Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЕМА «МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ «ВРЕМЯ»



 

Место темы:

Задачи изучения темы (задачи 1-4 сформулировать самостоятельно)

5. Научить определять время по часам и календарю.

6. Научить решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события

Наглядные пособия, используемые при изучении темы:


1. Модель циферблата (изготовить на уроке труда перед началом изучения темы)

2. Секундомер или часы с секундной стрелкой

3. Метроном

4. Песочные часы

5. Календарь на текущий год

6. Карманные календари на текущий год (на весь класс)

7. «Лента времени»

8. Таблица единиц времени


Методика работы над темой:

Время это особая величина, т. к. промежутки времени с трудом воспринимаются детьми младшего школьного возраста. Время течет непрерывно, его нельзя остановить, повторить дважды.

Подготовительная работа ведется, начиная с первого класса. Дети знакомятся с названиями дней недели, их последовательностью, с названием и последовательностью месяцев в году, запоминают количество дней в неделе и в каждом из месяцев (работа ведется на всех предметах, в т. ч. на уроке природоведения - заполнение дневника наблюдений). Целесообразно научить детей определять время по часам с точностью до часа.

Час, минута. Конкретные представления формируются через практическую деятельность детей. 1 час составляют урок и перемена. Продолжительность 1 минуты можно проследить, наблюдая за песочными часами или по секундомеру. Полезно определить, сколько слов читает ученик за 1 минуту.

Знакомство с часами и их устройством. Основная наглядность-модель часов, сделанная ребенком самостоятельно на уроке труда. На циферблате определяют количество цифр, число штрихов между цифрами и общее число штрихов. Знакомятся с названием стрелок и их назначением. Устанавливают соотношение: 1ч. =60мин.

Чтение показаний часов (упражнения по учебнику и практическая работа с моделью циферблата). Определение по модели на сколько спешат или отстают часы.

Год, месяц, неделя. Практическая работа с календарем, в ходе которой дети называют по порядку дни недели, месяцы, количество дней в каждом месяце, учатся определять порядковый номер месяца и записывать его римскими цифрами. Определение дня недели по известному месяцу и числу.

Сутки. Конкретные представления формируются через близкие детям понятия: утро, день, вечер, ночь Сутки начинаются в полночь. Беседа о режиме дня, Соотношение: в сутках 24 часа. Упражнения: «Сколько суток пройдет от…», «Какое время будут показывать часы через 6 часов, 12 часов, 24 часа? » Чтение показаний часов с использованием слов «четверть» и «половина».

Время от 0 часов до 24 часов. Во втором классе дети познакомились с 12-ти часовым отсчетом времени, в четвертом -–с 24-х часовым. Чтобы определить точное время при 12-ти часовом исчислении нужно указать время суток. При 24-х часовом исчислении во второй половине суток (после полудня) к показаниям часов вместо слов «день», «вечер», «ночь» прибавляют 12 часов.

Можно использовать наглядное пособие «Лента времени»:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

                                    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Решение задач на нахождение начала, конца и продолжительности события. Ранее такие задачи решались с опорой на наглядность (модель часов или календарь). Теперь их можно решать с помощью арифметических действий. К=Н+ПР, ПР=К-Н, Н=К-ПР.

Секунда. Практическая работа с использованием секундомера или метронома. Наглядно 1 секунду можно показать с помощью самодельного маятника – нить длиной 1 м с грузом на конце, 1 колебание совершается за 1 секунду. Что можно сделать за 1 секунду? Счет секундами. Знакомство с секундной стрелкой на часах. Установление отношения 1мин = 60 с.

Век. Век – столетие – самая крупная единица времени. Веками измеряется жизнь растений, городов, стран (использовать природоведческий и исторический материал) Для наглядного представления можно использовать пособие «Лента времени» (см. с. 64, № 342) и чертеж: 1мм-1год, 1см-возраст ученика, 10 см-век.

Составление таблицы мер времени (записать самостоятельно). Особое внимание уделить преобразованию единиц времени. При выполнении упражнений на преобразование мер времени и арифметических действий с ними дети допускают много ошибок (почему? )

Д. З. 1. Разработать фрагмент урока по любой из тем.

2. Составить проверочную работу на преобразование единиц времени и на выполнение арифметических действий с ними.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.