
Идя навстречу этим тенденциям, консультант становится для клиента неким " эмоциональным костылем", необходимым на данном этапе его жизни, существенным фактором психологической поддержки. И здесь сама по себе регулярность встреч, возможность вновь и вновь обратиться и побеседовать о себе и о своих проблемах приобретает значение не меньшее, чем само содержание и качество анализа рассматриваемых проблем.
Здоровая динамика подобных случаев предполагает укрепление возможностей самого клиента, в силу чего альянс с психологом постепенно утрачивает для него свою актуальность, оттесняемый событиями и общением в " реальной" жизни.
Психологическая интоксикация. Распространенность этого
состояния является относительно недавним " завоеванием" нашей культуры. Она связана, наряду с прочими обстоятельствами, с распространением психологических знаний о личности, о конфликтах и т. п. в массовом сознании, вследствие чего у некоторых людей возникает иллюзия будто психология, так хорошо разбираясь в человеческих ошибках, знает правила того, как надо жить, чтобы этих ошибок не допускать.
Находящийся в таком состоянии клиент, как правило, не испытывает в данный момент какого-либо действительного затруднения или страдания и обращается за консультативной помощью как бы " впрок". Его проблемы звучат, быть может, и очень внушительно, но они слишком многочисленны, аморфны и общи. Клиент склонен находить в себе все возможные и невозможные " комплексы", а его готовность к самоанализу столь же безгранична, сколь и его надежды на консультирование.
Обращаясь к психологу, такой клиент, с одной стороны, хочет изменения своего статус-кво, с другой стороны, довольно жестко ограничивает " зону поиска" уровнем психологических закономерностей. В результате, подлинные обстоятельства его жизни, его поступки, мысли и чувства оказываются более или менее " зашумленными" теми психологическим диагнозами, в рамках которых он сознает себя и свою жизнь и которые он предлагает консультанту в качестве " материала" для совместной работы.
Управление - манипуляция. Находясь в этом состоянии, клиент главным образом сосредоточен на других людях - конкретных лицах из своего жизненного окружения, или вообще на всех, с кем ему приходится общаться. В консультировании он ищет возможности психологически " оснаститься" теми или иными знаниями или приемами общения, которые помогли бы ему добиваться желаемых результатов от его партнеров по общению. При этом смысл результатов, нравственную и психологическую оправданность тех целей, которые ставит клиент перед собой в общении, он менее всего склонен обсуждать с консультантом, и попытки решить эти вопросы нередко встречают более или менее выраженное сопротивление.
В подтексте стремления к манипуляции нередко можно найти глубокую разочарованность и отчаяние, объясняющие тот особый азарт, который свойственен этим клиентам в их стремлении добиваться своего. Поэтому успешность консультативной работы в данных случаях зависит от того, удастся ли в обсуждении перейти от узкого круга жестко очерченных клиентом задач к более широкому " смысловому полю".
Следует отметить, что хотя одновременно у человека могут наблюдаться признаки сразу нескольких из перечисленных состояний, в процессе психологического консультирования, как правило, в данный конкретный момент времени на первый план с достаточной очевидностью выступают лишь какое-то одно (редко больше) состояние. Именно оно и может являться исходной диагностической основой для консультативной работы.
Данная классификация причин обращения за помощью может быть ориентиром для оказания психологического воздействия психолога-консультанта в практике своей деятельности.

Для госов.

Психологическая помощь.
1. Психологическая помощь в системе практической психологии. Теоретические основы и методология психологической помощи. Виды и формы психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия.
Практическая психология - отрасль психологии, предмет которой -психологическая помощь, т. е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека, его проблемы, запросы, потребности и т. п. Психологическая помощь - система мероприятий, направленных на смягчение или преодоление психологических трудностей, решение психологических проблем, возникающих у человека или группы людей, средствами практической психологии.
Теоретические основы и методология психологической помощи.
Методологические основы психологического консультирования связаны с проблемой выбора и принятия консультантом той или иной психологической модели человека, движущих сил и механизмов развития психического. Теория помогает формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие эту проблему и указывающие эффективные методы ее разрешения. С накоплением опыта каждый психолог создает, «конструирует» свою собственную теорию, которая, отражая индивидуальный опыт взаимодействия с клиентом, опирается на уже известные теоретические ориентации и направления.
Характеристика возможных подходов к практике психологического консультирования, сложившихся в настоящее время психологии, учитывает следующие основания для их выделения:
- обще психологическое понимание личности и движущих сил её развития;
- детерминация психологических проблем человека.
Так, по первому основанию выделяются следующие основные направления:
1. Глубинная психология. К нему относятся психоанализ (З. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), трансанктный анализ (Э. Берн) и д. р.
2. Бихевиоральное направление включает социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально – эмоциональное терапия (А. Эллис) и др.
3. Гуманистическое направление представлено гештальттерапией (Р. Перлз), личностно – центрированной терапией (К. Роджерс), логотерапией (В. Франкл), психодрамой (Морено).
