Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Результаты голосования



43. 9%

ž не вмешиваются в процесс воспитания — 18 голосов

31. 7%

ž дают житейские советы помелочи ( как одеться на улицу) — 13 голосов

12. 2%

ž наставляют на путь истинный в глобальном плане ( ехать на отдых/нет, когда отдавать ребенка в сад) — 5 голосов

2. 4%

ž полностью контролируют процесс воспитания — 1 голос

9. 8%

другое — 4 голоса


 

типы бабушек…

А. С. Спиваковская приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного сочетания ролей: «бабушка-жертва» и «бабушка-соперница».

«Бабушка-жертва» воспринимает роль бабушки как центральную для себя, взваливает на свои плечи груз хозяйственно-бытовых и воспитательных забот, отказавшись от профессиональной деятельности, ощутимо ограничив дружеские контакты и досуг. Сделав заботы о семье, детях и внуках смыслом своего существования, пожертвовав другими сторонами личной жизни, эта женщина Периодически испытывает противоречивые чувства, включающие недовольство близкими, обиду за недостаточную благодарность с их стороны, тоску и раздражение. Характерная позиция внуков такой бабушки – любовь к ней и вместе с тем зависимость, привычка к опеке и контролю, трудности самоконтроля и общения с другими детьми.

«Бабушка-соперница», на первый взгляд, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности, продолжает работать, посвящая внукам выходные и отпуска. Неосознанная тен-[ценция ее прародительства состоит в соперничестве с дочерью |или невесткой в том, чтобы быть лучшей, более успешной «матерью» внуку. В этом случае идет поиск ошибок и промахов родителей ребенка, а все успехи в воспитании приписываются ею себе, хотя иногда и возникает чувство вины и раскаяния за непримиримость по отношению к собственным взрослым детям. Внуки улавливают конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя за это, остро ощущая свою неполноценность, либо прагматически используют противоречия позиций взрослых.

По данным американской исследовательницы П. Робертсон, дополнительная роль бабушек и дедушек в большинстве случаев приносит глубокое удовлетворение людям среднего возраста1. Это деятельность по воспитанию нового поколения, но свободная от многих обязанностей и напряженных конфликтов, характерных для детско-родительских отношений. Автор выделяет такие типы бабушек:

· гармоничные – сочетают высокие идеальные представления о роли бабушки и реальную сильную вовлеченность в жизнь внуков;

· далекие – имеют заниженные социальные и личностные представления о социальной роли бабушек и занимают обособленную позицию по отношению к проблемам внуков;

· символические – имеют высокий социально-нормативный образ бабушки при неразвернутости реальных взаимоотношений с внуками;

· индивидуальные – акцентированы личностные аспекты поведения.

На основании мнений самих бабушек и дедушек ею сформулированы четыре функции прародителей в семье, имеющие характер общей важной идеи для самого прародителя и/или других членов семьи.

1. Присутствие – как символ стабильности, как интегрирующий центр, как сдерживающий фактор при угрозе распада семьи.

2. Семейная «национальная гвардия» – призваны быть рядом в трудный момент, оказать поддержку в кризисной ситуации.

3. Арбитры – согласование семейных ценностей, разрешение внутрисемейных конфликтов.

4. Сохранение семейной истории – ощущение преемственности и единства семьи.

Классификацию прародителей по критерию выполняемой ими внутрисемейной роли предлагает отечественный психолог О. В. Краснова:

· формальные – строят отношения в соответствии с социальными предписаниями о роли старшего в семье;

· суррогатные родители – берут на себя ответственность и заботу о внуках;

· источник семейной мудрости – осуществляют связь с семейными корнями;

· затейники – организуют отдых и досуг внуков;

· отстраненные – редко включены в реальн} ю жизнедеятельность семьи детей и внуков.

В отечественной психологии первое эмпирическое исследование вклада бабушек в жизнь семьи детей и взаимоотношений бабушек с внуками проведено общественным центром «Геронтолог» (рук. О. В. Краснова). В исследовании участвовали женщины, проживающие в Москве и в небольших городах Московской области, в возрасте от 40 до 85 лет, имеющие внуков. Учитывался ряд параметров: возраст бабушек, образование, совместное или раздельное проживание с детьми, факт продолжения трудовой деятельности, характер родственных связей (внук/внуки от сына или дочери), частота контактов, возраст внуков. Специально разработанная анкета включала вопросы о совместных занятиях бабушек с внуками; о представлениях бабушек о воспитании внуков; о системе поощрений и наказаний внуков; о надеждах на будущее; о помощи детям в воспитании внуков; о том, где внуки учатся хорошему и дурному; о доле участия старшего поколения в воспитании внуков; о причинах беспокойства за внуков; о конфликтах с детьми; о роли в семье, которую отводит себе старшее поколение.

