|
|||
Результаты голосования ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 43. 9% не вмешиваются в процесс воспитания — 18 голосов 31. 7% дают житейские советы помелочи ( как одеться на улицу) — 13 голосов 12. 2% наставляют на путь истинный в глобальном плане ( ехать на отдых/нет, когда отдавать ребенка в сад) — 5 голосов 2. 4% полностью контролируют процесс воспитания — 1 голос 9. 8% другое — 4 голоса
типы бабушек… А. С. Спиваковская приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного сочетания ролей: «бабушка-жертва» и «бабушка-соперница». «Бабушка-жертва» воспринимает роль бабушки как центральную для себя, взваливает на свои плечи груз хозяйственно-бытовых и воспитательных забот, отказавшись от профессиональной деятельности, ощутимо ограничив дружеские контакты и досуг. Сделав заботы о семье, детях и внуках смыслом своего существования, пожертвовав другими сторонами личной жизни, эта женщина Периодически испытывает противоречивые чувства, включающие недовольство близкими, обиду за недостаточную благодарность с их стороны, тоску и раздражение. Характерная позиция внуков такой бабушки – любовь к ней и вместе с тем зависимость, привычка к опеке и контролю, трудности самоконтроля и общения с другими детьми. «Бабушка-соперница», на первый взгляд, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности, продолжает работать, посвящая внукам выходные и отпуска. Неосознанная тен-[ценция ее прародительства состоит в соперничестве с дочерью |или невесткой в том, чтобы быть лучшей, более успешной «матерью» внуку. В этом случае идет поиск ошибок и промахов родителей ребенка, а все успехи в воспитании приписываются ею себе, хотя иногда и возникает чувство вины и раскаяния за непримиримость по отношению к собственным взрослым детям. Внуки улавливают конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя за это, остро ощущая свою неполноценность, либо прагматически используют противоречия позиций взрослых. По данным американской исследовательницы П. Робертсон, дополнительная роль бабушек и дедушек в большинстве случаев приносит глубокое удовлетворение людям среднего возраста1. Это деятельность по воспитанию нового поколения, но свободная от многих обязанностей и напряженных конфликтов, характерных для детско-родительских отношений. Автор выделяет такие типы бабушек: · гармоничные – сочетают высокие идеальные представления о роли бабушки и реальную сильную вовлеченность в жизнь внуков; · далекие – имеют заниженные социальные и личностные представления о социальной роли бабушек и занимают обособленную позицию по отношению к проблемам внуков; · символические – имеют высокий социально-нормативный образ бабушки при неразвернутости реальных взаимоотношений с внуками; · индивидуальные – акцентированы личностные аспекты поведения. На основании мнений самих бабушек и дедушек ею сформулированы четыре функции прародителей в семье, имеющие характер общей важной идеи для самого прародителя и/или других членов семьи. 1. Присутствие – как символ стабильности, как интегрирующий центр, как сдерживающий фактор при угрозе распада семьи. 2. Семейная «национальная гвардия» – призваны быть рядом в трудный момент, оказать поддержку в кризисной ситуации. 3. Арбитры – согласование семейных ценностей, разрешение внутрисемейных конфликтов. 4. Сохранение семейной истории – ощущение преемственности и единства семьи. Классификацию прародителей по критерию выполняемой ими внутрисемейной роли предлагает отечественный психолог О. В. Краснова: · формальные – строят отношения в соответствии с социальными предписаниями о роли старшего в семье; · суррогатные родители – берут на себя ответственность и заботу о внуках; · источник семейной мудрости – осуществляют связь с семейными корнями; · затейники – организуют отдых и досуг внуков; · отстраненные – редко включены в реальн} ю жизнедеятельность семьи детей и внуков. В отечественной психологии первое эмпирическое исследование вклада бабушек в жизнь семьи детей и взаимоотношений бабушек с внуками проведено общественным центром «Геронтолог» (рук. О. В. Краснова). В исследовании участвовали женщины, проживающие в Москве и в небольших городах Московской области, в возрасте от 40 до 85 лет, имеющие внуков. Учитывался ряд параметров: возраст бабушек, образование, совместное или раздельное проживание с детьми, факт продолжения трудовой деятельности, характер родственных связей (внук/внуки от сына или дочери), частота контактов, возраст внуков. Специально разработанная анкета включала вопросы о совместных занятиях бабушек с внуками; о представлениях бабушек о воспитании внуков; о системе поощрений и наказаний внуков; о надеждах на будущее; о помощи детям в воспитании внуков; о том, где внуки учатся хорошему и дурному; о доле участия старшего поколения в воспитании внуков; о причинах беспокойства за внуков; о конфликтах с детьми; о роли в семье, которую отводит себе старшее поколение. На основании анализа полученных данных выделены три основных типа