Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пример сочинения на тему: Как вы понимаете слова «честь» и «бесчестие»?



 

Сочинение по направлению «Честь и бесчестие…»
Тема: Произведение о человеке, которое меня потрясло
Разговоры о чести и бесчестии в наше время несколько неуместны. Такие понятия актуальны во времена тяжких испытаний и суровых обстоятельств. Большинству избалованных и изнеженных молодых людей это просто непонятно и чуждо. Значит ли это, что вообще не следует формировать в душах людей понятия о чести и бесчестии? Ответ может быть только один: каждый человек должен иметь представление об этих основополагающих принципах человеческой жизни. Даже в мирное время любой человек может оказаться в исключительных обстоятельствах, в которых нужно будет сделать правильный выбор в пользу того, чтобы сохранить свою честь любой ценой, так как дороже чести нет ничего.
Другой вопрос: как формировать эти представления, если средства массовой информации заняты больше трансляцией рекламных роликов и американских блокбастеров? Остаётся только одно – чтение произведений наших великих классиков. Русская литература характеризуется именно пристальным вниманием к проблеме сохранения чести в ситуациях смертельной опасности. И герои художественных произведений чаще всего нас восхищают и потрясают своим героизмом, самоотверженностью и высокими идеалами чести и достоинства.
Пример тому – «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Петр Андреевич Гринев, главный герой повести, понимает честь как действие по совести. Основная мотивирующая сила в его поступках – это долг по отношению к императрице, к Родине, к Отечеству, и долг, который на него накладывает любовь к дочери капитана Миронова. Исполнения долга требуют от него обстоятельства: он попадает в самое пекло «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Если бы не это, как знать, как сложилась бы жизнь Петра Гринёва, скорее всего, это было бы полурастительное существование, подобное жизни Дмитрия Ларина из романа «Евгений Онегин».
В армию он был отправлен своим отцом – Андреем Гринёвым. Личность отца Петруши выписана достаточно ясно – это человек высоких принципов, провожая сына на службу он произносит слова, ставшие эпилогом ко всему произведению: «Береги честь смолоду». Таким образом, сразу обозначен лейтмотив повести.
Пустившись в путь, Пётр Гринёв во всём руководствуется этим отцовским напутствием. Проигравшись в карты, он честно отдаёт свой долг, хотя это ему нелегко даётся: ему приходится просить прощения у своего слуги Савельича и отдать ему на сохранение все свои деньги. Встретив в бурю случайного попутчика, который помог путникам, вывел их к постоялому двору, Пётр в знак благодарности снимает с себя заячий тулупчик и отдаёт его случайному спасителю, считая, что должен это сделать, несмотря на протесты Савельича.
Оказалось, что этот тулупчик стал их спасением в дальнейшем.
В Белогорской крепости Пётр Гринёв познакомился с офицером, сосланным за дуэль из Петербурга, Швабриным. Сначала между молодыми людьми завязались дружеские отношения, но слишком разные они в своих основным воззрениях на жизнь. Для Швабрина не существует ничего, что было бы превыше его собственных интересов, а у Гринёва есть морально-нравственные принципы, гораздо более высокие, чем собственные желания.
Любовь к Маше – дочери капитана Миронова – становится первым серьёзным испытанием в жизни Петруши, и он выдерживает его. Возмущённый клеветой Швабрина, он вступается за честь своей возлюбленной и сражается на дуэли. И его ждёт награда – Маша ухаживает за ним и признаётся в своих чувствах. Радость взаимной любви становится огромным счастьем для молодого офицера, он пишет письмо родителям, прося благословления на брак. Швабрин опередил его, написав отцу Гринёва письмо, в котором очернил Машу. От отца пришёл запрет жениться. Молодой человек был готов поступить вопреки родительской воле. Но дочь капитана Миронова также имела твёрдые принципы чести, и отказалась выходить замуж без разрешения родителей жениха.
И тут события развернулись таким образом, что трагедия несостоявшейся женитьбы оказалась незначительной мелочью. Белогорская крепость была захвачена восставшими, и все её защитники предстали перед судом Пугачёва. Отказавшиеся перейти на его сторону были казнены. Пётр Гринёв избежал этой участи благодаря своему Савельичу, повалившемуся в ноги Пугачёва и привлёкшему этим внимание" злодея" . Оказалось, что оборванец, спасший когда-то заблудившихся путников, и есть Пугачёв. Он, помня заячий тулуп, избавил Петра от казни и предложил вступить в своё войско, обещая высокое положение. Получив повторный отказ, он потребовал обещания не принимать участия в военных действиях против восставших, Пётр и тут отказался дать такое обещание, так как солдат, не может быть волен в том, чтобы не воевать. Восхитившись честностью и мужеством молодого офицера, Пугачёв отпускает Гринёва на все четыре стороны, искренне пожалев о том, что не смог склонить его на свою сторону.
