НА ЭКЗАМЕНЕ ПО ВОЖДЕНИЮ
Подготовьтесь к движению. Убедитесь, что автомобиль, на котором вам предстоит сдавать экзамен, знаком вам. Если это не так, то воспользуйтесь своим правом познакомиться с ним. Методикой проведения квалификационных экзаменов предусмотрено: «Для адаптации к экзаменационному транспортному средству (в случае, если подготовка проводилась на другом транспортном средстве) кандидату в водители предоставляется право осуществить пробную поездку в пределах площадки продолжительностью не более 2 минут… Ошибки, допущенные в ходе пробной поездки, не протоколируются и не влияют на результат экзамена. После выполнения пробной поездки кандидат в водители может заявить о своей неготовности и отказаться от сдачи экзамена».
Ваша цель – показать компетентность, а не совершенство. Экзаменатор хочет увидеть в вас безопасного и компетентного водителя. Вы вовсе не должны демонстрировать совершенство. Незначительные ошибки совсем не будут означать обязательный провал, по крайней мере, до тех пор, пока эти ошибки не окажутся связанными с безопасностью. Слушайте, что говорит вам экзаменатор и что просит вас сделать. Если вы не понимаете каких-либо указаний, не бойтесь попросить разъяснения. Что экзаменатор имел в виду: поворот налево или перестроение в левую полосу? Гораздо лучше будет спросить, уточнить, чем гадать и в результате сделать что-то неправильно и провалить экзамен.
Будьте реалистом! Когда вы сдаете экзамен по вождению, напомните себе, что экзаменатор вовсе не намерен принимать в водители новичков, которые «лихачат» на экзамене и за которыми в дальнейшем будут гоняться блюстители порядка. Единственное требование к вам – проехать нормально, спокойно, придерживаясь режима движения на дороге. Вы знаете, как проехать спокойно? Тогда просто сделайте это.
По возможности объясняйте свои действия. Если вы оказываетесь в ситуации, когда дорожные условия вынуждают вас сделать нечто противоположное тому, что предлагает экзаменатор, например вы не можете перестроиться в нужную полосу из-за плотности потока. Тогда просто объясните, что вы делаете и почему, а также предложите альтернативу.
Не сдавайтесь. Если вы думаете, что сделали ошибку, которая приведет к провалу, не сдавайтесь, не отказывайтесь продолжать экзамен. Примите ситуацию такой, какова она есть, расслабьтесь и продолжайте вождение до окончания теста. Вполне возможно, что экзаменатор либо не заметит ошибки, либо решит, что ошибка не настолько существенна, чтобы из-за нее останавливать экзамен. Вы прекрасно справитесь с экзаменом, если продемонстрируете безопасный стиль вождения, и экзаменатор это наверняка высоко оценит. Так что только от вас зависит, убедите вы экзаменатора в своей компетентности или нет. Если вы сможете это сделать – водительское удостоверение у вас в кармане.
Подготовьтесь к движению. Заняв место в автомобиле, проверьте, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, ручной тормоз включен. Даже если вы совершенно уверены, что эти рычаги находятся в правильной позиции (пока автомобиль неподвижен), покажите экзаменатору, что вы это проверяете. Перед началом движения удостоверьтесь в том, что сидение вашего автомобиля правильно отрегулировано, чтобы вы могли комфортно себя чувствовать при управлении. Отрегулируйте также и зеркала.
Начните правильно. При трогании с места выполните алгоритм осмотра дороги. Посмотрите в центральное и боковое зеркало заднего вида, затем включите указатель поворота и проверьте поворотом головы мертвую зону. Возможно, что в зеркала вы не сможете заметить автомобиль, выезжающий на дорогу с противоположной стороны.
Не смотрите на органы управления, следите за дорогой. Большинство органов управления автомобилем сконструированы так, что ими можно пользоваться, не глядя на них. Вы должны пользоваться педалями, переключать передачи и индикаторы, не отрывая глаз от дороги.
Молчание экзаменатора означает движение прямо. Если экзаменатор не дает вам никаких указаний некоторое время, вы должны понять это как молчаливую команду продолжить движение в прямом направлении. Следовательно, выбрать подходящую полосу для продолжения маршрута вы можете по своему усмотрению в зависимости от обстановки на дороге.