Описание каждого направле6ния будет представлять собой краткую аннотацию, позволяющую выделить основные понятия, используемые в каждом направлении, и основные методы воздействия на клиента.
Глубинная психология (психодинамическое направление). Сегодня психодинамическая теория, созданная З. Фрейдом, существует во множестве
Модификаций и представлена работами А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга, В. Райха и др. Популярные сегодня транзактный анализ Э. Берна, гештальттерапия Р. Перлза, биоэнергртика А. Лоуэна родились на основе работы их авторов в классической теории З. Фрейда.
Как известно, концепция бессознательного - основной пункт теории З. Фрейда. Понятие бессознательного позволяет описать сложность и неоднозначность жизни человека. Главной задачей психоанализа является выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком. Психолог, работая с клиентом с позиции психодинамической теории, стремится к тому, чтобы клиент осознал свои бессознательные процессы и научился воздействовать на них. В этом случае считается, что цель взаимодействия психолога и клиента достигнута.
Эта теория предполагает, что устойчивые личностные характеристики, стереотипы поведения формируются в раннем детстве и впоследствии в разных вариантах воспроизводятся во взрослом поведении. Содержание стереотипов во многом определяется содержанием и динамикой периодов, реализующих различные задачи личностного развития, и кризисами, через которые проходит человек. То есть жизнь человека в этом смысле определяется его прошлым.
Психолог, работающий с клиентом с клиентом, должен выделить содержание кризисов, способствующих возникновению проблем. Осознание истоков проблем самим клиентом ставит в центр всей работы, а ключевым моментом в этом процессе выступает инсайт как момент для начала личностного изменения. Кроме этого, консультант выделяет преобладающие эмоциональные и поведенческие стереотипы, характеризующие адаптивную активность человека к социальному окружению, устанавливает их связь друг с другом и с прошлым опытом человека. Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно осуществить через изучение защитных механизмов личности.
Бихевиоральное направление в психологическом консультировании. Исторически это направление идет от работ Д. Уотсона и Б. Скиннера. Исходная методологическая позиция психологов этого направления заключается в следующем:
1) отношение психолога и клиента (психолог-бихевиорист делится своими планами с клиентом, надеясь на активность клиента во взаимодействии с собой);
2) определение проблем через операционализацию поведения. Цель операционализации поведения - перевести неясные слова в объективные, наблюдаемые действия. При этом психолог-бихевиорист задает и решает вопрос: «Могу ли я видеть, чувствовать, осязать понятия, которые употребляет мой клиент? »;
3) понимание контекста проблемы через функциональный анализ. Функциональный анализ предполагает исследование событий, предшествующих поступку и его последствия, то есть результат. Так выясняются причинно- следственные связи в последовательности событий, определяющих внешнее поведение клиента;
4) установление социально важных целей для клиента. Психолог совместно с клиентом выбирает и вырабатывает достижение для него целей, предполагающих конкретный план действий на будущее.
Гуманистическое направление в психологическом консультировании. Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистическое, направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом, Ф. Маслоу.
Основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека - жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении. Действуя в мире, человек должен ясно осознавать воздействие мира на него.
Виды и формы психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия.
К видам психологической помощи относятся:
1) психологическое консультирование;
2) психотерапию;
3) психокоррекцию.
Понятие о психологическом консультировании
В жизни каждого человека бывают такие критические моменты, проблемные ситуации, когда собственных психических сил не хватает для их решения. Спектр таких проблем может быть очень широк. Это и неприятности на работе, и неустроенность личной жизни, и неурядицы в семье, и трудности выбора профессии, и многое другое. Помочь в такой ситуации может квалифицированный специалист, осуществляющий психологическое консультирование.
Консультирование, как вид психологической помощи человеку, тесно связано с развитием психологии как науки и практической деятельности.
Реально существовавшие формы и элементы консультирования намного старше " научного" существования психологии. - знахари, ведуны, шаманы, служители церкви осуществляли свои психологические предвидения и прогнозы, давали объяснения различным событиям, предлагали нуждающимся решения и пути выхода из трудных ситуаций.
Эволюция консультативных услуг тесно связана с развитием психотерапии. Применение психологических методов в лечении различного рода недугов постепенно упрочило позиции психотерапии, выведя ее тем самым из-под " крыла" медицины. Начало немедицинской психотерапии совпало с появлением в начале XX в. первых психологических и психотерапевтических школ, и в первую очередь, психоанализа. Поистине революционным тогда было признание того, что причины многих болезней вообще лежат за пределами медицины и могут быть преодолены сугубо психологическими методами.
Позднее, в 50-х гг., содержательно и организационно оформляется консультативная психология - отрасль практической психологии, разрабатывающая способы психологической помощи клиенту, не нуждающемуся в психотерапии.