А Швабрин? Он тоже русский офицер. Но, нарушив воинскую присягу, перешел на сторону Пугачева, предал Родину. Он корыстен и труслив, циничен и равнодушен. Ему неведомо благородство.
Казалось бы, Гринёв должен был бы бежать без оглядки от этого места, где едва не лишился жизни. Но проходит совсем немного времени, и он снова возвращается сюда. Его привело чувство любви. Оказалось, что Швабрин силой удерживает Машу, пользуясь своей властью. Гринёв не может оставить девушку в лапах этого бесчестного человека. Он пробует уговорить генерала выделить ему полсотни солдат и отдать приказ об освобождении крепости. Получив отказ, самостоятельно отправляется в пугачевское логово. Попадает в засаду — и случайно остается цел; случайно оказывается в руках Пугачева, и тот снова помогает ему.
Вообще, в повести многое происходит случайно. Возващаясь от Пугачёва, Гринёв, Маша и Савельич случайно попадают в отряд, командиром которого оказывается Зурин, которому Пётр проиграл деньги в карты. Отправив Машу к своим родителям, Гринёв остается в отряде; после взятия Татищевой крепости и подавления бунта он арестован по доносу Швабрина — и не может отвести от себя обвинения в измене, поскольку не желает вмешивать в судебное разбирательство Машу. Но та отправляется в Петербург, случайно сталкивается с царицей на прогулке в Царском Селе; случайно не узнает ее — и простодушно рассказывает обо всем. Екатерина случайно помнит о геройской гибели капитана Миронова и Василисы Егоровны. Если бы не это, как знать, смогла бы государыня столь непредвзято подойти к делу и оправдать Гринёва? Случайно офицер, отпущенный в 1774 г., присутствовал при казни Пугачева, который его узнал в толпе и кивнул ему, он не погиб в многочисленных войнах конца XVIII — начала XIX в. и составил записки для юношества; случайно эти записки попадают в руки «издателя», под маской которого скрывается сам Пушкин.
Но в том и дело, что все «случайности» сюжета подчинены высшей закономерности — закономерности свободного выбора личности в обстоятельствах, предложенных ей историей. Эти обстоятельства могут складываться так или иначе, благополучно или неудачно; главное не в этом, а в том, насколько свободен человек от их власти. Пугачев, в чьих руках громадная власть вершить человеческие судьбы, не он свободен от той стихии, что привел в движение. Оренбургский генерал, отказывающийся послать Гринёва на бой за Белогорскую крепость, не свободен от своей осторожности; Швабрин не свободен от своего собственного страха и своей душевной подлости. Только Гринёв свободен до конца и во всем. Он действует по велению сердца, а сердце его свободно подчинено законам чести.
Законы эти неизменны всегда: когда нужно оплатить огромный бильярдный долг не слишком честно игравшему Заурину; когда нужно отблагодарить случайного проводника тулупчиком; когда следует вызвать на дуэль Швабрина, выслушавшего «стишки» в честь Маши и презрительно отозвавшегося как о них, так и о ней; когда пугачевцы ведут героя на казнь, когда нельзя целовать «ручку злодею»; когда самозванец прямо спрашивает пленника, признает ли тот его государем, согласен ли послужить, обещает ли хотя бы не воевать против него, а пленник трижды отвечает «нет». И когда однажды уже спасенный судьбою, в одиночку возвращается в расположение пугачевцев, чтобы выручить возлюбленную или погибнуть вместе с нею, он свободен, никто его не тащит на верёвке. И когда, арестованный собственным правительством, он не называет имени Марьи Ивановны, это тоже его свободный выбор.
Именно эта постоянная готовность заплатить жизнью за свою честь и любовь делает дворянина Гринёва до конца свободным.
Такое поведение превращает самого простодушного из героев «Капитанской дочки» в самого серьезного из ее персонажей. Эта серьезность Гриневского образа оттенена легкой усмешкой, с какой автор описывает «жизненное пространство» других героев. Пугачев царствует в избе, оклеенной золотой бумагой; генерал планирует оборону от пугачевцев в яблоневом саду, утепленном соломкой; Екатерина встречает Машу как бы «внутри» пасторали: лебеди, парки, белая собачка. И только Гринёв и Савельич окружены открытым пространством судьбы: они постоянно устремлены за ограду. Выезжают из ворот родной усадьбы, устремляются из Оренбурга, кони уносят их из пугачевской крепости. Они едут туда, где они не защищены от обстоятельств, но внутренне свободны от всех заборов, стен и ограждений.
Именно Гринёв и Савельич вместе, двух этих персонажей нельзя отделить друг от друга. А значит, смысл повести состоит не в том, чтобы «перейти» на одну из сторон конфликта: на сторону власти или восставшего народа, а в том, чтобы власть и народ обнаружили общечеловеческое и ему служили не за страх, а за совесть. В этом залог пушкинского идеала: «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».
Это возможно только тогда, когда каждый человек в обществе будет иметь честь, что предполагает только одно – свободное исполнение своего долга, основанного на любви к ближнему своему.