Продемонстрируйте плавность при управлении. Вы в значительной степени покажете свою компетентность, если будете двигаться и вообще делать все плавно. Это означает: плавный разгон и изменение скорости, своевременное переключение передач и, наконец, плавное торможение. И пожалуйста, не сбивайте ничего на своем пути! При трогании с места и разгоне в плотном потоке следите за расстоянием до движущегося впереди вас транспортного средства. Оно должно увеличиваться при увеличении скорости движения. Если вы, даже на коротком промежутке пути, продолжите движение на низкой передаче при высокой скорости, это воспримется как неуверенность водителя. При торможении плавно усиливайте нажатие на педаль тормоза, а затем, по мере снижения скорости, давление на педаль тормоза должно также плавно уменьшаться. Если педаль тормоза используется слишком поздно, слишком быстро, слишком резко или … вообще не используется, это может подвести вас.
Выбирайте темп своего движения на основании прогноза. Не допускайте ситуации, когда вам придется совершать резкие маневры, уклоняясь от неожиданно возникшей опасности. Заглядывайте вперед минимум на 12-15 секунд и прогнозируйте возможные варианты развития обстановки. Ваше вождение и ваше мышление (мысль) должны двигаться в одном темпе – не позволяйте своему уму плестись позади выбранного вами темпа движения. Ищите признаки потенциальных опасностей заблаговременно. На вашего экзаменатора произведет большое впечатление, если вы обнаружите способность прогнозировать появление перед вами другого автомобиля или пешехода, спешащего пересечь проезжую часть. Постоянное наблюдение за людьми и машинами впереди вас – это требование здравого смысла. Например, появившийся дымок из выхлопной трубы припаркованного автомобиля в холодный день – это признак того, что двигатель только что запущен, и водитель намерен начать движение. Дети, играющие в футбол или в волейбол рядом с дорогой, могут неожиданно отправить мяч на дорогу, а затем побежать за ним.
Приготовьтесь к преодолению неожиданности. На экзамене может произойти что угодно. И часть вашей работы в качестве водителя состоит в том, чтобы продемонстрировать вашу способность справляться с разными ситуациями в реальном дорожном движении, которые могут вам встретиться. Если вы лицом к лицу встретитесь с ситуацией, которую вы заранее не предвидели, постарайтесь не паниковать. Следуйте инструкциям вашего экзаменатора. Прежде чем принимать решение, рассмотрите все возможные варианты действий, т. е. сделайте свой выбор осознанно.
Правильно выбирайте и контролируйте скорость движения. Допустимые предельные скорости все время меняются, поэтому демонстрируйте своему экзаменатору свое понимание причин изменений скорости, выбирайте скорость соответственно дорожным знакам, но не только: учитывайте все условия. Снижение скорости может вам понадобиться после проезда любого предупреждающего знака, при приближении к пешеходному переходу или остановке маршрутного транспортного средства. При плотном потоке старайтесь двигаться со скоростью потока.
Контролируйте дистанцию и свое состояние. Если вы позволите себе потерять концентрацию и будете двигаться слишком близко к впереди идущему автомобилю, вы, весьма вероятно, экзамен не сдадите. Вы должны уметь оценивать условия допускаемого риска при выборе дистанции:
§ критическая дистанция – менее 0, 5 секунд;
§ уровень высокого риска – дистанция от 0, 5 до 1, 0 секунды;
§ уровень среднего риска – дистанция от 1, 0 до 1, 5 секунды;
§ уровень низкого риска – дистанция от 1, 5 до 2, 0 секунды;
Движение с дистанцией среднего и низкого уровня риска возможно, но требует внимания водителя и хорошей обзорности.
Соблюдайте безопасный боковой интервал. При движении по крайней правой полосе старайтесь расположить свой автомобиль на расстоянии 1 метр от тротуара, а при объезде стоящего у тротуара автомобиля безопасный боковой интервал должен составлять не менее 0, 7 метра. Проезд с меньшим боковым интервалом требует снижения скорости движения.
Используйте правильную технику руления. Ошибки, совершаемые водителем при исполнении технических приемов руления, могут привести не только к непоправимым последствиям при возникновении неожиданных препятствий на пути вашего движения, но могут усложнить выполнение даже обычных маневров. Старайтесь при управлении автомобилем следить за тем, как вы держите руль в руках и как вы пользуетесь техникой перехвата руля при выполнении поворотов. Слишком ранний поворот руля при выполнении маневра поворота может привести к наезду задних колес на препятствие, например, на бордюрный камень.
