Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. У камелька. Январь.



 

 «Времена года  

           «Времена года» были написаны Чайковским по заказу. Осенью 1875 издатель популярного Петербургского журнала «Нувеллист».  Николай Матвеевич Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес – по числу месяцев в году – специально для ежемесячного опубликования их в этом журнале в течение 1876 года.

            К середине декабря были готовы первые две пьесы цикла.

          Журнал выходил первого числа каждого месяца, Чайковский должен был предоставлять пьесу к очередному номеру не позднее 15 числа предыдущего месяца.

 

         Когда дело дошло до публикации, Н. Бернард предложил еще одно «усовершенствование» проекта: снабдить каждую пьесу поэтическим эпиграфом. И против этой идеи Чайковский не возражал. Следует признать, что по прошествии уже большого исторического периода, мы естественно воспринимаем эти стихотворные строки как органичную поэтическую составляющую всего цикла.

         Месяц за месяцем появлялись новые пьесы Чайковского. Музыкальная публика с нетерпением ждала очередного номера. Критика помалкивала, не снисходя до столь невинных «пустячков», а сам композитор, чем дальше, тем больше понимал, что рано или поздно его новый фортепианный цикл займёт достойное место в истории русской музыкальной литературы.

       10 июня 1876 года. Работа закончена. Получились 12 разнохарактерных пьес.

Все пьесы этого цикла написаны в трехчастной форме, которую в самом обобщенном виде можно выразить формулой: А — В — А 1.

 

1. " У камелька". Январь.

           Камелек - это специфически русское название камина в дворянском доме или какого-либо очага в крестьянском жилище. В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические.

В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали. Пьеса " У камелька" рисует картинку с элегически - мечтательным настроением.

Первый раздел ее построен на выразительной теме, напоминающей интонации человеческого голоса. Это как бы коротенькие фразы, произносимые медленно, с расстановкой, в состоянии глубокой задумчивости.

Средний раздел более оживленный по характеру, но также строится на коротком мотиве с переливами пассажей, напоминающих звучание арфы. После него следует третий раздел, повторяющий первый с дополнением, заключающим всю пьесу с своеобразным затиханием мелодии и переливов арфы. Музыка как бы истаивает и картинка исчезает…



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.