Организационной формой реализации консультативных услуг является психологическая консультация - психологический центр, укомплектованный специалистами-психологами, имеющими профессиональные знания и навыки в области психологического консультирования. Взаимодействие консультанта и клиента психологической консультации (т. е. человека, получающего психологическую помощь от психолога-консультанта) происходит, как правило, в форме консультативной беседы. Консультативная беседа — это основная форма психологического консультирования, процесс диалогического общения, в ходе которого один человек (консультант) помогает другому (клиенту) использовать свои внутренние ресурсы для личностного развития в позитивном направлении.
Основные аспекты консультирования:
1. Оно помогает клиенту осознать свою роль в возникновении проблемы.
2. Помогает человеку выбрать вариант решения этой проблемы.
3. Акцентируется ответственность и способность самого клиента к принятию самостоятельных решений в дальнейшем.
4. Способствует развитию личности и помогает обучаться новому поведению.
5. Непременным залогом успешности консультирования является эффективное консультативное взаимодействие между клиентом и консультантом.
Таким образом, психологическое консультирование - это вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении клиенту психологической консультации его психологических трудностей, коррекции неадаптивных способов поведения человека, активизации его внутренних ресурсов для личностного развития и решения психологических проблем, с которыми он сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности, обучении и других ситуациях.
Психокоррекция как один из видов психологической помощи.
Термин " коррекция" буквально означает " исправление". Психологическая коррекция - направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.
Психокоррекционные мероприятия можно классифицировать по определенным критериям. \
Например, по характеру направленности выделяют коррекцию симптоматическую (предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений) и каузальную (причинную, более длительную по воздействию и более эффективную).
По характеру управления корригирующими воздействиями: директивную, недирективную.
Психологами используются различные психокоррекционные методы: индивидуальная и групповая терапия, семейная работа, психодинамическая психотерапия, игровая, поведенческая и когнитивная психотерапия.
Индивидуальная психокоррекция удобна тем, что лучше раскрывает особенности пациента, снимает у него психологические барьеры, которые с трудом преодолеваются в присутствии других людей.
Необходимыми условиями индивидуальной психологической коррекции являются следующие: добровольное согласие на получение такой помощи, доверие клиента к психологу, активность его, право клиента принимать или не принимать оказываемую ему помощь.
Групповая психокоррекция не является самостоятельным направлением психокоррекции, представляет лишь специфическую форму, при использовании которых основным инструментом воздействия выступает группа, в отличие индивидуальной психокоррекции, где таким инструментом является сам психолог. Группа выступает как модель реальной жизни.
Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей участнику адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия.
Основные психотерапевтические приемы и методы.
Психотерапия - система лечебного воздействия психологическими средствами на психику, а через нее на весь организм и поведение пациента.
Впервые термин психотерапия ввел в конце XIX в. Тьюк (Tuke D. Н. ). В опубликованной им в 1872 г. книге " Иллюстрации влияния разума на тело" одна из глав так и названа: " Психотерапия". Общеупотребительным термин психотерапия становится только в 90-х гг. XIX в. в связи с развитием техники гипноза. Психотерапия, рассматриваемая как часть медицины, претендует на оплату расходов по лечению больных через органы здравоохранения и медицинские страховые компании.
Согласно декларации по психотерапии, принятой Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге 21 октября 1990 г.:
1)психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию;
2)психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности;
3)гарантированным является разнообразие психотерапевтических методов;
4)образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально; оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора, одновременно приобретаются широкие представления о других методах;
5)доступ к такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук.
Психотерапия тесно связана с общей и медицинской психологией, социологией, социальной психологией. В психотерапевтической работе с группами пациентов особое значение имеют феномены и закономерности социальных интеракций, коммуникации, групповой динамики. Этим обусловлено тесное сотрудничество в лечебной практике врача-психотерапевта и психолога, в свою очереди психотерапия способствует развитию социальных наук благодаря исследованиям, опирающимся на специфический научный подход. Ввиду включения в психотерапию все большего числа специальных конкретных приемов, расширяются ее связи с искусством, музыкой, лингвистикой и с другими областями знаний.
Поле действия психотерапии достаточно широкое, психотерапевтические методы могут быть использованы для решения психогигиенических, психопрофилактических задач.
Общая цель психотерапии состоит в помощи пациентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. При работе с пациентами эта цель дифференцируется на ряд задач: психотерапевт
1)помогает пациенту лучше понять свои проблемы;
2)устраняет эмоциональный дискомфорт;
3)поощряет свободное выражение чувств;
4)обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы;
5)помогает пациенту в выработке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации.
При решении этих задач психотерапевт прибегает к трем основным методам.
1. Обеспечивает психологическую поддержку пациенту. Прежде всего,
это значит сочувственно выслушать пациента и дать ему взвешенный совет в
кризисной ситуации. Поддержка также заключается в том, чтобы помочь
пациенту осознать и использовать свои силы и умения.
2. Способствует устранению дезадаптивного поведения и формированию
новых, адаптивных поведенческих стереотипов.
3. Содействует инсайту (осознанию) и самораскрытию
(самоэксплорации), в результате чего пациенты начинают лучше понимать
свои мотивы, чувства, конфликты, ценности.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.