Демонстрируйте полное понимание обстановки сзади. Для успешной сдачи экзамена важно показать экзаменатору, что вы действуете согласно тому, что видите в зеркале. Если вы смотрите, но не видите, а главное – не действуете согласно вашим наблюдениям, то какой вообще смысл смотреть в зеркало? Поднимать глаза в центральное зеркало заднего вида необходимо не только перед выполнением любого маневра и перед торможением (даже в случаях, когда торможение плавное, а не экстренное), но и для периодической оценки обстановки сзади при движении без изменения положения на проезжей части.
При приближении к перекрестку будьте готовы к изменению направления движения. При подготовке к выполнению поворота (разворота) водитель должен воспользоваться «принципом веера». Это означает, что, совершая поворот или разворот, вы не должны будете пересекать путь движения других транспортных средств, приближающихся с того же направления. В связи с этим, при приближении к перекрестку, прислушайтесь к указаниям экзаменатора. Возможно, вам поступит указание о необходимости изменить направление дальнейшего движения и тогда, вы будете готовы выполнить перестроение в крайнее правое или крайнее левое положение, предназначенное для движения в вашем направлении. Указание экзаменатора не застанет вас врасплох.
Не останавливайтесь без необходимости. Полная остановка вам необходима: перед стоп-линией или светофором (при красном сигнале), по требованию полицейского или перед знаком STOP. На перекрестках, где дорожный знак или сигнал светофора требует уступить дорогу, вам совсем не обязательно останавливаться. Замедлите движение до скорости, достаточной для того, чтобы успеть убедиться, что дорога свободна, и продолжайте движение с осторожностью и вниманием. Полностью остановиться вам придется, только если необходимо пропустить транспорт, движущийся в пересекаемом направлении, а при повороте налево — еще и встречному транспорту, возникающему на пути вашего движения.
Проявите особое внимание перед перестроением, поворотом или разворотом. Всегда существует вероятность, что кто-то может попытаться обогнать или опередить вас. Поэтому перед перестроением как на правую так и левую полосу необходима дополнительная проверка ситуации (дополнительный осмотр). То же самое требуется и перед поворотом налево (разворотом). Хотя никому не разрешается обгонять вас, если вы заранее включили левые указатели поворота, это совсем не означает, что никто не попытается этого сделать. Даже если другой водитель нарушает закон, вы провалите экзамен, если не увидите (не заметите), как он проносится мимо вас.
Будьте внимательны при повороте. удостоверьтесь в том, что он безопасен. Если вам необходимо выполнить маневр, уступив дорогу водителю, приближающемуся с другого направления, вам прежде всего надо уметь дать оценку свободного пространства, требуемого для выполнения маневра. Обычно на этот маневр уходит примерно 3 – 4 секунды. Чтобы водитель, имеющий преимущественное право на движение перед вами, мог сохранить прежнюю скорость движение, у него должно остаться спереди еще хотя бы 2 секунды. Таким образом, для выполнения левого поворота вам необходимо иметь минимум 5 секунд свободного пространства.
Не показывайте слишком большой уверенности при перестроении. С гордостью демонстрируйте ваши правильные водительские навыки вашему экзаменатору, но делайте это не так, как если бы вы везли своих друзей и показывали им, какой вы «крутой» водитель. Этого не надо. На экзамене вы должны быть уверены, что вы сможете занять промежуток между другими транспортными средствами спокойно, без ненужного лихачества, экстрима. Если вы будете прорываться в этот промежуток слишком лихо, вы очков не наберете. Вы просто напугаете экзаменатора. И его решение может оказаться не в вашу пользу.
Научитесь хорошо владеть передачей заднего хода. Различные маневры потребуют от вас умения пользоваться передачей заднего хода: это развороты в 3 приема, параллельная парковка и въезд задним ходом на примыкающую дорогу – самые распространенные маневры. Старайтесь использовать поворот головы, заглядывая за плечо – иногда это лучше, чем полагаться на зеркала. Научитесь работать рулевым колесом при движении задним ходом, а также будьте уверены, что вы сможете остановиться всегда, когда на вашем пути (при движении задним ходом) появится другой автомобиль, препятствие или пешеход.
|