На основании анализа полученных данных выделены три основных типа бабушек: «формальная», или «обычная»; «активная», или «увлеченная»; «далекая», или «отстраненная», «символическая».

«Обычные бабушки» принимают участие в уходе за внуками и в их воспитании, однако под воспитанием они скорее подразумевают помощь в бытовом уходе за ребенком (приготовление обедов, кормление, гуляние, купание и т. д. ) и/или материальное обеспечение семьи. Согласно проведенному опросу, каждая вторая бабушка относится к типу «обычной». Она вместе с внуками смотрит телевизионные передачи, читает им, гуляет с ними, летом, как правило, проводит время вместе (например, на даче). В приготовлении уроков, в играх, культурном просвещении внуков бабушки этого типа участвуют незначительно. Они поощряют внуков: хвалят, обнимают, целуют; покупают мороженое, сладости, фрукты, игрушки, вещи. При этом обычно делают это «просто так» или «за хорошее поведение», «за то, что она маленькая». В качестве наказаний «в случаях плохого поведения», непослушания предпочитают не общаться с ними или поругать.

«Активные», «увлеченные бабушки» имеют высокую степень вовлеченности в досуг и проблемы своих внуков. Они заботятся о внуках, балуют их, помогают делать уроки, играют с ними, ходят в театры и на выставки, что требует больше усилий, моральных и физических. Увлеченные бабушки чаще отмечают и поддерживают у внуков проявления доброты, сочувствия, помощи; чувствительны к моментам, когда внукам требуется поддержка, ободрение. В качестве наказания за «вранье, лень, грубость» ругают, запрещают смотреть телевизор или ходить в гости, могут дать подзатыльник или не общаться, т. е. они проявляют большую активность в наказаниях по сравнению с бабушками предыдущего типа и считают, что имеют на это право.

«Далекие», «отстраненные бабушки» затрачивают на внуков гораздо меньше времени. Внуки таких бабушек с рождения воспитывались или только родителями, или с помощью старшего поколения «с другой стороны», т. е. бабушки «отстраненного» типа не имели и продолжают не иметь каких-либо обязанностей по отношению к внуку. В высказываниях отстраненных бабушек очень часто встречаются противоречия. Такая бабушка, например, считает, что ее главная роль в семье – воспитание внуков, но под воспитанием она подразумевает только чтение и прогулки на свежем воздухе; или, утверждая, что у нее есть обязанности по отношению к внуку, видится с ним один-два раза в году, когда телефонные разговоры, воспоминания – единственный вид совместной деятельности.

 

 

вот такие они разные наши бабушки!

какого типа ваши бабушки?! какая бабушка лучше?


 

Бабушка, или «большая мама» (в английском – буквально) – человек архиважный. Без поддержки бабушек большинству современных мамочек было бы, ох, как непросто... И все же в нагрузку к нашей благодарности они зачастую получают еще и воз упреков. Как найти общий язык?

Все возможно – важно только знать, что за «экземпляр» вам достался! Итак, изучаем типы бабушек.

Бабушка-наставница полностью готова посвятить себя внукам – самоотверженна, исполнительна. Она знает все: как купать, кормить, пеленать, воспитывать… И все это делает! Проблема в том, что при этом бабушка неосознанно стремится занять в системе мироздания ребенка место родителей (и даже готова оберегать крошку от их «плохого влияния»). Причины такого положения дел разные: властность бабушки, ранний выход мамы на работу, мама, растящая ребенка без мужа и т. д. Но малышу это точно не на пользу.

Совет психолога. Разграничьте полномочия: на бабушке может быть повседневный уход за ребенком, однако важные для чада решения все же должны принимать родители!

Деловая бабушка - это противоположный тип предыдущему. Она энергичная женщина, у которой есть любимая работа (иди другие важные дела)… и нет времени на внуков! Она предпочитает общаться с крохой по выходным («на пару часиков, не больше! »), а основная помощь, которую она готова оказать, – приобретение необходимых вещей для ребенка.