бабушек: «формальная», или «обычная»; «активная», или «увлеченная»; «далекая», или «отстраненная», «символическая». «Обычные бабушки» принимают участие в уходе за внуками и в их воспитании, однако под воспитанием они скорее подразумевают помощь в бытовом уходе за ребенком (приготовление обедов, кормление, гуляние, купание и т. д. ) и/или материальное обеспечение семьи. Согласно проведенному опросу, каждая вторая бабушка относится к типу «обычной». Она вместе с внуками смотрит телевизионные передачи, читает им, гуляет с ними, летом, как правило, проводит время вместе (например, на даче). В приготовлении уроков, в играх, культурном просвещении внуков бабушки этого типа участвуют незначительно. Они поощряют внуков: хвалят, обнимают, целуют; покупают мороженое, сладости, фрукты, игрушки, вещи. При этом обычно делают это «просто так» или «за хорошее поведение», «за то, что она маленькая». В качестве наказаний «в случаях плохого поведения», непослушания предпочитают не общаться с ними или поругать. «Активные», «увлеченные бабушки» имеют высокую степень вовлеченности в досуг и проблемы своих внуков. Они заботятся о внуках, балуют их, помогают делать уроки, играют с ними, ходят в театры и на выставки, что требует больше усилий, моральных и физических. Увлеченные бабушки чаще отмечают и поддерживают у внуков проявления доброты, сочувствия, помощи; чувствительны к моментам, когда внукам требуется поддержка, ободрение. В качестве наказания за «вранье, лень, грубость» ругают, запрещают смотреть телевизор или ходить в гости, могут дать подзатыльник или не общаться, т. е. они проявляют большую активность в наказаниях по сравнению с бабушками предыдущего типа и считают, что имеют на это право. «Далекие», «отстраненные бабушки» затрачивают на внуков гораздо меньше времени. Внуки таких бабушек с рождения воспитывались или только родителями, или с помощью старшего поколения «с другой стороны», т. е. бабушки «отстраненного» типа не имели и продолжают не иметь каких-либо обязанностей по отношению к внуку. В высказываниях отстраненных бабушек очень часто встречаются противоречия. Такая бабушка, например, считает, что ее главная роль в семье – воспитание внуков, но под воспитанием она подразумевает только чтение и прогулки на свежем воздухе; или, утверждая, что у нее есть обязанности по отношению к внуку, видится с ним один-два раза в году, когда телефонные разговоры, воспоминания – единственный вид совместной деятельности.
вот такие они разные наши бабушки! какого типа ваши бабушки?! какая бабушка лучше?
Бабушка, или «большая мама» (в английском – буквально) – человек архиважный. Без поддержки бабушек большинству современных мамочек было бы, ох, как непросто... И все же в нагрузку к нашей благодарности они зачастую получают еще и воз упреков. Как найти общий язык? Совет психолога. Разграничьте полномочия: на бабушке может быть повседневный уход за ребенком, однако важные для чада решения все же должны принимать родители! Деловая бабушка - это противоположный тип предыдущему. Она энергичная женщина, у которой есть любимая работа (иди другие важные дела)… и нет времени на внуков! Она предпочитает общаться с крохой по выходным («на пару часиков, не больше! »), а основная помощь, которую она готова оказать, – приобретение необходимых вещей для ребенка. Такая бабушка не представляет себя сидящей дома с младенцем – она и своих детей рано отдала в ясли. Часто говорит: «Я растила без всяких бабушек», «Сами родили, сами и воспитывайте». Обидно! Совет психолога. Берите то, что бабушка может предложить, и не расстраивайтесь. И еще: подождите немножко, ведь такие бабушки становятся хорошими друзьями для подросших внуков – им всегда есть о чем поговорить. Совет психолога. Деликатно объясните бабушке возможные последствия такого воспитания. Или всецело возьмите педагогическую функцию на себя! Совет психолога. Уговаривать ее «не напрягаться» и быть снисходительнее к детским шалостям – бесполезно. Лучше направьте бабушкин организаторский талант в разумное русло: почитать книгу (азбуку! ), поиграть в настольные игры (по всем правилам) – в этом такая бабушка большой спец! Учить – ее призвание. Совет психолога. Поддерживая в бабушке желание «все знать и все успеть», притормозите ее немножко: у ребенка должно быть просто детство, как бы банально это ни звучало. Совет психолога. Праздник должен быть… но время от времени! Конечно, полностью поручать воспитание чада такой бабушке было бы рискованно, но отправить кроху к бабушке на «уик-энд непослушания» - почему бы и нет? Что касается остальной нормальной жизни «без бабушки», просто объясните малышу, что дома – другие порядки. Совет психолога. Порадуйтесь за маму, отлично сохранившуюся даже в пенсионном возрасте. Научите кроху называть бабушку по имени (она будет в восторге! ). Поощряйте бабушку за дела, которые у нее отлично получаются, – и в будущем вы наверняка никогда не узнаете, где находится музыкальная школа чада или что такое родительское собрание.
|
|||
|