 

Пример сочинения на тему: " Как вы понимаете слова «честь» и «бесчестие»?

Честь и бесчестие… Наверное, многие задумывались над тем, что означают эти слова. Честь – это чувство собственного достоинства, нравственные принципы, которые человек готов отстаивать в любой ситуации, даже ценой собственной жизни. В основе бесчестия - трусость, слабость характера, не позволяющие бороться за идеалы, заставляющие совершать гнусные поступки. Оба эти понятия раскрываются, как правило, в ситуации нравственного выбора.

Многие писатели обращались к теме чести и бесчестия. Так, в повести В. Быкова «Сотников» говорится о двух партизанах, попавших в плен. Один из них, Сотников, мужественно выдерживает пытки, но ничего не рассказывает врагам. Зная, что наутро его казнят, он готовится с достоинством встретить смерть. Писатель акцентирует наше внимание на размышлениях героя: «Сотников легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение: взять все на себя. Завтра он скажет следователю, что ходил в разведку, имел задание, в перестрелке ранил полицая, что он - командир Красной Армии и противник фашизма, пусть расстреляют его. Остальные здесь ни при чем». Показательно, что перед смертью партизан думает не о себе, а о спасении других. И хотя его попытка не привела к успеху, он исполнил свой долг до конца. Герой мужественно встречает смерть, ни на минуту к нему не приходит мысль умолять врага о пощаде, стать предателем. Автор хочет донести до нас мысль, что честь и достоинство превыше страха смерти.

Совсем по-другому ведет себя товарищ Сотникова, Рыбак. Страх смерти взял верх над всеми его чувствами. Сидя в подвале, он только и думает, что о спасении собственной жизни. Когда полицаи предложили ему стать одним из них, он не оскорбился, не возмутился, напротив, он «чувствовал остро и радостно - будет жить! Появилась возможность жить - это главное. Все остальное – потом». Конечно, он не хочет становиться предателем: «Он вовсе не собирался выдавать им партизанских секретов, ни тем более поступать в полицию, хотя и понимал, что уклониться от нее, видно, будет не просто». Он надеется, что «вывернется и тогда уж наверняка рассчитается с этими сволочами…». Внутренний голос подсказывает Рыбаку, что он вступил на путь бесчестия. И тогда Рыбак пытается найти компромисс с совестью: «Он шел на эту игру, чтобы выиграть себе жизнь - разве этого недостаточно для самой, пусть даже отчаянной, игры? А там оно будет видно, только бы не убили, не замучили на допросах. Только бы вырваться из этой клетки, и ничего плохого он себе не позволит. Разве он враг своим? » Оказавшись перед выбором, он не готов жертвовать жизнью ради чести.

Писатель показывает последовательные этапы морального падения Рыбака. Вот он соглашается перейти на сторону врага и при этом продолжает убеждать себя, что «большой вины за ним нет». По его мнению, «он имел больше возможностей и схитрил, чтобы выжить. Но он не изменник. Во всяком случае, становиться немецким прислужником не собирался. Он все ждал, чтобы улучить удобный момент - может, сейчас, а может, чуть позже, и только они его увидят... »

И вот Рыбак принимает участие в казни Сотникова. Быков подчеркивает, что даже этому страшному поступку Рыбак пытается найти оправдание: «При чем тут он? Разве это он? Он только выдернул этот обрубок. И то по приказу полиции». И лишь шагая в строю полицаев, Рыбак наконец понимает: «Из этого строя дороги к побегу уже не было». В. Быков подчеркивает, что путь бесчестия, который выбрал Рыбак, – это путь в никуда.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что мы, оказавшись перед непростым выбором, не будем забывать о высших ценностях: чести, долге, мужестве.

(610 слов)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.