Такая бабушка не представляет себя сидящей дома с младенцем – она и своих детей рано отдала в ясли. Часто говорит: «Я растила без всяких бабушек», «Сами родили, сами и воспитывайте». Обидно!

Совет психолога. Берите то, что бабушка может предложить, и не расстраивайтесь. И еще: подождите немножко, ведь такие бабушки становятся хорошими друзьями для подросших внуков – им всегда есть о чем поговорить.

Бабушка-наседка любит проводить время с малышом, при этом не отстраняя от дел маму. Но… слишком уж опекает и переживает! Причитая: «Ой, не беги – упадешь! Поранишься, потеряешься и т. д. ». А ведь тревожность «воспитателя» легко передается крохе – и вот уже самооценка и уверенность в себе хромают, ребенок растет мнительным и пугливым. Да и с самостоятельностью туговато – как тут научиться чему-либо, если все делают за тебя?!

Совет психолога. Деликатно объясните бабушке возможные последствия такого воспитания. Или всецело возьмите педагогическую функцию на себя!

Бабушка-блюстительница порядка. В ее доме идеальный порядок и чистота, граничащая со стерильностью, и появление в нем внука – отнюдь не повод для перемен. Впрочем, такая бабушка предпочитает встречаться с «разрушителем» на его территории – за пару часов, проведенных у вас, она умудряется вымыть полы, разложить игрушки и детские вещи, заштопать все, попавшееся на глаза… Увы, на то, чтобы просто поиграть с малышом, уже не хватает времени.

Совет психолога. Уговаривать ее «не напрягаться» и быть снисходительнее к детским шалостям – бесполезно. Лучше направьте бабушкин организаторский талант в разумное русло: почитать книгу (азбуку! ), поиграть в настольные игры (по всем правилам) – в этом такая бабушка большой спец! Учить – ее призвание.

Прогрессивная бабушка наслышана обо всех новинках детской психологии и гигиены и сожалеет, что «такого не было в наше время». Здорово? А как вам перспективка созыва «консилиума» врачей, если кроха заболел? А «рекомендации лучших ребенководов» (психологов), красноречиво вывешенные (для вас! ) в рамочке на холодильнике? Желание развивать малыша «всесторонне» (английский, плавание и айкидо) – буквально с пеленок? За всем этим, как правило, стоит стремление бабушки реализовать собственные амбиции, когда-то не воплощенные в жизнь ею самой или детьми. Отыграемся на внуках?

Совет психолога. Поддерживая в бабушке желание «все знать и все успеть», притормозите ее немножко: у ребенка должно быть просто детство, как бы банально это ни звучало.

Бабушка-веселушка с появлением внука охотно и вполне сознательно впадает в детство. Она способна на многое - даже научить вашего тихоню стрелять из рогатки или строить рожицы перед зеркалом. Как весело с ней играть! Но… такая бабушка потакает даже самым разрушительным детским прихотям, исполняет все капризы чада. И после визита ребенка к бабушке-«массовику-затейнику» вам, не исключено, еще долго придется восстанавливать родительский авторитет.

Совет психолога. Праздник должен быть… но время от времени! Конечно, полностью поручать воспитание чада такой бабушке было бы рискованно, но отправить кроху к бабушке на «уик-энд непослушания» - почему бы и нет? Что касается остальной нормальной жизни «без бабушки», просто объясните малышу, что дома – другие порядки.

Бабушка-«небабушка». «Какая я бабушка? » - кокетливо заявляет она. Но не самоустраняется, наоборот: охотно гуляет с коляской, изображая молодую мамочку, водит кроху в гости, в фотостудию, по магазинам (там можно приятно пообщаться! ). Однако смена подгузников или приготовление молочной каши для нее тяжелое испытание… не злоупотребляйте такими поручениями!

Совет психолога. Порадуйтесь за маму, отлично сохранившуюся даже в пенсионном возрасте. Научите кроху называть бабушку по имени (она будет в восторге! ). Поощряйте бабушку за дела, которые у нее отлично получаются, – и в будущем вы наверняка никогда не узнаете, где находится музыкальная школа чада или что такое родительское собрание.

ОБЫЧНАЯ БАБУШКА. Есть и такая! Готовая помочь в свободное время, потому что еще помнит, как росли ее дети. Порой удивленная «новыми воспитательными причудами», но не критикующая при этом родителей. Балующая кроху, но принципиальная в том, что для ребенка «главные – папа и мама»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.